Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Oganov_A.S._i_dr._Professor__Angelopulo_O.K

..pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
12.11.2022
Размер:
2 Mб
Скачать

включился в научно-исследовательскую работу по растворной тематике, которая завершилась под руководством О.К. кандидатской диссертацией «Безглинистые буровые растворы с конденсированной твёрдой фазой».

Тесно общаясь с О.К. Ангелопуло, дружеские отношения с которым сохранились на многие годы, я поражался его самоотдаче и трудолюбию казалось, он работает 24 часа в сутки. Олег Константинович был неистощимым генератором идей и вариантов решения возникающих проблем, которые всегда были конкретными по сути и реальными по воплощению. Вечерами, часто до полуночи, в лаборатории Ц-10 вместе с ним намечали планы экспериментальных исследований, готовили и осуществляли их. Не могу не отметить роль Николай Михайловича Полухина, заведующего лабораторией, который в кратчайшие сроки находил необходимые, чаще всего дефицитные, материалы и оборудование, оперативно изготавливал различные устройства, в результате чего идея очень скоро нашла воплощение в реальных рецептурах буровых растворов и оригинальных технологических решениях. Разработанные технологии приготовления гидрогелей и солегелей были приняты производственниками и развивались далее в научных исследованиях специалистов.

Практический результат научно-исследовательской деятельности кафедры особенно ярко проявился после перехода О.К. Ангелопуло на работу в г. Гурьев в качестве заместителя директора КазНИГРИ. Многократно я был свидетелем того, как он утром по пути на службу (это 4 км от дома в любую погоду только пешком по набережной реки Урал) детально планировал весь день, в котором обязательно была работа у «станка» так он называл лабораторные эксперименты. Он очень любил что-то делать в экспериментах своими руками, особенно где предполагалось подтверждение его умозаключениям. Поражала его способность

21

мгновенно выделять главное из любой информации, приемлемость которой он тут же оценивал для себя, для семьи, для работы. Удивляла его интуиции, потому что практически всегда он оказывался прав в том или ином предположении, в результатах эксперимента.

Поездки на скважины были нормой, особенно при внедрении оригинальных разработок. Не было ни одной разведочной скважины в Западном Казахстане, где бы О.К. Ангелопуло не был, и не раз, особенно при нештатных ситуациях. Роль наблюдателя его не устраивала, он всегда был среди главных исполнителей, в рабочем комбинезоне на самом ответственном участке (чаще всего в блоке приготовления и обработки бурового раствора). Он не уезжал до тех пор, пока намеченная цель не была достигнута. Вместе с ним мне не раз пришлось по несколько суток проводить на буровых, как правило удалённых на сотни км от базы, до получения убедительного результата. Олег Константинович пользовался большим уважением руководства министерства геологии Казахстана, и не случайно его разработки отмечены Государственной премией КазССР.

Когда начали поиск кандидатуры заведующего кафедрой бурения института, профессор К.С. Басниев и я предложили руководству кандидатуру О.К. Ангелопуло, которому, в конце концов, и отдали предпочтение среди других маститых претендентов. А завершил он докторскую диссертацию уже в МИНХиГП. В составе группы учёных института получил Государственную премию СССР, был назначен деканом, а затем перешёл на работу в ректорат.

Большое уважение вызывала его любовь и нежное отношение, как он говорил, к «моим девочкам»: Светлане – его жене, которая, несмотря на трудности бытия, умудрялась везде, где им приходилось проживать, создавать уютную и гостеприимную атмо-

22

сферу, была его надёжным «тылом»; к дочкам Ольге и Юлии, успехами и достоинствами которых он гордился. Чувствовалось, что он был счастлив в семейной жизни.

Олег Константинович был страстным поклонником джаза, сам хорошо играл на фортепьяно, в студенческие годы был участником ВИА Грозненского нефтяного института. Имел хорошую коллекцию джазовых композиций. Много раз высказывал сожаление, что нет времени заниматься музыкой.

