Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 курс / История медицины / Исторический_опыт_медицины_в_годы_Великой_Отечественной_войны_1941

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
2.34 Mб
Скачать

«Исторический опыт медицины в годы ВОВ 1941–1945 гг.»

нии в госпиталях. Порой доставалось и медицинским работникам, пытавшимся защитить своих пациентов. Несмотря на опасность, они не оставляли нуждавшихся в помощи раненых, честно выполняя свой врачебный долг.

ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Чернуха В. В.

Оренбургская государственная медицинская академия, Т Оренбург, Россия

яжелым испытанием для нашей Родины стала Великая Отечественная война. В первые недели боевых действий на Южный Урал началась эвакуация промышленных предприятий, рабочих и их семей. В частности в Оренбургскую (Чкаловскую) область было эва-

куировано свыше 60 предприятий и более 240 тысяч людей. Высокая плотность, тесные контакты, постоянная миграция

населения способствовали возникновению и распространению инфекционных очагов болезней. В военный период одним из основных разделов деятельности органов здравоохранения области явилась работа по предупреждению распространения эпидемий. Для этого в первую очередь необходимо было коренным образом перестроить сеть санитарно-эпидемических станций, пополнив их кадрами санитарных врачей и эпидемиологов.

До войны в области работало всего 10 эпидемиологов и 9 санитарных врачей, санэпидемстанции находились в стадии организации. В конце 1941 года заболеваемость дизентерией, сыпным и брюшным тифом значительно возросла. Распространение инфекций отличалось преимущественной локализацией вдоль железнодорожной дороги и в местах расселения эвакуированных людей.

Особенно неблагополучными были города Оренбург, Орск, Бузулук и Соль-Илецк. Обсеменение области возбудителем сып-

261

V III Всероссийска я конференция

ного тифа в марте 1942 года стало настолько значительным, что большинство случаев уже было местного значения, поражал целые коллективы. Создавалась явная угроза заноса инфекции в воинские подразделения, части и соединения, дислоцировавшиеся и формировавшиеся в Оренбургской области. На железнодорожных станциях устраивались врачебные посты, в госпиталях организовывались отделения для инфекционных больных. В городах и районах области работали уполномоченные областной чрезвычайной комиссии — врачи и врачебные бригады. Открывались новые бани, проводилась дезинфекция одежды и белья. Подвергались проверке жилые дома, общежития, столовые, магазины, проводилась очистка населенных мест. Велась широкая санпросветработа.

Чрезвычайные комиссии, руководимые председателями исполкомов, возглавили всю противоэпидемическую работу в области, которая осуществлялась не только санитарными врачами, но и всеми медиками области. Еще в начале войны были созданы так называемые «бригады усиления» в состав которых входили профессора, доценты, преподаватели Харьковского медицинского института, студенты медицинского института, медицинских училищ и широкие массы общественности. Члены этих бригад регулярно выезжали в населенные пункты, где существовала вероятность распространения заболеваний. Студенты педагогического, сельскохозяйственного и медицинского институтов систематически помогали в дезинфекции

истиркебельянетолькораненых,ноибольных.Например,толькоза декабрь 1942 года было выстирано и продезинфицировано 12,5 тонн белья. Эвакуированные в Оренбург три института эпидемиологии

имикробиологии сразу же приступили к производству бактериальных препаратов для предохранения фронта и тыла от эпидемиальных вспышек.

Врезультате принятых мер в области не наблюдалось крупных эпидемических вспышек. Даже в самый тяжелый период войны (1941—1942 гг.) они не достигли такого уровня, который мог бы оказать отрицательное влияние на экономику области и на благополучие дислоцированных воинских частей.

262

«Исторический опыт медицины в годы ВОВ 1941–1945 гг.»

БОРЬБА С ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СТАЛИНГРАДЕ (1941—1943 гг.)

Чернышева И. В.

Волгоградский государственный медицинский университет, В Волгоград, Россия.

ойны всегда сопровождаются эпидемиями или значительными вспышками различных эпидемических заболеваний. Они распространяются по путям движения войск, которые создают их

очаги в местах своего пребывания.

В Сталинграде первые вспышки сыпного тифа (59случаев в городе и 29 в районах области) были зафиксированы в декабре 1941 года. Причинами заболевания стали: 1) большая скученность эвакуированного населения 2) загрязненность общежитий и мест общественного пользования, особенно на станциях железных дорог, в поездах 3) нерегулярная работы бань, прачечных и дезкамер (из-за отсутствия топлива) 4) нехватка мыла 5) отсутствие должностной мобилизации персонала. По данным Сталинградского городского комитета обороны количество заболевших росло с каждым днем, т.к. «выполнение санитарных и противоэпидемических мероприятий осуществлялось неудовлетворительно».

