Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

4 курс / Лучевая диагностика / Биомеханика_травмы_повреждения_головы,_позвоночника_и_грудной_клетки

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
4.07 Mб
Скачать

Шественно продольной ориентацией линий расщепления

составляет

0,414—0,254

кгс-м/см2,

а при поперечной—

0 387 0,294

кгс-м/см2.

Средние

значения удельной

ударной вязкости для правой теменной кости в той же

возрастной группе составляют соответственно

0,321 и

340 кгс-м/см2. Результаты исследования

других

костей

в различных возрастных группах также

свидетельству­

ют об отсутствии статистически значимых различий для продольной и поперечной ориентации линий расщепле­ ния на костных образцах. Это свидетельствует об от­ сутствии явления анизотропии в тангенциальном на­ правлении, т. е. свойства костей свода черепа в различ­ ных направлениях одинаковы.

Изменение удельной ударной вязкости для различных возрастных групп в зависимости от области изъятия об­ разца представлено на рис. 4. Анализ этого графика показывает, что нет каких-либо статистически значимых различий в показателях удельной ударной вязкости от­ дельных костей свода черепа. Например, в возрастной группе 20—29 лет образцы чешуи лобной кости, левой и правой теменных костей и из области черепного шва (при продольном его положении на образце) имеют уде­ льную ударную вязкость в пределах 0,320—0,330 кгс • см2. В возрастной группе 30—39 лет происходит снижение средних значений сопротивляемости к ударным нагруз­ кам левой теменной кости и увеличение для черепных швов (при продольном его положении на образце). В других возрастных группах характер изменения со­ противляемости на удар имеет сходный характер. Во всех возрастных группах закономерно выявляется лишь резкое снижение удельной ударной вязкости черепных

швов при поперечном положении их на образце.

По­

следнее

наиболее выражено в возрастной группе

20—

29 лет

(33%) и наименее в возрасте более 60 лет (25%)

по сравнению с соседними участками кости.

Несмотря на некоторые различия в значениях удель­ ной ударной вязкости для отдельных костей, отмечается общая тенденция по снижению ее с возрастом. Наи­ большие значения удельной ударной вязкости выявлены в возрастных группах 20—29 и 30—39 лет. Следователь­ но, прочностные свойства костей свода черепа практи­ чески не изменяются в течение 20 лет (от 20 до 39 лет). В дальнейшем наблюдается снижение прочности, кото­ рое происходит более или менее равномерно до возра-

4*

51

ста 50—59 лет и сохраняется на этом уровне й в более пожилом возрасте.

Обнаруженное С. А. Корсаковым (1977) равномер­ ное снижение прочности при ударных нагрузках в пе­ риод с 40—59 лет подтверждено статистически. Вырав­ нивание полученных результатов ло способу наименьших квадратов позволило ему предложить уравнение, хоро­ шо отражающее изменение сопротивляемости костей

свода черепа к ударным нагрузкам

в зависимости от

возраста:

 

а = 0,331— 0,0223В,

(3.5)

где а — удельная ударная вязкость (кгс-м/см2); В — возрастные группы, закодированные цифрами от 0 до 4 на каждое десятилетие начиная с 25-летнего возраста.

Обобщая результаты исследования механических свойств костей черепа при ударной нагрузке, С. А. Кор­ саков (1977) считает, что кости свода черепа при дина­ мической нагрузке можно рассматривать как изотроп­ ный материал. Системы линий расщепления, четко выявляемые на наружной костной пластине, по мнению автора, не оказывают влияния на свойства образцов, поскольку кости свода черепа являются трехслойным образованием, в котором только наружный слой имеет некоторые закономерности в расположении костных пластин. Внутренняя костная пластина и губчатое веще­ ство нивелируют анизотропию наружной костной плас­ тины, и в целом кость проявляет свойства изотропного материала.

Наряду с определением удельной ударной вязкости С. А. Корсаковым (1977) изучались прочностные свой­ ства костей свода черепа к статическим нагрузкам. При обработке результатов сначала вычислялись средние показатели для каждой кости, а затем для продольного и поперечного направления линий расщепления в каж­ дой возрастной группе. При этом была установлена прямо пропорциональная зависимость между напряже­ ниями и деформацией, что соответствует закону Гука. Изучая свойства образцов из отдельных костей свода черепа при различном положении на них линий рас­ щепления, автор пришел к выводу, что при статической нагрузке кости свода черепа являются однородным, изотропным материалом. Средние значения предела прочности на растяжение для лобной кости и теменных

52

костей

находятся примерно на

 

 

одном

уровне,

различном для

 

 

каждой возрастной группы. На­

 

 

пример,

для

возрастной

груп­

 

 

пы 20—29 лет предел прочнос­

 

 

ти

 

составляет

1210—1150

 

 

кгс/см2,

а

в

возрасте

более

 

 

60 лет —от 850 до 790 кгс/см2.

