Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
30.31 Кб
Скачать

Билет № 43. Институты обязательственного права по ГГУ 1900 г

Характерной особенностью ГГУ является выдвижение на первое место обязательственного права (ОП), которое подчеркнуло возросшее значение капиталистического, товарно-денежного хозяйства, перед интересами которого отступили на второй план традиционные институты, связанные с правом собственности, господствующие еще в ФГК.

ОП посвящена 2 книга ГГУ, ГГУ не дает определения обязательства. Однако можно сделать вывод, что обязательствоэто правовая связь двух и более лиц, по которой у одного лица есть право требовать (кредитор), а на другом лежит обязанность исполнить (должник).

ГГУ выделяет следующие основания возникновения обязательств:

  1. Договор

  1. Обязательства из недозволенных действий (деликт)

А) Договор

Наиболее распространенный способом возникновения обязательственных правоотношений.

ГГУ не дает определение договора. Можно, реконструировать наиболее существенные черты понимания германского договора, сопоставляя отдельные положения ГГУ.

согласно § 145

«если кто-либо предложит другому заключение договора, то Он связывается этим предложением...»

  • Договор понимался как юридическая связь, установленная между несколькими лицами.

согласно § 241

«на основании обязательственного отношения кредитор имеет право требовать от должника совершения условленного предоставления (удовлетворения). Предоставление может заключаться и в воздержании...».

  • Содержанием договора могло быть как положительное действие, так и воздержание от такового.

В ГГУ в основу договорного права был положен принцип свободы договора. В Мотивах к проекту кодекса этот принцип неоднократно упоминается как руководящий.

Например: «Основной принцип, который господствует в обязательственном праве, — свобода договора—для права вещного значения не имеет...».

Принцип свободы договора означал предоставление частным лицам обширных правомочий для установления любого юридического отношения, лишь бы оно не противоречило общим предписаниям закона.

Но, предоставляя, частным лицам свободу по установлению договорных обязательств, ГГУ устанавливает условия их действительности (несоблюдение – договор ничтожный, так ГГУ не допускал договоры «пряно нарушающие какие-либо предписания закона» (§ 309)):

Дееспособность лиц, заключающих сделку

(§ 104—115).

Согласно § 104 ГГУ

Недееспособными являются лица: 1. не достигшие 7 лет, 2. находящиеся в состоянии болезненного расстройства психической деятельности, исключающего свободу волеизъявления, если это состояние по своей природе не является временным

Несовершеннолетние старше 7 лет признаются германским правом уже ограниченно дееспособными, и договоры, не касающиеся приобретения правовых преимуществ требовали согласия законного представителя.

Среди причин, объясняющих расширение круга лиц, способных к заключению юридических сделок, нужно выделить социальную: усилившееся включение несовершеннолетних и женщин в систему капиталистического хозяйства (фабричный труд малолетних, женщин).

Волеизъявление сторон (то есть внешнее выражение воли).

(п.116) Волеизъявление не признается ничтожным, если изъявившее лицо умал­чивает о том, что его действительная воля отлична от выраженной. Волеизъяв­ление ничтожно, если оно должно быть обращено к другому лицу и последне­му известно о скрытой оговорке.

Данная статья говорит нам о том. что есть 2 элемента:

  • воля (намерение)

  • ее выражение (истинная воля)

Однако изъявление может быть признано ничтожным, если одной стороне известна действительная невыраженная воля второго лица.

«Теория волеизъявления» была призвана придать обязательственным (договорным) связям большую определенность и стабильность в интересах капиталистического оборота.

Соблюдение формы

Как общее правило, для действительности договора ГГУ не требует специальной формы. Кодекс установил обязательную форму (письменную или судебную) только для отдельных договоров (сделки с недвижимостями (землей, имениями). Форма договора имела основополагающее значение по ГГУ для особого вида обязательств — абстрактных.

§ 780. [Договор о принятии на себя обязательства]

Договор, по которому исполнение обещано таким образом, что обещание следует рассматривать как самостоятельное основание возникновения обязательства (договор о принятии на себя обязательства), действителен только в том случае, когда обещание изложено в письменной форме, если не установлена иная форма.

Их наличие в ГГУ надо признать поэтому значительной уступкой крупной германской буржуазии, промышленникам — монополистам и банкирам.

Непротиворечие общественной нравственности

Характерны для ГГУ особые требования для действительности договоров, такие как «добрые нравы», «добрая совесть». Согласно п. 138 признающего недействительной всякую сделку, противоречащую «добрым нравам».

§ 136. (1) Сделка, противоречащая добрым нравам, ничтожна. (2) В частности, ничтожна сделка, по которой какое-либо лицо, пользуясь стесненным положением, неопытностью, легкомыслием или слабоволием друго­го, заставляет последнего взамен каких-либо услуг со своей стороны пообе­щать или предоставить себе или третьему лицу имущественные выгоды, явно несоразмерные встречному удовлетворению.

