Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6 курс / Эндокринология / Вирилизм, под ред. М.С. Бирюкова

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
4.35 Mб
Скачать

тельствовать о возникновении патологического процесса, начавшегося в момент полового созревания и продолжающегося в болеепозднийпериод.

Для больных с надпочечниковой формой заболевания характерны: укорочение длины нижних конечностей, уменьшение ширины таза, увеличение окружности грудной клетки. Имеющиеся особенности телосложения указывают на преобладание андрогенного влияния содной стороны иэстрогенного дефицитас другой,начинаясраннего периода—адренархе.

Антропометрические данные у больных с диэнцефальной формой заболевания характеризуются значительным увеличением ширины плеч, окружности грудной клетки, что свидетельствует о более длительном и интенсивном воздействии андрогенов после окончания периода полового созревания, в более зрелом возрасте. Такие размеры как рост, ширина таза и длина нижних конечностей, соответствуют показателям здоровых женщин. В качестве примера приведены морфограммы больных с различными формами синдрома СКЯ (Рис.4.3)

Таким образом, выявленные особенности телосложения характеризуют степень нарушения секреции гормонов в системе гипофиз-надпочечники-яичники, и время их воздействия на костную ткань служит дополнительным тестом для дифференциальной диагностики различныхформ заболевания.

Согласно данным литературы, ожирение встречается у 30% больных синдромом СКЯ. Имеется мнение, что ожирение является результатом гиперандрогении, но само не может быть причиной избыточной продукции андрогенов (38). Учитывая кумулятивные особенности жировой ткани, Г.Г.Долян высказал предположение, что избыточная жировая ткань может явиться серьёзнымпрепятствиемдляпроведенияинтенсивнойтерапии.

В последние годы установлено, что при ожирении имеется резистентность к инсулину, результатом которой является гиперинсулинемия. Наряду с этим, высказываются мнения, что к факторам развития синдрома СКЯ следует отнести хроническую гиперинсулинемию. Тека-клетки яичников имеют рецепторы к инсулину, кроме того, инсулин повышает образование инсулиноподобного фактора роста — 1 (ИПФР-1), усиливающего синтез андрогенов в клетках тека и интерстициальной ткани яичников. Инсулин повышает уровень свободного, биологически активного тестостерона.

Таким образом, было доказано, что продукцию яичниковых андрогенов регулирует не только ЛГ, но и инсулин (35).

Роль жировой ткани в метаболизме половых гормонов известна давно. В настоящее время доказано, что стромальные клетки жировой ткани обладают ароматазной активностью (содержат энзимы), способствующие превращениюэстрогеновиз андрогенов,а именноандростендионавэстрон(45).

Повышенный уровень экстрагонадных эстрогенов ответственен за образование гиперпластических процессов эндометрия. По данным Б.И. Железнова, увеличивается частота гиперпластических процессов эндо-

92

Рис. 4.3. Морфограммы больных с различными формами синдрома СКЯ

93

метрия у данного контингента женщин и составляет 15,5%, аденокарцином — 2,5% (19).

Л.В.Бохман и соавторы подтверждают, что ожирение и длительность заболевания синдромом СКЯ являются факторами, способствующими развитию аденокарцином матки у 6% больных. Эти факты дают основание отнести больных с синдромом СКЯ, вне зависимости от формы заболевания, к группе повышенного риска, как предрасположенных к предраку и раку тела матки. Структурные и количественные дефекты половых хромосом представляют исключительную редкость. Однако по данным литературы и нашим наблюдениям, синдром СКЯ часто возникает у родных и двоюродных сестёр, а также у матерей и дочерей (3).

Таким образом, при относительной повторяемости основного сим-птомокомплекса у больных с синдромом СКЯ, им характерно разнообразие клинических проявлений, что в некоторых случаях создаёт определённые трудности в диагностике.

Учитывая сложный патогенез СКЯ, нам представляется важным провести дифференциальный диагноз каждой из форм заболевания с целью назначения своевременных, патогенетически обоснованных лечебных мероприятий.

Яичниковая форма СКЯ

Она характеризуется основными классическими симптомами: нарушение менструального цикла, бесплодие, гирсутизм, двустороннее увеличение размеров яичников. У больных с яичниковой формой заболевания наблюдается незначительная гиперандрогения. Как правило, они имеют женский тип телосложения, равномерное распределение подкожной жировой клетчатки с небольшим избытком массы тела.

