Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2856.Горный инженер Н.Н. Мохирев

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
97.33 Mб
Скачать

У офиса ОАО «Узбекуголь» (г. Ташкент, октябрь 2006 г.)

Помню, как в Шаргуне по вечерам за ужином в Доме приезжих наши шутливые пикировки вызывали восторг у присутствующих.

Николай Николаевич всегда был в форме, и это несмотря на перенесенный инфаркт. Меня поражал его распорядок дня. В шесть утра – подъем, один час быстрым шагом по «Комплексу Политеха», потом холодный душ, еще один час – английский язык (в его-то семьдесят лет!), стакан чаю – и на работу. Он всегда мало ел. Помню, в гостинице «Элит» в Ташкенте, за завтраком он съедал несколько ломтей арбуза и все. Ни кофе, ни блинчиков с мясом, ни салата. Вот эта жесткая самодисциплина и позволяла ему и в семьдесят с гаком лет быть подтянутым и работоспособным. Он мог рано утром уехать в Соликамск или Березники на своей машине, а с обеда спуститься в шахту и сделать свои вентиляционные замеры.

31

elib.pstu.ru

Помню, какой резонанс у шахтеров шахты «Шаргуньская» вызвали результаты его четырехдневной работы. За два дня со своей помощницей Марией Постниковой (Лисковой) он сделал воздушно-депрессионную съемку, на третий день обработал результаты, а на четвертый поставил дополнительную вентиляционную перемычку, изменил угол наклона лопаток вентилятора ГВУ, получив в итоге почти двукратное увеличение количества поступающего в шахту воздуха. После этого директор шахты Комол Латыпович Хонов при каждом удобном случае передавал привет и теплые пожелания Николаю Николаевичу.

Есть какая-то особенная логика у рано ушедших из жизни людей: они заблаговременно совершают ряд действий, как бы оставляя свой особенный след на земле. Николай Николаевич буквально за три-четыре последних года жизни написал и опубликовал несколько блестящих монографий. Тянул-тянул… и нате вам: разразился целым рядом научных трудов.

У нас была немного странная дружба: мы могли не видеться месяцами, а потом встречаться каждый день целую неделю.

Помню, как пришел Николай Николаевич ко мне на работу накануне той скорбной субботы. Он пришел в половине шестого вечера, хотя мы не договаривались о встрече. Я обратил внимание, что в тот вечер он был как-то особенно моложав: белая отутюженная сорочка, свежевымытые и уложенные волосы, выбритое до глянца лицо. Я еще пошутил: «Николай Николаевич, ты сегодня выглядишь как жених». Увы, оказалось, что его невестой стала «дама с косой».

На следующий день мне позвонил В.Г. Артёмов и известил о смерти друга. Помня о встрече накануне, я никак не мог поверить в реальность случившегося, я не верил, что Николая Николаевича не стало. Не хотел, не мог пойти ни на похороны, ни на кладбище, потому что я до сих пор не верю, что его нет среди нас живых. Не верю…

32

elib.pstu.ru

М.Ю. Лискова (Постникова)

кандидат технических наук

ОБ УЧИТЕЛЕ – НИКОЛАЕ НИКОЛАЕВИЧЕ МОХИРЕВЕ

Моя первая встреча с Н.Н. Мохиревым произошла в 2003 году, когда я, еще первокурсница (поступила на заочное отделение гуманитарного факультета), пришла устраиваться лаборантом на кафедру БЖ и РВ, где он был заведующим кафедрой. «Кабинетом» Николая Николаевича была маленькая комнатушка, которая находилась в аудитории. Когда я зашла, то увидела сидящего в кресле мужчину в светлой рубашке с закатанными рукавами (как потом оказалось, это была его любимая манера одеваться). Он посмотрел на меня очень строго и спросил, что я умею, я ответила, что умею работать на компьютере и люблю учить что-то новое. Николай Николаевич задумался и сказал: «Ну, давай попробуем!». С того времени началась моя совместная работа с Н.Н. Мохиревым, которая продолжалась, к сожалению, менее 10 лет. И за это время он привил мне вдумчивое отношение к своей работе, так необходимое в научных исследованиях.

