Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебный год 22-23 / Tsessia_rabota_7-1

.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
16.98 Кб
Скачать

Современная уступка права берет начало в РЧП. Получила закрепление в ГГУ и Швейцарском обязательственном праве. Была закреплена в ГК РСФСР и перешла в ГК РФ.

В цивилистике сложился взгляд на цессию как на соглашение между кредитором (цедентом) и другим лицом (цессионарием), результатом которого является сингулярное преемство. То есть, двусторонняя сделка - это традиционное понимание.

В последнее время новый взгляд (Брагинский).

  1. Цессия выражается в передаче от одного лица другому права (требования) на основании договора или закона;

  2. Сущность цессии не в каком-то договоре, а в переходе права;

  3. Цессия как переход требования имеет место на основании договора купли-продажи т. д.;

Мотивировка:

  1. Глава о перемене лиц в меньшей степени регулирует отношения цедента и цессионария - необходимо обращаться к нормам о купле-продаже и т.д.;

  2. Невозможно индивидуализировать договор цессии: она может быть разной - каузальной, возмездной или безвозмездной, односторонней или двусторонней и т.д.;

  3. Если назвать договор цессией, можно обойти запрет на безвозмездную передачу прав;

Точку зрения поддержал Е. А. Суханов: не отдельный договор, а купля-продажа и т.д.

Далее идет критика Крашенинниковым позиции Брагинского, наслаждаемся.

Следует говорить либо: А) о цессии как передаче требования посредством сделки и сделать оговорки на случай передачи по закону; либо Б) говорить о цессии как просто переходе требования.

Употребляя цессию в смысле перехода и в смысле передачи он смешивает причину и следствие.

Можно ли рассматривать цессию как переход права?

Брагинский говорит о договоре купли-продажи, но сам договор порождает лишь обязательственную связь и переход права с ним непосредственно не связан.

Что в ГК? Нормы ГК скорее стоят на традиционном подходе к цессии.

В ст. 382 используется понятие "уступка требования", которая формулируется не как сам переход права, а как основание этого перехода.

К основаниям закон относит:

  1. Передачу права на основании сделки (уступки требования);

  2. Наступление иных, указанных в законе, оснований;

Под передачей требования по сделке подразумевается, что уступка требования представляет собой определенную сделку и отвечает ее признакам (ст. 153 ГК РФ). И закон почти везде исходит из такого понимания цессии.

Цессия не может быть односторонней сделкой, так как помимо непосредственно отказа от права должно наличествовать волеизъявление и на принятие данного права. Поскольку на совершение цессии необходимо два волеизъявления, на основании которого формируется единая договорная воля, то цессия - договор. Поэтому недопустимы словосочетания "договор цессии".

Подход к цессии как к договору полностью объясняет правовую связь цедента и цессионария - они являются сторонами договора. Содержание его не аморфно, а наоборот конкретно - согласованная воля сторон о перенесении с цедента на цессионария права требования.

Нормами о купле-продаже, например, может определяться лишь та хозяйственная цель, которую преследуют стороны цессии. В реальном обороте цессия всегда каузальна, не может не иметь основания. Чаще всего и цессия, и ее кауза содержатся в рамках одного договора.

Например, в постановлениях Президиума ВАС упоминаются договоры цессии с указанием на перечисление денежных средств за уступленное требование. Тут надо четко отграничивать договор уступки от лежащей в основании сделки.

Уступка требования - распорядительная, а не обязательственная. То же самое относится и к ее возмездности / безвозмездности. Таковой может быть лишь каузальная сделка.

Дальше пишет о применении данных положений и к дарению: дарение и цессия самостоятельны друг к другу. Самостоятельность друг к другу и абстрактность (!) цессии ведут к переходу прав даже если в основе лежит договор дарения, запрещенный в данном случае.

Следующий пункт - Изолированная уступка требования, обеспеченного поручительством.

По общему правилу ст. 384 ГК вместе с уступленным правом переходят и обеспечительные права. Один из его видов - притязание из поручительства (361 ГК).

Договор поручительства - охранительное обязательство между кредитором по основному требованию и поручителем. Состоит из притязания кредитора и корреспондирующей обязанности поручителя. Это притязание условно, поскольку сам договор поручительства вступает в силу лишь на момент наступления условия (condicio juris).

Поскольку правило сформировано диспозитивно, то стороны могут его изменить и передать право без обеспечительного притязания.

Что происходит с притязанием? Ряд юристов считает, что оно прекращается, ссылаясь на акцессорность, но Крашенинников за то, что оно остается в прежнем виде. Поскольку акцессорный характер говорит лишь о том, что поручительство не может существовать без основного обязательства и прекращается с его прекращением, но это не говорит о том, что кредитор по притязанию из поручительства и кредитор по основному требованию должны совпасть.

При этом только цедент может требовать от поручителя исполнения его обязанностей в отношении цессионария.

К тому же цедент может рассчитывать на последующую уступку требования обратно от цессионария - тогда вновь субъекты по обязательствам совпадают.

Также и с уступкой притязания из договора поручительства - оно может существовать отдельно, но пока существует основное обязательство.