Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

учебный год 2023 / Братья Карамазовы

.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.12.2022
Размер:
31.34 Кб
Скачать

Роман Братья Карамазовы – это не обычный роман в русской литературе, это роман-наваждение.

В романе-наваждении, и в этом его отличительная особенность, действуют не герои, не сколько-нибудь привычные нам очеловеченные персонажи, а самые навязчивые авторские фантомы, с которыми он никак не может разобраться. Они попадают, вступают не в те естественные возможные между героями отношения, которые мы привыкли воспринимать в литературе, а в те болезненные, нужные автору искусственные отношения, которые как-то помогают обнажить идею книги.

Они произносят между собою не те слова, к которым автор привык, и к которым привык читатель. Они говорят о вещах, которые никому кроме них не понятны, но именно сам пафос авторской попытки вырваться за пределы этого наваждения, стряхнуть морок дурного сна, она иногда каким-то образом передается читателю, помогает ему освободиться. Удивительная особенность Братьев Карамазовых в том, что в них сошлись в очень странной и не всегда логичной связи все наиболее часто преследующие Достоевского мании и образы.

Это масштаб события мистического, вселенского. Все описанное в романе предстает пророчеством о будущем России, довольно прямым и ясным. Федор Павлович, который являет собой душу и символ российского городка, и братья Карамазовы естественно являют собою те самые русские силы, развязанные вдруг, которые и влекут Россию стремительно к гибели. Роман о России, породившей четыре типа детей, четыре типа новых людей.

Человек, живущий страстями. Человек, живущий умом, причем умом прежде всего этическим. Человек, априори принявший Бога, мытарства его еще впереди. И есть лакей.

И главный парадокс – убить Россию с равной вероятностью могли святость, интеллект, страсти, но убило её лакейство. И вот эта проблема лакейства, проблема Смердякова, и есть в результате центральная проблема романа.

Опасен Смердяков. Он родился от юродивой и сладострастника. Воспитан сектой хлыстов. Имеет черты скопца – гладкое скопческое личико, отсутствие интереса к женскому полу, жидкие волосенки, высокий визгливый голос, крайняя опрятность, нелюбовь к мясу и любовь к рыбе. Смердяков – безусловный сектант, и сектантство его проистекает из униженности в быту, в попытке найти возвышение в некоторой альтернативе миру, вот этот поиск альтернативы он сам с собой осуществляет.

Любой роман, в котором действуют четыре героя, как правило, укладывается в схему четырех темпераментов и поэтому становится хитом читательского вкуса. Здесь четыре типа темперамента. Есть таинственный меланхолик Смердяков, флегматик Иван, сангвиник Дмитрий, холерик в раннем возрасте Алеша. Каждый проецирует себя в известном возрасте на кого-то из героев. Каждый видит себя.

Нам неважно, кто убил. Федора Павловича убило прямое попущение, чье-то и всеобщее. Все знали, что его могут убить, все знали, что он ходит под смертью, сам он это знал, никто не принял никаких мер, у всех опустились руки, Григорий – единственный верный слуга, пытался этому помешать, и тем не менее, случилось то, чего все ожидали – Грешник поплатился за свои грехи. Удивлявший развратом старик, с мешочками кожи на лице и профилем римского патриция, отвратительный (у Достоевского все жертвы убийства отвратительны, еще более отвратителен, чем старуха-процентщица) убит.

Смердяков убивает Федора Павловича не потому, что ему нужны несчастные три тыщи. Убивает он Федора Павловича из вполне естественной, вполне понятной мести к нему. Именно потому что убить Ф.П. для Смердякова – это логично. Он убивает его не просто как отца, который сделал его лакеем, он убивает его как причину своего бытия. Не случайно он говорит о том, что если бы кто-то оставил меня в утробе и не дал бы мне родиться, я был бы очень благодарен. Он ненавидит собственную жизнь и мстит непосредственному виновнику этой жизни – убивает его за то, что Ф.П. его породил.

Мы не знаем до конца – было убийство или не было убийства.

Вот это юродство и сладострастие, наслаждение унижением – это та черта, которая в конечном счете окажется для русского сознания смертельной. Достоевский первым описал подполье, но не следует думать, что он это подполье любил. Достоевский делал все, чтобы вытащить его наружу - это сладострастное смакование низости. Сладострастие – это главное в карамазовской натуре. Есть сладострастие у Достоевского во всем – в интеллекте, в святости даже. Но ничего нет страшнее, ничего нет гибельнее, чем сладострастное смакование собственной низости. Черта, которая присуща и Федору Павловичу, и Павлу Федоровичу.

Альтернатива Богу – софистика, мир без него.

Карамазовщина – это беспредельная дикость, это неумение стать собой, понять собой, соотнести себя. Это душевная болезнь, то что всегда приписывали к заслугам Достоевского, на самом деле он в себе как раз ненавидит, потому что идеал Достоевского – это душевное здоровье.

Это начало.

201. Дела о преступлениях или проступках, за которые законе положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния, ведаются окружным судом с присяжными заседателями.