Молочные железы развиты нормально, без признаков гипоплазии. Рост волос усилен на верхней губе по типу «усиков», на подбородке, вокруг сосков, незначителен по белой линии живота (Рис. 4.4). Начало заболевания возникает в подростковом возрасте и проявляется нарушением менструального цикла в виде опсоменореи, иногда чередующейся с маточными кровотечениями, вторичной аменореей. Для больных с яичниковой формой СКЯ характерно первичное бесплодие. Степень тяжести нарушений обусловлена выраженностью и характером дефекта ферментных систем яичников.

При пальпации определяются плотные, подвижные, безболезненные, увеличенные с обеих сторон яичники, имеющие чёткую эхоскопическую характеристику. Данные эхоскопии в сочетании с описанной выше клинической картиной и анамнезом позволяют дифференцировать первичный СКЯ без дополнительных исследований.

В настоящее время выделяют начальную (лёгкую) степень заболевания и позднюю (выраженную), сопровождающуюся более глубокими нарушениями.

94

На начальной стадии развития процесса выше перечисленные клинические симптомы проявляются нечётко. После проведенного интенсивного консервативного лечения процесс кистоз-ной дегенерации яичников может быть остановлен, хотя чаще всего наблюдается лишь временное

улучшение

 

 

течения

заболевания.

соотношения

Увеличение

ЛГ и ФСГ с преобладанием

ЛГ считается

характерным

признаком

синдрома СКЯ.

Общепризнанно,

что

при

данной

 

 

патологии

коэффициент

 

ЛГ/ФСГ

значитель-но

 

превышает

оптимальное

для

значение,

необходимое

роста и

созревания

 

фолликула

и

наступления

беременности. Рис. 4.4. Яичниковая форма СКЯ

Хотя, до настоящего

 

времени остаётся спорным

вопрос,

приводит

ли

нарушение

 

продукции

гонадотропинов

 

к

перерождению яичников и

нарушению

стероидогенеза

в них,

 

 

 

 

или же поломка биосинтеза стероидных гормонов в яичниках является причиной

изменения секреции гонадотропинов. Большинство исследователей склоняются к мнению, что данные изменения при яичниковой форме заболевания являются следствием первичных нарушений стероидогенеза в яичниках, приведших к гиперандрогении женского организма.

Умеренное повышение экскреции 17-КС на 26%, полученное у обследованных нами больных с данной патологией, не даёт чётких указаний на источник гиперандрогении. Более существенную информацию об этом получаем при исследовании фракционного состава 17-КС. Выявленное увеличение количества андростерона и этиохоланолона свидетельствует о преобладании яичниковой гиперандрогении.

Определение в крови содержания Т, ДГЭА, андростендиона являются более объективными критериями при выявлении источника гиперандрогении. Концентрация Т у больных с яичниковой формой СКЯ умеренно повышена в основном за счёт увеличения свободного Т и уменьшения концентрации тестостерон-связывающего глобулина. Содержание E2 в крови не изменено или несколько снижено в сравнении со здоровыми жен-

95

Таблица4.1 Концентрация стероидных гормонов в крови и уровень экскреции суммарных 17-КС, 17-КС фракционных

и 17-ОКС у больных с разными формами синдрома СКЯ

Исследу-

 

 

 

Гормоны

 

 

 

емые

 

 

 

 

 

 

 

 

Тс

Э

17-КС

11ОН17-

Этиохола

Андро

ДГЭА

17-ОКС

группы

 

 

 

 

КС

-нолон

-

 

 

 

нмоль/

пмоль/л

мкмоль/су

мкмоль/сут

мкмоль/сут.

мкмоль/сут

мкмоль/сут.

