Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2056

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
21.11.2023
Размер:
252.39 Кб
Скачать

11

В первой главе «Теоретические и методологические аспекты проблемы нормативного кризиса перехода к юности» описаны психологические особенности старшего подросткового и юношеского возраста, дается анализ концепций нормативного кризиса развития личности в логике культурноисторического подхода, представлено психологическое содержание нормативного кризиса развития перехода к юности.

Параграф 1.1 «Особенности психологического развития в старшем подростковом возрасте и ранней юности». Подростковый и юношеский возраст – переходный период от детства к взрослости. Единства мнения в оценке содержания подросткового и юношеского возраста и возрастных границ этого периода нет.

В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте отмечаются значительные личностные перестройки. Завершается бурный физический рост и развитие организма. Мышление уже носит научно-теоретический, формальнологический, гипотетико-дедуктивный характер и позволяет выстраивать стратегии, иметь развитую рефлексию, разбираться в собственном сложном внутреннем мире и отношениях между людьми. Это активизирует деятельность по построению Я-концепции к окончанию подросткового возраста (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Д.Б. Эльконин).

Осознание своей непрерывности и преемственности во времени — необходимый элемент образа «Я». Обращенность в будущее становится основной направленностью личности.

Другой значимой характеристикой юношеского возраста является активное определение позиции относительно социокультурных ценностей. Процесс присвоения социально выработанных ценностей и их осмысление, как активный процесс, во многом определяет успешность самоопределения и включённость молодых людей в жизнь общества. Формирование ценностной сферы и потребность в определении смысла жизни важная характеристика юности.

Человек впервые встает перед сознательным выбором жизненного пути.

12

В стабильном подростковом периоде социальная ситуация окончания школьного обучения формирует потребность в самоопределении.

Самоопределение включает в себя потребность в формировании определенной смысловой системы, объединяющей представления о мире и себе самом (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург).

Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификации и самоопределения. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неопределенная идентичность. Именно в пространстве кризиса (внутреннего процесса по осознанию, рефлексии, субъективации новообразования стабильного периода) решаются задачи самоопределения, формирования эго-идентичности. Пространство кризиса превращает новообразование стабильного периода в собственную способность к самоопределению, т.е. способность выстроить первые жизненные планы и цели.

Параграф 1.2 «Анализ концепций нормативного кризиса развития в детстве и взрослом возрасте» включает теоретический анализ основных подходов к понятию развития, критических и стабильных периодов в развитии ребенка и взрослого.

Для переходного периода от подросткового к юношескому возрасту характерны особенности как кризисов детства, так и взрослости. Возрастной кризис в культурно-исторической теории рассматривается как необходимый для нормального, поступательного хода личностного развития.

По мысли Л.С. Выготского, мир идеальных (высших) форм, мир культуры есть источник, из которого ребенок черпает образцы или образы. Под реальной формой понимается актуальная социальная ситуация развития.

Влияние среды определяется переживаниями ребенка. Л.С. Выготский выделяет две определяющие характеристики социальной ситуации развития: объективную среду (место личности в системе социальных отношений), и субъективную – отношение ребенка к этой системе.

13

В последнее время внесен существенный вклад в понимание содержания важнейших понятий культурно-исторической теории, таких как «возрастной кризис детского возраста» (К.Н. Поливанова, 2000), «социальная ситуация развития» (О.А. Карабанова, 2002), «новообразования» (Л.И. Бершедова, 1999), «психология нормативных кризисов взрослости» (Е.Л. Солдатова, 2007). Все эти исследования значительно обогащают и структурируют содержание и особенности кризисов в развитии личности.

К.Н. Поливанова раскрывает содержание стабильного и нормативного кризиса детских возрастов. Задачи детских возрастов связываются в культурноисторической теории с освоением новых видов деятельности в стабильный период развития (игровой, учебной, общения), в ходе которых формируются новообразования в психике ребенка. В критический период происходит субъективация этих новых способов действования (психических новообразований).

Возрастной кризис, разворачиваясь в логической последовательности

открытия новой идеальной формы, мифологизации, конфликта, рефлексии и разрешения, завершается формированием новой социальной ситуации развития стабильного возраста. Ощущение своего изменения во времени является одной из характеристик подросткового кризиса. В стабильный период «Я» – стабильное (внеситуативное, вневременное). В кризисе «Я» у младшего подростка вначале «рассыпается», потом собирается посредством упорядочивания на оси времени (К.Н. Поливанова). Динамика представлений о времени является одним из показателей смены кризисного и стабильного периода.