Профессор В.С. Шейнбаум. Об О.К. Ангелопуло я впервые услышал от Елены Петросянц, дочери профессора Анатолия Арамаисовича Петросянца – заведующего кафедрой прикладной механики, где я работал. Было это в самом начале 80-х годов, когда Олег Константинович стал заведующим кафедрой бурения. Лена тогда сообщила мне, что О.К. Ангелопуло – руководитель ее кандидатской диссертации. По ее описанию он был распрекрасным человеком, сочетавшим все лучшие качества человека, какие только есть. Вскоре состоялось и наше личное знакомство.

В тот период я по общественной линии работал ответственным секретарем в секции «Нефти и газ» комиссии Минвуза СССР

в рамках ежегодного всесоюзного конкурса «вузовская наука». Секцию возглавлял наш ректор В.Н. Виноградов, и по его поручению я встречался с заведующими профилирующих кафедр университета (тогда еще института), работы которых могли бы быть представлены на этот конкурс. И однажды, позвонив Олегу Константиновичу и представившись, я попросил принять меня. Он предложил спуститься к нему в кабинет через 5 минут, что я и сделал.

Беседовали мы достаточно долго. По молодости, больше говорил я, чем он. Я рассказывал ему, что к бурению имею самое непосредственное отношение – занимаюсь этим делом уже почти 15 лет, что жизнь мою «сломал», но не загубил, а совсем наобо-

23

рот, Эйюб Измайлович Тагиев (я рассчитывал этим расположить Олега Константиновича к себе), что с дружной командой молодых сотрудников ВНИИБТ объездил всю Западную Украину, Прикарпатье и Закарпатье.

Он, слушая меня, все время кивал головой в знак того, что многих из этих сотрудников знает лично, что они действительно симпатичные ребята – и Бронзов, и Лопатин, и Мурадян, и другие. Он немного рассказал о своей работе в Казахстане, делая в основном акцент на том, что «Восток – дело тонкое». Еще я узнал, что, обучаясь в Грозненском нефтяном институте, он приобщился к джазу, играл в студенческом оркестре и вообще меломан. А еще я понял, что Олег Константинович – человек с потрясающе тонким чувством юмора. Одним словом, наша первая встреча с ним полностью подтвердила то, что рассказывала мне Лена Петросянц.

С 1986 г., с того дня, как О.К. Ангелопуло стал деканом факультета разработки нефтегазовых месторождений (ФРЭНГМ), наши контакты и личные встречи стали регулярными. Я был заместителем начальника УМУ, преподавал уже на кафедре профессора Зайцева Юрия Васильевича, и комната, где я работал, находилась на 6 этаже в торце правого бокового коридора, а кафедра располагалась в левом боковом коридоре. В мои обязанности входила организация работы подсистемы АСУ ВУЗ «Учебный процесс», аналитика состояния учебного процесса, подготовка «оперативных сводок» для проректора по учебной работе, заместителя секретаря парткома, контролирующего образовательную деятельность университета.

Олег Константинович наведывался ко мне еженедельно, преимущественно по пятницам, поскольку требуемые от меня материалы я передавал «наверх» по понедельникам. До деканских совещаний. Он ревностно следил за тем, чтобы его факультет, не

24

дай бог, не оказался по показателям ниже среднего уровня. Если таковое случалось, он копался в моих цифрах, стремился локализовать причины на уровне отдельных групп, кураторов, преподавателей, То есть всегда был, что называется «во всеоружии», идя к начальству. Этим качеством он выделялся из всех деканов, не в обиду будет им сказано. Конечно же, это еще более укрепляло мое и так уже глубокое уважение к нему как к настоящему профессионалу.

А спустя полтора года, а точнее, в самом начале декабря 1987 г. Владимир Николаевич произвел в ректорате кадровую реформу, в ходе которой Олег Константинович был назначен первым проректором – проректором по учебной работе, а я – начальником учебно-методического управления. Его предшественник Б.П. Поршаков стал заместителем в статусе проректора председателя совета УМО НГО (вузовское учебно-методическое объединение по нефтегазовому образованию), коим был В.Н. Виноградов, а мой предшественник С.Г. Моисеев стал проректором по вечернему и заочному образованию. Так О.К. Ангелопуло стал моим непосредственным начальником. Мы проработали вместе с ним еще четыре года и в моей трудовой биографии это было замечательное время.