мкмоль/су

Яични

2,4±0,3

256,5±2,8

48,5±1,6

6,1±0,3

16,2+0,9

16,4+0,5

4,5±0,3

10,4±0,5

ковая

 

0

 

 

 

 

 

 

Надпоче

 

 

 

 

 

 

 

4,9±0,9

214,0±24,

91,9+2,8

9,5±0,7

17,9+0,2

20,7±0,7

18,8±0,8

4,1 ±0,6

ч-

 

6

 

 

 

 

 

 

никовая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диэнце

4,9±0,8

338,9±30,

63,1+1,4

9,3±0,4

14,2+0,8

16,4±0,9

6,0±0,4

18,4±0,6

-

 

8

 

 

 

 

 

 

фальна

1,9±0,2

38,3±0,3

4,9±0,3

11,6+0,6

10,6±0,6

2,8±0,2

12,1 ±0,8

Здоровы

288,9±23,

е

 

7

 

 

 

 

 

 

женщин

 

 

 

 

 

 

 

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щинами. Увеличение в крови Т при

 

 

 

нормальном или сниженном уровне Е2

 

 

 

приводит к увеличению тестостерон/

 

 

 

эстрадиолового коэффициента, явля-

 

 

 

ющегося критерием гиперандрогении у

 

 

 

данного контингента больных.

 

 

 

 

В таблице 4.1. представлены наши

 

 

 

данные

гормонального обследования

 

 

 

больных с разными формами СКЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпочечниковая форма СКЯ

 

 

 

Эта форма характеризуется выра-

 

 

 

женной

маскулинизацией

женского

 

 

 

организма, проявляющейся изменени-

 

 

 

ем архитектоники тела: уменьшением

 

 

 

размеров ширины таза, укорочением

 

 

 

нижних конечностей, увеличением ок-

 

 

 

ружности грудной клетки. Такой тип

 

 

 

телосложения можно охарактеризовать

 

 

 

как «мышечный» или «спортивный».

 

 

 

Молочные железы гипоплас-тичны.

 

 

 

Гирсутизм более выражен, чем у

 

 

 

женщин с яичниковой формой, и во-

 

 

 

лосы распределяются на груди, вокруг

 

 

 

сосков, пояснице, верхних и нижних

 

 

 

конечностях, на лице не только в виде

 

 

 

«усов», но и выражены на подбородке

 

 

 

по типу «испанской бородки». Гирсу-

 

 

 

тизм возникает до или одновременно с

 

 

 

периодом менархе и медленно, но

 

 

 

упорно прогрессирует в последующие

 

 

 

годы. У части больных на лице, спине

 

 

 

наблюдаются

акне,

подкожный

 

 

 

жировой слой развит умеренно и

 

Рис. 4.5.

 

равномерно,

ожирение не

характерно

 

для данной патологии (Рис.4.5, 4.6).

Надпочечниковая

 

 

Нарушение менструального цикла начинается с менархе и протекает по типу вторичной аменореи, реже олигоменореи и ациклических, продолжительных и необильных кровотечений. При гинекологическом осмотре определяется укрупнение клитора, малых половых губ, гипоплазия

97

матки, умеренное симметричное увеличение размеров яичников. При гистологическом исследовании определяется пролиферация, реже нерезко выраженная гипоплазия или атрофия эндометрия, в яичниках — неравномерное утолщение капсулы, гиперплазия стромы, атрезирующие фолликулы, белые и изредка жёлтые тела. У больных с надпочечниковой формой СКЯ иногда наступает овуляция и беременность. По тестам функциональной диагностики выявлена низкая эстрогенная насыщенность.

Повышение уровня ЛГ в плазме крови выражено в той же степени, что и при других формах заболевания.

Уровень ФСГ снижен, а коэффициент Рис. ЛГ/ФСГ повышен в сторону преобла- 4.6.Надпочечниковая дания ЛГ. В крови значительно уве-

личено содержание Т, ДГЭА и ДГЭА-с. Количество Е2 уменьшено, резко увеличен Т/Е2 коэффициент. Экскреция суммарных 17-КС возрастает в среднем на 80-140%, в основном, за счёт андростерона и ДГЭА.

Таким образом, данная форма заболевания характеризуется выраженной гиперандрогенией за счёт увеличения содержания Т, ДГЭА и ДГЭА- с -гормонов преимущественно надпочечникового происхождения. Для уточнения первоисточника гиперандрогении необходимо проведение функциональных проб с дексаметазоном, хорионическим гонадотропином (ХГ), синтетическими прогестинами.