+ два весьма характерных правила, имеющих большое значение для судебной практики. Первое из них объявило, что «договор следует толковать согласно требованиям доброй, совести и принимая во внимание обычаи гражданского оборота» (§ 157), Второе обязало должника «производить исполнение так, как того требует добрая совесть, сообразуясь с обычаями гражданского оборота» (§ 242). Таким образок, ГГУ контролирует внеюридическими критериями не только заключение договорных обязательств (§ 136), но и их исполнение и толкование.

Отдельные договоры

Из отдельных договоров, регулируемых разделом седьмом книги II ГГУ (свыше 20 конкретных договоров), рассмотрим два, представляющие интерес для истории права, договора купли-продажи и найма.

- Договор купли-продажи

Купля характеризуется кодексом посредством описания, основных обязанностей продавца и покупателя, «По договору купли продавец вещи обязуется передать вещь покупателю и доставить ему -право собственности на нее... Покупатель обязан уплатить продавцу условленную плату и взять у него купленную вещь» (§433). ГГУ уделяет много внимания купле-продаже (более 60 параграфов). Выделим лишь отдельные моменты, иллюстрирующие особенности германской купли-продажи.

  • Двухступенчатое перенесение права собственности от продавца к покупателю. Согласно п. 433 договор к. п. не переносит автоматически право собственности на вещь, а лишь порождает обязательство продавца доставить право собственности на нее. => ГГУ строго разграничил два юридически значимых момента:

а) соглашение сторон;

б) фактическую передачу вещи.

  • Повышенная забота создателей ГГУ к обратной купле (выкупу) и преимущественной купле. Для уяснения характера и назначений этих особых видов купли-продажи рассмотрим два следующих правила.

1. Согласно § 503 «право обратной купли может осуществляться по отношению к земельным участкам в течение 30 лет, а по отношению к другим предметам в течение 3 лет после оглашения за продавцом этого права».

  1. (§ 510), «право преимущественной купли может быть осуществлено по отношению к земельном участкам в течение двух месяцев, по отношению к другим вещам в течение двух недель по получению извещения». В цитированных нормах интерес представляет:

1) резкое выделение права собственности на землю и отграничение ее от всех детальных вещей;

2) явное преимущество в сроках, предоставленное законодателем праву собственности на землю. Оба названных юридических института введены в ГГУ в интересах вполне определенной социальной группировки — крупных земельных собственников помещиков-юнкеров.

В ГГУ имеется всего одно специальное правило, посвященное эвикции вещи (истребование вещи у покупателя) (§ 440). Между тем еще в эпоху римского права вопрос об ответственности продавца за эвикцию стоял в гражданском обороте на первом месте.

§ 440. [Права покупателя в случае неисполнения] (2) Если движимая вещь была продана и передана покупателю с переда­чей право собственности, то при наличии права третьего лица на владение вещью покупатель может потребовать возмещения убытков от неисполнения обязательства только в случаях, если он выдал вещь третьему лицу на основа­нии права последнего или возвратил вещь продавцу либо если вещь погибла.

И еще в одном юридически интересном вопросе об ответственности за риск случайной гибели вещи ГГУ не признал римское правило — «periculum est emptoris» - риск случайной гибели . Согласно

§ 446 риск случайной гибели вещи переходит на покупателя только после передачи вещи.

- Договор найма рабочей силы.

Именно в этом договоре отчетливо выражаются отношения по эксплуатации чужого труда. Договор личного найма создает капиталисту юридические условия для присвоения создаваемой трудом рабочих прибавочной стоимости.

Первый проект германского ГК предоставлял капиталистам по своему усмотрению диктовать все важнейшие правила договора найма рабочей силы. Никаких юридических границ этого произвола не предполагалось устанавливать. => критика ''германских социал-демократов, требовавших установления юридической ответственности предпринимателей перед рабочими в пределах, допускаемых характером производства. Главный фактор, заставивший германского законодателя изменить свою безразличную позицию к договору личного найма, стало усиление забастовочной борьбы германского пролетариата, с весны 1889 до мая 1690 года. Именно в этот период начинается интенсивное «рабочее» законодательство.

Окончательный проект ГГУ выделил нормы договора личного найма в особый раздел и значительно расширил его содержание до 20 параграфов. К числу наиболее весомых приобретений относятся правила п. 616, 618, 629-630.

  1. предоставляет рабочему гарантии сохранения своего места и зарплаты в случае болезни, семейных обстоятельств.616

  2. § 618. Надо отметить, что эта норма относилась ко всем лицам, работающим по найму, кроме прислуги,

Работодатель обязан таким образом оборудовать и содержать помещения, приспособления и оборудование, которые должны быть предоставлены для выполнения работ, а также так регулировать процесс их выполнения, осуществляемый под его руководством и согласно его распоряжениям, чтобы обязанное лицо было защищено от опасности для жизни и здоровья в такой степени, в какой это позволяет природа выполняемых работ.