Из-за неблагоприятной санэпидобстановки, летом 1942 года во время боев за Сталинград, началась эпидемия холеры на территории занятой немцами. Но это означало, что в любой день зараза могла перекинуться через линию фронта. Когда немецкие дивизии подошли к Сталинграду вплотную, а потом вошли в город, холера косила их ряды не хуже русских пулеметов.

Для борьбы с холерой в Сталинград отправили Зинаиду Ермольеву, т.к. еще в 40 м году она открыла бактериофаг, который помогал бороться с этим заболеванием. Однако поезд с вакциной разбомбили, пришлось организовать в Сталинграде подземную лабораторию. Ученым нужно было выяснить, что стало причиной эпидемии, и разведчикам поручили задание доставлять из тыла противника трупы умерших от холеры немецких солдат.

263

V III Всероссийска я конференция

Чтобы предотвратить эпидемию в армии и среди местного населения, Ермольева и ее сотрудницы хлорировали колодцы, обеззараживали места хранения нечистот, дежурили в изоляторах, делали прививки, обслуживая по 50 тысяч человек в день. Принятые меры позволили избежать эпидемии холеры. Но избежать эпидемии сыпного тифа и туляримии, вошедшим в город как немецким, так и русским войскам не удалось.

Войска Донского фронта пополнялись за счет местного населения, среди которого были вшивость и заболевания сыпным тифом, однако медицинская служба фронта не придала этому должного значения. Вследствие допущенной ошибки в частях возникла вспышка сыпного тифа. Правда, она была быстро ликвидирована, но, к сожа - лению, не послужила уроком для медицинской службы в дальнейших наступательных операциях фронта.

Что касается немцев, то в последние недели существования «котла» больные сбредались в Сталинград который постепенно превратился в настоящий тифозный очаг. После капитуляции Паульса, часть военнопленных была доставлена в Бекетовку. Немецкий полковник Штейдле, позже писал в своих воспоминаниях об этом периоде: «Чтобы избежать сыпного тифа, холеры, чумы и всего прочего, что могло возникнуть при таком скоплении людей, была организована широкая кампания по предохранительным прививкам. Однако для многих это мероприятие оказалось запоздалым… Советские женщины— врачи и санитарки,— часто жертвуя собой и не зная покоя, боролись против смертности. Они спасли многих и помогали всем. И все же прошла не одна неделя, прежде чем удалось приостановить эпидемии».

В освобожденном Сталинграде по распоряжению горсовета началась мобилизация всего взрослого населения на очистку города и о принятии срочных мер по борьбе с инфекционными заболеваниями. ВСталинградприехалабольшаягруппаврачейисреднегомедперсонала. Были созданы 15 специализированных прививочных отрядов, развернута сеть больниц, поликлиник, лечебниц, изоляторов. Всему населению делались необходимые прививки, больным выделялись витамины и продукты питания. Все это позволило ликвидировать очаги инфекции.

264

«Исторический опыт медицины в годы ВОВ 1941–1945 гг.»

ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ СТАНЦИЯ КРОВИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Чернышева Т. В., Шевнина О. Е.

ППензенский государственный университет г. Пенза Россия

ервые опыты по переливанию крови в Пензе были проведены профессором Савковым ЕЩЕ в 1934—1935 годах.

В связи с началом Великой Отечественной войны 11 апреля 1941 г. был издан приказ по Пензенскому облздравотделу об организации областной станции крови. Начальником был назначен Ю. М. Милушев. Через некоторое время он был направлен в Московский Центральный институт, где изучал этапы переливания крови [1,105]. После возвращения в Пензу Милушев в течение месяца обучал свой персонал, приобретал необходимое оборудование и препараты.

Вмае 1941 г. начались систематические работы, кровь заготавливали и консервировали на 7 дней [2, 53]. В городе и области быстро развертывались десятки госпиталей, вскоре стали поступать раненые, им требовалась кровь. Под станцию переливания крови отводились два деревянных корпуса областной больницы. В них развернули лаборатории, кабинеты врачей для обследования доноров, кухню, столовую. В 8 корпусе разместили 4 операционных, холодильники и пункт отпуска консервированной крови [1, 106].

С первых дней войны большое количество жителей города пришло для сдачи крови. 38 сотрудников Пензенского диспансера

2 изъявили желание стать донорами. «Хотим отдать свою кровь для спасения жизни раненым бойцам», — сказали они. Некоторые из них сдавали кровь по два раза [3, 195].

Вчисле первых доноров стали и работники станции: В. Н. Балашова, А. В. Шахова, Г. В. Синякова, А. В. Смельцова, Н. К, Глаголнва и т.д. [1, 107]

Всего за годы войны в области насчитывались 12 тыс. доноров, многие из которых сдавали кровь многократно.

