Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

28_NEP

.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.12.2022
Размер:
30.49 Кб
Скачать

Последний этап гражданской войны охватывал период с 1921 до конца 1922 г. Разгромлено белое движение, вытеснены с территории бывшей России иностранные войска (за исключением Дальнего Востока). Красные силы контролировали великорусские области, часть Украины, Белоруссию, Сибирь, значительную территорию Средней Азии. Однако «большая гражданская война» закончилась не победой красных, а поражением белых и поддерживавших их сил. Гражданская война еще не исчерпала себя. Большевистская система власти находилась в состоянии глубокого кризиса.

Положение в экономике можно было охарактеризовать как коллапс. Продукция промышленности сократилась по сравнению с довоенным уровнем в 7 раз, выплавка чугуна уменьшилась в 33 раза, стали – в 22. Свирепствовал голод, а также тиф и другие болезни. «Коммунизм» выражался в «пайковом» снабжении одеждой, обувью, бельем, продовольствием. Зарплата также выглядела как «паек»: вместо денег ее выдавали натурой. Повсеместно вспыхивали мятежи против большевистской власти.

Особенно крупными и упорными были восстание моряков в Кронштадте – военно-морской крепости на Балтике – в 1921 г. и восстание крестьян в Тамбовской и Воронежской губерниях* 1920-1921 гг., которое по фамилии лидера получило название «антоновское». Основные лозунги восставших: «Власть Советам, а не партиям», «Советы без коммунистов», «Свобода торговли». Продолжали развиваться повстанческие движения в национальных районах. Большое число крестьянских формирований действовало на Украине (петлюровцы, махновцы), в Туркестане активизировались басмачи. Повстанческие очаги возникли в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. Западно-Сибирские повстанцы в феврале – марте 1921 г. создали вооруженные отряды в несколько тысяч человек, захватили почти полностью Тюменскую губернию, Петропавловск, Кокчетав и другие города. Очаги мятежей, восстаний жестоко подавлялись, но в различных местах возникали новые.

Забастовки рабочих, протестующих против нищеты и насилия, также были повседневностью. В 1922 г. состоялось 538 стачек (около 200 тыс. забастовщиков).

Ситуация усугубилась из-за голода. Проблема голода для большевистской власти на протяжении всех лет гражданской войны была необычайно актуальной, а в 1921 г. произошла настоящая катастроф. Засуха привела уже разоренную предшествующими войнами и революциями страну к масштабному голоду с тяжелыми последствиями. Улучшение положения наступило только через 2 года – в 1923 г.

Голод был нередким явлением и в дореволюционной России. Его причины не только в том, что сельское хозяйство в большей части велось в зоне риска, т.е. в неблагоприятных климатических условиях, но и в низкой эффективности хозяйства, которое оставалось общинным. Тяжелым был голод 1891 г., но он не привел к катастроф, которая была бы сравнима с 1921 г. Первая мировая война обострила продовольственную ситуацию в стране. Рывок, который был сделан в производстве продовольствия под влиянием столыпинской реформы, был быстро сведен на нет. К февралю 1917 г. дефицит хлеба составлял 550 млн. пудов. Временное правительство не смогло улучшить положение или создать предпосылки для его изменения, оставив эти проблемы новой власти, которая должна была стимулировать сельское хозяйство, чтобы избежать масштабный голод. Однако все произошло наоборот. Большевики разрушили то, что было, ничего не создав взамен. Страна подошла к катастрофе необычайных масштабов.

К общей, исторически сложившейся неэффективности сельского хозяйства добавились новые причины, созданные уже большевиками. Были уничтожены помещичьи и хозяйства зажиточных крестьян, производившие товарный хлеб. К тому же военные действия активно велись в наиболее благоприятных для сельского хозяйства районах (Украина, Дон, Черноземная область, Северный Кавказ и др.). Военный коммунизм, изъятие всех продовольственных ресурсов в крестьянских хозяйствах (продразверстка) привели к сокращению посевных площадей.

Свертывание торговли, монополия государства на распределение продуктов, изъятие их у крестьян карательными мерами приобрело системный и последовательный характер. Карательный аппарат в сельской местности превзошел по численности личный состав царской полиции. «Мешочники», т.е. вольный черный рынок продовольствия, имели все меньше возможностей для закупок продовольствия на селе. У крестьян не было никакого стимула производить продукты сверх прожиточного минимума. Сыграло роль и отсутствие необходимой в климатических условиях России системы страховых запасов хлеба на случай природных неблагоприятных явлений, которая существовала до революции. Большевики ее разрушили, но новую не создали.

