Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

!!Экзамен зачет 2023 год / Агарков_М.М._Понятие_сделки_по_советскому_гражданскому_праву

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
262.34 Кб
Скачать

Можно следующим образом охарактеризовать различие между административным актом и гражданской сделкой (сделкой в смысле ст. 26). Административный акт совершается субъектом, действующим в качестве представителя власти. Совершая такой акт, даже направленный на изменения в сфере имущественных отношений, субъект действует как представитель государственной власти, а не как субъект имущественных прав. Гражданская же сделка совершается лицом, [355] действующим в качестве субъекта имущественных, т. е. гражданских прав. Понятие государственной власти, с одной стороны, имущественных прав, с другой, — соответственно определяет собой отличие административного акта и гражданской сделки.

Вбуржуазной литературе общим признанием пользуется характеристика гражданской сделки, как одного из проявлений частной автономии. Признак частной автономии нередко вводится в самое определение сделки. Для советского права такая характеристика сделки не подходит. Но мы не можем обойти вопрос о соотношении сделки и начала автономии. Автономия не является конститутивным признаком советского гражданского права, но все же играет в нем значительную роль.

Начало автономии в гражданском праве означает, что субъект сам определяет те цели, для достижения которых он будет осуществлять свою правоспособность. Автономия выражается в том, что субъект самостоятельно определяет, какие для него устанавливаются права

иобязанности, как он их будет осуществлять, а также будет ли он их осуществлять или нет.

Внаибольшей степени начало автономии присуще гражданским правоотношениям, в которых по крайней мере одним из субъектов выступает отдельный гражданин, т. е. сфере отношений личной собственности (ст. 10 Конституции СССР). Гражданин СССР может совершать все не запрещенные законом сделки и, в указанных законом пределах, определять те условия, на которых он их совершает. Советский закон обеспечивает гражданам свободу целеполагания, с тем только, чтобы не имели место эксплуатация человека человеком (ст. 4 Конституции СССР), спекуляция, а также не были нарушены обязанности граждан перед Советским государством (ст. ст. 130-133 Конституции СССР).

Иначе обстоит дело в отношениях между социалистическими организациями, особенно

— в отношениях между госу [356] дарственными организациями. Государственные организации не ставят сами те цели, ради которых они приобретают и осуществляют гражданские права. Цель дана им государственным планом народного хозяйства. Они созданы и наделены правоспособностью для достижения этой цели. В ряде случаев государственная организация, совершая сделку (заключая договор), связана с определенным по плану контрагентом и строго определенными по плану условиями.

Большее или меньшее проявление начала автономии при совершении сделок зависит от тех отношений собственности, в сфере которых сделка совершается. Оно различно в сфере социалистической собственности и в сфере личной собственности. Начало автономии у нас часто называют методом и в качестве такового противопоставляют его предмету правового регулирования. Это противопоставление нередко направляет мысль по ложному пути. Упускают из виду, что метод определяется предметом.

Таким образом, было бы неточно вводить в определение сделки момент автономии. Правильно и достаточно указать, что сделка совершается лицом в качестве субъекта имущественных прав (права собственности в широком смысле слова). Сферой имущественных отношений, в которых совершается сделка, определяется и большее или меньшее наличие (или отсутствие) автономии.

Во избежание недоразумений и ошибок следует отметить, что термином «автономия» часто называют не самоопределение, а нечто иное. Говорят об автономии, если дело касается отношений между субъектами, находящимися в одинаковом правовом положении, между субъектами равноправными. Например, два государственных предприятия заключают друг с другом договор. На самом же деле, в этом случае автономия может быть, но ее может и не быть. Наличие большей или меньшей автономии зависит не от равноправия субъектов, а от находящегося над ними государства, которое в законе устанавливает меру их самоопределения.

В силу закона автономия [357] между равноправными субъектами может отсутствовать. Закон может предписать им совершать друг с другом сделку на строго определенных условиях. Таким образом, не надо смешивать равноправие сторон с началом автономии.

Мы указали, что сделка отличается от административного акта тем, что она совершается лицом, выступающим в качестве субъекта имущественных (гражданских) прав. Спрашивается, применимы ли правила о сделках к актам семейного права (брак, усыновление и др.), к актам, касающимся личных прав?

Совершенно неисследованным в нашей цивилистической литературе является вопрос о юридических актах по поводу личных прав (например, согласие управомоченного лица на вторжение в сферу, охраняемую личным правом). Мы не останавливаемся здесь на этом вопросе, так как он уведет нас далеко от нашей темы. Несомненно, что ряд положений (например, ст. 31) по аналогии применим и к такого рода актам.