Как только я стала работать на кафедре БЖ и РВ, Николай Николаевич начал привлекать меня к научной работе: учил писать статьи, выступать на конференциях. Сразу начал заинтересовывать меня материалами по вентиляции шахт и брать в командировки, в шахты. Первая наша совместная поездка была на шахту «Черемуховская» в г. Североуральск (Свердловская обл.). Это был мой первый спуск в шахту. Мы спустились примерно на 600 м. Было очень интересно и познавательно. После этой поездки Николай Николаевич предложил мне перевестись на горно-нефтяной факультет на специальность «Разработка месторождений полезных ископаемых». Я сначала побаивалась, тем более что необходимо было досдавать «кучу» предметов, которые изучались на первом курсе. Но Николай Николаевич

33

elib.pstu.ru

меня убедил, и с того момента началась моя карьера «горняка», за что я ему очень благодарна! Я и не подозревала, что это именно то, что мне нравится!

Н.Н. Мохирев со своей ученицей М.Ю. Лисковой в камере ожидания после работы в шахте «Черемуховская»

ОАО «Севуралбокситруда» (2004 г.)

На кафедре «Электрификация и автоматизация горных предприятий»

34

elib.pstu.ru

Конференция «Рудник будущего», октябрь 2010 г. Н.Н. Мохирев, А.В. Николаев, М.Ю. Лискова

Когда я училась на втором курсе, Николай Николаевич первый раз сказал, что я должна стать кандидатом технических наук. Я сначала не воспринимала это всерьез, но он мне каждый раз об этом напоминал.

Н.Н. Мохирев занимался методикой расчета времени воздействия отработанных пространств рудников и шахт на процесс реверсии общерудничной вентиляционной струи в аварийных ситуациях, на основании которой выбираются наиболее безопасные пути и средства эвакуации рабочих из аварийных зон. Это и послужило темой моей диссертацией. Еще учась в университете, я начала под пристальным вниманием моего строгого, но справедливого руководителя собирать материал. Жаль, что он не дожил до моей защиты.

Меня всегда поражало, как Николай Николаевич знал все рудники, в которых он побывал. В каждом из них он знал все выработки и сбойки иногда даже лучше, чем сами работники этих шахт. Восхищаясь, всякий раз повторяла: «Николай Николаевич, я тоже хочу знать так рудники», – он смеялся и отвечал: «Какие твои годы, все придет».

35

elib.pstu.ru

В свои 70 лет Н.Н. Мохирев выглядел очень моложавым, никто ему не давал этот возраст. Он был очень активным и жизнерадостным, очень любил шутить.

Я благодарна судьбе, что она преподнесла мне шанс совместно работать и общаться с таким замечательным человеком и великим ученым. Николай Николаевич Мохирев был моим учителем и очень многому научил меня в этой жизни и дал толчок для развития.

И.И. Шибкова (Медведева)

ЧТОБЫ ПАМЯТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ ЖИЛА

Мы былизнакомы, нотрудно сказать, знали лимы другдруга. В хронологическом порядке Николай Николаевич Мохирев для меня сначала был Колей Мохиревым, так называл своего аспиранта, докторанта и ученика мой отец Иннокентий Иннокентьевич Медведев; человеком, которого папа высоко ценил за скрупулезное отношение к работе; сотрудником кафедры ОТ

иРВ ППИ; и, наконец, он стал для меня человеком с фотоаппаратом, появлявшимся в нашем доме, чтобы запечатлеть счастливые мгновения.

Каждый раз, когда я просматриваю семейные фотоальбомы, впамяти возникает имя Николая Николаевича Мохирева. Имя фотографа возникает прежде, чем фотография уведет в мир воспоминаний, перенесет в то самое время и тот самый запечатленный миг жизни. Большие черно-белые фотографии, отличающиеся от всех прочих хорошей постановкой кадра, продуманностью и высоким качеством. Фотографии эти – летопись приездов папы в Пермь,

ихроникаегоюбилея– пятидесятилетия.

