Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ИГПЗС учебный год 2023 / 1. История создания и общая характеристика-1

.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
20.99 Кб
Скачать

Принятие Салической Правды и ее общая характеристика

Салическая правда - наиболее известный правовой памятник из категории так называемых «варварских правд». Варварскими правдами в историко-правовой науке называют юридические сборники эпохи Раннего Средневековья, состоящие большей частью из записей норм обычного права. Правовым памятникам, которые относят к варварским правдам, свойственны общий стиль юридического мышления, сходство юридической техники, одинаковые способы организации правового материала. В их текстах обнаруживается немало схожих по своему содержанию правовых норм (Рипуарская правда, Вестготская правда, Алеманнская правда и Баварская правда).

Варварские правды представляют собой судебники, то есть руководства для судей. Вместе с тем они не являются сборниками систематически изложенных правовых норм, касающихся всех сторон жизни раннеклассового общества. Их неполнота, фрагментарность, бессистемность стали результатом той обычноправовой основы, на которой они складывались. Зафиксировать все многообразие обычаев было невозможно, особенно если учесть, что записывались они в форме конкретных юридических казусов, взятых непосредственно из жизни. Язык юридических абстракций был пока им чужд.

Для варварских правд характерно также подобное описание различных процедур и ритуальных действий, что свидетельствует об их огромном значении в раннефеодальном праве. Нарушение требований, относящихся к детально разработанной процедуре с произнесением определенных слов, с использованием предметов-символов (например, горсть земли, сломанные ветки) могло свести на нет действие самой нормы права. Совершались эти процедуры, например, вызов ответчика в суд при свидетелях, клятва в суде в присутствии соприсяжников, обязательно публично.

Первоначальный текст Салической правды был составлен в конце V - начале VI века. Дошедший до нас текст является более поздним вариантом данного сборника. Ученые датируют рукописи, содержащие его, VIII-IX веками. Этот вариант в какой-то степени отличается от первоначального.

Салическая правда не содержит систематического изложения правовых норм, касающихся всех сторон жизни франкского общества. Она отличается фрагментарностью и казуистичностью. Нормы представлены в форме конкретных юридических казусов, исключающих абстрактные определения. Большинство положений Салической правды посвящено охране движимого имущества, и прежде всего скота, благодаря чему Салическую правду часто называют «свиным кодексом», что, в частности, указывает на преимущественно аграрный характер франкского общества. Списки Салической правды помимо самого текста законов включают Меровингские капитулярии (добавления франкских королей - наследников Хлодвига), а также позже написанные Пролог и Эпилог.

В первом прологе сообщается, что Салический закон был продиктован знатными людьми из франков, которые «тогда были его правителями. Выбрали из многих мужей четырех, а именно: Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста в местах, называемых Сальхаме, Бодохаме, Видохаме. Эти люди собрались на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение, как следует ниже». Здесь же указывались цели записи франкских законов - «сохранение внутреннего мира» и закрепление власти над окружающими народами «авторитетом закона». По мнению исследователей, имена составителей Салической правды мифичны. В этом нет ничего удивительного - представление того или иного юридического сборника в качестве творения какого-либо мифического правителя было распространенным явлением и в эпоху Древности и Раннего Средневековья. Содержание второго пролога дает основание полагать, что Салическая правда представляла собой договор между народом и вождями.

В отличие от Пролога, напоминающего полусказочное народное предание, различные версии Эпилога имели официальное происхождение. Они составлялись в королевской канцелярии и повествуют об отдельных этапах формирования всего Салического закона путем добавления тех или иных титулов различными королями франков.

Содержание Салической правды показывает, что данный сборник был предназначен для урегулирования наиболее острых конфликтов, возникавших во франкском обществе. Поэтому в нем говорилось преимущественно о наказаниях за причинение вреда личности и имуществу индивидов, а также о судопроизводстве. Регламентации имущественных отношений уделяется в Салической правде сравнительно мало внимания.

Еще меньше места отводится здесь нормам брачно-семейного права. Однако текст данного правового памятника все же дает определенное представление о характере брачно-семейных отношений, присущих франкскому обществу конца V - начала VI века. Например, содержание титула XIII свидетельствует о том, что у франков существовала в данное время такая форма заключения брака, как умыкание невесты; что за девушку, взятую в жены, уплачивался выкуп; что при вступлении в брак с рабыней свободный мужчина лишался свободы, и то же самое происходило со свободной женщиной, отдавшей себя рабу.

На Салическую правду как оригинальный историко-правовой документ не оказали особого воздействия нормы римского права, (не было рецепции Римского права) влияние их проявилось только в варваризированной средневековой латыни, на которой составлена Правда, а также в исчислениях штрафов в римских денежных единицах: солидах и денариях.

Салическая правда также не находилась под заметным влиянием христианской церкви. Христианство, принятое Хлодвигом в целях укрепления своей власти, носило поверхностный характер, охватывало только ближайшее окружение короля. Определенные свидетельства христианизации франков можно найти в приб. 3-7, п. 4, LV, где упоминаются штрафы за убийство христианских священников, а также приб. 6, п. 6, XIV, в котором говорится о погребениях в гробах (так хоронили только христиан).

