Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
10
Добавлен:
13.12.2022
Размер:
25.4 Кб
Скачать

Реклама или информация?

Г.М. Давидян

к.ю.н., доцент кафедры

истории государства и права юридического факультета МГУ

имени М.В. Ломоносова

Мировой опыт регулирования информации адвокатской деятельности имеет ряд отличающихся друг от друга моделей. Отличия регулирования данного вопроса обусловлены особенностями развития экономики, политики, истории развития правовых профессий, и конечно, правовой культуры в обществе и государстве.

Наибольший интерес представляют французская модель и порядок регулирования рекламы адвокатской деятельности в США, так как в этих странах сложились две противоположные пути ведения допустимости рекламирования адвокатской деятельности.

Действовавший Закон № 71-1130 Французской Республики от 31 декабря 1971 г., был дополнен Декретом № от 25 августа 1972 г., внесшим изменения относительно рекламирования деятельности адвокатов.

Согласно ст.10.1 данного Закона, допускается лишь «функциональное информирование» правовой деятельности адвоката в том случае, когда эта информация осведомляет лишь о возможности получения юридической помощи. Ст.10.2 того же Закона запрещает «прямую рекламу» («demarchage») адвокатской деятельности. Под «прямой рекламой» законодатель понимает выпуск листовок, плакатов, выступление по радио или телевидению. Закон также запрещает все формы рекламы с неточной и ложной информацией, любые сравнения и подчеркивания преимуществ, указание несуществующих сфер специализации, информацию о бывших клиентах, иной формы деятельности, кроме как правовой.

Тем не менее, несмотря на эти запреты, Закон все же разрешает адвокатам информирование своей деятельности (ст.10.3). Но ту же устанавливает рамки такой информации: это может быть лишь «техническая информация» - местонахождение адвоката, открытие представительств, принятие нового партнера. Адвокатам разрешают устанавливать информацию перед зданием их кабинетов на любом носителе «разумного размера». При этом, любые формы информации о себе адвокат обязан представить в Палату, к которой он прикреплен. Большим юридическим фирмам разрешено выпускать справочную информацию о фирме, с указанием их специализации, представлением списка юристов, работающих в ней.

Итак, адвокатская реклама во Франции крайне ограничена, контролируется адвокатским сообществом так, что позволяет многим утверждать, что реклама адвокатской деятельности во Франции запрещена. Объясняется это ролью и значением адвоката в обществе в целом, и в правовом сообществе в частности. Адвокат считается важнейшей частью системы правосудия. Ведь не случайно французские адвокаты выступают в суде в мантиях, так же как и судьи. Их роль в правосудии дает основание законодателю считать рекламу адвокатской деятельности невозможной, а информирование – допустимой.

Другой подход к рекламированию адвокатской деятельности сложился в США. Правда сегодняшняя ситуация с рекламой адвокатской деятельности имеет длительную историю.

В 1930 г. Американская Ассоциация Юристов запретила, существующую с начала XX в., практику рекламирования деятельности адвокатов. Многие юристы были уверены, что реклама разрушает престиж и значение профессии адвоката в обществе.

Ситуация коренным образом изменилась в 1977 г., когда Верховный Суд США рассмотрел дело Bates v. State Bar of Arizona (433 U.S. 350). Решение по данному делу стало началом новой эры для адвокатской рекламы. Хотя дело весьма известное, тем не менее, напомню коротко обстоятельства данного дела. Несколько юристов штата Аризона поместили рекламу о своей деятельности, в том числе перечень оказываемых правовых услуг и цены на них, в местной газете. Ассоциация Юристов штата Аризона запретила данную рекламу, хотя в ней все соответствовало действительности. Однако Верховный Суд США не согласился с мнением Ассоциации Юристов Аризоны, усмотрев в рекламе свободу слова, защищаемой Поправкой 1 к Конституции США. Таким образом, получается, что адвокатская реклама не просто разрешена в США, но и имеет конституционную защиту.

В деле Shapero v. Kentucky Bar Association (486 U.S. 466), Верховный Суд в 1988 г. принял решение о том, что личное предложение (solicitation) адвокатом своих услуг клиенту тоже является рекламой, однако не пользуется аналогичной конституционной защитой и должно регулироваться по более строгим правилам.

В 1995 г. Верховный Суд поддержал мнение Ассоциации Юристов Флориды, установившей, что адвокат может предложить свои услуги гражданам лично лишь через 30 дней, после возникновения у последних необходимости в правовой помощи (Florida Bar v. Went For It, Inc., 515 U.S. 618). Такое решение Верховный Суд объяснил тем, что Флорида имеет право защитить своих граждан от незамедлительного вмешательства в их личные проблемы в столь сложное для них время.

