Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Vasilchenko_Tsessia.odt
Скачиваний:
0
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
24.61 Кб
Скачать

Цессия для целей взыскания а.П. Васильченко

В современном мире финансовые услуги по взысканию денежных долгов получают все большую востребованность; в международной практике бизнес по управлению дебиторской задолженностью становится одним из наиболее рентабельных. Профессиональное осуществление деятельности по взысканию дебиторской задолженности, при котором кредитор по основному обязательству (например, поставщик или подрядчик) уступает право требования к должнику специализированной организации, занимающейся за определенное вознаграждение взысканием долгов, позволяет достичь значительной экономии времени и средств.

Активное развитие рынка повлекло за собой появление в отечественной практике конструкции цессии с целью взыскания, когда кредитор уступал права требования третьему лицу, которое взыскивало долг. Цессионарий обязывался вернуть цеденту все полученное им с должника после получения исполнения, за вычетом причитающегося ему вознаграждения. Арбитражная практика пошла по пути признания таких сделок недействительными.

Сомнения в легитимности таких сделок были высказаны и некоторыми представителями науки. Надо признать, что на первый взгляд такие сомнения имеют под собой основание. Действительно, рассматриваемая сделка очень похожа на договор поручения, при котором поверенный взыскивает долг от имени доверителя и получает за это вознаграждение. Является ли уступка с целью взыскания сделкой, прикрывающей договор поручения? Насколько обоснованны возражения, утверждающие притворный характер, а потому и ничтожность конструкции?

Сделка по уступке права требования с целью взыскания представляет собой разновидность фидуциарных сделок. В данном контексте категория "фидуциарные сделки" используется не в получившем широкое распространение в современной отечественной цивилистике значении как сделки, имеющие лично-доверительный характер <2>. Фидуциарные сделки в рассматриваемой нами трактовке характеризуются несовпадением внешних и внутренних отношений сторон <3>. Под фидуциарной сделкой, таким образом, понимается конструкция, в соответствии с которой одна сторона - фидуциант передает другой стороне - фидуциару полное право на имущество, ограничивая его поведение в отношении правового господства над этим имуществом определенными рамками во внутренних отношениях сторон. Основным практическим последствием выделения такой категории сделок является то, что фидуциарные сделки в данном значении в доктрине традиционно отличают от притворных сделок <4>.

--------------------------------

<2> "Лично-доверительными являются сделки, участники которых вправе расторгнуть отношения в одностороннем порядке без объяснения причин (в связи с "утратой доверия"), не возмещая при этом другой стороне убытки. Следствием такого фидуциарного характера сделки является, как отмечалось, обязательность личного исполнения, а также необходимость давать отчет о совершенных действиях" (см.: Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М., 1998. С. 492). Следует отметить, что такая трактовка фидуциарных сделок характерна для российской доктрины и не находит отражения ни у российских дореволюционных авторов, ни у зарубежных европейских исследователей. Представляется, такие сделки следует именовать лично-доверительными и отличать от собственно фидуциарных.

Первоначальный кредитор (цедент) является фидуциантом, а цессионарий, которому права уступаются для взыскания долга в чужих интересах, интересах первоначального кредитора, - фидуциаром.

Цессия осуществляется с целью получения исполнения, т.е. инкассирования, поэтому в зарубежной доктрине фидуциарная уступка с целью взыскания иногда именуется "инкассо-цессией" или "цессией на инкассо". Суть цессии на инкассо заключается в следующем. По отношению ко всем третьим лицам (во внешних отношениях) фидуциар становится полноценным правообладателем, надлежащим кредитором. Вместе с тем во внутренних отношениях (фидуциант - фидуциар) стороны исходят из того, что имущество передается фидуциару исключительно для целей взыскания задолженности. После получения долга фидуциар обязан передать фидуцианту все полученное в результате взыскания, за исключением причитающегося ему вознаграждения.

Цель цессии на инкассо - осуществить услуги по взысканию долга. Однако для осуществления указанной цели фидуциар получает больше полномочий, чем это необходимо. Он наделяется полным правовым господством над передаваемым требованием - становится единственным кредитором. Фидуциар может распоряжаться требованием любым образом, даже простив должнику по требованию долг. Поскольку уступка осуществлялась с иной целью, за такие действия фидуциар несет ответственность как сторона по договору и в случае предъявления иска первоначальным правообладателем обязан к возмещению причиненных убытков.

