Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
15.41 Кб
Скачать

Вопрос 59 (2)

В отличие от римского права с германской точки зрения вла¬дение защищалось независимо от того, желал ли владелец господствовать над вещью как над своей собственной или. Таким образом, владельцем признавался и простой держатель вещи. Последний пользовался владельческой защитой так же, как и лицо, желавшее господствовать над вещью как над своей собственной. Владельческой защитой пользовался и залогоприниматель, так как по германско-правовым воз¬зрениям передача вещи в залог сопровождалась переходом права собственности на нее к залогопринимателю. Залогодатель имел лишь право выкупа заложенной вещи.

Собственность на землю "расщеплялась" между феодальным господином и вассалом. Право на землю возникало в результате торжественного феодального договора, устанавливавшего вассаль¬ную зависимость приобретателя. Передача земельных участков происходила в порядке инвес¬титуры, которая довольно рано потеряла свой реальный характер. Вместо допущения на участок и физической передачи какого-ни¬будь предмета на самом участке считалось достаточным вручение перед судом документа и какого-нибудь символического предме¬та, а затем и само судебное решение о том, что ответчик признает требование истца о допущении его на участок. В саксонском пра¬ве судебная передача сделалась необходимым условием переноса права собственности, но самый процесс потерял характер спора между сторонами — эти последние заявляли о своем намерении совершить передачу, а шеффены выносили решение, что они впра¬ве это сделать. При городских советах были заведены специальные публичные книги, куда записывались все акты передачи земельных прав. Со временем из них выросла система поземельных ипотечных книг по регистрации сделок с недвижимостями. Передача земельных участков не всегда давала приобрета¬телю постоянное право на них. Согласно представлениям германс¬кого права дарение могло установить лишь ограниченную собствен¬ность, так как считалось, что его цель заключается в том, чтобы вещью владел и пользовался именно одаряемый, а не кто-либо иной. Поэтому по раннему феодальному праву подаренное иму¬щество не могло быть отчуждено, а после смерти владельца воз¬вращалось дарителю. Позднее это правило сохранило свое значе¬ние лишь в отношении подарков детям и подарков по случаю брака.

С постепенным ослаблением феодальной личной зависимости феодальных служб начала появляться особая форма передачи участков с "земельным", иначе "реальным", обременением. Соб¬ственник земли передавал ее в данных случаях другому лицу не по феодальному договору, а в полную собственность. Но при этом он оставлял за собой право на получение определенных доходов участка — будь то в виде денежных платежей, или десятины урожая, или ренты и т. д. В случае неплатежа земельный участок воз¬вращался к прежнему собственнику. Участок мог быть свободно отчуждаем, но с обременениями — обязанность к платежам пере¬ходила к новому собственнику. Этот вид земельной ренты приоб¬рел особое распространение к концу феодального периода и пере¬шел и в следующую эпоху. В отношении прав на движимые вещи под влиянием городс¬кой рыночной торговли выработалась известная и французскому праву защита прав добросовестного приобретателя, т. е. покупа¬теля, купившего чужую вещь, но считавшего, что продавец явля¬ется ее собственником. Собственник этой вещи, доверивший ее про-давцу, лишался права истребовать ее у покупателя. Это правило выражалось формулой "Hand muss Hand wahren" ("рука должна предостерегать руку"). Только в случае, если вещь была украде¬на у собственника, он мог отобрать ее даже и у добросовестного приобретателя. Таким образом, иск собственника о возврате дви¬жимой вещи был ограниченным по сравнению с римской винди-кацией.