Это вовсе не означает, что в США, защищенная позицией Верховного Суда адвокатская реклама граничит с вседозволенностью. Как известно, регулируемые штатами правила профессиональной этики адвокатов, достаточно по-разному решают вопросы адвокатской рекламы. Кроме этого, Модельные правила профессиональной этики юриста, рекомендованной Американской Ассоциацией Юристов (ст. 7.1, 7.2, 7.3), устанавливают детальные базовые требования к адвокатской рекламе.

Сравнение двух противоречивых путей регулирования адвокатской рекламы позволяет заметить, что данный вопрос в современной России решен по французской модели. Адвокатскую деятельность рекламировать как коммерческий продукт нельзя, так как согласно п. 2, ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", адвокатская деятельность не является предпринимательской. Тем не менее, информировать граждан кто, где оказывает квалифицированную юридическую помощь, безусловно, необходимо. Особенно это важно в нынешней России, когда отсутствуют единые правила профессионального поведения и статуса для лиц, оказывающих юридическую помощь. Если не позволять адвокатам информировать о своей деятельности, то они окажутся и так в уже сложившейся, неравной ситуации с юристами («неадвокатами»), деятельность которых не регулируется никакими правилами.

Вопрос о порядке информировании адвокатских услуг был пересмотрен относительно недавно. Но, несмотря на это, сложившаяся система и регулирование информирования адвокатской деятельности нуждается в усовершенствовании по нескольким направлениям.

Во-первых, где?

То есть, в каких изданиях могут адвокаты размещать информацию о своей деятельности. Достаточно грустно порой видеть адвокатскую информацию (в данном случае рекламу) в СМИ развлекательного характера, в одном ряду с рекламой о перевозках, магах, химчистке ковров. Адвокаты, безусловно, могут информировать о своей деятельности через радио и телевизионное вещание. Понятно, что чем дороже адвокату обойдется информация о своей деятельности, тем выше будут его гонорары. Безусловно, информация об адвокатской деятельности может распространяться через Интернет. Но тут необходимо тщательное регулирование этой формы, так как просторы всемирной паутины очень сложно контролировать и, вероятность нарушения профессиональной этики в данной сфере велика. Достаточно печально видеть информации об адвокатах на доске объявлений в подъездах жилых домов, на фонарных столбах, у входа в суды и так далее. Информация должна быть ограничена лишь рамками СМИ.

Во-вторых, что?

Здесь нам на помощь приходит ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвоката. Указанная статья ясно излагает, чего не должно быть в информации. Необходимо также четко указывать, что может быть в адвокатской информации. С учетом того, что адвокатская деятельность – не предпринимательская, информация об адвокате или адвокатском образовании должна содержать только местонахождение адвоката или адвокатского образования, возможная специализация. Кончено, адвокат должен иметь право указывать в информации свои ученые степени и звания, профессиональные звания, награды.

В-третьих, как?

Несведущий о рынке правовых услуг гражданин часто узнает о некоторых адвокатах с телевизионных шоу, в которых адвокат «играет» судью, адвоката или прокурора, является членом жюри популярных развлекательных передач. Это так называемая «скрытая реклама». Думаю, Кодекс должен быть дополнен положениями, регулирующими и вопросы косвенной рекламы. По крайней мере, запретить указание профессии адвоката, если он член жюри развлекательных программ.

Обращает внимание и вопрос неурегуливроанности адвоката в политической деятельности. Не секрет, что некоторые адвокаты участвуют в тех или иных кампаниях с целью популяризации своей личности, лучшей узнаваемости. Если адвокат участвует в избирательной кампании в качестве кандидата в депутаты, либо на другую выборную должность, то он должен приостановить свой статус адвоката.

В-четвертых, кем?

Адвокатура самоуправляемая организация, поэтому вопросы об информации адвокатской деятельности вполне могли быть урегулированы Кодексом Профессиональной этики адвоката. Однако, тут возникают некоторые проблемы.

Достаточно распространено утверждение о также том, что, Кодекс профессиональной этики адвоката принят во исполнение требований Закона об Адвокатской деятельности адвокатуре. Ведь, упомянутый Закон подчеркивает, что «кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные (курсив мой – Г.Д.) для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности…»(п.2, ст. 4).

Получается, что законодатель признает юридическую силу, большое значение и роль Кодекса, который активно и продуктивно используются дисциплинарными комиссиями в их деятельности. Вместе с тем, оценка юридической силы данного Кодекса весьма проблематична со стороны Конституционного Суда РФ. Например, в Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2007 № 293-О-О, оценка юридической силы норм данного акта звучит следующим образом: «… она направлена на регулирование отношений, складывающихся в рамках адвокатуры как института гражданского общества, не входящего в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, является бланкетной и не может рассматриваться как нарушающая права и свободы заявителя». С учетом правовых реалий, кажется целесообразным внесение изменений в Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" о детальном регулировании информации адвокатской деятельности в Российской Федерации.

Соседние файлы в папке Введение в профессию Учебный год 2022-23