Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПР МПФ-1, 1 полугодие.docx
Скачиваний:
192
Добавлен:
25.01.2021
Размер:
281.03 Кб
Скачать

Источники права в период феодальной раздробленности.

В период феодальной раздробленности происходит некоторое обо­собление и правовых систем отдельных земель (княжеств). В первую очередь это относится к наиболее значительным в плане обществен­но-политического развития Ростово-Суздальской (Владимирской), Новгородско-Псковской и Галицко-Волынской землям.

  1. Владимиро-Суздальское княжество:

Правовая система Владимиро-Суздальского княжества включала источники светского и церковного права. Светское право было представлено Русской Правдой. Большинство списков Русской Правды обнаружено именно в юридических сборниках и Кормчих книгах, возникших в XIII—XIV вв. именно в этом княжестве. Это свидетельствует о том, что нормы Русской Правды действовали здесь долго.

Церковное право исходило из норм общерусских уставов киевских князей более раннего времени — Устава князя Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных, Устава князя Ярослава о церков­ных судах. Эти источники дошли до нас в списках, составленных во Владимиро-Суздальской земле. Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество отличалось высокой степенью правопреемства с Древнерусским государством.

  1. Галицко-Волынское княжество:

В Галицко-Волынском княжестве также сохранилась система права Древнерусского государства, и правовая система мало чем отличалась от правовых систем, существовавших в других русских землях периода феодальной раздробленности. Нормы Русской Правды, только несколько видоизмененные, продолжали действовать и здесь. Среди нормативных актов, изданных галицко-волынскими князьями, упоминания заслуживают Уставная грамота Ивана Берладника (1134 г.), предусматривавшая ряд льгот для иностранных купцов, а также Рукописание князя Владимира Васильковича, касавшееся норм наследственного права. Около 1289 г. была издана Уставная грамота волынского князя Мстислава Да­нииловича, в которой регламентировались повинности феодально-зависимого населения Юго-Западной Руси. В дальнейшем господствовавшее положение здесь заняло польско-литовское право.

  1. Новгородская и Псковская феодальные республики.

В Новгородской и Псковской феодальных республиках важную роль в качестве источников права сыграли новгородское и псковское вечевое законодательство, договоры Новгорода с князьями, местная судебная практика, торговые договоры с другими государствами.

От Новгорода и Пскова до нас дошли источники права, свидетельствующие о том, что наряду с Русской Правдой, применявшейся здесь, в этих землях шла интенсивная законотворческая деятельность. Сохранились уже упомянутые договоры о найме князей Великим Новгородом, договоры его с Ганзой и «Гоцким берегом» (остров Готланд в Балтийском море, которым владели шведы), Ригой, регулировавшие торговые и дипломатические отношения республики с соседями. Сохранились памятники права, собравшие воедино разрозненное законодательство Пскова и Новгорода в XIV-XV вв. - судные грамоты.

Новгородская судная грамота (НСГ) предположительно была составлена в середине XV в. «всеми пятью концами, всем государем Великим Новгородом на вече, на Ярославле дворе». Она дошла до нас лишь в отрывке (42 статьи начальной части) и в основном содержит только процессуальные нормы, где дается характеристика судоустрой­ства и частично судопроизводства. Части, содержащие материальное право, не сохранились.

Псковская судная грамота (ПСГ) сохранилась лучше, хотя и в единственном списке XVI в., который был обнаружен в 1847 г. Псков­ская судная грамота состоит из 120 статей и мало чем отличается от Новгородской. Точное время ее создания неизвестно. Но в ее тексте имеется указание, что ПСГ была принята на вече «по благословению попов всех 5 соборов».

Источниками Псковской судной грамоты послужили Русская Прав­да, нормы обычного права (как указывает ПСГ «приписки псковских пошлин», т.е. то, что «пошло по старине»), вечевое законодательство, грамоты Боярского совета, договоры с князьями, княжеские уставы (например, первая редакция грамоты 1397 г., принятая после обрете­ния Псковом независимости от Новгорода, грамота князя Константи­на начала XV в. и др.), а также судебная практика.