  1. 612 предоставляет самим сторонам устанавливать размер вознаграждения только в том случае «если не был определен конкретно, то считается установленным вознаграждение по таксе если такса установлена, а при отсутствии таксы — обычное вознаграждение». Нужно добавить, что размер «обычного» вознаграждения будет определять работодатель (капиталист), а в случае спора — юнкерско-буржуазный суд.

Порядок прекращения договора найма. Для досрочного прекращения договора через одностороннее заявление нанявшегося, то есть рабочего, кодекс требует «уважительны» причин», а если таких причин нет, то нанявшийся должен ответить перед нанимателем за причиненный ущерб» (ч, II § 627).

Максимально затруднив рабочим перемену работы и обеспечив такими средствами их послушание, германский законодатель откровенно занял прокапиталистическую позицию. Но уже два последующих правила кодекса вновь предоставляют некоторые права рабочим.

  1. п. 629 давал нанявшимся «необходимое время для попыток найти новую работу в случае объявления об увольнении

  2. § 630 предоставлял нанявшемуся право требовать от нанимателя выдачи письменной характеристики.

Компромиссность правил о найме рабочей силы ярко показывает § 624 кодекса, зафиксировавший недопустимость бессрочного найма.

Если трудовой договор заключен с лицом пожизненно или на срок свы­ше пяти лет, то обязанное лицо может его расторгнуть по истечении пяти лет. Предупреждение о расторжении должно быть сделано за шесть месяцев до прекращения действия договора.

В области имущественного найма особое социальное значение имело правило о правах нанимателя вещи в случае перехода права собственности на нее к новому собственнику, не заключавшему договора найма.

§ 571 ГГУ установил: Если наниматель отчужденного земельного участка предоставил наймодателю обеспечение исполнения своих обязательств, то основанные на этом обеспечении права переходят к приобретателю. Последний обязан возвратить имущество, предоставленное в качестве обеспечения, только в том случае, если оно было ему передано или если он по отношению к наймодателю взял на себя обязательство возвратить его.

Б) Обязательства из недозволенных действий

В отличие договорных обязательств, возникают вследствие противоправного причинения вреда (личного или имущественного). В их оснований лежит не соглашение сторон (как в договорах), а гражданское правонарушение (деликт).

Технический прогресс, общее ускорение темпов жизни привели к созданию новых многочисленных опасностей для жизни, здоровья и имущества людей. Правилами этих обязательств регулируются многочисленные конфликты рабочих с предпринимателями, возникшие при получении травм, увечий, несчастных случаев на производстве и транспорте.

ГГУ уделил обязательствам из недозволенных действий значительное место (§623—653), в отличие от ФГК, ограничившего регулирование этих обязательств, всего пятью статьями.

ГГУ сохранил, в виде общего правила, старый римский принцип вины как основы ответственности лица за причинение вреда. Основная норма этого раздела гласит: «Кто умышленно или “неосторожно лишит жизни человека, причинит ему телесное повреждение или расстройство здоровья, посягнет ка его свободу, собственность или какое-либо иное право, тот обязан возместить ему причиненный, этим вред» § 623).

Вневиновная, объективная ответственность за вред ГГУ была отвергнута: «Кто в бессознательном, состоянии или в состояний болезненного расстройства душевной деятельности, исключающем свободу волеопределения, причинит вред-другому, тот не отвечает за вред» (§ 627).

Для германского ГК характерно стремление предусмотреть отдельные составы гражданского правонарушения.

Согласно §839 к недозволенным действиям, дающим , право на возмещение вреда, отнесены виновные нарушения служебного долга должностными лицами.

Весьма характерен § 824.- Он объявил недозволенными действиями случаи, когда лицо, «вопреки истине, утверждает или разглашает обстоятельство, подрывающее промышленный или торговый кредит другого или влекущее за собой какие-либо невыгодные последствия для его имущественного положении или преуспевания...» при условии, «если он должен был знать, хотя и не знал, что обстоятельство ложно». Данное правило представляло юридическую' попытку, контроля над методами капиталистической конкуренции.

!(§ 826) еще одно предписание: «Кто умышленно, причинит вред другому способом, противным добрым правам, тот обязан возместить ему этот вред». Эта норма неоднократно объявлялась буржуазными учеными «залогом истинного развития гражданского права, проводником нравственного, облагораживающего влияния». Однако, по признанию трезвомыслящих германских юристов, § 826 имел в виду преимущественно случаи недобросовестной капиталистической конкуренции,

Соседние файлы в папке ИГПЗС учебный год 2023