Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Они трудились во имя Победы О тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны - сотрудниках Пермского государственного технического университета

..pdf
Скачиваний:
9
Добавлен:
13.11.2023
Размер:
24.39 Mб
Скачать

году был принят в Институт металлургии (г. Челябинск) в качестве старшего научного сотрудника.

В1962 году стал заведующим кафедрой сопротивления материалов в Пермском политехническом институте. Заведовал кафедрой по 1994 год и продолжает на ней работать профессором.

Виктор Андреевич читает лекции по курсу сопротивления материалов, по вопросам усталостной прочности и механике разрушения материалов. При разработке и решении научнопрактических задач использует новые теоретические подходы, связанные с проблемами синергетики, лазерной и плазменной технологий. Много внимания уделяет вопросам усовершенствования методики преподавания и внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс. Он руководит аспирантурой, выступает с популярными лекциями в школах и творческих коллективах, публикует статьи по молодежной и студенческой тематике.

В1969 году Виктор Андреевич защитил докторскую диссертацию и ему были присвоены ученая степень доктора наук и звание профессора. Им подготовлено 3 доктора и 26 кандидатов наук, опубликованы в печати более 250 статей, он имеет 12 изобретений. Является членом ученых советов по защитам диссертаций в ПГТУ (г. Пермь) и ЧГТУ (г. Челябинск) по специальности «Динамика и прочность машин».

Научные разработки Виктора Андреевича явились основой для дальнейшего усовершенствования прогрессивных технологий и создания новых конструкций и оборудования, реализованных на предприятии «Прометей» (Санкт-Петербург), на АО «Пермские

моторы», на заводе Уральского тяжелого машиностроения (г. Екатеринбург).

В.А.Гладковский избирался председателем Пермской областной организации общества «Знание», членом правления Всесоюзной организации общества «Знание».

Награжден тремя медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», нагрудными знаками отличия Минвуза и Всесоюзного общества «Знание», почетными грамотами Пермского облисполкома и ректората технического университета.

процессе Александр Александрович самым активным образом участвовал. Им был разработан устав и структура ПВМИ. Он внес большой вклад в организацию учебного процесса, в формирование преподавательских кадров вуза, в расширение его учебных площадей, в создание опорных пунктов на территории Пермской области. Александр Александрович вместе с коллегами организовал ПВМИ, вуз начал успешно действовать и стал базой для формирования кафедр машиностроительного комплекса в созданном Пермском политехническом институте.

В1960 году был создан Пермский политехнический институт. Александр Александрович был назначен его проректором по учебной работе. Пришлось вновь браться за организацию учебного процесса теперь уже в вузе, превосходящем по всем показателям ПВМИ, который влился в ПЛИ. Новый большой вуз - новые большие заботы. Труднее быть первым - многие проблемы приходилось решать «с нудя», набираться опыта «в пути». Но годы прорекгорства на стадии становления ППИ оказались плодотворнымибыли заложены основы организации учебного процесса, появились позитивные традиции, одним словом, первый полномасштабный технический вуз на Западном Урале состоялся, и в этом немалая заслуга Александра Александровича.

Вдолжности проректора Александр Александрович проработал по 1966 год и перешел на доцентскую должность кафедры машиностроительного черчения. Он погрузился в педагогическую и методическую деятельность.

В1978 году ему опять поручили руководящую должность - он был избран деканом вечернего механико-технологического факультета. Вновь заботы о всем комплексе проблем учебно-воспитательного процесса. Его всегда отличал вдумчивый и творческий подход к порученному ему делу. Обладая хорошими организаторскими способностями в совокупности с добротой и порядочностью, он быстро завоевал авторитет и уважение у студентов-вечерников. Он хорошо понимал и учитывал в своей работе со студентами все сложности получения высшего образования без отрыва от производства. Многие студенты-вечерники, выпускники факультета получили инженерную подготовку благодаря отеческой заботе Александра Александровича и благодарны ему за это. Он проработал деканом вечернего механико-технологического факультета вплоть до его закрытия - до 1991 года.

Возраст берет свое. Но возраст Александру Александровичу, кажется, не помеха. Он продолжает работать, до сих пор активный доцент кафедры инженерной графики. Особо отметим, что стаж

не ходили. Кинулись искать начальство, чтобы узнать, что делать, а его и след простыл. Пошли пешком в Ленинград. Начался обстрел. Бежали. Ползли. Итак 30 километров. Во второй половине дня добрались до города и пришли на свой завод. Я пошла к директору, а он ко мне с упреком: «Как вы смели самовольно уйти из Красного Села?!» Я рассердилась и ему ответила: «А пошлите туда свою жену!» Он позвонил куда-то, ему, по-видимому, объяснили обстановку и он говорит мне: «Идите домой». На следующий день мы продолжали работать на заводе.

