Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1853

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
21.11.2023
Размер:
234.49 Кб
Скачать

ВГлаве I «Потребности и способности как две стороны родовой сущностной силы человека», включающей три параграфа, представлено понимание проблемы потребностей и способностей человека на протяжении всей истории философии; выявляется Марксово понимание сущности и сущностных сил человека, а также его взгляды на потребности и способности как две взаимополагающие и взаимоисключающие стороны любой сущностной силы человека; показывается, что потребности и способности человека неотделимы друг от друга, являясь одновременно выражением его зависимости и свободности в окружающем его мире.

Впараграфе 1.1. «Проблема потребностей и способностей человека

вфилософской литературе» показывается, как формировались, развивались и менялись взгляды философов на проблему потребностей и способностей человека. Обращение к данной проблеме восходит к самым истокам философии, и в ее понимании никогда не было единого подхода. Уже античные философы считали, что человек преобразует мир и себя посредством своих способностей при реализации собственных потребностей. Люди отличаются исторически друг от друга не своей материальной стороной, а потребностью и способностью вести себя по-разному. Еще в средние века философы пытались найти ответ на вопрос: чем потребности и способности человека отличаются от потребностей и способностей животных? какое соотношение имеют способности и потребности целого и части? что именно делает способности и потребности человека неповторимыми для животных? И все ответы на эти вопросы связывали с Богом. Но главное – в эту эпоху возникает особый духовный мир, отличный от мифологизированного мышления античного человека. Нет еще понимания того, что проявление способностей одного человека непосредственно связано с потребностями других людей, но попытка такого понимания уже есть.

Период Возрождения ознаменован не только обращением к античной культуре, но и более осмысленным пониманием проблем человека. Попрежнему среди философов господствует мысль, что познание как

11

способность и потребность человека возможно лишь при помощи и через Бога, и игнорируется факт самодостаточности развития человеческих потребностей и способностей. Не все средневековые философы связывают способности человека с его потребностями. Делается вывод, что способности животных к выживанию основываются на их свойстве иметь чувства, а у человека его способности к выживанию формируются на основе сопоставления фактов, понимания логики предметного мира. Некоторые философы средневековья понимают формирование потребностей и способностей человека как дар Бога, некоторые видят их основу в механизме их развития.

Философы Нового времени считают, что способности и потребности человека развиваются на основе его природы, у животных же их способности

ипотребности закодированы в биологических структурах. Способности животных побуждаются инстинктами, а человек определяет их сам. У животных их потребности биологически обусловлены, а у человека – часть его бытия.

Далее в параграфе рассматриваются взгляды на проблему потребностей

испособностей человека, высказанные в своих работах мыслителями России

иЗапада прошлого века и современными философами, и делается вывод, что столь разнообразное обилие вариантов проблемы указывает на отсутствие методологических обоснований в работах и на многообразие различий в ее понимании.

Впараграфе 1.2. «Марксово понимание потребностей и способностей человека как методологическая основа для их философского осмысления» подчеркивается, что понимание потребностей

испособностей в философской концепции К. Маркса является отправной точкой их современного осмысления, так как он не только соотнес потребности и способности с формированием человеческой деятельности, но

изаложил основы понимания потребности и способности как двух взаимополагающих и взаимоисключающих сторон любой сущностной силы

12

человека. По Марксу, потребность выражает зависимость человека от условий и средств его человеческого существования, а способность, наоборот, его свободность при них. Сущность человека может быть понята лишь в связи с историей в целом, так как человек – существо историческое, он и творец, и творение всемирной истории. Осмысливая человеческую личность, Маркс показывает, что ее сущность может быть понята только посредством общественных отношений и через эти отношения.

Впараграфе указывается, что Маркс не отделял человеческую сущность от природы. Человек находится с природой в диалектической взаимосвязи, без которой невозможно понять ни общество, ни личность. Степень освоения природы в каждую эпоху является мерой выражения реализации человеком своей человеческой сущности. А общей связью, взаимодействием между природой и человеком выступает труд. Труд, по Марксу, есть основной и сущностный признак человека.