 

 

Возрастные изменения предела

 

 

прочности на растяжение пока­

 

 

заны на рис. 5. Как

видно из

 

 

графика,

максимальное

значе­

 

 

ние

предела

 

прочности

уста­

 

 

новлено

в возрастной

группе

 

25 35 45 55 65 7S

20—29 лет. Она составляет в

 

Возраст, годы

среднем 1176,6 кгс/см2. Затем

 

 

наблюдается

постепенное сни­

Рис. 5. Влияние возраста на

жение прочности, которое пос­

предел

прочности костей

ле 70 лет становится минималь­

свода

черепа.

ным

(807 кгс/см2).

 

 

 

 

Сравнивая прочностные свойства костей свода чере­ па при статической и динамической нагрузках, С. А. Кор­ саков (1977) обнаружил их сходство в одноименных костях людей одного возраста при однотипном располо­ жении линий расщепления. При выравнивании резуль­ татов исследований по способу наименьших квадратов автором получено уравнение, отражающее выявленные им возрастные изменения прочности:

 

а= 1355— 178В,

(3.6)

где а — предел

прочности на растяжение (кгс/см2);

В — возрастные

группы, закодированные цифрами

1,2,

3 с интервалами в 20 лет и начиная с возрастной груп­ пы 25 лет.

При испытании прочности и жесткости образцов костей свода черепа к статической нагрузке была уста­ новлена пропорциональная зависимость между напря­ жениями и относительными деформациями.

 

е = 4-,

(3.7)

где е — относительная

деформация;

а —напряжение;

Е— модуль продольной

упругости. Эта

закономерность

53

 

подтверждается

данными

ряда

 

исследователей

(Г. А. Никола­

 

ев и др., 1975; В. Голдсмит,

 

1972;

А. Н. Burstein

и

др

 

1972; М. Н. Pope, I. О. Outwa-

 

ter, 1972).

 

 

 

 

 

Исходя из этой закономер­

 

ности,

в качестве

показателей

 

прочности и жесткости

костей

 

свода черепа определялись мо-

25во5зраст Иды 7$

ДУЛЬ

пРОДольной

упругости

 

(модуль Юнга) и коэффициент

 

поперечной деформации (коэф-

Рис. 6. Влияние возраста

фициент Пуассона). Жесткость

на модуль продольной

упругости костей свода т а к ж е исследовалась в зависичерепа. мости от ориентации линий расщепления, локализации об­ разцов и возраста. При этом не было выявлено сущест­

венного влияния продольной и поперечной ориентации линий расщепления на степень модуля упругости. На­ пример, в возрастной группе 20—29 лет при продольном расположении линий расщепления модуль упругости в среднем был равен 0,805х105 кгс/см2, а при попереч­ ном— 0,814ХЮ5 кгс/см2. Анализ возрастных изменений показал, что с возрастом происходит увеличение модуля продольной упругости (рис. 6). Так, если в возрастной группе 20—29 лет его значения выражены в пределах 0,760ХЮ5 — 0.852ХЮ5 кгс/см2, то в возрасте 60—69 лет они составляют 0,964ХЮ5 — 1,018ХЮ5 кгс/см2. В более старшем возрасте установлено четкое равномерное уве­ личение значений модуля упругости. Выравнивание по­ лученных результатов по способу наименьших квадра­ тов позволило С. А. Корсакову (1977) установить сле­ дующую зависимость между модулем продольной упру­ гости и возрастом:

£= 10,566 lg В- 0,0031 X Ю5,

(3.8)

где Е — модуль упругости (кгс/см2);

IgB — десятичный

логарифм возраста.

 

Коэффициент поперечной деформации (коэффициент Пуассона), который является второй характеристикой жесткости материала, определялся из соотношения:

е'=це,

(3.9)

54

где е —относительная поперечная деформация; е — относительная продольная деформация; ц — коэффици­ ент поперечной деформации (Пуассона). Исследования показали, что величина коэффициента Пуассона явля­ ется наиболее постоянной по сравнению с другими показателями механических свойств костей. Во всех воз­ растных группах, независимо от вида кости и направле­ ния линий расщепления, коэффициент поперечной дефор­ мации в среднем составляет 0,349.

