Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

girovka_nn_turistskorekreatsionnye_resursy_territorii_osnovy

.pdf
Скачиваний:
29
Добавлен:
03.10.2020
Размер:
5.91 Mб
Скачать

Рис. 6.9. Распределение численных показателей объектов историкокультурного наследия в выделенных группах: 1 – в столице РФ (г. Москве и городе федерального значения г. Санкт-Петербурге), городах-миллионниках (административных центрах республик, областей, включая г. Н. Новгород); 2

– в муниципальных центрах первого уровня на территории Нижегородской области; 3 – в муниципальных центрах второго уровня на территории Нижегородской области

230

Внутренняя связь распределения количественных показателей комплекса историко-культурного наследия в своих группах с выделенными типами урбанизированных центров и достаточно высокая теснота связей (R²) позволяет создать общую номограмму зависимости численных показателей от интегрального фактора влияния – статуса урбанизированных центров

(рис.6.10).

Рис. 6.10. Номограмма взаимосвязи численных показателей комплекса исто- рико-культурного наследия и статуса урбанизированных центров в своих группах: 1 – городов Москвы, Санкт Петербурга, республиканских и областных центров, городов – миллионников; 2 – региональных центров; 3 – муниципальных центров. Уравнения по группам приведены на рис. 6.9.

Выделенные три группы основных ресурсных компонент туристскорекреационных комплексов историко-культурного наследия, распределенные по всему статусному ряду исследованных урбанизированных центров территории: от Нижегородской области, и до Восточно-Европейской равнины, позволили выявить количественные градации (реперы) с весьма существенными численными различиями ресурсных компонент в выделенных группах и

231

различными численными интервалами между группами, которые в целом подчиняются общей экспоненциальной зависимости.

Выделены группы по следующим ресурсным показателям основных компонент:

численные показатели основных ресурсных компонент первого иерархического уровня (муниципальных центров) в Нижегородской области колеблются от первых десятков до первой сотни объектов (очевидно как предельной величине);

на Восточно-Европейской равнине, включая областные, республиканские центры, города-миллионники, столицы республик, формируются в диапазоне численных показателей в пределах нескольких сотен объектов (300 – 600 объектов, очевидно до первой тысячи объектов, как предельной величине);

в столице РФ городе Москве и федеральном центре городе Санкт-Петербурге численные показатели комплекса историкокультурного наследия достигают нескольких тысяч (от восьми тысяч объектов и более, очевидно до десяти тысяч объектов, как предельной величине).

Вцелом экспоненциальная закономерность распределения численных характеристик основных ресурсных компонент как по отдельным муниципальным районам, так и по Нижегородской области в целом, другим регионам и Федеральным центрам России сохраняется, что позволяет использовать данные численные группировки и экспоненциальные закономерности их роста в зависимости от типологии ресурсных центров как основные предпосылки формирования ранжированной численной структуры отраслевого ресурсного потенциала не только исследованных территорий, но и как инструмент определения основ организации и проектирования ресурсных центров иных равнинных территорий.

232

Географические (пространственные) основы распределения численных показателей комплекса историко-культурного наследия в урбанизированных центрах на территории Нижегородской области весьма неоднозначны (рис. 6.11). Как показывают исследования, на территории области по численным показателям доминирует комплекс историко-культурного наследия областного центра – города-миллионника.

Рис. 6.11. Закономерности географического распределения численных показателей комплекса историко-культурного наследия в урбанизированных центрах Нижегородской области. Обозначения см. на рис.6.9

Муниципальные центры (расположенные на расстоянии до 10-40 км от областного центра), всецело находясь в поле влияния областного центра как сейчас, так и ранее, обладают многократно меньшим ресурсным потенциалом комплекса историко-культурного наследия, образуя маргинальную зону вокруг областного центра по данной группе ресурсных компонент.

При удалении от областного центра на расстояние 60 – 100 км отмечается формирование собственных (первая восходящая волна локального уровня) муниципальных центров комплекса историко-культурного наследия, естественно со значительно более низкими численными показателями, чем областной центр.

