Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
0
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
34.57 Кб
Скачать

Тематический обзор Тематический обзор

 

(Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании)

1. Понятие и правовые основы адвокатской деятельности в Российской Федерации

1.1. Понятие адвокатуры и история ее возникновения и развития в России

 

Изучение адвокатуры в различных ее аспектах необходимо начать с обращения к вопросам истории. Без этого нельзя понять смысл задач, стоящих перед адвокатурой, обязанностей адвокатов по действующему законодательству и определить перспективы развития адвокатуры в целом.

В силу особенностей функций, возложенных на адвокатуру, ее альтернативности органам государственной власти отношение к ней менялось в различные периоды истории России. Соответственно и путь становления и развития российской адвокатуры был сложным, на нем постоянно велись поиски лучших форм и способов ее организации.

Термин “адвокат” хотя и появился в юридической терминологии России в 1864 г., но до 1939 г. он не употреблялся в нормативных актах. Более того, термин “коллегия адвокатов” в контексте российской действительности никогда не означал того корпоративного единства, каковое вкладывается в него во Франции, США или Германии. Есть две причины, почему для нас интересна история становления адвокатуры в России. Первая – многие институты дореволюционной адвокатуры России сохранились в советский и постсоветский периоды. Вторая – сегодня именно адвокат стал ключевой фигурой судебной системы, поскольку, с одной стороны, именно он пользуется наибольшим доверием общества, а с другой стороны, с введением суда присяжных и мировых судей роль адвоката реально неизмеримо возросла.

В Российской империи развитие адвокатской деятельности тормозилось, с одной стороны, нежеланием государства разрешить создание профессионального адвокатского сообщества, а с другой – отсутствием реальных предпосылок для этого и, прежде всего, открытого, гласного суда. Все цари, от Петра I до Николая I, были настроены решительно против создания в России адвокатской корпорации западного образца. В течение всего дореформенного периода правовые представители были аморфной группой без соответствующего профессионального образования, организации и названия. Адвокатской практикой занимались в основном государственные служащие невысокого ранга в свое свободное время или находясь в отставке.

Впервые адвокатура в России возникает в рамках судебной реформы 60-х годов XIX в., которая заложила основы компетентной и самоуправляемой организации адвокатов. Именно в эти годы сформировалась адвокатская профессия, обладавшая как западными, так и традиционно российскими чертами. Так, например, в отличие от французских, российские адвокаты оказывали не только квалифицированную юридическую помощь, но и выполняли функцию судебного представителя (стряпчего).

В конце XIX века адвокатура подразделялась на корпорацию присяжных поверенных и частных поверенных. Первая представляла собой организованное сообщество дававших профессиональную присягу адвокатов. Частные поверенные своей организации не имели. Они занимались адвокатской практикой индивидуально и полностью зависели от судов, от которых они получали свидетельства на хождение по делам1 .

Присяжные поверенные играли среди адвокатов ведущую роль и набирались из наиболее образованной части российского общества. Обязательным условием вступления являлись высшее юридическое образование и не менее 5 лет работы в судебном ведомстве.

Организация и деятельность присяжной адвокатуры была основана на следующих принципах: совмещение правозаступничества с судебным представительством; относительная свобода профессии; отсутствие связи с магистратурой (судом); отчасти сословной организации, а отчасти дисциплинарной подчиненности судам; определение гонорара по соглашению.

Судебные уставы предусматривали наличие организационной структуры для присяжных поверенных, состоящей из общего собрания и совета, избираемого этим собранием. С согласия судебной палаты окружного суда группа присяжных поверенных в количестве более 20 человек могла образовать гильдию адвокатов.

Однако в подавляющей части судебных округов советы отсутствовали. В этом случае контроль за деятельностью присяжных поверенных возлагался на судебные органы.

Таким образом, присяжная адвокатура не имела единой организационной формы устройства, состояла из адвокатур, самоуправляемых советом, подчиненных судам, и помощников присяжных поверенных, занимающихся самостоятельной судебной практикой.

Как отмечалось выше, вторым видом адвокатуры являлись частные поверенные, появившиеся в соответствии с законом от 25 мая 1874 г. В отличие от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение (особое свидетельство на право ходатайствовать по чужим делам). Законодательство, регулирующее деятельность частных поверенных, сохраняло их дореформенный статус. Так, все вопросы деятельности частных адвокатов, включая и дисциплинарные вопросы, решались судами, при общем контроле со стороны Министерства юстиции.

Порядок наделения статусом частного поверенного зависел от наличия у кандидата высшего юридического образования. Так, лица, имеющие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о сдаче экзамена по этим наукам, автоматически допускались судом для занятия частной практикой.