543. Производство в окружных судах по делам уголовным начинается:

1) или по определению судебной палаты о предании обвиняемого суду;

  1. или по обвинительному акту прокурора, предложенному окружному суду;

  2. или же по жалобе частного обвинителя, не получившей разрешения у мирового судьи (ст. 117).

544. По делам, решаемым не иначе как с участием присяжных заседателей, судебному производству предшествуют, во всяком случае, предварительное следствие и предание обвиняемого суду.

Интересно сравнить с современностью – в каких случаях у нас дела о преступлениях и проступках происходят непублично. Там, кажется, установлены случаи государственной тайны, случаи, когда разглашаемая информация может нанести ущерб чести и достоинству.

625. Судебное следствие производится изустно. Из правила сего допускаются только те изъятия, которые указаны в нижеследующих статьях.

626. Не воспрещается прочтение в судебном заседании письменных показаний свидетелей, не явившихся в суд за смертью, болезнью, совершенной дряхлостью или дальней отлучкой.

627. Не возбраняется прочитывать прежние показания вившегося свидетеля по отобрании от него новых, если изустные его показания несогласны с письменными, данными при предварительном следствии.

628. Участвующим в деле лицам, свидетелям и сведущим людям для более точного изложения их изустных показаний не воспрещается иметь при себе памятные записки в тех случаях, когда показания их относятся к каким-либо вычислениям, выводам или отчетам, которые трудно удержать в памяти.

Вероятно, как и сейчас. В общем, влияние Запада – перенесенные на нашу почву судебно-правовые модели работали по большей части на бумаге.

632. При судебном состязании сторон право последнего слова как по существу дела, так и по каждому спорному предмету, предоставляется всегда подсудимому или его защитнику.

Вкратце сказать в начале.

633. Судебное заседание по каждому делу должно происходить непрерывно, за исключением времени, необходимого для отдохновения.

620. Судебные заседания по делам о преступлениях и проступках происходят публично. Из сего правила изъемлются только дела:

1) о богохулении, оскорблении святыни и порицании веры (Улож. о наказ, ст. 192—199 и 235);

  1. о преступлениях против прав семейственных (Улож. о наказ, ст. 2118—2169);

  2. о преступлениях против чести и целомудрия женщин (Улож. о наказ, ст. 2076—2085);

  3. о развратном поведении, противоестественных пороках и сводничестве (Улож. о наказ, ст. 1336—1344 и 1348—1355).

Когда начинается процесс в фильме, некоторые из этих норм могут пригодиться.

  1. В назначенное для слушания дела время председатель суда, удостоверясь, что все должностные лица, обязанные присутствовать в судебном заседании, находятся налицо, открывает заседание: объявляет, какое дело подлежит рассмотрению и приказывает ввести подсудимого в зал заседания.

  2. Подсудимый занимает в зале заседания назначенное ему место, а если состоит под стражей, то в присутствии суда оставляется под ее охраной.

  1. Председатель суда предлагает подсудимому вопросы о его имени, отчестве, фамилии или прозвище, звании, летах, вероисповедании, жительстве и занятиях, а также о том, получил ли он копию обвинительного акта или жалобы частного обвинителя.

  2. За сим прочитывается вслух список лиц, вызванных в качестве свидетелей, причем председатель суда приводит в известность: все ли они прибыли в суд и, если не все, то кто именно из них не явился и есть ли в виду суда законная тому причина.

  1. Если не все вызванные свидетели окажутся налицо, то суд по выслушании объяснений сторон о том, можно ли производить судебное следствие в отсутствие неявившихся свидетелей, постановляет определение или об отсрочке судебного заседания по делу, назначенному к слушанию, или о рассмотрении дела несмотря на неявку некоторых свидетелей.

Если бы Иван Федорович не явился, то был бы ему штраф. «свидетель был все время здоров, что его видел доктор, когда час пред тем с ним сделалась легкая дурнота, но что до входа в залу он все говорил связно, так что предвидеть было ничего невозможно; что он сам, напротив, настаивал и непременно хотел дать показание».

643. Свидетель, не явившийся в суд без законных причин, подвергается денежному взысканию не свыше ста рублей и сверх того - платежу издержек, причиненных отсрочкой заседания вызванным в суд лицам, если неявка его имела последствием отсрочку заседания.

Нормы о присяжных заседателях – что должен спросить председатель, как их выбирают – по жребию. Да, это все надо сказать.

658. Из числа неотведенных назначаются по жребию для решения дела двенадцать комплектных и двое запасных присяжных заседателей.

659. Для составления присутствия присяжных заседателей по жребию председатель суда опускает билеты неотведенных в ящик, перемешивает их и потом вынимает по одному четырнадцать билетов, провозглашая каждое вынутое имя.

660. Вынутые по жребию имена заседателей вносятся секретарем в список присутствия присяжных, который по поверке с оставшимися в ящике билетами скрепляется им, подписывается судьями и провозглашается во всеуслышание.

661. Первые двенадцать заседателей по списку составляют присутствие присяжных, а последние двое, хотя и должны находиться в судебном заседании, но в состав присутствия поступают лишь в случае выбытия кого-либо из двенадцати, до постановления ими решения.

662. Поступление запасных заседателей в комплект присутствия происходит в том порядке, в каком имена их были вынуты по жребию.