233

Дальнейшее увеличения расстояния от областного центра приводит к снижению численных показателей комплекса историко-культурного наследия до очень низких показателей, а на удалении 180-190 км от областного центра вновь отмечается рост численных показателей и формирование собственных муниципальных центров историко-культурного наследия (вторая восходящая волна локального уровня). Однако вторая волна локального уровня характеризуется более низкими показателями своего ресурсного потенциала, чем первая волна локального уровня.

Важно отметить, что по территории Нижегородской области такие закономерности волнового распределения количественных характеристик комплекса историко-культурного наследия проявляются на всех географических и инфраструктурных направлениях от областного центра. Удивительно, но г. Нижний Новгород, располагаясь в максимально контрастной для равнинных территорий природной зоне, практически по всем основным компонентам природного (ландшафтного) комплекса, в период своего образования формировался как стратегический пункт. Прежде всего, для решения: оборонных, торговых, производственных, культурных (религиозных) задач, т.е. всех, кроме туристско-рекреационных. Однако, со временем потеряв стратегическое военное положение контрастной зоны, приобрел административное, культурное и туристско-рекреационное.

Географические закономерности распределения основных ресурсных центров туризма и рекреации, на примере историко-культурного наследия, в Нижегородской области в своей основе определялся природными условиями (прежде всего геологическим строением и рельефом, на котором сформировался определенный ландшафтный комплекс со своей речной сетью). На этой основе формировался цивилизационный комплекс (система расселения, сеть дорог, производственный комплекс и др.).

На схеме территории Нижегородской области (рис. 6.12) выделены ресурсные центры локального уровня только двух групп очень высокого и вы-

сокого ресурсного потенциалов из общей 5-ступенчатой шкалы группировок

234

численных данных. В результате получили практически зеркальный рисунок распределения этих ресурсных центров на северной и южной половинах территории Нижегородской области относительно контрастной зоны (по рельефу и ландшафтному строению), которая проходит по руслу реки Волга (или от областного центра).

Выявленные территориальные закономерности организации ресурсных центров на территории Нижегородской области свидетельствуют о том, что базовой основой организации выступает природный комплекс территории, на который эволюционно накладываются цивилизационные факторы и уже последние формируют иерархическую цепочку, типологическое разнообразие и численные характеристики центров историко-культурного потенциала конкретных территорий.

На территории Нижегородской области по численным показателям комплекса историко-культурного наследия выделяется три иерархических уровня (потенциала): первый – областной центр город-миллионник, второй – муниципальные центры более низкого иерархического уровня (первая волна), чем областной центр (центры ремесел и промыслов, религиозные центры, центры торговли, культуры, промышленности), третий – муниципальные центры с низкими показателями комплекса историко-культурного наследия (вторая волна). Последние располагаются на нисходящих участках волновой структуры пространственного распределения комплекса историкокультурного наследия. Территориально, как правило, они расположены вдали от основных направлений расселения, основных транспортных коридоров и имеют ресурсы, менее благоприятные для проживания и освоения в прошлый и настоящий периоды развития.

235

Рис. 6.12. Географические закономерности размещения локальных центров историко-культурного наследия в Нижегородской области (без Нижнего Новгорода)

В географическом пространстве Нижегородской области волновая структура расположения ресурсных центров образует близкие к кольцевым структурам с единым ресурсным центром, в данном случае городом Нижний Новгород, прослеживаются фрагменты концентрических моделей А.И. Зырянова [78], Б.Б. Родомана [162], М.Д. Шарыгина [202], полученные по данным других регионов, обладающие другими региональными показателями.

На более высоком уровне обобщения при использовании численных данных выделенных группировок формирования основных ресурсных компонент туристско-рекреационных комплексов городов-миллионников, областных, республиканских центров, столиц государств и стран она сохраняется (рис. 6.13). Более того, наблюдается полицентричность выделенного про-

236

странства Восточно-европейской равнины, на котором выделены два верхних уровня, что свидетельствует о едином пути (общих предпосылках) формирования и основах организации ресурсного комплекса данной территории.