Я коротко отмечу крупные проекты в учебном процессе, которые были разработаны и воплощены в жизнь под руководством О.К. Ангелопуло, и те общеинститутские проекты, которыми руководил В.Н. Виноградов, а мы с Олегом Константиновичем были активными участниками.

1. Постановлением Коллегии Госкомвуза СССР от 29 июля 1988 г. подписанным председателем комитета Г.А. Ягодиным, О.К. Ангелопуло. и мне в составе большого авторского коллектива во главе с ректором В.Н. Виноградовым была присуждена III премия «за значительные успехи в перестройке содержания

25

учебно-воспитательного процесса, его обновления в свете современных достижений и перспектив развития науки, техники и культуры, создании спецкурсов по направлениям, определяющим научно-технический и социальный прогресс СССР».

2.1988 г. – создание методических советов специальностей.

3.1989 г. – реорганизация методического совета университета – организация постоянно действующих методических семинаров по актуальным направлениям развития инженерного образования: фундаментализация образования, усиление практической подготовки, тренажеры в учебном процессе, компьютерные технологии в преподавании и т.д.

4.1988 г. – обновление нормативной базы института в части планирования учебной нагрузки преподавателей и распределения штатов профессорско-преподавательского состава по кафедрам.

5.1989 г. – первый прием на новую специальность «рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды».

6.Открытие в системе довузовской подготовки первого регионального подготовительного отделения на Сахалине.

Доцент О.А. Марков. В 1960 г. в МИНХ и ГП им. И.М. Губкина была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория по сверхглубокому бурению, финансировало которую (по решению Министерства геологии СССР) Мингео КазССР. На учёных и преподавателях кафедр института лежало научно- техни-ческое сопровождение проекта и его воплощение при бурении Аралсорской СГ-1.

О.К. Ангелопуло на посту инженера по буровым растворам на скважине СГ-1 решал многочисленные проблемы вместе с профессором В.Д. Городновым и другими сотрудниками нашего института. Кроме того, после перехода в региональный научноисследовательский институт в г. Гурьеве в качестве заместителя

26

директора по науке, кроме того, он помогал отраслевой лаборатории сверхглубокого бурения МИНХ И ГП им. И.М. Губкина внедрять цементы для крепления скважин, разработанных сектором В.С. Данюшевского, режимы бурения сектором Г.Д. Бревдо и компоновки нижней части бурильной колонны О.А. Марковым для предотвращения искривления скважин на площадях Прикаспийской впадины.

После вступления в должность заведующего кафедрой бурения О.К. Ангелопуло во многом содействовал руководству отраслевой лаборатории сверхглубокого бурения, и в 1982 г. предложил мне участвовать в конкурсе на должность заведующего этой лаборатории.

Врамках договора с Мингео КазССР отраслевая лаборатория разработала рабочий проект Прикаспийской глубокой скважины ПГС-1 глубиной 7000 м и оказала техническую помощь при её бурении, а также научно-техническую помощь при турбинном бурении разведочной скважины глубиной 7000 м в Уральской области Казахстана с применением компоновки, включающей «ребристую» трубу, за 18 месяцев вместо 30 месяцев по проекту.

В1983 1988 гг. отраслевая лаборатория помогла Мингазпрому при разбуривании месторождения Карачаганак в Уральской области Казахстана, а также и при бурении более ста скважин глубиной 5200 м с использованием «ребристой» трубы для предупреждения искривления.

В1988 г. комплексная программа сверхглубокого бурения была сокращена, и отраслевую лабораторию перевели в категорию по глубокому бурению.

По совету О.К. Ангелопуло в августе 1995 г. ректорат Академии нефти и газа имени И.М. Губкина предложил мне, как заведующему отраслевой лабораторией и знающего английский язык, представлять российскую сторону в создании Тренажёрного цен-

27

тра по проекту Еврокомиссии, оказывавшей помощь вузам России по подготовки кадров и повышения их квалификации в сфере безопасности нефтяной и газовой промышленности.

Преподаватели и сотрудники кафедры в тренажерном центре (2007 г.)

Исполнителем работ по проекту Еврокомиссии на конкурсной основе была избрана Высшая национальная школа по нефти и двигателям Французского института нефти. С августа 1995 по февраль 1997 г. под непосредственным руководством О.К. Ангелопуло руководил целым рядом работ:

1.Установка и монтаж полномасштабного тренажёра по бурению и управлению скважиной DS 2000.