Анализ полученных показателей прочности и жест­ кости костей свода черепа свидетельствует об отсутст­ вии значительных различий их свойств по разным на­ правлениям, что позволяет рассматривать кости свода черепа как изотропный материал. Четкая система ли­ ний расщепления, свидетельствующая об определенной ориентации костных пластин, обнаружена лишь в на­ ружном слое кости. Остальные два слоя костей свода черепа по своей структуре являются изотропными с хаотично расположенными костными пластинами и трабекулами. Эти два слоя, составляя основной объем кости, определяют ее свойства. Изучение свойств от­ дельных костей и образцов из разных участков одной кости не выявило статистических различий как для прочности, так и для жесткости. Следовательно, кости свода черепа являются не только изотропным, но и однородным материалом, т. е. они обладают во всех точ­ ках одинаковыми свойствами. Черепные швы при про­ дольном их положении на образце не влияют на меха­ нические свойства по сравнению с соседними участками кости. При поперечном положении шва на образце об­ наружено резкое снижение прочности, более выражен­ ное в молодом возрасте и менее в пожилом, что можно объяснить процессом синостозирования швов в пожилом возрасте.

Наиболее существенные изменения механических свойств костей свода черепа обнаружены в зависимости от возраста. Свойства костей свода черепа в возрастных группах 20—29 лет и 30—39 лет при динамической на­ грузке статистически не различаются, в более старших возрастных группах происходит постепенное и равно­ мерное снижение удельной ударной вязкости и показа­ теля хрупкости, которые достигают минимальных зна­ чений в возрастной группе 60—69 лет.

При статической нагрузке снижение предела проч-

ности происходит равномерно по всем возрастным груп­ пам, достигая минимума в возрасте 60—69 лет. Модуль продольной упругости имеет противоположную тенден­ цию. Наименьшие его значения наблюдаются в молодом возрасте, затем величина модуля упругости постепенно возрастает, достигая максимума к 60—69 годам. Раз­ личный характер возрастных изменений предела проч­ ности и модуля упругости можно объяснить уменьшени­ ем с возрастом относительной линейной деформации. По закону Гука относительная деформация прямо про­ порциональна напряжению и обратно пропорциональна модулю упругости, т. е. уменьшение деформации связа­ но с уменьшением прочности и увеличением жесткости.

Коэффициент поперечной деформации в отличие от других показателей механических свойств костей свода черепа не имеет каких-либо возрастных изменений и в среднем составляет 0,349. Это можно объяснить тем, что с возрастом происходит уменьшение относительной деформации не только в продольном, но и в поперечном направлении, что приводит их соотношение к постоян­ ной величине.

При изучении механических свойств изолированных костей свода черепа необходимо учитывать зависимость этих свойств от сроков изъятия образцов после смерти, а также от способа и условий их хранения. Имеющиеся данные литературы по этому вопросу весьма противоре­ чивы, что связано с большим разнообразием методов оценки этих свойств в зависимости от различных спо­ собов хранения костей. Большинство исследователей сохраняют костные образцы в слабых (0,25 — 0,5%) растворах формалина, высушивают их, замораживают, хранят во влажной среде, заливают в пластические массы, подвергают биологической очистке с последую­ щим хранением в 10% растворе формалина и т. д. При этом многие авторы отмечают отсутствие различий в механических свойствах консервированной и нативной кости, некоторые, напротив, указывают на изменение механических свойств кости при высушивании и кон­ сервации.

Н. Jamada (1970) определял модули упругости при растяжении, сжатии и изгибе для «свежих» и высушен­ ных костей человека и лошади. Он установил, что аб­ солютные значения этих показателей для высушенных костей больше, чем для «свежих», I, W. Melvin и соавт.

W

(197*0) изучали механические свойства костей своДа1 черепа человека и обезьяны. Образцы для исследования

изымались при вскрытии, краниотомии (нативные об­ разцы), консервировались холодом. При этом не было выявлено различий в показателях прочности и жесткос­ ти консервированных, нативных образцов и образцов, взятых от трупа.

I. W. Pugh и соавт. (1973), A. Simkin, L. Robin (1973), исследуя механические свойства «остей человека, лошади и быка на изгиб, выявили увеличение модулей упругос­ ти для высушенных костей по сравнению со «свежими».

За последние годы механические свойства консер­ вированных костей стали изучаться и для целей транс­ плантации. О. Л. Зорохович (1973), изучая возможности пластики дефектов костей свода черепа формалинизированными трансплантатами, исследовал изменения меха­ нических свойств костей свода черепа собак в зависи­ мости от срока хранения их в различных растворах фор­ малина. В качестве показателя механических свойств автором был избран предел прочности на изгиб. По мере увеличения срока хранения наблюдалось постепенное снижение прочности. Через 12 мес хранения в 0,5% растворе формалина предел прочности на изгиб сни­ жался на 3%, а в 0,25% случаев — на 15—16°/0.