Итак, потребности и способности, по Марксу, - стороны одного и того же явления – родовых сущностных сил человека, под которыми Маркс понимает проявления того, что делает человека человеком и дается ему от природы в виде задатков, позволяющих ему в обществе себе подобных стать человеком. Человек по своей исторической определенности принципиально ограничен, но по своим возможностям, по своей природе, главное, по своей сущности, вырастающей из этой природы, он принципиально универсален. Без универсальности нет истории человечества.

Впараграфе 1.3. «Потребности и способности человека как выражение его зависимости и свободы» показывается, что потребности и способности человека как две стороны его сущностной силы неотделимы друг от друга. Человек как существо разумное имеет потребность и способность превращать в условие и средство своего существования любое образование мира, и тем самым неограниченно создавать адекватную среду обитания. Поставив себе на службу определенные внешние природные силы

иодновременно попадая в зависимость от них, человек освобождается от них

13

при помощи новых средств, опять же попадая в зависимость от них, и ищет новые средства для освобождения… Этому процессу нет и не может быть предела. Человек как вечный творец созидает вечно не завершаемую экологическую нишу. В результате люди меняются сами, развивают свои сущностные силы, приобретают новые потребности и способности, выступающие как выражение его одновременной зависимости и свободы в определенном мире.

ВГлаве II «Сущность исторических потребностей и способностей человека», включающей в себя два параграфа, приводятся выделенные в философской литературе основные виды потребностей и способностей человека и их типологий; показывается тождество и различие между самыми фундаментальными из них – естественными и историческими потребностями

испособностями и формулируется критерий их четкого разграничения; дается характеристика историческим потребностям и способностям человека как творимым историей в процессе созидания человеком своего незавершаемого исторического мира.

Впараграфе 2.1. «Основные виды потребностей и способностей человека» отмечается, что богатство потребностей и способностей определяется богатством человеческой природы и особенностями условий (природных и исторических), в которых они проявляются. Проблема эта чрезвычайно трудная, так как первичные потребности и способности трансформируются в бесконечное множество производных. В параграфе анализируются различные типологии потребностей и способностей человека, предложенные известными отечественными и зарубежными авторами, и делается вывод, что к данной проблеме не только нет единого подхода, но сами эти предложенные подходы сильно противоречат друг другу и не справляются с вопросами своих критиков. Проанализировав существующие в литературе деления потребностей и способностей, показав их достоинства

инедостатки, мы приходим к выводу, что многообразие не выдерживающих

14

критику подходов к решению проблемы потребностей и способностей стало причиной отсутствия общепринятой их типологии, что обусловило вынужденность предложить в рамках данной работы свое деление потребностей и способностей человека. На наш взгляд, наиболее логично выделить три их базовых разновидности:

-индивидуальные и общественные;

-духовные и материальные;

-естественные и исторические.

Перечень потребностей и способностей, в принципе, безмерен и бесконечен. И хотя все они тесно связаны друг с другом и практически не встречаются в чистом, изолированном виде, они не могут быть выведены друг из друга или заменить друг друга. В какой бы степени ни были удовлетворены одни потребности и реализованы соответствующие способности, это не избавляет человека от вынужденности удовлетворить потребности другого типа и реализовать способности другого типа.

Кратко охарактеризовав каждую из пар вышевыделенных разновидностей потребностей и способностей человека, в данной работе мы сосредотачиваем свое внимание на последнем делении потребностей и способностей (естественные и исторические) как наиболее фундаментальном.

В параграфе 2.2. «Исторические потребности и способности человека как его собственно человеческие потребности и способности»

раскрывается, что между естественными и историческими потребностями и способностями имеется принципиальное различие. Естественные потребности и способности – это проявление тех инстинктов, которые свойственны человеку так же, как и животным. И эти его естественные потребности и способности, оставаясь естественными по своей сущности, становятся истинно человеческими именно и только по мере развития культуры, по мере включения их в сферу саморазвития исторических потребностей и способностей человечества.

