Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ИГПЗС учебный год 2023 / декларация 22.02.1689 и попытка конст. реформы

.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
44.54 Кб
Скачать

Во-первых, Билль о правах был актом короля в парламенте, пусть парламент и не был избран должным образом, а признан таковым специальным документом, принятым Конвентом и королем. Декларация же являлась документов исключительно Конвента — собрания, которое хотя по форме и процедурам своим напоминало парламент, по юридическому статусу таковым не было.

Во-вторых, Билль о правах был статутом — законодательным по своей природе актом, Декларация — исключительно политическим документом, не имевшим юридической силы, хотя лордами духовными и светскими и общинами, собравшимися в Уэстминстере, было приказано, чтобы «эта Декларация была переписана на пергаменте и помещена среди документов парламента и зарегистрирована в Канцелярии».

В-третьих, Билль о правах отличался от Декларации и по содержанию. В нем воспроизводился текст Декларации, но лишь в качестве введения или преамбулы к основному тексту, который был совершенно новым произведением и во многом именно поэтому его обсуждение в обеих палатах парламента затянулось на семь месяцев.

В-четвертых, принятие Декларации от 12 февраля 1688 года было реакцией лордов и общин на политику короля Якова II (Джэймса II, тогда как принятие Билля о правах являлось со всей очевидностью реакцией английского парламента на политику нового короля — Уильяма III.

спикер Палаты Лордов ознакомил их Высочества с той Декларацией, которую обе Палаты согласились представить их Высочествам и которую он пожелал зачитать, на что и получил разрешение от их Высочеств; клерк Палаты Лордов, по приказу этой Палаты, зачитал Декларацию их Высочествам: по окончании чего его Высочество произнес короткую речь, от своего имени и от имени Принцессы, своей Супруги: в которой он объявил о том, что они принимают Корону.

принц Оранжский воспринимал Декларацию в качестве всего лишь формы, в которой делалось ему и его супруге предложение принять на себя английскую корону.

Заседание Палаты общин, состоявшееся 28 января 1688 года, является одним из важнейших событий английской «славной революции». На нем было принято постановление о том, что «король Джеймс Второй, предпринимавший попытку ниспровергнуть конституцию королевства путем разрыва первоначального договора между Королем и Народом и по совету иезуитов и других злых персон нарушавший фундаментальные законы и покинувший это королевство, отрекся от правления, и что поэтому трон стал вакантным». Протокол данного заседания, содержащийся в «Журнале Палаты общин», предельно краток и не дает представления о том, как в действительности принималось это, судьбоносное для Англии, постановление. Здесь записано, в частности, что приступая к рассмотрению вопроса о положении и состоянии нации, депутаты приняли решение о преобразовании Палаты общин в «Комитет всей Палаты». Спикер Генри Паул оставил в связи с этим свой пост. На должность председателя созданного комитета был избран Гэмпден (Hampden). На последовавшем после этого заседании «Комитета всей Палаты» и была выработана приведенная резолюция, которая получила почти единодушное одобрение Палаты общин как таковой.

на этом заседании произошла настоящая идеологическая и политическая революция

Выбрав для обозначения отречения Джеймса II от королевской власти термин «abdication», парламентарии трансформировали его по сути дела в новый политико-правовой термин. Они придали этому слову, имевшему весьма широкое и не вполне четкое значение, совершенно определенный смысл. Термин «abdication» стал обозначать в их варианте: во-первых, исключительно добровольное отречение короля от правления; во-вторых, отречение, которое выражается не в соответствующем заявлении короля об отказе от власти, но в его действиях — в таких, как бегство из страны или нарушение фундаментальных законов; в-третьих, такое отречение, при котором не остается наследников королевского трона и он становится вследствие этого свободным; в-четвертых, отречение, которое освобождает подданных в целом и парламентариев, в частности, от присяги верности королю, признанному отрекшимся, от всех обязательств по отношению к нему; в-пятых, отречение, которое, оставляя страну без короля, тем не менее сохраняет коренные устои государственного строя.