2.Дополнительно с помощью и при поддержке НК ЛУКОЙЛ,

всчёт снижения стоимости обучения и международной сертификации специалистов компании, приобретение университетом панели для управления скважиной при капитальном ремонте.

3.Обучение всех специалистов сотрудников тренажёрного центра по управлению скважиной по шести программам обучения.

4.Бизнес-план тренажёрного центра.

28

С 1997 г. по настоящее время в центре прошли обучение 4000 студентов и 3500 специалистов нефтяных и сервисных компаний. Кроме того, за этот период накоплены средства для приобретения 2 портативных тренажёров DS 20 и 11 компьютерных тренажёров DS 5 и модернизации тренажёра DS 2000 до уровня DS 5000.

Сегодня количество программ обучения увеличилось с 6 до 17. Таким образом, вклад О.К. Ангелопуло в становление и развитие тренажёрного центра управления скважиной неоценим.

Доцент И.Г. Берова. Большую часть учебно-методической работы по кафедре бурения нефтяных и газовых скважин Олег Константинович выполнял сам, понимая, что преподаватели заняты учебным процессом, и объяснить им, что нужно сделать, займет больше времени, чем он всю эту работу сделает самостоятельно. И так было все годы. Особенно хочется отметить его глубокие знания в организации учебного процесса, требования к выпускникам работодателей, когда еще ни о каких профессиональных стандартах не было речи; понимание того, чему и как нужно учить студентов – все это позволило разработать учебно-мето- дическую документацию по новым образовательным стандартам, начиная с 2008 г., ещё О.К. Ангелопуло был одним из разработчиков «идеальных государственных стандартов» 2000 г. (ГОСТов 2-го поколения). Олег Константинович умел очень доступно объяснить любой материал, который касался как учебного процесса, учебной дисциплины, так и любой другой темы. Обладая огромным практическим опытом, как человек – он был скромным, воспитанным, чрезвычайно тактичным, спокойным и уравновешенным, никогда не повышал голоса и решал все вопросы положительно. Все это позволяет сказать, что он был настоящим СПЕЦИАЛИСТОМ и ЧЕЛОВЕКОМ, настоящим руководителем и коллегой!!!

29

Профессор С.Л. Симонянц. Об Олеге Константиновиче Ангелопуло я впервые узнал в конце 70-х годов, во время моей учебы в аспирантуре и работы во ВНИИБТ. Олег Константинович был успешным выпускником Грозненского нефтяного института и учился одновременно с такими известными и уважаемыми учеными и специалистами, как Александр Васильевич Мнацаканов, Анатолий Иванович Булатов, Виктор Иванович Крылов и др. После его назначения заведующим кафедрой бурения, а затем и проректором в МИНХиГП им. И.М. Губкина, у нас были немногочисленные деловые контакты, во время которых я всякий раз испытывал искреннее почтение к незаурядной личности.

После защиты докторской диссертации я обратился к Олегу Константиновичу с просьбой помочь мне попробовать себя на преподавательской работе на кафедре бурения нефтяных и газовых скважин. Он с энтузиазмом поддержал мою просьбу и в январе 2006 г. организовал нашу встречу с ректором Альбертом Ильичом Владимировым. После беседы с ректором был издан приказ о моем назначении внештатным профессором университета. Через год, по совету Олега Константиновича, я полностью перевелся из ВНИИБТ в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина.

Коллектив кафедры бурения нефтяных и газовых скважин, руководимый О.К. Ангелопуло, состоял из сильных профессоров, доцентов и преподавателей. Работа на кафедре проходила в свободной творческой и дружелюбной атмосфере. Авторитет заведующего кафедрой был непререкаем. При этом он никогда не повышал голос и всегда старался помочь в решении разных проблем. Олега Константиновича уважали и любили все преподаватели и сотрудники, а также студенты и аспиранты.

По рекомендации О.К. Ангелопуло я сформировал свой курс лекций, подготовил и издал своё первое учебное пособие «Технология бурения скважин гидравлическими забойными двигателя-

30