В перечисленных и других работах по этой теме ос­ тались неизученными вопросы о влиянии гнилостных изменений в изолированной и в неизолированной кост­ ной ткани, а также сравнительная оценка свойств «живой» и «мертвой» кости, что имеет большое значение для биомеханики и судебной медицины.

С целью изучения этих вопросов С. А. Корсаков (1977) исследовал удельную ударную вязкость диафизов бедренных костей кроликов непосредственно после

смерти животных (контроль) и

при различных

сроках

и способах хранения. В первой

серии

экспериментов

образцы хранили в слабом растворе формалина

(0,5%)

при температуре +2 — | - 4°С в течение

7, 30 и

60 сут

после смерти.

Во второй серии образцы хранили в воде при тем­ пературе +2—1-4 °С в течение 7 и 30 сут. В третьей серии образцы сохранялись совместно с мягкими тка­ нями в течение 12 сут. Часть образцов последней серии

находилась

в трупе животного, другая — вне его при

температуре

16—18 °С.

5?

В результате исследования были выявлены определен­ ные закономерности изменения сопротивляемости кост­ ной ткани к действию ударных нагрузок в зависимости от сроков и условий хранения. При хранении образцов в слабом растворе формалина установлено незначитель­ ное снижение удельной ударной вязкости в течение пер­ вых 7 сут, последующее увеличение ее до исходного уровня к 30-м суткам и незначительное превышение к 60-м суткам хранения. При изучении влияния гнилост­ ных процессов в изолированной кости отмечалось неко­ торое снижение удельной ударной вязкости в первые сут­ ки хранения; в дальнейшем значение ее возвращалось к первоначальному уровню. При гниении костей-образцов вместе с мягкими тканями, особенно в трупе животного, наблюдалось повышение сопротивляемости к ударным нагрузкам при значительном размахе варьирования по­ лученных разультатов, что можно объяснить неравно­ мерностью процессов гниения в кости. Повышение сопро­ тивляемости в таких случаях связано с тем, что в про­ цессе гниения образуется значительное количество жидкости, которая, по мнению Н. А. Брудницкой (1951) и В. И. Добряка (1966), в значительной степени влияет на механические свойства костей.

Установление зависимости механических свойств костей от длительности и условий хранения позволяет дать рекомендации по отбору и хранению костей для биомеханических испытаний. Для исследования меха­ нических свойств костей человека образцы необходимо изымать из трупов не более чем через 1—2 дня с мо­ мента смерти человека, т. е. до развития гнилостных процессов, оказывающих влияние на механические свой­ ства костей. Эти образцы можно хранить в слабых растворах формалина до 30—60 сут, в течение которых не происходит существенного изменения механических костей.

При экспериментальном моделировании на биомане­ кенах достоверные результаты могут быть получены только при использовании биоманекенов, не имеющих признаков гниения. При этом не происходит значитель­

ных

изменений

механических

свойств костной ткани,

что

позволяет

исследователям

правомерно сравнивать

результаты экспериментов со сходными случаями, встречающимися на практике.

Глава IV

БИОМЕХАНИКА ПОВРЕЖДЕНИИ МЯГКИХ ТКАНЕЙ ГОЛОВЫ И КОСТЕЙ ЧЕРЕПА

Вопросы биомеханики повреждений мягких тканей головы и костей черепа изучались на биомане­ кенах путем причинения дозированных ударов затылоч­ ной и лобно-теменной областям головы, а также при ударах головой вследствие самопроизвольного падения человека навзничь, а также при падении человека на плоскости различной жесткости с предшествующим ускорением. Кроме того, исследовались упругие свойства головы, кривизна и радиус кривизны наружной поверх­ ности головы. Эти исследования позволили подойти к определению критической нагрузки, приводящей к об­ разованию переломов костей свода черепа, с учетом его формы и механических свойств костной ткани и возрас­ та человека. Принимая во внимание установленную идентичность прочностных свойств «живой» и «мертвой» костной ткани, полученные результаты исследований могут быть использованы в практике судебно-медицинс­ кой экспертизы и при разработке индивидуальных средств защиты головы (каски, шлемы).

Биохимические модели повреждений мягких тканей головы и костей черепа при ударах головой о плоскую поверхность и при ударе по голове твердыми тупыми предметами

Эксперименты по моделированию повреждений, воз­ никающих при ударах головой о плоскую поверхность, проводились на специальном стенде конструкции И. И. Антуфьева (рис. 7, 8).

Стенд состоит из массивного металлического основания (рамы) 345X105 см (3) с укрепленными на нем двумя вертикальными па­ раллельными стойками (1). К стойкам посредством металлической

59

Рис. 7. Общий вид стенда для причинения дозированных ударов различными областями головы биоманекена (объяснение в тексте).

Рис. 8. Схема стенда (объяснение в тексте)