Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
12
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
21.2 Кб
Скачать

Задача 5.

ОАО «Орскнефтеоргсинтез» заключило договор простого товарищества с ООО «ФилОрАм» для осуществления совместной деятельности по добыче нефти. По условиям договора, ОАО «Орскнефтеоргсинтез» передало в совместную деятельность свои права пользования недрами по имеющейся у него лицензии, а ООО «ФилОрАм» внесло денежные средства, оборудование и производственные силы для добычи нефти. Добываемая из лицензионного месторождения нефть делилась между участниками договора в равных долях.

Правомерно ли заключение такого договора и возможно ли внесение в качестве вклада в совместную деятельность лицензии на недропользование?

Законодательные и иные нормативные правовые акты:

Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».

Есть разъяснения Налоговой Службы от 2004 года. Они, конечно, касаются вопросов налогообложения, но есть и момент по теме:

«В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О  недрах " пользователями  недр  могут  быть  как юридические и физические лица, так и участники  простого   товарищества , условия  договора  которого определены гл.55 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 9 ФЗ «Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами..». Предоставление  недр  в  пользование  оформляется специальным государственным разрешением в виде  лицензии , в которой должны  быть указаны все пользователи конкретным участком  недр . Таким образом, в случае если в качестве владельца  лицензии  на право  пользования   недрами  определена одна организация, заключившая впоследствии  договор   простого   товарищества  с другой организацией, плательщиком налога на  добычу  полезных ископаемых признается организация - владелец  лицензии .»

То есть из этого отрывка можно сделать вывод, что такие договоры заключаются, и вполне возможно, что одна из сторон передаст лицензию.

+ еще кусок из ст. 9 ФЗ о недрах:

«В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).»

ГК:

Статья 1042. Вклады товарищей

1. Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.

2. Вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами.

Наверное, заключение такого договора правомерно, лицензию внести в качестве вклада можно, но добывать нефть должна только ОАО, у которой есть лицензия, а вторая компания будет просто предоставлять для добычи, например, технику и рубить деньги.

Задача 6.

ОАО “Сургутнефтегаз” обратилось в специально уполномоченный орган государственной власти по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о государственной регистрации права собственности на построенные им на законных основаниях в границах лицензионного участка недр нефтедобывающие подземные скважины. Однако, в регистрации было отказано на том основании, что данные скважины неразрывно связаны с участком недр и поэтому являются их неотъемлемой частью. Поскольку в силу требований законодательства о недрах участки недр не могут находиться в частной собственности, то и скважины, как часть недр, тоже не могут находиться в частной собственности.

Правомерен ли отказ в государственной регистрации права собственности на нефтедобывающие подземные скважины?

Законодательные и иные нормативные правовые акты:

Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».

Статья 28 ФЗ о недрах. Государственный учет и государственная регистрация

Государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами.

Государственные учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.

Короче в законе я не нашла ответа, но на практике скважины принадлежат частными лицам. Вот вам кусок статьи.

В отношении буровых скважин вопрос об отнесении их к недвижимости тоже неоднократно ставился в юридической литературе. Так, С. Запольская, проводя анализ положений ГК РФ и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав на недвижимое имущество), считает сооружения объектами недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации <1>. -------------------------------- <1> См.: Запольская С. Вы скважину бурите или строите? // ЭЖ-Юрист. 2003. N 13 (апрель). По мнению В.Г. Цыганова, буровая скважина является сложным инженерным сооружением, неразрывно связанным с землей и участком недр и не перемещаемым в пространстве. Исходя из этого, буровую скважину необходимо признавать объектом недвижимости по признаку сооружения, и, соответственно, на буровые скважины должен распространяться общий правовой режим сооружений как объектов недвижимости <1>. При этом, говоря о скважинах как об объектах недвижимости, В.Г. Цыганов отмечает, что таковыми являются не все разновидности скважин, а только эксплуатационные и разведочные глубокого бурения, имеющие научное значение. Далее он пишет, что разведочные скважины, длительное использование которых не предполагается, а также взрывные скважины вообще не являются вещами в силу того, что они создаются для однократного использования и не приобретают самостоятельного хозяйственного назначения. Специальные и вспомогательные скважины (например, водоотливные или вентиляционные) представляют собой элементы тех объектов недвижимости, для обслуживания которых они создаются, и рассматриваться в качестве отдельной вещи не могут. 

<1> См.: Цыганов В.Г. К вопросу о правах на буровые скважины // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2001. N 1.

Исходя из требований гражданского законодательства (ст. 131 ГК РФ), права на объекты недвижимости должны быть зарегистрированы в порядке, установленном Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

 данные вопросы проведем аналогию с буровыми скважинами, используемыми для разведки и добычи полезных ископаемых. Действующее горное законодательство относит недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые (ст. 1.2 Закона о недрах), к государственной собственности. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, а права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается действующим законодательством. При этом законодатель уходит от прямого ответа на вопрос о собственнике самих скважин. На первый взгляд анализ нормативных правовых актов, посвященных недропользованию, показывает, что эксплуатационные буровые скважины следует признать находящимися в государственной собственности. Целесообразно данный вывод было бы закрепить или опровергнуть законодательно, поскольку в настоящее время регистрация права собственности на скважину возможна, что подтверждают примеры судебно-арбитражной практики. Так, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа Постановлением от 27 января 2009 г. по кассационной жалобе ОАО "Томскнефть" к Управлению Федеральной регистрационной службы по Томской области признал законной государственную регистрацию ареста (запрещения), наложенного на нефтяные и газовые сооружения (скважины), глубина забоя 1831 м, диаметр скважины 245 мм, инв. N 69:224:0000:19:06793, при этом указав, что право собственности на данное имущество зарегистрировано заявителем 13 марта 2008 г.

В юридической литературе уже был поднят вопрос о необходимости государственной регистрации прав на такие особые объекты недвижимости, как скважины. Например, А.А. Завьялов, подвергая критике ситуацию в сфере государственной регистрации прав, считает, что, поскольку скважина, используемая для технологических нужд, например для добычи нефти или газа, является частью производственно-технологического комплекса, именно последний должен быть законодательно признан единой недвижимой вещью. Такой производственно-технологический комплекс может представлять собой совокупность большого количества составляющих, например куст скважин в газовом промысле вместе с их обвязкой, внутрипромысловыми трубопроводами и газосборными пунктами <1>. Таким образом, А.А. Завьялов предлагает регистрировать в ЕГРП права на производственно-технологический имущественный комплекс как на единый объект, полагая, что скважина как часть такого имущественного комплекса вполне может находиться в частной собственности.

<1> См.: Завьялов А.А. Некоторые вопросы регистрации прав на недвижимое имущество // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2000. N 4(5).

Соседние файлы в папке Земельное право учебный год 2022-23