15

Естественная потребность и способность не выводит человека за пределы природы, а историческая потребность и способность перестает быть просто животной потребностью и способностью, в ней человек выступает историческим существом, творцом и творением Истории, являющейся развертыванием общеродовой человеческой сущности. В результате исторические потребность и способность человека перестают быть потребностью и способностью простого природного индивида как такового, а становятся потребностью и способностью человеческих личностей, созидающих историю и созидаемых историей. В параграфе обосновывается, что исторические потребности и способности человека – это присущее исключительно человеку положительное свойство приспосабливать внешний, прежде всего предметный мир, а затем и формирующееся общество, для собственного развития, т.е., для своих способов изменения мира, а затем и под свои исторические же, но уже развитые до определенного уровня потребности и способности.

Деятельность человека как исторического существа, направленная на удовлетворение наличных потребностей и реализацию имеющихся способностей, порождает каждый раз новые потребности и способности. В ходе исторического развития они не только развиваются, но и становятся утонченными, одухотворенными. В итоге появляются такие новые потребности и способности, которые не связаны уже непосредственно с естественными потребностями и способностями, послужившими для них основой. В результате исторические потребности и способности человека далеко выходят за узкие рамки его органической жизни, отражая в себе все многообразие и богатство исторически развивающейся деятельности, все богатство создаваемой культуры, которая становится исторической природой человека.

Исторические потребности и способности играют в жизни людей все более важную роль, чем естественные. Их характерная особенность - их незавершаемость: нельзя реализовать какую-либо историческую потребность

16

и способность раз и навсегда. Они развиваются и возвышаются беспредельно, побуждая человека и позволяя человеку создавать все новые предметы материальной и духовной культуры.

В Главе III «Диалектика взаимопорождения исторических потребностей и способностей человека», состоящей из трёх параграфов, выявляется неизбежность возникновения исторического развития потребностей и способностей у любого существа, одаренного разумом; доказывается невозможность существования человека без неисчерпаемого развития его исторических потребностей и способностей, а также невозможность развития исторических потребностей и способностей человека без их незавершаемого исторического взаимопорождения и неостановимого исторического саморазвития. Речь идет, как уже говорилось в начале, не о развитии человеческих потребностей и способностей вообще в истории, и даже не о его естественных потребностях и способностях, одухотворяющихся в истории (как, скажем, потребности и способности продолжать свой род, есть, укрываться от непогоды и т.п.), а именно и только о таких потребностях и способностях, которые существуют только у разумных существ (на нашей планете – у людей) и которые возникают именно и только вместе с историческими существами.

В параграфе 3.1. «Возникновение исторических потребностей и способностей человека» раскрывается, что развитие потребностей и способностей человека происходит не только и не столько по причине изменений внешних для человека условий его существования, но в основном по внутренним исторически развивающимся возможностям самого человека. С одной стороны, исторически возникающие потребности человека совершают над ним своеобразное насилие, принуждая его в созданных им же определенных условиях и средствах существования к определённым поступкам и действиям. С другой стороны, способности, соответствующие этим, созданным им, условиям и средствам существования, делают его неограниченным в своем самоутверждении при этих определенных условиях

17

и средствах существования. Но такая способность реализуется только за счет освоения следующих, по логике, условий и средств, осваивая которые, человек не может не попасть от них в зависимость и не начинать искать (при их дефицитности) условий и средств освобождения от этой новой зависимости. И такая потребность не может быть реализована без освоения, опять же, следующих, по логике, условий и средств, осваивая которые, человек становится освобожденным от предыдущей зависимости. Так, в результате такого процесса реализуется диалектика исторических потребностей и способностей. Создание человеком (= человечеством!) в лице разных своих общностей (этносов) и их обществ своей истории - это и есть переход от одних исторических потребностей и способностей к другим.

Таким образом, с одной стороны, потребности человека совершают над ним своеобразное насилие, принуждая его к определённым поступкам и действиям. С другой, способности человека делают его господином над определенными условиями и предметами. В результате этого и реализуется диалектика потребностей и способностей. Создание человеком истории человеческого рода и есть переход от одних исторических потребностей и способностей к другим, их обмен на исторические потребности и способности других общественных субъектов. Как пишет В.И. Табаков, «возникновение определённой исторической потребности есть результат реализации определённой исторической способности, а возникновение определённой исторической способности – результат реализации определённой исторической потребности»1. Это действительно так. Фактически, ни одна историческая потребность на протяжении истории всего человечества не могла быть удовлетворена без возникновения соответствующей исторической способности, и ни одна историческая способность не была осуществлена без порождения новой исторической потребности.