8 сентября был большой пожар. Горели Бадаевские продовольственные склады. Мы поехали к месту пожара. Увидели жуткую картину: текли ручьи масла и сахара, мука перемешивалась с этими потоками... Сложно все увиденное передать словами. И буквально на следующей неделе ввели карточки на продукты. Установили нормы хлеба: рабочим 200 грамм, служащим, детям и иждивенцам 150 грамм в день. Вскоре нормальное отоваривание продуктов по карточкам было прекращено. Приходишь в заводскую столовую и тебе выдают в счет карточки 25 грамм крупы, 5 грамм масла, получаешь суп из разведенных дрожжей и олифы. К этому 150 грамм хлеба. И все! Люди пытались выпекать лепешки из горчицы и чуть не травились. Потом приспособились: вначале горчицу вымачивали, а потом пекли.

Праздник 7 Ноября 1941 года мы все же отметили. Нам выдали по бутылке шампанского. У нас были соленые листья капусты, которые были брошены на поле. Они были жесткие, жевались с трудом. У подруги отец работал конюхом, возил белье из госпиталя и обратно. Ему для кормления лошади выдавали жмых, из которого мы напекли лепешек. По тому времени стол был замечательным!

Зима 1942 года. Водопровод не работает. За водой ходили на Неву, везли ее на санках в ведрах, кастрюлях... Электричества нет. Трамваи не ходят. Жила я на Сенной площади, а работала на Васильевском острове. Приходилось ходить на работу пешком 11 остановок трамвая. Нет света. Окна забиты фанерой. Дров нет. Топим печурку мебелью, книгами, всем, что есть в квартире и может гореть.

Обстрелы и бомбежки стали постоянными. Гибли люди. Люди стали умирать с голоду. Идешь на работу и видишь, как люди падают и не могут встать. Помочь им у самой нет никаких сил. Люди умирали семьями в квартирах. Были организованы бригады для вывоза трупов. Моя подруга была в такой бригаде, которая заходила в квартиры, выносила трупы и увозила их на Голодай, что на Васильевском острове.

Наш завод входил в систему строительства Ленинградского метро. На базе этой организации было организовано Управление военно-восстановительных и заградительных работ. Я оказалась в составе одного из подразделений этого Управления. Весной 1942 года нас отправили по дороге жизни на восточный берег Ладоги, в Волховстрой. Наша задача - восстанавливать железные дороги. Волховстрой постоянно и сильно бомбят, особенно в районе вокзала. Работа тяжелая и опасная.

Я заболела тифом и попала в госпиталь. Проболев полтора месяца, вышла из госпиталя и никого из наших заводских не нашла. В Волхове был филиал нашего Управления. Я обратилась туда и меня иаправили в подразделение «Путьрем-1», который находился в местечке Коса на берегу Ладоги. Здесь мы строили пирсы для приема катеров с эвакуированными из Ленинграда, эти же катера загружали продуктами и отправляли их обратно в город. Не всегда катера благополучно переплывали Ладогу. Фашисты бомбили катера и нас постоянно и беспощадно. Особенно было страшно и мы очень переживали, когда катер тонул, а мы знали, что на нем везли детей.

Нас перебрасывали в разные места под Ленинградом: Любытино, Кабоны, Подборовск, Ладожская магистраль... Жили мы в палатках, в землянках, иногда в товарных вагонах. Строили мы мост в устье Нивы возле крепости «Орешек» для соединения Шлиссельбурга с Морозовкой. Здесь трудились и армейские строительные части. Всего в 5 километрах от нас в Синявино были немцы. Они нас обстреливали постоянно и сильно. Гибли люди из нашего и других подразделений. Работа была опасная и тяжелая. Восстановление железных дорог связано с земляными работами. К такой роботе многие из нас не были готовы и им было очень трудно. Вспоминая это время, как-то Михаил Николаевич Дедюкин, а он служил тогда в этих же местах, с душевной болью сказал: «Там погибла ленинградка Валя Васильева, нежное белокурое создание, до войны возможно только в книгах читавшая о ломе, лопате и тачке. Она погибла как солдат трудового фронта, отдавшая свою жизнь на боевом посту.»

27 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. Закончился страшный, но героический период в истории великого города.

Начали мы строить мост зимой, а закончили строительство в марте 1943 года. А 23 июня мне, как и всем моим товарищамсослуживцам, вручили дорогую для меня награду - медаль «За оборону Ленинграда» и удостоверение на девичью фамилию Рыдван.

Затем вновь работа в разных местах вокруг Л енинграда- в Пушкине, Гатчине, Петергофе..., - там, где побывал враг. Теперь мы

Соседние файлы в папке книги