Установлено, что дексаметазон подавляет продукцию андрогенов надпочечникового происхождения, не влияя на уровень андрогенов овари-ального генеза. Дексаметазон вводится в дозе от 2 до 8 мг в течение 5-7 дней. Снижение уровня 17-КС, ДГЭА на 50% и более указывает на надпочечниковый генез андрогении. При вирилизирующих опухолях коры надпочечников, болезни Иценко-Кушинга высокий уровень экскреции 17-КС после назначения дексаметазона не снижается.

Имеются сообщения о целесообразности применения для диагностики СКЯ проб, заключающихся в стимуляции андрогенов ХГ. Повышение уровня 17-КС в моче, ДГЭА и андростендиона более чем на 40% после введения ХГ в дозе 1500 ЕД в сутки в течение 5 дней указывает на гиперандрогению яичникового генеза. При надпочечниковой гиперандрогении

98

повышения 17-КС в моче не наблюдается. Некоторые авторы считают комбинированную пробу с дексаметазоном и ХГ наиболее информативной в диагностике генеза гиперандрогении.

С этой же целью используют пробу с синтетическими прогестинами, основанную на блокировании секреции ЛГ и угнетении биосинтеза андрогенов в яичниках. При надпочечниковой гиперандрогении секреция андрогенов остаётся неизменной, при яичниковой наблюдается снижение уровня 17-КС на 50% и более в сравнении с исходным. Предложены также комбинированные пробы с дексаметазоном и синтетическими прогестинами, которые рекомендуется проводить только при высоких исходных показателях экскреции 17-КС и ДГЭА.

Для диагностики сочетанной формы СКЯ предложена комбинированная проба с дексаметазоном и кломифеном. О наличии повышенной кортикостероидной функции надпочечников судят по уровню экскреции ДГЭА-с на стимуляцию АКТГ.

Диэнцефальная форма СКЯ

Вторичный склерокистоз яичников с выраженными проявлениями системных нарушений со стороны центральных отделов регуляции репродуктивной системы в отечественной литературе описан как склерокистоз « центрального генеза», в клинике Укр НИИ ФЭЗ трактуется как ДИЭНЦЕФАЛЬНАЯ форма СКЯ.

При осмотре больных с данной патологией обращает на себя внимание широкий плечевой пояс, увеличение окружности грудной клетки. У 84% имеется ожирение 3-4 степени, отложение жировой ткани локализуется на плечевом поясе и нижней половине живота. Молочные железы отвислые за счёт большого содержания жировой ткани. Имеются красные и белесые полосы растяжения на коже груди, живота, бёдер, что свидетельствует о наличии метаболических осложнений. Гирсутизм появляется значительно позже, чем при других формах заболевания и характеризуется рассыпным, диффузным ростом как пушковых, так и остевых волос, что создаёт впечатление общего гипертрихоза (Рис.4.7, 4.8).

Менархе у этих пациенток нередко наступает поздно — в 16-18 лет, и менструальный цикл носит неустойчивый характер, интервалы между менструациями составляют от 20 до 40 дней, в летние периоды учащаются задержки до 2-3 месяцев. Нарушение менструального цикла происходит по типу олигоили аменореи, значительно реже встречаются ациклические кровотечения. Частота гиперпластических процессов эндометрия выше, чем у женщин с другими формами СКЯ. При гинекологическом исследовании имеется гипоплазия матки, яичники умеренно увеличены

99

 

 

 

являют

 

жалобы

на

головные

 

 

 

боли,

 

 

 

 

бессоницу,

 

 

 

раздражительность.

 

При

 

 

 

неврологическом обследовании

 

 

 

диагностированы:

дистония

по

 

 

 

вегетососудистая

 

 

 

гипертоническому

 

 

типу,

 

 

 

остаточные

 

 

 

явления

 

 

 

инфекционно-аллергического

 

 

 

энцефалита,

 

 

 

 

гипо-

 

 

 

таламический

синдром

с

 

 

 

нейроэндо-кринными

 

 

 

 

 

 

нарушениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

На рентгенограмме черепа у

 

 

 

большинства

 

 

больных

 

 

 

выявлены

 

 

 

усиление

 

 

 

сосудистого

или

 

рисунка,

 

 

 

остеопороз

утолщение

 

 

 

костей

 

 

свода

 

 

черепа,

 

 

 

«пальцевые»

 

вдавления,

 

 

 

уменьшение

размеров

и

 

 

 

сужение

входа

турецкого

 

 

 

седла. На энцефалограмме —

 

 

 

изменения,

характерные

для

 

 

 

нарушения

 

 

 

функции

 

 

 

гипоталамических

 

отделов

 

 

 

мозга (32).