Правила, установленные для сделок (ст. 26 и след. ГК), не могут быть перенесены на такие акты, как брак, усыновление и т. п. Это прежде всего вытекает из ст. 3 ГК, но тот же вывод обязателен и в результате рассмотрения ст. ст. 26-43 ГК. Эти правила созданы для имущественных отношений. Совершенно очевидно, например, что ст. ст. 38, 40 и 41-43 не применимы к браку. Но это не исключает применения к браку по аналогии некоторых правил, формулированных для сделок.

Втех случаях, когда положения о сделках (гражданских юридических актах) по аналогии применимы к другим сферам, чем сфера имущественных отношений, перед нами лежит путь к построению общей теории юридических актов. Разработка такой теории была бы значительным достижением науки общей теории права.

Взаключение анализа понятия сделки необходимо остановиться на вопросе о том, является ли сделкой лишь само действие, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений, или же определенная совокупность [358] юридических фактов, в состав которой входит и такое действие.

Ст. 26 ГК дает в этом отношении не очень точную формулировку. Она определяет сделки как действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Таким образом, каждое такое действие, взятое в отдельности, ст. 26 называет сделкой. Но, вместе с тем, ст. 26 делит сделки на односторонние и взаимные (договоры). Договор состоит не из одного, а из двух или более действий (волеизъявлений), направленных на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Ст. 26 дает некоторые основания утверждать, что сделкой является не договор в целом, а каждое из составляющих его заявлений, взятое в отдельности, но она дает основания утверждать и обратное. Поскольку она делит сделки на односторонние и договоры, договор в целом, т. е. совокупность взаимных волеизъявлений, является сделкой. Более правильным следует признать второе понимание ст. 26 — договор есть не совокупность двух или более сделок, а единая сделка, так как содержание обоих волеизъявлений едино.

Внекоторых случаях закон, кроме одного или нескольких волеизъявлений, требует еще некоторых фактов для того, чтобы сделка считалась состоявшейся. Например, в отношении так называемых реальных договоров (договора займа и др.) требуется передача вещи. В этих случаях волеизъявление является основной, определяющей частью фактического состава. Содержание волеизъявления устанавливает, какие юридические последствия наступают в результате сделки. Остальные, необходимые для наступления результата, факты имеют значение условий действительности волеизъявления. Таким образом, сделкой, согласно ст. 26, надо считать одно или несколько волеизъявлений, направленных на установление, изменение либо прекращение гражданских правоотношений. [359]

V.Выводы

Врезультате анализа понятия сделки по советскому гражданскому праву мы можем формулировать следующие положения.

1) Сделка является юридическим фактом или фактическим составом (т. е. некоторой

совокупностью юридических фактов), в результате которого устанавливаются, изменяются либо прекращаются гражданские правоотношения. Сделка не является нормативным актом.

2)Сделка является правомерным юридическим действием. Термин «ничтожная сделка» противоречив. Ничтожным бывает не сделка, а волеизъявление.

3)Сделка устанавливает, изменяет или прекращает те гражданские правоотношения, на установление, изменение или прекращение, которых она направлена. Сделка этим отличается от юридических поступков, т. е. правомерных юридических действий, производящих правовые последствия, хотя бы эти действия и не были на них направлены (признания, уведомления, заявления и т.д.). Как сделка, так и юридические поступки требуют дееспособности тех лиц, которые их совершают.

4)Сделка отличается от юридических действий, создающих указанный в законе объективированный результат (литературное произведение, изобретение и т.д.), во-первых, направленностью на юридический результат, во-вторых, требованием дееспособности лица,

еесовершающего.

5)Сделка совершается лицом, действующим в качестве субъекта имущественных (гражданских) прав. Сделка этим отличается от административного акта, хотя бы этот акт и был направлен на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Правила, установленные в законе для сделок, не имеют непосредственного применения к административным актам, но могут быть применяемы по аналогии, если для этого имеются достаточные основания. [360]

6)Правила, установленные в законе для сделок, не имеют непосредственного применения к правомерным юридическим действиям, направленным на установление, изменение или прекращение правоотношений неимущественного характера (например, к браку, усыновлению и т.д.). Однако они могут иметь применение по аналогии, если для этого имеются достаточные основания.

7)Возможность в ряде случаев применять по аналогии правила, установленные для сделок, к другим юридическим актам (административным, семейным и т.д.) ставит перед юридической наукой задачу создания общей теории юридического акта.

Резюмируя сказанное, мы можем следующим образом определить сделку: сделками называются правомерные юридические действия, совершаемые одним или несколькими лицами, выступающими в качестве субъектов имущественных (гражданских) прав, и устанавливающие, изменяющие или прекращающие гражданские правоотношения, на установление, изменение или прекращение которых они направлены.

Текст печатается по изданию: Агарков М. М. Понятие сделки по советскому гражданскому праву // Советское государство и право. 1946. № 3-4- С. 41-55.

Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву. В 2-х т. Т. II. – М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002. с. 333-360.