Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 3000443.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
4.51 Mб
Скачать

5. Великие мыслители арабского халифата

Мыслители Востока внесли заметный вклад в сокровищницу мировых достижений в области математики, механики, астрономии, истории, философии, литературы и т.д. Вашему вниманию представлены наиболее известные личности.

Абу-Рейхан-Мухаммед ибн Ахмад аль-Бируни (р. 972 или 973 – ум. 1048) – выдающийся хорезмский ученый-энциклопедист. Родился в Южном Хорезме, жил в период острых социальных столкновений.

Бируни принадлежит к великой плеяде среднеазиатских ученых, писавших на арабском языке. Капитальные сочинения Бируни являются вкладом в математику, астрономию, физику ботанику, географию, общую геологию, минералогию, этнографию, историю и хронологию. В "Хронологии древних народов" Бируни дает детальное описание календарных систем арабов, персов, евреев, греков, согдийцев, хорезмийцев, сирийцев, сабейцев. Большой труд об Индии, написанный Бируни на основании личного знакомства с этой страной и изучения санскритской литературы, представляет собой единственный в своем роде источник по истории Индии раннего средневековья. Бируни первый ознакомил индийских ученых с греческими трудами по математике и астрономии, переведя их на санскритский язык. Его трактат "ключ к астрономии" не разыскан, но сохранилось небольшое "Введение в элементы астрологического искусства", содержащее в популярной форме изложение основ математики, астрономии и астрологии. В "Книге о нахождении хорд в круге" разработан ряд оригинальных математических доказательств. Бируни принадлежит сведение задач о трисекции угла и удвоении куба к решению уравнений третьей степени. Он впервые на Среднем Востоке выразил мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца, т.е. о гелиоцентрической системе мира, и определил длину окружности Земли, измерив угол понижения горизонта с вершины одной из гор Индии. Бируни написал также обширный труд по топографии Средней Азии. В сочинении "Правила нахождения удельных весов минералов" Бируни приводит ряд числовых данных, весьма близких к современным определениям. Его измерения удельных весов минералов представляют собой первые в истории минералогии цифровые константы минералов, полученные точными физическими экспериментами. Свои обширные познания в минералогии Бируни изложил в классическом для средневековья арабской науки труде – "Книга сводок для познания драгоценностей". Здесь даются подробные сведения более чем о 50 минералах, рудах, металлах, сплавах, а также о стекле, эмали, фаянсе и пр.; описываются приемы обработки камней, цены на них, перечисляются их месторождения.

Для мировоззрения Бируни были характерны рациональный скептицизм, презрительно-ироничное отношение к религиозным суевериям. В частности, Бируни отвергал астрологию, которая в те времена, тесно переплетаясь с религией, занимала господствующее положение во взглядах людей. Многие важные явления природы Бируни объяснял стихийно-материалистически, что объективно подрывало позиции религии и идеализма. В то же время он стремился отделить науку от религии. Общественные взгляды Бируни также отличались прогрессивностью. Являясь сторонником равноценности всех религий, Бируни в своих высказываниях выступал против вражды между народами, против представления об их неравенстве.

Другим выдающимся мыслителем народов Средней Азии и Ближнего Востока по праву считается Абу-Али Ибн-Сина.

Абу-Али Ибн-Сина (ок. 980-1037) – был выдающимся таджикским философом, естествоиспытателем, врачом, математиком, поэтом, самостоятельным и оригинальным мыслителем. Он родился в с. Афшана близ Бухары, столицы саманидского государства. В 985 семья Ибн-Сины переселилась в Бухару. Здесь прошла юность Ибн-Сина и началась его научная и врачебная деятельность. После падения государства Саманидов, вызванного завоеваниями Бухары тюркскими племенами (999), Ибн-Сина, спасаясь от преследования со стороны султана Махмуда и фанатичного мусульманского духовенства, переехал в 1002 в столицу Хорезма Гургандаж (Ургенч), где жил при дворе хорезмшаха. В 1012 Ибн-Сина переехал в Иран, жил в Исфахане и Хамадане, был придворным врачом и везиром (министром) у правителя Хамадана.

Ибн-Сина был крупнейшим ученым средневековья. Выражая прогрессивные тенденции своего времени, он стремился возродить интерес к изучению природы, оживить исследовательскую творческую мысль, задавленную гнетом богословия. Он критически переработал достижения предшествующей науки и привел современные ему знания в систему. Как естествоиспытатель он придавал большое значение методу объективного наблюдения фактов. Важнейшие сочинения Ибн-Сины ("Медицинский канон" – медицинская энциклопедия в 5 ч., "Книга исцеления" – философский труд в 18 чч., и др.) получили широкую известность на Востоке и в Европе и многократно переводились на большинство европейских языков. На родном языке дари (на котором говорили предки современного таджикского народа) Ибн-Сина написана краткая философская энциклопедия "Дониш-нома" – "Книга знания".

