Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебный год 22-23 / Покровский - Проблема прав на чужие вещи

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
18.4 Кб
Скачать

Покровский - Проблема прав на чужие вещи

Режим, построенный только на праве собственности, был бы режимом, совершенно изолирующим одно хозяйство от другого, однако такая полная изоляция даже в натуральном хозяйстве немыслима. Например, при разделе наследства между наследниками может оказаться, что этот раздел может быть осуществлен рационально только тогда, если участок, отходящий к одному из наследников, получит право проезда или право брать воду в участке, отходящем к другому. Дальнейшее развитие хозяйственных условий еще настойчивее ставит вопрос о создании таких юридически форм, которые обеспечивали бы возможность независящего от простого личного согласия участия одного лица в праве собственности другого.

Этой цели служат вещные права на чужие вещи. Они прежде всего вещные права, так как создают некоторую юридическую связь между лицом и вещью: имея право проезда через чужой участок, я не завишу от того, кто будет собственником этого участка; участок может переходить из рук в руки, а мое право проезда через него будет оставаться нерушимым. С точки зрения своего содержания такие права могут быть разделены на 3 категории:

а) права на пользование чужой вещью; пользование это может быть самым минимальным (например, может ограничиваться только правом требовать, чтобы сосед не застраивал вид), но может быть и настолько широким, что будет исчерпывать все фактическое содержание права собственности, оставляя собственнику только «голое право» (например, право пожизненного пользования, право вечно-наследственной аренды);

б) права на получение известной ценности из вещи; основным правом этой группы является закладное право: собственник может сохранить все свои права на вещь, но другим лицом она при известных условиях может быть продана для получения таким путем из нее известной суммы в свою пользу;

в) права на приобретение известной вещи: таковы права преимущественной покупки, разнообразные права выкупа (например, право родового выкупа), права на исключительное усвоение известных вещей (например, право охоты или рыбной ловли в чужом имении);

Все эти права на чужие вещи имеют в разных правовых системах неодинаковое распространение, на что влияют экономические, юридические и даже психологические условия. Наименьшее количество их знало римское право, так как оно отрицательно относилось ко всяким длительным ограничениям права собственности. Напротив, весь своеобразный уклад землевладения в средневековой Европе способствовал весьма широкому развитию разнообразных форм участия нескольких лиц в праве собственности на один и тот же участок. Развитие экономической жизни и разложение старого общинного родового и феодального строя создало общее стремление к освобождению собственности от старых ограничений. Тем не менее запас их был так велик, что даже то, что сохранилось, представляет систему гораздо более обширную и сложную, чем система римского права. Некоторые из этих конструкций оказались пригодными для обслуживания новых хозяйственных потребностей и нашли себе поэтому место в новейших кодификациях.

Иеринг негативно относился к правам на чужие вещи. Он считал, что установление ограничений будет служить тормозом для хозяйственного процесса. При установлении подобных обременений собственность теряет всегда нечто такое, что никому из обоих участников договора не идет на пользу - совершенно так же, как в том случае, если бы собственник картины вырезал из нее часть для продажи: картина потеряла бы в своей ценности гораздо больше, чем было бы приобретено той или другой стороной. Истинной ценой, которой покупается каждое подобное ограниченное право на чужую вещь, является урезанное, морально и экономически подорванное право собственности.

Преимущественный интерес сосредоточился на залоговом праве. Везде в древнейшее время потребность в реальном кредите (обеспеченном исключительным правом на какую-нибудь вещь) удовлетворялась тем, что вещь, предназначенная служить обеспечением долга, передавалась кредитору тотчас же при самом заключении обязательства и притом в полную собственность лишь с личным обязательством кредитора вернуть ее по уплате долга - это не что иное, как продажа закладываемой вещи с правом ее обратного выкупа (fiducia в римском праве). Кредитор получает не закладное право на вещь, а настоящее право собственности, которым он даже немедленно может распорядиться по своему произволу, а в случае поздней готовности должника уплатить долг кредитор подлежит только обязательственной ответственности перед должником. Такая форма, гарантируя в полной мере интересы кредитора, совершенно не гарантировала интересов должника, потому могла быть терпима лишь до тех пор, пока реальный кредит был явлением редким.

Далее появился залог с простой передачей владения (pignus в римском праве). Закладываемая вещь передается кредитору не в его собственность, а лишь в простое владение. В случае уплаты долга должник может вернуть себе эту вещь при помощи обычного иска о собственности. В случае же неуплаты положение кредитора в зависимости от договора сторон и местных обычаев определяется разно: иногда он делается собственником вещи, иногда он имеет только право продажи заложенной вещи с целью своего удовлетворения. Кроме того, владение заложенной вещью соединяется для кредитора с правом пользования ею, причем доходы от вещи либо идут вместо процентов, не погашая самого долга, либо зачитываются в долг и погашают его.

Но залог с передачей владения часто неудобен для должника, а некоторые виды кредита при нем прямо невозможны (например, кредит для улучшения имения). Ввиду этого в римском праве была создана более совершенная форма залога - залог без передачи владения (hypotheca). Вещь остается в руках должника, который даже может ею распорядиться, но в случае неуплаты долга в срок кредитор имеет право вытребовать ее из рук всякого владельца и употребить ее для удовлетворения своей претензии. При дальнейшем развитии залога отпадает право кредитора на пользование заложенной вещью (для обеспечительной функции закладного права оно совершенно излишне). Затем отпадает переход заложенной вещи при неуплате долга в собственность, и таким образом содержание закладного права сводится исключительно к праву требовать публичной продажи вещи с целью получения удовлетворения по долгу.

Согласно римскому взгляду, закладное право должно обеспечивать кредитора, гарантируя ему удовлетворение по его требованию; оно не должно давать ему каких-либо выгод сверх того, но оно и не должно ставить его в положение худшее, чем то, в котором находится всякий обыкновенный кредитор. Вследствие этого, если после продажи заложенной вещи вырученная сумма окажется выше суммы требования, то излишек кредитор должен вернуть должнику; если же вырученная сумма окажется ниже требования, то недополученное кредитор может взыскивать обыкновенным порядком с остального имущества должника. Старое право новых народов, напротив, держалось принципа исключительности залога (заложенная вещь рассматривалась как исключительное средство для удовлетворения, вследствие чего кредитор не обязан был возвращать излишка, но, с другой стороны, не мог и требовать доплаты). Рецепция римского права привела к торжеству римского воззрения, так как принцип исключительности не вытекает из экономического назначения закладного права, ослабляет обеспечительную функцию залога.

До тех пор, пока залог связывался непременно с передачей кредитору права собственности или владения, а также до тех пор, пока неуплата долга влекла за собой переход права собственности к кредитору, залог одной и той же вещи последовательно нескольким лицам был невозможен. Но с того момента, когда закладное право окончательно определилось как право на известную ценность, заключенную в вещи, не существует препятствий для допущения нескольких закладных прав на одну вещь (например, имение, стоящее 100 тысяч, в первый раз было заложено в части 20 тысяч, после может возникнуть потребность в новом займе, который может быть получен лишь под залог того же имения). Такой новый залог может быть допущен только под условием, чтобы он не подрывал прав первого кредитора. Это достигается принципом приоритета: старшее закладное право удовлетворяется в свое время полностью, и лишь остаток идет на удовлетворение второго, затем третьего и так далее.