 

 

контингента

Рис.4.7.СиндромШтейна-

Для

 

данного

 

больных

 

 

 

характерно

Левенталя(диэнцефальная

повышение

гонадо-тропных

форма)

 

 

гормонов ЛГ и

ФСГ

с

более

с обеих сторон, подвижные,

высоким

ростом

ЛГ,

что

в

результате

приводит

к

безболезненные. Унекоторых

увеличению

 

коэффициента

больных осмотр

затруднён

ЛГ/ФСГ. Уровень

ПРЛ

нахо-

из-за

выраженного

дится

на

верхней

границе

подкожножиро-вого слоя.

нормы или имеет тенденцию к

Клинические

симптомы

повышению. Содержание Ег в

развиваются, как правило,

крови

соответствует

уровню

после

аденовирусной

показателей

здоровых

женщин

инфекции,

эмоционально-

или даже слегка повышен,

психической травмы, родов

однако сохраняется выраженная

или абортов,начала половой

гипер-андрогения

 

вследствие

жизни.Больныепредъ-

увеличения

уровня

 

Т

и

 

 

 

значительно повышен Т\Е2

 

 

 

коэффициент.

 

Экскреция

 

 

 

суммарных 17-КС увеличена на

 

 

 

30-60% за счёт возрастания всех

 

 

 

фракций: 11-ОН-17-КС, Э, А и

 

 

 

ДГЭА. При этой форме

 

 

 

заболевания

 

 

 

 

может

 

 

 

увеличиваться и экскреция 17-

 

 

 

ОКС, что свидетельствует о

 

 

 

нарушениях не только ан-

 

 

 

дрогенной,

 

 

но

 

 

и

 

 

 

глюкокортикоидной

функции

 

 

 

надпочечников.

 

 

 

 

 

100

Для

оценки функционального

состояния гипоталамо-гипофизарной

системы,

 

 

 

уточнения

патогенетических форм СКЯ, а также

прогнозирования

 

исхода

клиновидной

резекции

яичников

широко

используется

проба

с

кломифеном.

 

Восстановление

двухфазного менструального цикла в

процессе

применения

кломифена

указывает на

яичниковую форму

СКЯ, а также на способность

гипоталамуса

и

гипофиза

к

циклическому выбросу люлиберина

и гонадо-тропных гормонов.

на

Отрицательная

реакция

кломи-фен свидетельствует о

гипоталамо-гипофизарном генезе

заболевания

или

о

возможномРис.4.8.Диэнцефальная

гипертекозеяичников.

 

формасиндрома

Согласно

ряду

исследований,

тест с РГ-ЛГ может быть использован в дифференциальной диагностике типичной и центральных форм СКЯ. При типичной форме СКЯ в условиях высокого исходного уровня ЛГ наблюдалось значительное повышение уровня ЛГ на РГ-ЛГ, тогда как у больных с центральной формой эта реакция была понижена. Результаты влияния РГ-ЛГ на секрецию андрогенов характеризуются значительным разнообразием. У больных со СКЯ отмечается существенное повышение уровня Т и андростендионавответ на применение РГ-ЛГ.

Анализ полученных данных в сопоставлении с клиническими проявлениями показывает, что у больных СКЯ гормональные взаимоотношения имеют различный характер и зависят от патогенетическихособенностей данного синдрома.

Несмотря на значительные трудности в диагностике различных форм СКЯ, комплексное обследование даёт возможность правильно установить диагноз и выбрать наиболее эффективную терапию с точки зрения этиологии и патогенеза данного заболевания.

Лечение

Одной из актуальных проблем в эндокринологической гинекологии является лечение женщин с синдромом СКЯ. Для лечения синдрома используются как медикаментозные, так и хирургические методы в зависимости от формы заболевания, тяжести процесса, этиологии и заинтересованности женщины в деторождении. Учитывая сложныйпатогенез

101