Полагаю, что фотографии отражают истинное отношение фотографа к человеку, запечатленному в кадре. Если отношение окрашено любовью, доброжелательностью, то мы называем эти фотографии «удачными». Если же фотография сделана равнодушным к нам человеком, пусть даже фотохудожником-

36

elib.pstu.ru

профессионалом, то эти снимки мы чаще всего считаем «неудачными». Именно неравнодушие делает фотографии нашей семьи, сделанные Николаем Николаевичем, такими замечательными и дорогими сердцу. Я искренне благодарна ему за эти фотографии, за любовь и преданность своему Учителю.

Николай Николаевич был чутким к слову. Он – единственный человек, которого не устраивал ответ «ничего» на вопрос «как дела?». «Ничего – это пустое место, а я спрашиваю, как дела», – настаивал он и не отступал до тех пор, пока не слышал что-либо вразумительное. Сколько раз был задан этот вопрос

исколько раз пришлось подумать, что ответить. Николай Николаевич – человек добрый и неравнодушный, поэтому вопрос задавал не из праздного любопытства, а с искренним интересом. Иначе зачем спрашивать? И я очень благодарна ему за этот урок, который был мудро преподан и хорошо закреплен.

Николай Николаевич был человеком слова. Он и я были приглашены в Ленинград на пятидесятилетие И.И. Медведева,

ион пообещал папе, что 10 февраля мы обязательно будем. Подразумевалось, что он «доставит» меня вопреки отсутствию всех видов билетов из Перми в Ленинград. Добирались через Москву. Целый день, показавшийся мне вечностью, мы стояли в очередях касс Ленинградского вокзала. Н.Н. Мохирев последовательно отрабатывал все гипотетически возможные варианты – пробовал купить билеты в спецкассах: возврата билетов, для военнослужащих, железнодорожников и т.п. Он ходил к начальнику вокзала, замначальнику вокзала, в зал приема официальных делегаций и т.д. Надежда оказаться 10 февраля в Питере таяла с каждым часом и по мере отправления поездов. И, наконец, свершилось чудо. Подошел Николай Николаевич и будничным голосом сказал: «Пошли, наш поезд отправляется через полчаса». Это была «Красная стрела», это был какой-то вагон с иностранцами, это была бронь, которую он сумел «достать». Не уверена, что в полной мере выразила ему благодарность за осуществление почти несбыточной мечты присутствовать на папином юбилее, так как едва добравшись до купе, не дождав-

37

elib.pstu.ru

шись отправления поезда, мгновенно заснула. Последнее, что зафиксировало сознание, Николай Николаевич запросто разговаривает с иностранцами на хорошем английском языке. В ту поездку выяснилось, что он выучил язык в армии и не только поддерживал хороший уровень знания языка, регулярно читая Moscow News, но и совершенствовал его, изучая специальную литературу по теме научных исследований.

Я благодарна Николаю Николаевичу за все доброе, что он сделал для нашей семьи. За явное, и неявное. За уроки жизни. За то, что он был настоящим человеком.

Е.С. Дударь

кандидат технических наук

ПРОФЕССОР

Что человек делает, таков он и есть.

Г. Гегель

Мое научное сотрудничество с Николаем Николаевичем Мохиревым было хотя и длительным, но весьма «фрагментарным».

Будучи аспиранткой профессора Ленинградского горного института И.И. Медведева, я занималась теоретическими вопросами процессов тепло- и массообмена в калийных рудниках. Великолепный рассказчик, Иннокентий Иннокентьевич часто говорил о своих учениках, гордился их успехами. Пожалуй, он первый и сказал о необыкновенном трудолюбии, обстоятельности в делах, экспериментаторском даре Н.Н. Мохирева. Мне еще тогда подумалось, что у хороших учителей – хорошие ученики.

Так сложилось, что пришлось много работать самостоятельно. Работа захватила, увлекла, появились новые идеи, а с ними и единомышленники – математики М.А. Осипенко и О.И. Дударь. Создавали математическую модель калийного рудника, проверяли различные термодинамические режимы, возникающие при

38

elib.pstu.ru

проветривании, и вместе с этим разрабатывали новый метод расчета рудничных вентиляционных сетей. Именно необходимость расчета пространственной сети сложной топологии и привела нас к удивительному человеку – профессору Николаю Николаевичу Мохиреву.