Претендент на занятие адвокатской деятельностью в качестве частного поверенного, не имевший высшего юридического образования, должен был получить свидетельство, оплачиваемое достаточно высоким денежным сбором. При этом суд имел право удостовериться “в надлежащих познаниях желающего получить свидетельство на хождение по делам”. На современном языке это означает, что суду предоставлялось право при необходимости принять у кандидата в частные поверенные квалификационный экзамен.

На первоначальном этапе практиковалась индивидуальная работа адвоката по ведению тяжб в различных учреждениях и подготовке документов по уголовным и гражданским делам, но затем стала развиваться и коллективная деятельность в форме юридических консультаций.

Кроме случаев ведения дел по назначению суда, вознаграждение за которые выплачивалось из общего фонда, оплата труда адвоката производилась по договоренности с клиентом, в случаях разногласий между ними применялись тарифы, установленные Министерством юстиции.

Смена политической власти в России привела к изменению направления развития адвокатуры. Декретом о суде № 1 были упразднены адвокатура, прокуратура, отделы уголовных расследований и практически вся судебная система. И если большинство правоохранительных органов было реорганизовано на революционных началах, то адвокатской корпорации замены предусмотрено не было. В этот период интересы лица в суде мог представлять любой, обладающий гражданскими правами и не опороченный гражданин.

В соответствии с Декретом № 2 о суде были образованы коллегии правозаступников, которым выплачивалась заработная плата в размере установленного государством оклада. Эта законодательная новелла разорвала связь материального свойства между адвокатом и его клиентом.

Положение “О народном суде” от 30 ноября 1918 г. заменило существовавшие законы о судах и адвокатуре. В частности, коллегии правозаступников заменялись коллегиями обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе. Их члены избирались Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и становились государственными служащими, получавшими оклад денежного содержания, установленного для судей народных судов. Клиенты должны были вносить плату за услуги на счет Комиссариата юстиции, из бюджета которого и предполагалось выплачивать зарплату.

Основной задачей новых коллегий было всемерное содействие суду в наиболее полном выяснении всех обстоятельств дела.

Члены коллегии сроком на один год избирали совет коллегии, который рассматривал обращения граждан по вопросам судебного представительства по гражданским делам и защиты в уголовном судопроизводстве. Размер же адвокатских гонораров устанавливался судом и поступал в доход государства.

Однако скоро коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе перестали удовлетворять потребностям новой власти и были заменены 29 июня 1920 г. обязательной трудовой повинностью. В соответствии с ней юристы, работавшие в частных или государственных учреждениях, периодически привлекались к ведению дел.

Это привело к распространению подпольной адвокатской практики, так как юрисконсульты, работавшие в местных отделах юстиции, не могли удовлетворить потребности в юридической помощи всех желающих.

Законом об адвокатуре 1922 г. были возрождены губернские коллегии адвокатов, делами которых руководил президиум, избираемый общим собранием. При этом суд и прокуратура наделялись надзорными полномочиями за их деятельностью, которые предусматривали и право исключать адвокатов из коллегии.

В 1939 г. было принято новое Положение об адвокатуре. В соответствии с ним адвокатские услуги должны были оказывать юридические консультации, подчиненные президиуму коллегии адвокатов. Президиум наделялся правом определять местонахождение и состав консультаций, а также назначать заведующих. Заведующие, отчитывающиеся непосредственно перед президиумом, а не перед членами консультации, контролировали профессиональную деятельность адвокатов. Они также распределяли нагрузку среди адвокатов и устанавливали размер оплаты, пока не были определены твердые тарифы.

Адвокатам было запрещено сочетать работу в госучреждениях на полную ставку с работой в коллегии.

Надзор за деятельностью адвокатуры со стороны государственных органов был передан Наркомату юстиции СССР и его территориальным органам, которые издавали обязательные к исполнению коллегиями правовые акты.

В последующие десятилетия были приняты новые законы об адвокатуре. В начале 60-х годов общесоюзное Положение об адвокатуре СССР 1939 г. было заменено республиканскими законами. При этом адвокатуре удавалось сохранить определенную ведомственную автономию.

После принятия Конституции 1977 г., в которой адвокатура официально признавалась конституционным органом (ст. 161), был принят Закон об адвокатуре СССР от 30 ноября 1979 г. В последующем были приняты и республиканские законы об адвокатуре. В РСФСР Положение об адвокатуре было принято 20 ноября 1980 г. Это положение действовало до принятия Федерального закона № 63-ФЗ от 31 мая 2002 г. “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ”, введенном в действие с 1 июля 2002 г. (далее – Закон).

Однако и новый закон не разрешил многих старых проблем. В частности, не ответил определенно на вопрос о том, что следует понимать под адвокатурой. Понятие, данное адвокатуре в ч. 1 ст. 3 Закона как профессионального сообщества адвокатов, не является полным и требует теоретического осмысления.