Голод поразил 16 российских губерний, 3 автономные республики, 3 автономные области, трудовую коммуну немцев Поволжья, Дагестан. В1921 г. он распространился на Москву и Петроград и прилегающие губернии, а также на некоторые губернии Сибири. Голод захватил также районы Украины, Казахстана, Азербайджана. Число умерших от голода – 5 млн. человек. Из голодающих районов, бросая все, уходили люди, наводняя города и усугубляя там ситуацию: не хватало продовольствия, одежды, для беженцев не было жилищ, работы.

ВЦИК в июле 1921 г. создал Центральную комиссию помощи голодающим – ЦК Помгол, затем преобразованную в ЦК Последгол (ликвидация последствий голода). Меры были предприняты следующие: увеличение закупок хлеба за границей, постепенный отказ от военно-коммунистических методов, – однако перелом в политике произошел только осенью 1921 г., когда стали ясны колоссальные масштабы катастрофы.

Международная помощь голодающей России была предложена уже в июле

  1. г. Москва получила предложения о продовольственной помощи одновременно от Лиги Наций (Англия, Франция, Италия) и от правительства США. Если разоренная мировой войной Европа имела немного ресурсов для помощи России, то американская администрация располагала большими продовольственными запасами. Помощь из США шла через АРА – «Американская администрация помощи». В

  2. г. АРА кормила 5 млн. детей и 5 млн. взрослых. Русская эмиграция также старалась помочь. В США профессор, экономист А.Н.Корф организовал широкомасштабную кампанию по сбору средств. Композитор С.В.Рахманинов давал благотворительные концерты, балетмейстер В.В.Фокин делал отчисления от театральных постановок, художник Н.КРерих организовал турне с выставками своих картин, доход от которых шел в Россию. Среди российских эмигрантов в Нью-Йорке была открыта подписка – каждый жертвовал, что мог.

Катастрофа наглядно показала большевикам необходимость изменения политики. Одновременно голод снизил накал гражданской борьбы (главной оказалась борьба за выживание). Большевики пошли на введение в марте 1921г. новой экономической политики (нэп). Первоначально нэп в коммунистической партии рассматривался как временное и короткое отступление, вызванное, как считалось, мелкобуржуазностью страны и задержкой мировой пролетарской революции. По-прежнему сохранялась уверенность в реальности и целесообразности перехода к социализму и надежда на поддержку Запада.

В.И.Ленин глубже понимал ситуацию, чем другие руководители партии, поэтому осознанная корректировка доктрины с учетом внутренних и внешних условий осуществлялась им постоянно. Оставаясь на позициях неизбежности победы мировой пролетарской революции, поскольку, по его мнению, только она могла вывести человечество из катастрофических противоречий империализма, Вместе с тем он более трезво, по сравнению с периодом 1917-1920 гг., смотрел на перспективы победы мировой пролетарской революции, считая, что главный упор в деятельности должен быть сделан на «...хозяйственное строительство, подведение экономического фундамента для нового социалистического здания». Поскольку большевистская партия оставалась у власти, несмотря на ожесточеннейшую гражданскую войну и интервенцию, то скорая победа пролетарской революции в мировом масштабе уже не имела такого жизненно важного значения. Ленин первоначально, видимо, полагал, что жизнь в целом доказала правильность разработанной им на основе марксизма доктрины, а произведенная корректировка в сторону нэпа с учетом внешних и внутренних условий достаточна.

В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) было принято решение о переходе от продразверстки к продналогу. Фиксированный продовольственный налог устанавливался до весеннего сева. Величина его определялась в зависимости от категории хозяйства. Беднейшее крестьянство освобождалось от налога: у него нечего было взять. Наивысшая ставка налога падала на зажиточных. Все, что оставалось у крестьян после сдачи налога государству, находилось в их распоряжении. Первоначально намечалось, что государство обменяет промышленную продукцию на оставшуюся у крестьян часть продовольствия (прямой продуктообмен). Теоретически предполагалось, что государство, используя концессии, широкое привлечение иностранного капитала, а также золотой фонд страны, создаст запасы промышленных товаров. Этот запас и будет обмениваться на продовольствие, оставшееся у крестьян. НЭП позволил стабилизировать ситуацию политически: прекратились мятежи и восстания, произошел переход от гражданской войны к миру. Зародилась надежда на развитие в условиях многоукладности, различных форм собственности и на возможную демократизацию.