265

V III Всероссийска я конференция

С1943 г на станцию было возложено снабжение кровью фронтовых частей [1, 106]. В период Сталинградской битвы в день заготавливалось максимальное количество крови — 50 л. [2, 54]

В 1942—1943гг в стране развернулся сбор средств на строительство вооружения для страны. Не остался без участия и коллектив Пензенской станции переливания крови. В 1944 г. было направлено 250 тыс. рублей на строительство танка «Пензенский донар». [1, 106]

С1944 г. кровь стали заготавливать в боксовых операционных [1,

107].

В военные годы пункты переливания крови были открыты в Кузнецке, Башмакове, Сердобске. Всего за годы войны было заготовлено более 15 тонн крови. Многие доноры получали письма с фронта от воинов [1, 108].

Кровь пензенских доноров спасла жизнь тысячам раненых бойцов и офицеров. В 1944 г. начальник областной станции переливания крови Ю. М. Милушев был награжден орденом «Знак Почета»,

а8 работников станции были награждены знаком «Отличник здравоохранения». Звания почетного донора СССР были удостоены Е. Б, Быстрова, Е. П, Соболева, Л. И. Тарасова, И. Е. Святова, А. И. Воло-

дина [2, 55].

Примечания:

Милушев Ю. М. Пензенские доноры // Из истории области. Очерки краеведов. — Вып. V. — Пенза, 1995.

Власов В. А. Деятельность эвакогоспиталей и развитие донорского движения в Пензенской области в годы Великой Отечественной войны // Краеведческие записки. — 2004. — № 2.

Путь в полвека. Пензенская область за 50 лет советской власти / Под ред/ П. Д. Селиванова/ — Пенза, 1967.

266

«Исторический опыт медицины в годы ВОВ 1941–1945 гг.»

ВКЛАД САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Шевелёва О. С., Гончарова К. Ю.

Рязанский государственный медицинский университет имени В академика И. П. Павлова, Рязань, Россия

эти дни исполняется 67 ая годовщина победы доблестного со - ветского народа в Великой Отечественной войне. Уже давно отшумели ужасающие человечество взрывы, отсвистели вражеские

пули, и люди увидели мирное небо над головой.

Все эти годы наши предшественники и коллеги верно и беззаветно исполняли свой долг — долг медиков, долг граждан нашей стра - ны.

Вклад отечественных санитарных врачей и эпидемиологов в победу многогранен и велик. Компетентность и профессионализм, единство и самоотверженность всегда отличали врачей-гигиенистов

иэпидемиологов и позволяли ставить и решать масштабные задачи охраны здоровья.

Среди крупных отечественных инфекционистов, гигиенистов

иэпидемиологов достойное место принадлежит Кроткову Фёдору Григорьевичу (1896—1984), возглавлявшему гигиеническую службу. В 1944 году по его инициативе был создан Институт питания Красной Армии. Ёлкину И. И.(1903—1982) — главному эпидемиологу фронта, принимавшему участие в ликвидации вспышек сыпного тифа, туляремии, разработавшему теоретические основы военной эпидемиологии. С. В. Висковскому (1892—1953) — главному эпидемиологу Ленинградского фронта; Бургасову Петру Николаевичу (1915—2006) — начальнику санэпидотдела 4 й и 59 й армий, воевавшему на Волховском, Ленинградском и 1 м Украинском фронтах, участвующему в боях под Ленинградом, освобождавшему Новгород, Краков, Прагу. Наравне с мужчинами боролись за санитарноэпидемиологическое благополучие женщины-врачи: Ермольева З. В. (1898—1974), разработавшая методы борьбы с раневыми инфекциями, профилактикой особо опасных инфекций. С ее именем связано

267

V III Всероссийска я конференция

открытие антибиотиков, лизоцима. Вершилова П. А., которая непосредственно участвовала в развертывании массового производства вакцин и сывороток для нужд фронта и тыла, а с 1943по 1949гг. возглавляла отдел бактериологических институтов Министерства здравоохранения РСФСР.

Немаловажный вклад в Великую Победу внесли сотрудники Рязанского медицинского института имени академика И. П. Павлова, ныне ГБОУ ВПО РязГМУ им. акад. И. П. Павлова Минздравсоцразвития России.

Сметанин Н. И. (1912—1994) участвовал в боях под Москвой, на Орловско-Курской Дуге, в освобождении Украины, во взятии Берлина в должностях командира Санитарной роты (начальник ПМП), старшего врача 303 стрелкового полка 69 стрелковой дивизии, начальника подвижной санитарно-эпидемиологической лаборатории СЭО 1 Гвардейской танковой армии. Воевал на западном, Северозападном, Воронежском, 1 Украинском, 1 Белорусском фронте.

Шура-Бура Б. Л. (1906—1982) руководил работой по противоэпидемическому обеспечению Тихоокеанского флота и ввёл подготовку врачей-эпидемиологов на курсах усовершенствования медицинского состава флота.

