Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Teoria_tsennykh_bumag_Agarkov_s_30_po_58.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
36.14 Кб
Скачать

Теория ценных бумаг. Агарков. Осуществление прав, выраженных в ценных бумагах

Чтобы реализовать права по ценной бумаге нужно предъявить ее обязанному лицу.

Это в интересах:

  1. В интересах кредитора, для которого оно является средством легитимации его в качестве субъекта соответствующего права,

  2. в интересах должника, который исполнением надлежащим образом легитимированно­му предъявителю освобождает себя от своей обязанности.

По общему правилу местом исполнения обязательства, выражен­ного в ценной бумаге, является местожительство должника. Но есть исключения, к примеру, в векселе может быть указано место платежа (доминицилированный вексель)

  1. Предъявление бумаги в отношении ценных бумаг в собствен­ном смысле слова (бумаг на предъявителя, ордерных и имен­ных) имеет значение как составная часть (в случае бумаг на предъявителя — единственная) той совокупности фактов, ко­торая служит для легитимации предъявителя в качестве субъ­екта выраженного в бумаге права.

  2. Предъявление в отношении обыкновен­ных именных ценных бумаг может заменить собой извещение должника о передаче долгового требования. То есть приобретатель требования, выраженного в такой бумаге, предъявляя ее до­лжнику, тем самым извещает последнего о том, что право перешло к нему. Практическое значение обыкновенных именных ценных бумаг и за­ключается в этом, что приобретатель бумаги может задерживать это извещение и не бояться, что должник учинит исполнение прежнему кредитору. Ведь последний не мог предъявить бумагу, значит исполнение не будет иметь силы против нового кредитора.

Случаи, когда возможно не только предъявление, но и иные действия.

  1. Если исполнение погашает обязательство, то должник имеет право требовать от кредитора не только предъявления бумаги, но и передачи ее и, в случае отказа кредитора, задерживать исполнение.

При этом Кредитор не может требовать от должника, чтобы последний ограничился получением от него расписки в испол­нении, т.к нахождение ценной бумаги в руках кредитора лишает должника гарантии того, что ему не придется вторично исполнить обязательство другому предъявителю бумаги. Хотя Долж­ник, может обезопасить себя тем, что кредитор учинит погасительную надпись на ценной бумаге. В этом случае пога­шенная ценная бумага, хотя и оставшаяся у кредитора, по общему правилу, не представляет опасности для должника, но так как она не имеет значения для кредитора, то последнему и не принадлежит право требовать оставления у него погашенной бумаги.

  1. Если у нас частичное исполнение, то бумага остается у кредитора, но должник имеет право требовать учинения на ней соответствующей отметки.

  2. В случаях, когда не нужно ничего передавать или делать какие-то отметки, к примеру, осуществление акционером права участия в общем собрании, то возможно, заменять предъявления бумаги удостоверением того, что она находится в непосредственном обладании третьего лица, владеющего ею на основании какого-либо специального титула, обязывающего или управомачивающего его к этому.

Предъявления бумаги при осуществлении права относительно именных цен­ных бумаг.

Здесь нужно сказать, что Именная ценная бумага легитимирует своего держа­теля, если он значится не только в тексте бумаги, но и в книгах обязанного лица. Лицо, не означенное в книге, не может требо­вать исполнения. Итак:

  1. Для передачи именных акций и временных свидетельств не требуется согласия правления акционерного общества.

  2. Приобретший акцию должен для осущес­твления своих прав в отношении общества заявить о приобре­тении акции последнему для отметки в акционерной книге, но вместе с тем он имеет также и право требовать от общества трансферта

  3. Невозмож­ность чинить исполнение на основании только одной записи в книге, нужно обязательно предъявление бумаги. Но в тех случаях, когда осуществление права по именной бумаге не ведет ни к полному, ни к частичному погашению права, оно может иметь место без предъявления каждый раз самой бумаги.

Теперь вопрос о необходимости предъявления именной ценной бумаги тогда, когда передача прав по такой бумаге совершается не посредством учинения передаточной надписи на самой бумаге с последующем тран­сфертом по книгам обязанного лица, а путем заявления обязан­ному лицу, исходящего от отчуждателя, на основании которого и совершается трансферт. ( Такой механизм во французском праве)

В таком случае необязательно предъявления бумаги, достаточно записи в книге.