В целом на примере пространственного распределения одной из основных ресурсных компонент рекреации и туризма как на территории Нижегородской области, так и на более обширных территориях подтверждено существование двух парадигм единого процесса развития и движения общества и формирования его ресурсного потенциала — линейности и цикличности. Данные парадигмы отражают иерархичную и единую в целом, но двойственную в проявлениях и развитии природу всяких изменений от локального уровня с короткими циклами и до вековых. Смену труда и отдыха, недельные, месячные, годовые циклы, производственные, культурные и цивилизационные циклы, волновой характер формирования которых наиболее полно исследовал российский ученый Н.Д. Кондратьев (Кондратьев Н.Д., 2002) в теории «длинных волн». Несмотря на то, что в ней речь идет об экономических процессах, однако содержится модель взаимодействия природных и цивилизационных, отраслевых и социальных сфер, в целом — взаимосвязей между этими сферами, которые и дают ключ к объяснению нелинейной природы формирования и основ организации основных ресурсных компонент и индустрии туризма как одного из частных проявлений волновой теории.

Как представляется, лимитирующими факторами, позволяющими выделить иерархию численных показателей волновой структуры распределения историко-культурных ресурсов на локальном уровне (длина волны и амплитуда ее колебания), могут быть природные циклы (точнее, их продолжительность), регулирующие маятниковые перемещения людей в процессах как хозяйственной деятельности, так и кратковременного отдыха). На показатели современной волновой структуры со своей стороны влияют такой цивилизационный фактор как инфраструктурный комплекс территории (определяющий расстояние перемещений) и психолого-физиологические особенности

человека как биологического и одновременно социального вида. 237

Рис. 6.13. Картоид численных показателей комплекса историкокультурного наследия в городах-милионниках, областных центрах и столицах государств, расположенных на равнинных территориях.

Так в распределении количественных показателей комплекса историкокультурного наследия в урбанизированных центрах Восточно-Европейской равнины выделяется несколько иерархических уровней (групп) (рис. 6.14).

Количественные показатели комплексов историко-культурного наследия столицы РФ Москвы и города федерального статуса Санкт-Петербурга многократно превышают аналогичные показатели областных, республиканских центров, городов-миллионников, это самостоятельная статистическая группа, обладающая самыми высокими численными и типологическими показателями комплекса историко-культурного наследия территории Русской равнины. В свою очередь, например, комплекс историко-культурного наследия одного из самых крупных мировых центров туризма и рекреации города

238

Парижа многократно превышает аналогичный комплекс российской столицы, продолжая общий восходящий волновой характер распределения количественных показателей мировых урбанизированных центров.

Рис. 6.14. Растущий бинарный граф иерархических уровней территориального распределения комплексов историко-культурного наследия в зависимости от статуса урбанизированных центров в административно-территориальном устройстве стран и регионов: 1 – маргинальная муниципальная зона; 2 – зона муниципальных центров (ремесленных, религиозных и др.); 3 – зона региональных центров, центров республик, областей, городов-миллионников; 4 – зона столиц, федеральных центров; 5 – зона мировых центров (например, парижской агломерации и др.).

Во временном разрезе лимитирующими факторами, позволяющими выделить иерархию численных показателей волновой структуры распределения историко-культурных ресурсов, кроме выделенных выше показателей, являются длинные волны, формируемые преимущественно комплексом цивилизационных процессов одними из ареалов которых являются городские мегаполисы, а также климатические тренды, определяющие формирование ландшафтной сферы планеты, соответственно и ООПТ высокого статуса.

Обращает на себя внимание факт единой закономерности, выраженной в экспоненциальной шкале распределения различных генетических типов основных ресурсных компонент рекреации и туризма и случайный характер

239