Якимчук П. П. участвовал в боях в Крыму, в Румынии, Венгрии, Чехословакии в должности младшего врача 361 стрелкового полка, командира санитарной роты 867 стрелкового полка.

Этические, моральные, духовные основы медицинской деятельности как нельзя более ярко проявляются в работе гигиенистов и эпидемиологов. Служение обществу, сочувствие, сопереживание, долг — эти качества, доставшиеся нам в наследство от многовековой истории российской медицины, и сейчас являются отличительной чертой медицинских работников.

В день годовщины Великой Победы мы отдаем дань памяти, глубочайшее уважение и благодарность нашим учителям, предшественникам, заложившим основы службы, сохранившим и преумножившим традиции отечественного здравоохранения.

268

«Исторический опыт медицины в годы ВОВ 1941–1945 гг.»

РАЗВИТИЕ АПТЕЧНОЙ СЕТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941—1945гг.

(НА МАТЕРИАЛАХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Шелия Ж. А.

Ярославская государственная медицинская академия, В Ярославль, Россия

Ярославской области в 1936году было организовано Ярославское областное отделение Главного Аптечного управления (ГАПУ) Народного Комиссариата Здравоохранения РСФСР. Оно было создано с целью снабжения медикаментами, медицинским инвентарем, перевязочным материалом медико-санитарных учреждений, а также городского и сельского населения области. К этому времени в области было 93 аптеки (47 в селах и 46 в городах), 8 магазинов санитарии и гигиены, 16 ларьков, 1 аптечный склад, 1 лаборатория по выработке галеновых препаратов, фасовочная, таблеточная, кон- трольно-аналитическая лаборатория, оптическая мастерская, межрайонные конторы в гг. Рыбинск, Кострома, Ростов, Галич. Товаро-

оборот отделения составлял 15 000 тысяч рублей.

Во время Великой Отечественной войны часть аптечных магазинов была закрыта. Товарооборот сократился до 14 000 тысяч рублей. Снабжение населения медикаментами было недостаточным. Это было связано с тем, что медикаменты доставлялись в область из западных регионов страны, оккупированных немецкими войсками. Поставки срывались и из-за перебоев в работе железнодорожного транспорта. В первую очередь в это время всем необходимым снабжались действующая армия. В тыловых районах эвакогоспитали снабжались медикаментами лучше, нежели гражданские лечебные учреждения. Однако во всех медико-санитарных учреждениях области остро ощущался недостаток необходимых медикаментов и перевязочного материала. В некоторых аптеках отсутствовали даже такие лекарства растительного происхождения, как валериановые капли, ромашка, липовый цвет. Многие сельские аптеки в сложив-

269

V III Всероссийска я конференция

шейся ситуации вынуждены были отказывать населению в отпуске лекарственных средств.

Для выхода из создавшейся ситуации было решено ввести строжайший режим экономии медикаментов, использовать возможности местной промышленности для их производства, а также использовать местные природные ресурсы. Для решения проблемы были задействованы предприятия области. Так, ввиду нехватки витаминов, Облисполком издал распоряжение «О выработке хвойного витамина С на предприятиях системы Облпищепрома». Кроме того, на предприятиях Ярославской области было решено начать производство глюкозы, канифоли, нафталина, скипидара, медицинского гипса, деревянных костылей и носилок, кровососных банок, стеклянных мочеприемников, стаканчиков для лекарств, резиновых пробок.

Вусловиях нехватки медикаментов было решено заменить их природными компонентами — лекарственными растениями. В годы войны колхозники, педагоги, школьники участвовали в заготовке лекарственных растений. Так, школьники Ярославской области в летние каникулы 1942—1944гг. заготовили для аптечных учреждений 1 217 тонн ягод, 2 642 тонн дубленого коренья, 279 тонн лекарственных трав. Дефицитный перевязочный материал заменяли стерилизованными еловыми опилками, упакованными в мешочки,

атакже торфяным мохом-сфагнумом. По своим гигроскопическим свойствам они превосходили марлю.

Вгоды войны первоочередное внимание уделялось снабжению медикаментами рабочих оборонной промышленности. Все оборонные предприятия Ярославской области были прикреплены к определенным аптекам по территориальному признаку. Прикрепленные аптеки состояли на усиленном снабжении. Также во время войны уделялось внимание снабжению медикаментами сельского населения. Особенно это проявлялось во время посевной и уборочной кампаний. Так, в 1944г. с аптечного склада в села было отпущено 1 060 штук аптечек, 384 594 метров марли, 4 516 штук бинтов.

Оказывалась помощь освобожденным и пострадавшим во время войны районам. 20.04.1944г. Ленинградскому областному отделу ГАПУ было отправлено 3 комплекта сборного аптечного инвентаря. После войны аптечная сеть области была значительно расширена.

270