Кстати, у нас надлежащим образом легитимированный держатель бумаги (напр., лицо, укравшее бумагу на предъяви­теля) может и не быть действительным субъектом права на бумагу, а вместе с тем и права, выраженного в бумаге. Поэтому необходимо различать формального субъекта права по бумаге и материального субъекта права.

Различие между формальным и материальным субъектом права составляет одно из основных положений теории ценных бумаг. ( На смешении этих двух понятий была даже построена теория, согласно которой субъектом права по бумаге на предъявителя является не собственник бумаги, а каждый ее держатель)

  • Формальным субъектом права по ценной бумаге всегда является ее надлежащим образом легитимированный держа­тель.

  • Материальным субъектом является собственник бумаги

Должник по бумаге, учинив исполнение формальному креди­тору, освобождает себя от своей обязанности и не несет ответ­ственности, если формальный кредитор не был собственником бумаги или не был управомочен последним на осуществление выраженных в ней прав.

В этом положении проявляется основная цель института ценных бумаг, заключающаяся в переложении риска исполне­ния ненадлежащему лицу с должника на кредитора.

Кредитор (материальный), потерявший благодаря указан­ным обстоятельствам свое требование к должнику, может защитить свои интересы предъявлением к лицу, получившему исполнение от должника, в зависимости от обстоятельств, требование или возмещение убытков или из неосновательного обогащения.

Но если должник вступил с держателем бумаги в соглашение, направленное против собственника бумаги (материального кре­дитора), то исполнение держателю должником не освобождает его от ответственности.

Ещё один важный вопрос поднимается, какие возражения может приводить обязанное лицо против предъяв­ленного ему по бумаге требования. ( в отношении ценных бумаг в собственном смысле слова, т.е бумаги, обладающие публичной достоверностью, к которым относятся бумаги на предъявителя, ордерные и именные )

  1. Здесь важно одно правило, которое формулирует Агарков: «Лицо, к которому обраще­но притязание по бумаге на предъявителя, ордерной или именной, не может защищаться против держателя возраже­ниями, основанными на личных своих отношениях к другому ответственному по бумаге лицу или к предшествующему держателю, если только переход бумаги к держателю не состоялся вследствие злоумышленного соглашения».

Ограничение возражений имеет особенно большое практи­ческое значение, а также представляет наибольшие трудности при применении в области вексельного права.

Теория вексельных возражений устанавливает различие между абсолютными и относитель­ными возражениями:

  • Абсо­лютными являются те возражения, которые могут быть сдела­ны или каждым вексельным должником, или каждому векселе­держателю.

  • Относительными — те, которые имеют место меж­ду определенным должником и определенным векселедержа­телем

Личные возражение не допускаются ,но проблема ,какие возражения относятся к личным, поэтому ещё одно правило от Агаркова: Личными отношениями к другим обязанным по бумаге лицам или предшественникам держателя будут все отношения к ним, основанные на юридических фактах, ссылка на которые или опровержение которых заставило бы, держателя обосно­вать свое притязание иначе, чем путем легитимации, требу­емой соответствующим видом ценной бумаги.

(К содержанию ценных бумаг необходимо отнести не только то, что в них прямо означено, но и то, что указано путем ссылки на другой документ.)

Для вопроса об осуществлении прав, выраженных в ценных бумагах, имеет значение проблема утраченных бумаг.

  • Если закон в интересах лица утратившего устанавливает тот или иной порядок, позволяющий осуществить выраженное в бумаге право без предъявления самой бумаги или же заменить утраченную бумагу дубликатом, то он неизбежно вступает в конфликт с началом единства правовой судьбы бумаги и выра­женного в ней права.

  • Механизм функционирования института ценных бумаг не требует неизбежно установления какого-либо порядка охраны интересов лица, утратившего бумагу. Обычно риск утраты может быть возложен на держателя.

Замена ценной бумаги одного вида бумагой другого вида.

По общему правилу, держатель не может односторонним актом обра­тить бумагу одного вида в бумагу другого вида. Для этого необходимо согласие обязанного лица. Обязанное лицо также не может по своему произволу произвести замену.

Соседние файлы в папке Учебный год 22-23