Новая экономическая политика вводилась постепенно и непоследовательно, действия советского руководства носили характер импровизации. Скоро стала очевидной неспособность большевиков удержать новую экономическую политику в первоначальных рамках. Лишь к середине 20-х гг. сложилась относительно цельная экономическая система, в которой причудливо сплетались рыночные и административные начала. За эти годы была введена свободная торговля, разрешены аренда земли и применение наемного труда в сельском хозяйстве, получило право на существование запрещенное ранее мелкое и среднее частное предпринимательство. Правительственные постановления от 17 мая и 10 декабря 1921 г. положили начало частичной денационализации предприятий. Крупнейшим достижением первого этапа нэпа явилось создание твердой валюты — червонца, приравненного к дореволюционной золотой десятирублевой монете. К концу 1923 г. червонец вытеснил совзнаки из крупного хозяйственного оборота. Осенью 1922 г. в стране создаются фондовые биржи, где разрешалась купля-продажа по свободному курсу валюты золота.

К 1923 г. была децентрализована система управления промышленностью. Число главков и центров ВСНХ сократилось втрое, почти во столько же уменьшилась численность аппарата управления. И все же, отдавая на «откуп» частнику мелкотоварное производство и торговлю, государство по-прежнему сохраняло «командные высоты»: крупную промышленность, транспорт, внешнюю торговлю. Даже в условиях систематического давления государства частные предприятия в пищевой, кожевенной, текстильных отраслях промышленности сыграли важную роль в смягчении товарного голода, оживлении рыночных отношений, росте экономических показателей.

К 1924 г. значительно улучшилось продовольственное снабжение страны, стало улучшаться положение и в тяжелой промышленности.

Экономика, политика, идеология. Либерализация экономики в годы нэпа не сопровождалась демократизацией, какими-либо серьезными изменениями в системе однопартийной большевистской диктатуры. Считая возможным контрреволюционный «термидорианский» переворот основной и действительной опасностью, Ленин решительно отклонил все предложения отдельных партийцев по либерализации политического строя.

Борьба с голодом была использована властями как предлог для наступления на церковь.

23 февраля 1922 г. ВЦИК издал Декрет об изъятии церковных ценностей. Насильственным путем было изъято ценностей на общую сумму в 2,5 миллиарда золотых рублей. Из них только 1 миллиард ушел на закупку продовольствия. Наряду с изъятием церковных ценностей и физическим уничтожением отдельных священнослужителей в этот период проводится интенсивная работа по расколу церкви.

Политика властей вызвала в среде верующих движение протеста, доходившее иногда до вооруженного столкновения. Только в первом полугодии 1922 г. было зафиксировано более 1400 случаев столкновений, более 700 священников и монахов были привлечены к уголовной ответственности. Патриарх Тихон выступил против актов насилия органов власти. Это послужило предлогом для его ареста. Большевики не решились расстрелять Тихона из-за возможной негативной реакции в зарубежных странах. После смерти Ленина его преемник на посту главы государства А. Рыков был вынужден уменьшить давление на церковь.

Отход от нэпа обозначился уже с середины 20-х гг. Сформировавшаяся коммунистическая авторитарная политическая система была несовместима с полнокровными рыночными отношениями, поскольку рынок создавал реальную угрозу буржуазной реставрации. В 1921 г. большевики «всерьез и надолго» занялись постройкой пролетарского социалистического государства. Одна из причин этого — слабость отечественного частнопредпринимательского сектора, не способного при самом благоприятном для него повороте правительственной политики быстро модернизировать отсталую российскую промышленность. Стало быть, реальный выбор на рубеже 30-х гг. состоял либо в продолжении нэпа, либо в возврате к военно-коммунистической линии.

С победой сталинского курса и ужесточением политического режима многовариантность нэповской идеи была исчерпана. Лишь опасения большинства высших советских руководителей потерять власть в результате новой волны крестьянских восстаний привязывали их к нэпу. В 1926— 1927-х гг. давление на частный сектор усиливается. Сталинское большинство, ведя борьбу с троцкистско-зиновьевской оппозицией, берет на вооружение ее предложения о перекачке средств из частного сектора на нужды индустриализации. Достигнув потолка в извлечении средств обычными методами, государство возрождает чрезвычайные меры времен «военного коммунизма».

Их активным проводником становится В.В. Куйбышев, возглавивший после смерти Ф.Э. Дзержинского ВСНХ.

Всячески преувеличиваемая угроза войны со стороны «капиталистического окружения» стала весьма удобным поводом для слома нэпа. В первой половине 1927 г. в выступлениях советских руководителей все настойчивее повторяется мысль о возможности скорой войны. 1 июня 1927 г. ЦК ВКП(б) «в связи с обострением международной обстановки» призвал партию и весь народ к укреплению обороны СССР путем усиления темпов индустриализации, повышения производительности труда, всемерного укрепления вооруженных сил. В итоге форсированное развитие оборонных производств оборачивается постепенным подчинением им всей экономики.