Рассматривая особенности нормативных кризисов взрослости, Е.Л. Солдатова считает, что новообразованием возраста взрослого человека является новообразование личности, соответствующее возрастным задачам. В кризисе происходит интериоризация личностного новообразования - того ядра, которое выполняет регулирующую, управляющую и оценивающую функции с целью сохранения собственной непрерывности в ходе кризиса и процесса самодвижения. Процесс интериоризации отражает понятие «эго-идентичность»,

14

т.е. тождественность себе измененному. Задачи развития в периоды взрослости связываются с развитием эго-идентичности личности в определенной для каждого возраста системе социальных отношений.

Е.Л. Солдатова раскрывает каждую фазу кризиса через особенности эгоидентичности и разные сферы ее проявления: время, отношения, дело, ценности, поддержка. Предкритическая фаза кризиса (предрешенная эго-идентичность) характеризуется идеализацией будущего, отказом от прошлого, излишней уверенностью в себе, в своих ресурсах. Собственно критическая фаза (диффузная эго-идентичность) характеризуется отказом от настоящего, идеализацией прошлого, неверием в себя. Заключительная фаза кризиса, фаза адаптации, соответствует тождественности, целостности эго, принятием настоящего и прошлого, направленности на будущее, уверенности в собственных ресурсах. Для стабильного этапа в развитии характерна стабильная эго-идентичность (мораторий) и латентное развитие новообразований.

Эго-идентичность является впервые возникшим личностным новообразованием стабильного периода подросткового возраста. Исходя из того, что процесс самоотождествления личности актуализируется в период нормативного кризиса развития, а процесс самоотождествления отражает понятие эго-идентичность, т.е. тождественность себе, следовательно, изменения в особенностях эго-идентичности в нормативном кризисе будут показателями границ стабильного и критического периода при переходе к юности и отражением фаз внутри самого кризиса.

Параграф 1.3 «Психологическое содержание нормативного кризиса перехода к юности» раскрывает содержание кризиса и стабильного периода развития через основные понятия концепций нормативных кризисов развития:

социальная ситуация развития, реальная и идеальная форма, новообразование, психологическая готовность, фазы кризиса, субъективация новообразования, конфликт, рефлексия, возрастные задачи.

Идеальной формой в период перехода к юности являются возрастные задачи юности – профессиональное образование и способность к отношениям с людьми

15

другого пола, как необходимое условие создания в будущем семейных отношений.

Реальной формой в данный период являются особенности развития в старшем подростковом возрасте: научно-теоретическое мышление позволяет выстраивать стратегии, иметь развитую рефлексию, разбираться в сложном внутреннем мире человека и отношениях между людьми; на основе этого формируется Я–концепция, возникает потребность в формировании ценностной сферы. Обращенность в будущее становится основной возрастной чертой направленности личности.

Объективный аспект социальной ситуации в период перехода к юности характеризуется тем, что старшеклассник, находящийся на этапе завершения школьного обучения, делает первые шаги в профессиональном самоопределении. В период завершения полового созревания юноши и девушки должны принять свою половую роль и выстроить согласно этому свое поведение. Социокультурные ожидания связаны с необходимостью определения целей и планов будущего. Потребность в самоопределении перестраивает систему отношений между юношей и взрослым. Общение со значимым взрослым становится актуальной потребностью юности.

Субъективный аспект характеризуется внутренней позицией юношей, основанной на потребности в самоопределении. Чтобы реализовать эту потребность, у подростка в стабильный период должны быть сформированы: Я- концепция, непротиворечивая система ценностей и целей - это новообразование возраста.

Таким образом, к концу подросткового периода латентно формируется определенная система представлений о себе и система собственных ценностей как новообразование стабильного периода в развитии, это вызывает новый характер восприятия действительности. В стабильном периоде перехода к юношескому возрасту появляется потребность в самоопределении, в кризисе происходит субъективация этого новообразования – превращение этого

16

новообразования в способность к самоопределению, т.е. способность делать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.

Психологическая готовность связана с актуализацией определенных, необходимых для совершения перехода к новой реальности особых качеств, сформировавшихся для наиболее адекватного существования в этой новой реальности. В этом контексте психологическую готовность к переходу к юности мы понимаем как новообразование кризиса (т.е. рефлексия, субъективация произошедших изменений), которое актуализирует новообразование возраста (Я-концепция, собственные ценности и цели), и является критерием окончания нормативного кризиса развития.