Кто из инженеров не сталкивался с расчетом гидравлических сетей? Трубопроводные системы, транспортные потоки, электрические сети, да мало ли что еще? Масса различных методик, путаница в терминологии и регулярно появляющиеся интереснейшие статьи китайских ученых, которые имеют на английском языке только аннотацию. Много ли специалистов, у которых хватило терпения разобраться в этом обилии материала и регулярно следить за новыми разработками в мировой науке? Совершенно естественно, что у нас возникла острая необходимость в научном консультанте, нужен был настоящий профессионал. Вот тут-то и вспомнились беседы за чаем у профессора И.И. Медведева. Иннокентий Иннокентьевич был другом моих родителей, я знала его

сраннегодетства, апотому безоговорочнодоверяла егомнению.

Кразговору с Н.Н. Мохиревым готовилась долго. Примерно год ушел на просмотр реферативных журналов, поиск оригинальных статей, знакомство с новыми методиками расчета гидравлический сетей. Руководил этим процессом О.И. Дударь. Предъявляя высочайшие требования к любой научной работе, он считал необходимым рассчитывать термодинамические процессы в рудниках совместно с расчетом распределения воздуха в рудничной сети (одним из первых такой подход для расчета газораспределения в калийных рудниках предложил профессор Г.З. Файнбург). Конечно же, были споры, распространять расчеты на всю сеть мне вовсе не хотелось, это казалось лишним, отвлекающим от основной сути исследований по тепло- и массообмену. Работа затягивалась, задача становилась глобальной, мы все глубже «уходили» в теорию.

Прежде всего, за советом я пошла к заведующему кафедрой «Безопасность жизнедеятельности и рудничной вентиляции» профессору Николаю Николаевичу Мохиреву. Он сидел в своем

39

elib.pstu.ru

кабинете за столом, заваленным всяческими бумагами, свертками, рулонами. В этом, на первый взгляд, хаосе царил только ему известный порядок. На вопросы отвечал быстро, без лишних слов. Вижу, что заинтересовался проблемой, начал меня расспрашивать, в глазах появилась усмешка. Конечно же, процессы тепло- и массообмена объясняю толково, достаточно грамотно, а сети… Попробуй сообрази, зачем нужен новый метод расчета, если и старых предостаточно, да еще китайские инженеры изобретают все новые и новые. Твердо знаю, что проще задать топологию сети, если рассчитывать сеть по узловым давлениям. Может, фраза была «ключевой», а может быть, мой вид измучен, но Николай Николаевич встал из-за стола, откуда-то взял стремянку и буквально взлетел по ней под потолок. Открылись стеллажи с толстыми папками, отчетами, какими-то свертками. И в этом нагромождении бумаг тоже царил порядок! Сразу же достал огромную зеленую книгу, затем еще две, чуть тоньше. Вижу, что это переплетенные сборники из ксероксов статей по реферативным журналам. Многие из них мне уже были знакомы… Разговор состоялся, необходимость совместного расчета процессов тепло- и массообмена и воздухораспределения в сети сомнений уже не вызывала.

С первой же встречи я поняла, что Н.Н. Мохирев – это труженик. Он очень увлечен работой и так же, как мы, многократно проверяет свои выводы, не допуская ни малейшей погрешности в расчетах. Именно такого человека мы и искали. А еще я поняла, что в команде с такими профессионалами, как Н.Н. Мохирев, О.И. Дударь и М.А. Осипенко, мне еще «лет сто» ковыряться в своей задаче. Что делать, пришлось…

Потом было множество бесед, обсуждение результатов, многочисленные консультации. Был заметен неподдельный интерес Николая Николаевича к нашим исследованиям. Помню, что как-то долго разбирались с местными сопротивлениями в сети, и профессор ворчал: «Мух ловите!» Затем разработали способ расчета крестовин, провели сравнение различных вариантов учета скорости в сопротивлении, и Николай Николаевич

40

elib.pstu.ru