По мнению одних авторов, адвокатура является судебно-вспомогательным учреждением1 . Однако с этим согласиться нельзя, так как юридическая природа суда и адвокатуры различна. Другие сходились на той точке зрения, что адвокатура есть общественная организация (объединение)2 . С этим мнением также нельзя согласиться по следующим соображениям. Во-первых, общественные организации (объединения) создаются путем добровольного объединения лиц для осуществления конкретной деятельности, предусмотренной их уставом. Во-вторых, они построены на основе самоуправления, равенства прав членов, подчинения требованиям законности и обладают организационным единством. На этой основе и утверждалось, что адвокатура – объединение негосударственное, профессиональное, добровольное.

По мнению Ю.И. Стецовского, адвокатура построена на началах самоуправления. Эти начала характеризуются: добровольным членством; участием членов коллегии в управлении ее делами и прежде всего в выборных органах и контроле за их деятельностью; соблюдением законодательства об адвокатуре и выполнением решений выборных органов; материальным участием адвокатов в создании ее имущественной основы3 .

Анализируя это высказывание, М.Ю.Барщевский подвергает сомнению убеждение о добровольности членства в коллегии. По его мнению, несмотря на то, что никто не может быть принудительно включен в состав коллегии, заниматься адвокатской практикой, не будучи членом коллегии (по новому Закону – членом адвокатской палаты – прим. автора), невозможно1.

На этом основании он делает вывод о том, что неправильно считать адвокатуру общественной организацией, такой как партия, движение и т.п. Отличие адвокатуры от общественной организации в смысле ст. 13, 30 Конституции РФ состоит в том, что адвокатура – неполитическая организации с определенной идеологией, что статус адвоката может приобрести не каждый, а лишь юрист-профессионал, и что адвокатура привлекается к участию в осуществлении государственных функций (предварительное расследование, правосудие и т.п.). В частности, адвокаты могут собирать доказательства (в том числе и по уголовным делам), посещать следственные изоляторы, тюрьмы и беседовать с арестованными, знакомиться с уголовными делами, выступать в судах и выполнять другие полномочия, которыми не наделены члены обычных общественных организаций.

При обсуждении вопроса о правовой природе адвокатуры высказывалась и точка зрения о принадлежности ее к профессиональным или творческим союзам2. С этим согласиться также нельзя. В профсоюзы люди объединяются по производственному признаку. При этом членами одного профсоюза могут являться работники различных профессий, но работающие в одной отрасли. В адвокатских же палатах состоят только адвокаты. В то же время хотя в творческие союзы и объединены лица одной или родственных профессий (например, в союзе писателей могут состоять и прозаики и поэты), но все они имеет право заниматься своей профессиональной деятельностью не будучи членом творческого союза. Оказывать же все виды юридической помощи вправе лишь члены адвокатской палаты (например, участвовать в уголовном судопроизводстве в качестве защитника в федеральных судах).

Кроме того, для приема в союз писателей не требуется специального образования, но необходимы определенные литературные достижения. Для приема же в адвокатскую палату, наоборот, – юридическое образование (либо ученая степень по юридической специальности) обязательно, а вот заслуг в области правоприменительной практики может и не быть (достаточно иметь двухлетний стаж работы по юридической специальности либо пройти стажировку в адвокатском образовании).

Неправильно относить адвокатуру и к сфере услуг (подобно учебным заведениям и пр.). Виды юридической помощи, которые оказывает адвокатура, относятся к правозащитной сфере. Она является правоохранительной организацией, притом не менее значимой, чем прокуратура или органы предварительного расследования. Адвокаты оказывают содействие правоохранительной деятельности, реализуя конституционное право лица на квалифицированную юридическую помощь. Во всех случаях, когда органы государства выдвигают против гражданина обвинение (подозрение), когда лицо задержано или арестовано, государство признает за ним право воспользоваться услугами адвоката (защитника) и обязано создать условия для реализации этого права.

Адвокатура – некоммерческая организация, она не преследует цели извлечение прибыли. Гонорары адвокатов – это не прибыль, а оплата их труда. В ч. 2 ст. 1 Закона определено, что адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Адвокатура – не государственная структура, а профессиональное объединение, независимое от органов государственной и муниципальной власти (ч. 2 ст. 3 Закона). Адвокат не чиновник, а независимый советник по правовым вопросам (ч. 1 ст. 2 Закона). Только при таком статусе адвокатуры и адвокатов возможны эффективная полемика с государственным обвинением, выявление ошибок предварительного расследования и суда.

Таким образом, адвокатура – это независимое от органов государственной власти и органов местного самоуправления профессиональное сообщество адвокатов, созданное для оказания правовой помощи всем нуждающимся.

 

Соседние файлы в папке Учебный год 22-23