Ибн-Сина создал оригинальную классификацию наук. Все науки он разделил на практические, трактующие вопросы поведения человека, и теоретические, где исследование ведется ради знания. Практические науки он разделил на науку об управлении городами, науку о поведении человека в отношении своего дома, жены, детей и имущества (которую назвал наукой об управлении хозяйством) и науку о самом человеке. Теоретические науки он разделил на "высшую" науку (учение об абсолютном бытии), "среднюю" науку (математика, астрономия, музыка) и "физику", в которую включил почти весь круг естественно-научных знаний своего времени. Каждую из теоретических наук Ибн-Сина подразделил еще на чистые (или первичные) и прикладные (или вторичные) науки. Например, к чистой физике он отнес учение о материи, форме, движении, о минералах, растениях, животных и т.д., а к прикладной физике – медицину, астрологию, физиономику, объяснение снов, алхимию и "науку" о волшебстве. Идеалистически переоценивая значение "первой" науки, изучающей абсолютное бытие, Ибн-Сина противопоставлял ее другим наукам, изучающим конкретные явления материального мира. Ибн-Сина признавал существование мира идей отдельно от мира вещей.

Велики заслуги Ибн-Сины в области логики. Популяризируя логическое учение Аристотеля, Ибн-Сина стремился вывести логические формы и связи из особенностей бытия, настаивал на логической строгости построений и на точных методах доказательства. Ибн-Сине принадлежит разработка вопросов о единичном и общем, о логических ошибках, о суждениях (которые он разделял на категорические, условно-соединительные и условно-разделительные), о силлогизме и др.

Признавая бога, но лишая его атрибутов, признавая религию, но расходясь с догмами ислама, Ибн-Сина заслужил репутацию смелого вольнодумца и подвергался преследованиям со стороны реакционного мусульманского духовенства. Материалистические тенденции в мировоззрении Ибн-Сины особенно ярко проявились в тех его произведениях, которые были посвящены близким друзьям и написаны не на официальном арабском языке, а на языке дари. Стремясь обосновать возможность развития науки, Ибн-Сина выдвигал положение о возможности самостоятельного существования религии и философии, о независимости философии как науки, основанной на достижениях человеческого разума. Критикуя рутину и косность, высмеивая духовенство, Ибн-Сина требовал установления справедливости, которую почитал лучшим украшением всех человеческих поступков. Труды Ибн-Сины оказали положительное влияние на последующее развитие передовой философской и естественно-научной мысли.

Ибн-Сина изучал многие вопросы естествознания: движение тел и свойство инерции, состав и свойства минералов, причины образования гор, состав метеоритов, происхождение живых существ, строение и жизнь растений, особенно лекарственных, переход от растений к животным, жизнь животных. Естественно-научные воззрения Ибн-Сины изложены в его философском произведении "Книга исцеления" и в многочисленных медицинских сочинениях. Крупнейшее из медицинских сочинений Ибн-Сины – "Медицинский канон" было написано им в 20-х годах 11 века и в течение 5 веков считалось важнейшим руководством для студентов-медиков и врачей. Латинский перевод "Медицинского канона" был сделан в 12 веке Герардом Кремонским, напечатан в Милане в 1473 и выдержал 30 изданий; арабский оригинал был широко известен на Востоке с 11 века и впервые напечатан в 1593 в Риме. В старинных русских медицинских рукописях имя Ибн-Сина встречается наряду с именами Гиппократа и К. Галена. В "Медицинском каноне" Ибн-Сина излагает общую теорию медицины, анатомию, физиологию, хирургию, диагностику, рассматривает острые и хронические болезни, способы лечения, лекарственные средств, противоядия, профилактику и т.д. Изучая причины различных заболеваний, Ибн-Сина придавал большое значение действию внешних факторов на организм. Предвосхищая дальнейшие открытия, он выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях "лихорадочных" (инфекционных) заболеваний, передающихся при посредстве воды и воздуха. Развивая научную медицину, Ибн-Сина подверг критике распространенное в средние века мистическое учение астрологов о влиянии созвездий на судьбу человека, на течение и исход болезни. Занимаясь изучением астрономии, Ибн-Сина не разделял ошибочного заключения греческих, арабских и индийских астрономов о постепенном уменьшении наклона эклиптики к небесному экватору. Ибн-Сина описал древнейший астрономический инструмент – гномон, который использовался для определения направления полуденной линии. Широкое распространение имела в свое время предложенная Ибн-Синой классификация минеральных тел, которые он разделял на: 1) камни, 2) плавкие тела (металлы), 3) серные (горючие) вещества и 4) соли. Эта классификация просуществовала в минералогии до середины 18 века.