663. Когда при составлении присутствия присяжных замечено будет отступление от установленных для сего правил или окажется какая-либо ошибка, то председатель суда объявляет о том во всеуслышание и немедленно восстанавливает нарушенный порядок, но лишь в отношении замеченной неправильности или ошибки, не прибегая без крайней в том необходимости к вынутию нового жребия.

664. По составлении присутствия присяжных председатель суда распоряжается о приводе их к присяге каждого по обряду его вероисповедания.

665. Пред присягой заседателей все находящиеся в зале заседания должностные и частные лица встают со своих мест и заслушивают присягу стоя.

Глава седьмая

О порядке производства судебного следствия

678. По исполнении всех обрядов, кои сопровождают открытие судебного заседания, читается вслух обвинительный акт или жалоба частного обвинителя.

683. Подсудимого, не признающегося в преступлении, председатель суда при рассмотрении каждого доказательства спрашивает, не желает ли он в оправдание свое представить какие-либо объяснения или опровержения.

693. Сведущие люди не могут быть избраны из лиц, участвующих в деле, или из состоящих по делу свидетелями, судьями или присяжными заседателями.

Сведущие люди прежде представления объяснений на суде приводятся к присяге тем же порядком, как и свидетели (ст. 713—717). До исполнения обряда присяги стороны могут отводить сведущих людей по неимению ими тех качеств, которые требуются от них законом.

«Медицинская экспертиза тоже не очень помогла подсудимому. Да и сам Фетюкович кажется не очень на нее рассчитывал, что и оказалось впоследствии. В основании своем она произошла единственно по настоянию Катерины Ивановны, вызвавшей нарочно знаменитого доктора из Москвы. Защита конечно ничего не могла через нее проиграть, а в лучшем случае могла что‑нибудь и выиграть. Впрочем отчасти вышло даже как бы нечто комическое, именно по некоторому разногласию докторов. Экспертами Явились – приехавший знаменитый доктор, затем наш доктор Герценштубе и наконец молодой врач Варвинский. Оба последние фигурировали тоже и как просто свидетели, вызванные прокурором».

727. Допрошенные свидетели не могут удалиться из заседания до окончания судебного следствия без разрешения председателя суда.

Катерина Ивановна до последнего не уходила из зала судебного заседания, что и стало роковым.

801. В делах, рассматриваемых с участием присяжных заседателей, председатель суда, вручая их старшине вопросный лист, объясняет им:

1) существенные обстоятельства дела и законы, относящиеся к определению свойства рассматриваемого преступления или проступка, и

2) общие юридические основания к суждению о силе доказательств, приведенных в пользу и против подсудимого.

754. Вопросы о том, совершилось ли событие преступления, было ли оно деянием подсудимого и должно ли оно быть вменено ему в вину, соединяются в один совокупный вопрос о виновности подсудимого, когда никем не возбуждено сомнения ни в том, что событие преступления действительно совершилось, ни в том, что оно должно быть вменено подсудимому в вину, если признано будет его деянием.

В случае какого-либо сомнения по которому-либо из сих вопросов они должны быть поставлены отдельно.

  1. По возвращении присяжных в зал заседания и по вводе туда подсудимого старшина прочитывает вслух вопросы суда и ответы присяжных, а затем вопросный лист передает председателю суда, который удостоверяет его своей подписью.

812. Когда присяжные заседатели признают, что одним утверждением или отрицанием невозможно с точностью выразить их мнение, то они могут дать надлежащее значение ответу, прибавлением к установленным выражениям некоторых слов, напр.: «Да, виновен, но без предумышления».

Для большего драматизма Достоевский передал право задавать вопросы председателю суда.

«Председателем по делу Мити был поставлен вопрос «Виновен ли в том, что убил с целью грабежа преднамеренно?»

Старшина при мертвенной тишине залы провозгласил: «Да, виновен!».

И потом по всем пунктам пошло все то же: виновен да виновен, и это без малейшего снисхождения!»

Как видим, присяжные не сделали дополнений к ответу «Да, виновен!».

Это – место с аплодисментами.

617. Председатель суда останавливает всякого, кто в судебном заседании осмелится выражать одобрение или неодобрение сделанных показаний или объяснений, входить в недозволенные сношения со свидетелями или с присяжными заседателями или же иным образом нарушать установленный порядок.

  1. Каждому свидетелю прежде допроса его по сути дела предлагаются предварительные вопросы для определения его личности и отношений к участвующим в деле лицам.

После сцены, когда председатель задает вопрос Дмитрию, признает ли тот себя виновным.

«Ввели всех свидетелей для присяги. Тут я увидел их всех разом. Впрочем, братья подсудимого были допущены к свидетельству без присяги. После увещания священника и председателя, свидетелей увели и рассадили по возможности порознь. Затем стали вызывать их по одному»

705. Муж или жена подсудимого лица, родственники его по прямой линии, восходящей и нисходящей, а также родные его братья и сестры могут устранить себя от свидетельства, а если не пожелают воспользоваться сим правом, то допрашиваются без присяги.

Соседние файлы в папке учебный год 2023