Салическая правда свидетельствует о значительной роли язычества в повседневной жизни франкского общества. Так, среди франков сохранялись обычаи жертвоприношения животных. Например, за кражу кабана, посвященного богам, налагался больший штраф, чем за кражу обычного (п. 12-13, II).

Языческими представлениями германцев можно объяснить и обилие символических процедур и ритуалов, сопровождавших правовой быт франков на протяжении всей жизни. Символический ритуал описывается в титуле LX «О желающем отказаться от родства», согласно которому человек должен был в судебном собрании перед лицом тунгина (должностное лицо, председательствовавшее на судебном собрании сотни) сломать над головой три ветви и разбросать их в четыре стороны, заявляя тем самым об отказе от родства, наследства и всяких счетов со своими родичами.

Правовое регулирование имущественных отношений

Значительная часть норм Салической правды посвящена защите того или иного имущества - преимущественно домашнего скота, но также и земельных участков (II-VII, XXXIV). Все они свидетельствуют о том, что франки вели достаточно интенсивную хозяйственную деятельность, и что в их среде уже вполне укоренились представления и о праве владения, и о праве собственности, хотя при этом отсутствовали специальные термины для обозначения данных правовых институтов. К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве франков; скот, являясь неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства.

По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса. Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди (XVI, 5). Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придается особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд. Кража с нападением и истреблением сторожевых собак, увозом на телеге значительной части домашнего имущества влекла за собой штраф в 200 солидов, равный вергельду за убийство свободного (XIV, 6, приб. 1).

Салическая правда свидетельствует и об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии (LIX). Аллод как отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение, сложившееся в процессе разложения общинной собственности на землю, лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения будущих феодалов, с другой - земельного держания зависимых от них крестьян.

В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего (IX, 5). В титуле «Об аллодах» даже не ставится вопрос, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился выморочным имуществом или переходил роду. По-иному решался этот вопрос на основании эдикта короля Хильперика: земля по наследству могла переходить не только к сыновьям, но и дочерям, братьям, сестрам умершего (LIX)

О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствует также титул «О переселенцах». Переселиться на территорию общины «чужаку» можно было при согласии всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывал протест, переселенец должен был покинуть общину (XLV, 1). Однако, если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протеста против поселения «чужака», его землевладение начинало охраняться правом (XLV, 3). Салическая правда, по существу, санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца, если на то была специальная королевская грамота. Протестующий против королевского распоряжения присуждался к штрафу в 200 солидов (XIV, 4).

При рассмотрении процедуры, описанной в титуле XLVI, необходимо иметь в виду, что у салических франков, как и у других германских племен, отсутствовала в то время в наследственном праве свобода завещания, то есть индивид не мог завещать свое имущество тем, кому желал его оставить после своей смерти. Поэтому имущество умершего переходило независимо от его воли к тем, кто считался наследником по обычному праву. Римский историк Корнелий Тацит писал: «Однако наследниками и преемниками умершего могут быть лишь его дети; завещания у них неизвестны». Если же таковые отсутствовали, то указанное имущество переходило к его соседям.

В Салической правде в определенной мере восполнял этот пробел институт аффатомии - своеобразный договор дарения, который заключался в пользу третьего лица. Суть аффатомии сводилась к тому, что собственник передавал свое имущество или часть его какому-либо доверенному лицу, которое не приходилось ему родственником, с обязанностью последнего через год после смерти собственника передать имущество назначенным наследникам. Аффатомия совершалась публично в сотенном собрании под председательством тунгина, с соблюдением строгой символической процедуры, которая должна была быть при передаче имущества наследникам клятвенно удостоверена «в присутствии короля или в судебном заседании» не менее чем тремя свидетелями. Передав посреднику право собственности на имущество, наследодатель сохранял право владения и пользования им до самой своей смерти. Таким образом, процедура, выступающая в Салической правде под названием аффатомия, не является по своей сути передачей имущества. В столь сложном характере дарения вещей можно видеть влияние старых запретов на отчуждение семейной собственности не члену семьи.

Договорные отношения не получили значительного развития у франков. В Салической правде отсутствуют указания на общие условия действительности договора, но свободное волеизъявление сторон подразумевается при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена, поклажа, залог, заем, ссуда, дарение. Волеизъявление осуществлялось путем бросания другому лицу «в полу стебля» или передачи двери при продаже дома (XLVI, 1). Фактический владелец движимой вещи был обязан доказать, что купил или выменял ее, в противном случае он мог быть объявлен вором (XXXVII, 1).

Обязательства возникали из деликтов (IX) и из договоров (L, LII). В Салической правде подробно рассматривается договор займа. Кредитор мог взыскивать долг непосредственно, минуя судебное заседание. Если должник «не пожелает выплатить по обязательству» после того, как кредитор востребует долг, явившись к его дому в сопровождении свидетелей, он призывался кредитором в суд (до трех раз, через неделю). При каждой неявке в суд с должника взыскивался штраф (L, 1-2). Долг мог быть взыскан и с помощью графа и рахинбургов путем конфискации соответствующей части имущества должника. В этом случае треть долга шла графу (L, 3).