1 Табаков В.И. Закон взаимопорождения исторических потребностей и способностей человека.// Законы развития человеческого общества: Материалы V Международной ярмарки идей: 30 академический симпозиум. - Н.Новгород, 2002. - С. 363.

18

У животных такого развития потребностей и способностей нет. У них новые потребности и способности возникают только при изменении их экологической ниши. Но – уже только вместе с новыми носителями, вместе с соответствующими мутантами (если интенсивность мутации значительно не отстает от интенсивности изменения ниши и эти мутанты успевают дать начало новому виду похожих, но уже других по способу своего существования животных). Нормальные носители прежних потребностей и способностей исчезают вместе со своей нишей. А пока ниша остается в пределах их наличных потребностей и способностей, последние остаются без изменения. Они могут переходить с одной жертвы на другую и, соответственно, менять прием охоты (а шимпанзе, к тому же – менять виды палок, камней и других своих вечных орудий). Но … только в пределах своей экологической ниши. А вот между людьми (человечеством) 3-хмиллионной давности и людьми современной формации разница, в принципе, такая же, как и между первым каменным топором и современной моделью компьютера, находящегося в распоряжении обычного школьника. Потому что потребности и способности у людей меняются не только и не столько по горизонтали их ниши, а (чем дальше, тем больше) по ее вертикали. Люди не остаются, оставаясь одним и тем же видом, в пределах одной какой-то природной ниши, а выходят каждый раз за пределы любой созданной ими же ниши. Т.е. они сами создают исторически свою природную нишу, создавая, соответственно, и самих себя как исторических существ, не ограниченных никакой определенной нишей.

Вот о каких потребностях и способностях речь идет, когда мы говорим об исторических потребностях и способностях, а вовсе не об историческом культивировании людьми одних и тех же своих естественных потребностей и способностей, таких, например, как потребность и способность получать в виде пищи один и тот же набор одних и тех же, в принципе, веществ природы, но в виде разных их носителей, разного их ансамбля, в разных культовых ситуациях, разными приспособлениями. В этом плане у нас и

19

потребность и способность рождать себе подобных продвинулись далеко - что только не сопутствует этому процессу (и наряды, и серенады, и танцы, и многое другое). Но, в принципе, никакого нового способа рождения себе подобных, например, по сравнению с теми же шимпанзе, люди еще не открыли и не создали. Люди рождаются так же – нехитрыми природными усилиями природных родителей. И рождение человека есть всего лишь рождение, независимо от того, где это происходит – в лесу, как было у карибов, или в наисовременнейшем родильном доме. Точно так же, утоление голода для организма человека есть утоление голода, неважно – в джунглях это совершается или в современном элитном ресторане, при помощи одних рук и зубов или всего комплекта современных приборов. Надо думать, пользоваться этими приборами и вести себя в соответствии с этикетом ресторана можно научить любого дикаря палеолита, если не за год, то хотя бы за десяток лет.

То же самое можно сказать о любых естественных потребностях и способностях человека, остающихся принципиально естественными, но исторически культивируемыми – иметь укрытие (дом), защищать свое тело от жары и от холода, спать, играть, смеяться и т.д. А вот одомашнивание растений и животных, освоение гончарного круга, железоплавления и кузнечного дела и т.д, вплоть до создания современных персональных компьютеров, - это именно развитие потребностей и способностей, являвшихся изначально историческими и только историческими.

Из сказанного понятно также, что развитие человеческой культуры – это развитие духовных потребностей и способностей человека, являющихся изначально историческими. Именно потому, что они есть потребности и способности исторические, они побуждали человека и позволяли ему создавать все более возвышенные духовные ценности.

Например, ископаемый предок человека, спустившись с деревьев, испытывал объективную потребность в обеспечении условий относительно безопасного и комфортного ночлега и отдыха. Для этой цели, обладая еще

20

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]