И еще имя одного из выдающихся прогрессивных мыслителей народов Средней Азии и Ближнего Востока не может остаться неупомянутым – Омар Хайям.

Хайям Омар (р. ок. 1040 – ум. 1123) – выдающийся персидский поэт, математик и философ. Родился в г. Нишапури (Харасан). Потеряв отца в 18 лет, Хайям Омар вынужден был прервать учение и зарабатывать на жизнь. Выдающиеся способности Омара Хайяма были замечены, он был приближен правителем Бухары Шамс-аль-Мульком. Впоследствии О. Хайям получил доступ ко двору сельджукского султана Мелик-шаха. В 1076 в распоряжение О. Хайяма была предоставлена обсерватория в Исфахане. Он руководил реформой старого персидского календаря. После смерти Мелик-шаха и его всесильного везира Низам-аль-Мулька в 1092 О. Хайям, видимо, лишился поддержки двора. В зрелом возрасте он, чтобы отвести обвинение в безбожии, совершил паломничество в Мекку, откуда вернулся в 1103.

О. Хайям – непревзойденный мастер рубаи. В поэзии О. Хайяма сквозь идеалистические воззрения прорывается сильная материалистическая струя. Он пишет о вечности бытия и небесных светил, о всемогуществе времени.

В своем математическом трактате "О доказательствах алгебры и алмукабулы" О. Хайям дал систематическое изложение решения уравнений до третьей степени включительно. Решение в общем виде находится геометрически с помощью пересечения двух конических сечений. При этом учитываются только вещественные положительные корни. Второй трактат "Комментарии к трудным постулатам книги Евклида" состоит из трех книг. Первая – "Об истинном смысле параллельных и об известных сомнениях", содержит оригинальную теорию параллельных, опирающуюся на рассуждения, эквивалентные допущению 5-го постулата Евклида. Во второй книге "Об отношении, пропорции и их истинном смысле" Хайям стремился усовершенствовать теорию отношений, изложенную в 5-й книге "Начал" Евклида и установить единую теорию для чисел и величин. В третьей книге "О составлении отношений и его исследовании" каждому отношению положительных действительных чисел или величин ставится в соответствие действительное число, вследствие чего становится возможным применять отношения наряду с числами для измерения любых величин. В трактате "Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле" О. Хайям рассматривает известную классическую задачу, решенную Архимедом.

В то время как на Западе философия, искусство и наука на определенное время задержались в своем развитии, на Востоке благодаря заслугам арабских мыслителей происходит их расцвет.

После национального и религиозного объединения арабских кочевых племен в эпоху пророка Мухаммеда небывало укрепилась мощь арабов, разобщенных ранее непрестанными внутренними конфликтами. Начиная с 7 века арабы под стягом ислама подчиняли одну страну за другой, так что в конце первой трети 7 века Арабский халифат был больше, чем бывшая Римская империя и простирался от Туркистана до Испании. Он имел несколько культурных центров.

С 8 по 12 столетие в арабском мире, на Востоке, а потом и в западных областях, в частности в Испании, начинается развитие наук. Сначала развиваются такие науки, как тригонометрия, алгебра, позже оптика и психология, затем астрономия, химия, география, зоология, ботаника, медицина. Однако арабы занимаются не одной лишь наукой - астрономию у них сопровождала астрология, химию дополняла алхимия и т.д. Постепенно по отношению к специальным исследованиям преимущество приобретают религиозно-философские подходы.

В мусульманских областях Европы, прежде всего в Мавританской Испании, оседает и много евреев, которые в 155 году были изгнаны римлянами со своей родины в Палестине и в чужой среде сохраняли свое религиозное и этническое своеобразие. В высших школах мавританской Испании преподавали мусульмане, евреи и христиане. В огромных книгохранилищах сохранились трактаты всех трех вероисповеданий, а также переводы и комментарии к греческой философии.

Наиважнейшим духовным источником наряду с исламом была для арабов греческая наука и философия. Знакомство с ними, начиная с 8 века, шло как через переводы и комментарии исламских ученых, так и через христиан, которые жили в арабской среде. Эти знания быстро распространялись по всему арабскому миру. Противоположность между греческим способом мышления и мрачной простотой религии Корана была сначала такой же резкой, как отношение ислама к христианству. Однако потребность обосновать исламскую теологию с помощью научного аппарата привела к сравнительно быстрому их взаимопроникновению. Арабско-греческая философия становится звеном, посредством которого осуществлялась передача большей части наследия греческой науки и философии.