Сложившаяся к XVII веку юридическая конструкция государственного строя Англии предполагала, что парламент не может действовать без короля. В соответствии с данным принципом прекращение правления короля автоматически влекло за собой роспуск парламента. При этом не могло быть interregnum (междуцарствия), поскольку в момент, когда с престола уходил один король, его место немедленно занимал его наследник. Доктрина же абдикации («abdication»), введенная в оборот членами Палаты общин, подразумевала, что Англия будет пребывать какое-то время без короля, то есть в состоянии interregnum (междуцарствия) и что самое главное: в этот период английский парламент будет действовать без короля — в качестве самостоятельного государственного органа. Более того, парламент будет не просто действовать, но решать вопрос о новом короле. Таким образом, стремление утвердить на английском королевском троне вместо Джеймса II штадхаудера Нидерландов Уильяма, принца Оранжского, заставило членов Палаты общин отменить ряд основополагающих принципов конституции Английского королевства. Но как ни странно, именно эти революционные по своему характеру нововведения в традиционную юридическую конструкцию государственного строя Англии и позволяли сохранить ее устои при осуществлении операции по замене одного короля на другого. Основополагающие принципы английской конституции отменялись не навсегда, а на время — до момента утверждения принца Оранжского на королевском троне.

В результате «Большой комитет» Палаты общин принял резолюцию, в которой ничего не было сказано о несовместимости папского монарха с английским правом, но было заявлено, что оно «несовместимо с безопасностью и благом этого Протестантского Королевства управляться папским монархом». Эту резолюцию депутаты полностью одобрили, когда стали заседать как Палата общин.

Продолжая обсуждение вопроса о состоянии нации в качестве «Большого комитета» члены нижней палаты английского парламента снова подняли вопрос о судьбе королевского трона. Один из ведущих виговских политиков Томас Уортон сказал в своем выступлении, обращаясь к депутатам: «Вы вчера приняли голосованием резолюцию о том, что “трон является свободным”, и я предполагаю, что каждый джентльмен и те немногие, кто голосовали против, желают теперь, чтобы трон был занят и правительство восстановлено; и я надеюсь, что оно будет восстановлено в виде настолько близком к древнему правительству (ancient government), насколько это возможно. Это вопрос величайшей тяжести и он заслуживает величайшего внимания. Рассматривайте его хоть тысячу лет, вы не сможете найти лица настолько подходящего для занятия трона, как Принц и Принцесса Оранжские. Мы обязаны им всей нашей безопасностью; большинство из нас должны были бы в это время являться рабами папистов или повешенными. Я надеюсь, что в будущем, мы будем благодаря им в безопасности и под защитой… Поэтому я желаю, чтобы сегодня вы призвали джентльменов-юристов (gentlmen of the Long Robe), чтобы они направили вас на практический путь. Я прочитал историю Филиппа и Марии (королевы Мэри Тюдор и ее мужа Филиппа. — В. Т.); это не было хорошим правлением, и не является хорошим прецедентом, но я надеюсь, что мы все будем счастливы при короле Уильяме и королеве Мэри».

Приведенные слова показывают, что сторонники принца Оранжского в Палате общин действовали не спонтанно, а в соответствии с разработанным заранее планом.

Обсуждение же судьбоносной для страны резолюции Палаты общин лорды начали после обеда следующего дня. Текст данной резолюции был разделен на параграфы, которые по отдельности и были вынесены графом Дэнби на голосование Комитета.

Первый параграф, в котором говорилось, что «король Джеймс Второй, предпринимавший попытку ниспровергнуть конституцию королевства, путем разрыва первоначального договора между Королем и Народом», получил одобрение Комитета без каких-либо поправок1.

Второй параграф — «и по совету иезуитов и других злых персон, нарушавший фундаментальные законы» — также был одобрен Комитетом.

Его одобрение без каких-либо поправок получил и третий параграф, гласивший: «и удалившийся из этого королевства».

Четвертый параграф, состоявший из слов «отрекся от правления (has abdicated the Government)», «Большой комитет» Палаты лордов согласился одобрить лишь при условии, если вместо термина «abdicated» будет вставлено слово «deserted» и весь параграф будет следующим: «has deserted the Government»2.

Пятый параграф, содержавший заключительные слова резолюции — «и что поэтому трон стал свободным»

1 За одобрение этого параграфа и, следовательно, признание наличия «первоначального договора между Королем и Народом» проголосовало 53 лорда, против было 46.

2 Ibid. P. 111.