Рефлексия личностью изменений, происходящих с ней в кризисе – процесс сопоставления реальной, наличествующей формы развития с идеальной формой развития, связанный с поиском и принятием собственной идентичности, есть процесс самоотождествления или эго-идентичности. Психологической готовностью и новообразованием нормативного кризиса перехода к юности является обретение эго-идентичности. Эго-идентичность – это рефлексивный

уровень социальной ситуации развития. Стабильный этап характеризуется стабильной эго-идентичностью (мораторием). Нормативный кризис развития проходит через три фазы: предрешенной, диффузной, достигнутой эгоидентичности (Солдатова Е.Л.). Тождественность себе во времени и непрерывности жизни является достигнутой эго-идентичностью.

Кризис является залогом непрерывности развития, т.к. предшествующий этап подготавливает изменения последующего. Предкритическая фаза кризиса у юношей характеризуется неполнотой той реальной формы, в которой он живет, возникает представление о новой идеальной форме, идеализированный образ будущего возраста – профессиональное образование, интимноличностное общение с противоположным полом.

В нормативном кризисе первая фаза характеризуется материализацией идеальной формы, происходит принятие решений в мечтах (мифологизация). Эта фаза характеризуется предрешенной эго-идентичностью, эгоцентрацией,

17

идеализацией будущих отношений. Юноша экспериментирует с разными социальными ролями, пробует себя в разнообразных видах деятельности и разнообразных областях знаний.

Во второй фазе кризиса происходит осознание своих реальных возможностей и понимание невозможности прямого воплощения идеальной формы, осознаются собственная недостаточность, свои неумения, неспособности. Для этой фазы характерны размытая эго-идентичность, отказ от настоящего, невидение будущего, идеализация прошлого, утрата собственной непрерывности, неуверенность в себе, внутренний конфликт ценностей. Возникает неуверенность в способности принять какое-то решение, самоопределиться.

Фаза адаптации характеризуется достигнутой эго-идентичностью, возникает тождественность, целостность эго, которая проявляется в принятии настоящего, прошлого и будущего, возникают новые отношения. На этапе выхода из кризиса у юношей и девушек происходит конкретизация жизненных планов и перспектив, осознание собственной системы ценностей и смысла жизни. Для юношей становится важным общение со значимыми взрослыми. Они уверены в собственном выборе дальнейшего профессионального обучения или трудовой деятельности, который соответствует их интересам и потребностям. Это проявляется в принятии своих сильных и слабых сторон, уверенности в собственных ресурсах и принятии собственных чувств.

Результатом нормативного кризиса перехода к юности становятся сформированная эго-идентичность и осознанные жизненные планы и цели.

С точки зрения К.Н. Поливановой ощущение своего изменения во времени является одним из показателей стабильного периода и нормативного кризиса подростка. Е.Л. Солдатова раскрывает каждую фазу нормативного кризиса взрослых через особенности эго-идентичности и разные сферы ее проявления: время, отношения, дело, ценности, поддержка.

На основе этого в ходе констатирующего эксперимента были исследованы динамика представлений о времени, особенности смысложизненных

18

ориентаций, системы ценностей и внутреннего конфликта личности, Я- концепции и самооценки старшеклассников.

Вторая глава «Эмпирическое исследование нормативного кризиса перехода к юности» представлена результатами констатирующего эксперимента.

Параграф 2.1 «Возрастная динамика представления о времени при переходе к юности». Для определения возрастных границ стабильного подросткового периода и фаз кризиса проводилось сравнение количественного соотношения «глобальных» и «частных» событий, их временной отнесенности, «оценочности» и «субъектности» событий в прошлом, настоящем и будущем в 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классах. Большее количество глобальных событий в прошлом, настоящем и будущем, симметричность их соответствует стабильному периоду развития.

Анализ результатов показал, что 9-й класс значимо отличается по всем параметрам от остальных классов (р≤0,01). В этом возрасте равномерно представлены глобальные события в прошлом, настоящем и будущем, эти события симметрично равноудалены. Картину дополняет большее количество «субъектных» событий в будущем, что говорит о том, что девятиклассники демонстрируют уверенность в себе, в своих ресурсах, что характерно для стабильного периода в развитии.

