Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

!!Экзамен зачет 2023 год / Суханов - Об ответственности гос-ва по гр-пр обязательствам

.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
91.14 Кб
Скачать

Такими способами государство пытается прямо или косвенно ограничить свою имущественную ответственность в сравнении с ответственностью иных, обычных участников оборота. В этой связи нельзя не отметить и другую тенденцию современного отечественного финансового законодательства, к сожалению подтверждающую сказанное. В Федеральных законах о федеральном бюджете на 1997 и 1998 годы появилось правило о том, что "нормативные правовые акты", влекущие дополнительные расходы средств федерального бюджета или сокращающие его доходную базу, реализуются лишь при наличии источников дополнительного поступления средств в бюджет, либо соответствующего сокращения его расходов <*>. Само по себе это правило не вызывает принципиальных возражений, ибо позволяет ограничивать поистине необузданные "аппетиты" отечественного законодателя, нередко готового принимать любые решения, никак не сообразуясь с экономическими и иными реалиями. Достаточно вспомнить, что именно законами о бюджете было в конце концов парализовано абсурдное правило пункта 3 статьи 30 Закона "О собственности в РСФСР" (включенное в него по инициативе нескольких депутатов и их консультантов вопреки мнению его разработчиков), согласно которому государство должно было возмещать всякий имущественный ущерб, нанесенный частному собственнику преступлением (взыскивая его потом в регрессном порядке с виновного лица, что, по мысли тогдашнего законодателя, должно было, в частности, способствовать ускорению расследования многих преступлений имущественного характера и резкому повышению уровня борьбы с преступностью).

--------------------------------

<*> Ст. 82 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" (СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1012) и ст. 114 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" (СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1464).

Однако разумное ограничение законодателя в этих ежегодно принимаемых законах приобрело совершенно иной смысл. Министерство финансов Российской Федерации уже в своих письмах от 16 октября и от 27 ноября 1997 г. указывало, что "возмещение морального и материального ущерба, причиненного следственными и судебными органами, не предусмотрено в составе расходов федерального бюджета на 1997 год, утвержденных соответствующим законом", и на этом основании требовало от судов (!) "конкретизировать" в своих решениях "источник выплаты в зависимости от нанесшего ущерб субъекта... например, за счет финансирования органов внутренних дел либо за счет финансирования органов прокуратуры", игнорируя положения статьи 53 Конституции Российской Федерации и статьи 1071 ГК РФ.

Таким образом, рассматриваемое правило постепенно, но довольно быстро переросло в совершенно незаконное, неконституционное ограничение прав и интересов участников оборота. В законах о федеральном бюджете на 1999 и 2000 годы оно существенно расширилось по содержанию и приобрело принципиально иные черты. Теперь уже любые законы и нормативные акты, "не обеспеченные источниками финансирования" либо "противоречащие" названным законам о федеральном бюджете, просто "не подлежат исполнению" <*>. Следовательно, закон о бюджете стал у нас своего рода "суперзаконом", подлинной "экономической конституцией", имеющей силу едва ли не большую, чем настоящая Конституция, ибо прежде, чем применять любой закон или подзаконный нормативный акт, следует убедиться в его полном соответствии закону о бюджете (то есть в полной обеспеченности бюджетным финансированием), а вовсе не Конституции или иным законам!

--------------------------------

<*> Ст. 110 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" и ст. 129 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".

Иными словами, отсутствие бюджетных средств становится безусловным основанием к отмене любых обязательств государства, хотя в гражданском праве, как давно известно, отсутствие у должника необходимых денежных средств никогда не являлось и не могло стать основанием освобождения его от ответственности (ср. п. 3 ст. 401 ГК РФ). Это само собой разумеющееся для обычного участника имущественного оборота правило по сути парализуется, а федеральное государство, используя законодательные возможности публичной власти, вновь поставило себя в привилегированное положение, нарушив принцип равенства в отношении других участников гражданского оборота (п. 1 ст. 124 ГК РФ).

Вряд ли, конечно, это обстоятельство можно считать значительным успехом в деле охраны государственных (публичных) интересов. Ведь наученные опытом разумные участники нормального имущественного оборота, в том числе, разумеется, и иностранные инвесторы, при таком положении просто постараются не иметь с государством или его юридическими лицами (учреждениями) никаких дел и тем самым могут привести его к достаточно затруднительной ситуации. Развитые правопорядки и собственный исторический опыт показывают, что государство и другие публично - правовые образования всегда относились и должны относиться к числу наиболее надежных партнеров в имущественных отношениях. Не случайно население всегда предпочитало делать вложения (инвестиции) именно в государственные ценные бумаги. Действующее гражданское законодательство и пытается вести публично - правовые образования по этому "цивилизованному пути", тогда как финансовое законодательство в погоне за кажущимся, сиюминутным результатом постоянно сбивает с него, вольно или невольно формируя отрицательный "имидж" для этих участников гражданского оборота, который неизбежно и неблагоприятно повлияет на их реальное имущественное положение. Поэтому кардинальное изменение складывающейся здесь ситуации, в том числе с помощью законодательных мер, представляется насущно необходимым.

Соседние файлы в папке !!Экзамен зачет 2023 год