Фидуциарные сделки при рассмотрении в первом приближении несколько похожи на притворные. Воля сторон, находящая свое проявление во внутренних отношениях, не совпадает с намерением, изъявляемым сторонами в отношении внешнем (например, кредитор, имея цель поручить взыскание долга, уступает фидуциару право требования к должнику). Однако имеются существенные различия, позволяющие разграничить эти категории сделок. В притворных сделках действительная воля сторон не совпадает с их волеизъявлением. В таких сделках заявленная цель не покрывает хозяйственную, фактическую цель сторон. Напротив, в фидуциарных сделках стороны желают наступления всех заявленных последствий. Участники фидуциарной конструкции выражают действительную волю, т.е. воля полностью соответствует волеизъявлению. Таким образом, фидуциарные сделки следует отличать от сделок притворных.

Деятельность по взысканию задолженностей может осуществляться в рамках различных правовых конструкций. Наиболее простая с правовой точки зрения модель - это обычная уступка права требования (в основании которой лежит, например, договор купли-продажи), при которой требование уступается с дисконтом с тем, чтобы новый правообладатель сам взыскивал долг на свой страх и риск. В этом случае правообладатель взыскивает требование от своего имени и в своих интересах. Возможно оформление отношений сторон и по так называемой представительской модели, при которой взыскание долга с должника может осуществляться лицом в качестве представителя кредитора. Здесь взыскатель действует от имени правообладателя и в его интересе. Взыскание долгов в чужих интересах, но от своего имени возможно в двух формах. Первой из них является модель фидуциарной уступки - цессии на инкассо.

Сомнения в легитимности инкассо-цессии возникают в силу возможности "представительской" модели. Поскольку сделки направлены на достижение одного экономического результата, цессия с целью взыскания иногда квалифицируется как конструкция, прикрывающая договор поручения. Такой подход нельзя признать верным. Одна и та же хозяйственная цель может достигаться посредством применения различных правовых конструкций. При этом выбор различных правовых форм обусловливает различия в структуре возникающих отношений, правах и обязанностях сторон, распределении рисков. Применение с целью взыскания долгов конструкции фидуциарной уступки права имеет по сравнению с "представительской" моделью свои положительные и отрицательные стороны. Плюсы сводятся к тому, что при фидуции упрощается юридическая процедура взыскания, в частности легитимация лица, управомоченного на взыскание долга. Должник по праву требования не входит в выяснение вопросов о полномочии действительности и объеме лица, обращающегося за получением исполнения, поскольку имеет дело с самим кредитором. Минусы такой конструкции состоят в возможности злоупотребления фидуциаром своим положением.

Структура инкассо-цессии

Конструкция цессии для целей взыскания, как и любой иной фидуциарной сделки, представляет собой совокупность двух сделок: договора - обязательственной сделки, лежащей в основании уступки, в котором находит выражение цель уступки и определяемые такой целью права и обязанности сторон, и совершаемой во исполнение этого договора распорядительной сделки, в данном случае - цессии.

Какова правовая природа договора, лежащего в основании инкассо-цессии?

В качестве сделки, оформляющей обязательственные отношения сторон и лежащей в основании уступки требования, могут применяться различные виды договоров.

Следует отметить, что договоры, оформляющие уступку требования с целью взыскания, всегда предполагают совершение услуг в чужих интересах: "ведущий дело" (фидуциар) взыскивает долг в интересах "хозяина дела" (фидуцианта). Ведение дела в чужих интересах обусловливает ряд особенностей таких договоров.

Поскольку фидуциар действует в чужих интересах и обязан передать все взысканное по цедированному требованию фидуцианту, должна предполагаться возмездность отношений сторон.

На ведущем чужое дело лежит обязанность действовать добросовестно и разумно, с достаточной степенью заботливости и осмотрительности. Осуществление деятельности в интересах хозяина дела определяет и некоторую степень подконтрольности: фидуциар должен представлять отчет о совершенных действиях. Стороны могут предусмотреть в договоре более конкретные условия осуществления деятельности по взысканию, в этом случае ведущий чужое дело должен придерживаться таких условий. Договор может предусматривать возможность получения указаний от хозяина дела, что обусловливает обязанность фидуциара следовать таким указаниям.

Общее в договорах, опосредующих уступку с целью взыскания, заключается также в том, что данные договоры во всех случаях будут квалифицироваться как договоры на оказание финансовых услуг. Более того, в отличие от договоров на оказание финансовых услуг, направленных на достижение результата (таких, например, как страхование, заем, банковский вклад), обязательства ведущего дело по договору, оформляющему инкассо-цессию, состоят в проявлении максимальных усилий по его достижению. Фидуциар не может ручаться за достижение такого результата, как взыскание долга, поскольку данный результат не находится в сфере его контроля. Должник по праву требования может оказаться неплатежеспособен, а, следовательно, ведущий дело может лишь обязаться к проявлению максимальных усилий.

Остановимся на некоторых возможных в российском правопорядке типах договоров, которые могут оформлять уступку с целью взыскания.