В 10-11-м классе прослеживается временная асимметрия событий в сторону будущего. Старшеклассники в этот возрастной период живут «близким прошлым», «отдаленным будущим» и наблюдается увеличение «завтра» в настоящем. Данные «оценочности» событий в будущем, так же свидетельствуют о «вытягивании» временной перспективы в сторону будущего

в10-11-х классах, что соответствует началу нормативного кризиса.

Увосьмиклассников проявилось небольшое количество «глобальных» событий в прошлом, настоящее и будущем, события симметрично равноудалены относительно настоящего, что соответствует фазе адаптации нормативного кризиса подросткового возраста.

19

Параграф 2.2 «Особенности смысложизненных ориентаций и отношение к прошлому, настоящему и будущему». Исследуя особенности смысложизненных ориентаций, удалось определить не только цели, процесс и результат, но и отношение к прошлому, настоящему и будущему. Осознание собственных целей и ценностей является показателем стабильного периода в развитии. Учащиеся 9-го класса показали самые высокие результаты по общему уровню СЖО, по показателям «цель в жизни», «результативность жизни», «процесс жизни» (р≤0,01). Удовлетворенность самореализацией в прошлом и осознанные цели в будущем наряду с насыщенностью жизни в настоящем свидетельствуют о тождественности себе во времени.

Наиболее конфликтными с точки зрения переживаний осмысленности жизни и временной перспективы, являются периоды, приходящиеся на обучение в 8-х и 11-х классах. Одинаково низкие показатели удовлетворенности процессом жизни, неуверенность в собственных силах и ресурсах свидетельствуют о внутреннем конфликте. Самый высокий показатель по критерию «Локус контроль - жизнь» или управляемость жизнью наблюдается в 11-ом классе (р≤0,01), что указывает на то, что у 11тиклассников есть ощущение, что они могут контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, (идеализация представлений о своих возможностях), это характерно для начала кризиса. Обобщая полученные данные, отметим, что в исследуемом диапазоне стабильным является период, который приходится на 9-й класс (14-15 лет).

Параграф 2.3 «Особенности системы ценностей и внутреннего конфликта личности в период перехода к юности». Анализ результатов исследования внутреннего конфликта терминальных и инструментальных ценностей в 8-11-х классах показал, что внутренний конфликт терминальных ценностей выше в 8-х и 11-х классах по сравнению с 9-10-ми классами (р≤0,01), а внутренний конфликт инструментальных ценностей в 11-м классе, по сравнению с учащимися 8-10-х классов (р≤0,01). У одиннадцатиклассников ценности «здоровье», «любовь», «друзья», «счастливая семейная жизнь»,

20

«материально обеспеченная жизнь» имеют наибольший внутренний конфликт, что связано с необходимостью решения задач следующего возрастного периода, в этом находит отражение сложившаяся социальная ситуация развития и необходимость решения задач следующего возрастного периода - юности.

Показатели низкого уровня внутреннего конфликта ценностей, полученные в 9-10-ом классе характерны для стабильного периода развития. Наибольший уровень внутреннего конфликта ценностей приходится на 8-й и 11-й классы, что соответствует периоду нормативного кризиса. Внутренний конфликт системы ценностей по результатам исследования в 8-м классе связан с ценностями-целями, а в 11-м классе – с ценностями-целями и средствами достижения этих целей, это указывает на то, что 11-классники стоят перед выбором не только целей, но и средств их осуществления. Высокий уровень внутреннего конфликта ценностей - показатель нормативного кризиса.

Параграф 2.4 «Особенности Я-концепции и самооценки старшеклассников в период перехода к юности». Содержание самоописаний девятиклассников существенно отличается от самоописаний восьмиклассников. Они описывают себя не только из внешней позиции, но и через личные качества, через оценку себя. В блоке отношений значительно увеличивается количество самоописаний, связанных с миром, семьей, школой, друзьями. Это характерно для устойчивого непротиворечивого самодостаточного Я. Ценность отношений и высокий показатель по критерию «уверенность в себе» в самооценке указывает на стабильный период развития девятиклассников.

Наибольшее количество самоописаний по категории «планы в социуме» наблюдается в 10-м и 11-м классах, что указывает на динамику формирования жизненных целей. В 11-м классе значимо больше по сравнению с другими классами имеется высказываний, относящихся к категориям «ориентировка в Я» и «множественное Я», и высокий показатель по категории «множественное Я» в 8-м классе. Данные показатели отражают внутреннюю работу, направленную на поиск идентичности и осознания себя, что характерно для нормативного кризиса. Количество высказываний в самоописаниях значимо

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]