Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 3000569.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
37.1 Mб
Скачать

Норман Бел Геддес волшебные автострады185

1940

Миллионы людей увидели Футураму в экспозиции Дженерал Моторс "Шоссе и Горизонты" на Нью-Йоркской выставке летом 1939 года. В длинных очередях, растягивавшихся порой на милю, днями напролет простаивали под палящим солнцем и проливным дождем от 5 до 15 тысяч человек, среди которых были женщины и дети, по часу ожидая свой черед, чтобы за шестнадцатиминутное посещение окинуть взглядом магистрали будущего. Ажиотажные очереди, не уменьшавшиеся несколько дней, встречались и ранее – на выставках и спортивных соревнованиях, но никогда прежде не бывало еще такой неиссякаемой месяц за месяцем очереди, какая наблюдалась каждый день на той Выставке.

Люди, проводящие опросы общественного мнения, журналисты, ежедневные обозреватели и газетчики всех мастей – все имели свое мнение, почему Футурама стала самым популярным объектом показа за все время существования Выставки. И большинство из них сошлись на том, что объясняется все довольно просто: все эти тысячи посетителей водят автомобили и, следовательно, испытывают постоянный стресс от ежедневной проблемы по перемещению из одного места в другое, от тонкостей перемещения по вливающимся одна в другую запруженным улицам и узким, практически блокированным транспортом переулкам, от опасностей ночного вождения, раздражающих свистком полисменов, сигналящих машин, ослепляющих дорожных огней, способных лишь запутать дорожных знаков и неэффективной регулировки; их страшат ежедневные сводки жертв дорожных происшествий, и они жаждут найти приемлемый выход из этого суицидального хаоса. Футурама предоставила им красивое и наглядное решение всех этих проблем.

Масса людей никогда не найдет решение проблемы, пока ей на него не укажут. Каждый человек из массы в отдельности может осознавать эту проблему и даже иметь собственное ее решение, но пока массовое мнение не выкристаллизуется, не обретет ясную форму и не будет четко артикулировано, оно останется не более чем ничего не стоящими невнятными жалобами. Одним из лучших способов сделать решение понятным для каждого является его визуализация, драматизация. Именно это и сделано в Футураме: это была драматически построенная визуализация решения клубка американских дорожных проблем.

Как знают все, видевшие Футураму, это крупномасштабная модель, представляющая практически все типы местности, которые можно найти в Америке, и иллюстрирующая, каким образом можно покрыть системой магистралей всю страну, пересекая горы, реки и озера, города и другие населенные пункты, никогда при этом не отклоняясь от заданного главного направления, основанная на четырех базовых принципах автодорожного дизайна: безопасность, комфорт, скорость и экономичность. […]

Первым шагом в проектировании этой системы магистралей стало соединение линиями на карте всех городов с населением свыше 100 000 человек, в результате чего получилась сеть взаимопересекающихся дорог, покрывающих страну, собранных в запутанные узлы в густонаселенных зонах и разбегающихся в разных направлениях там, где города раскиданы на большой площади. Затем эти узловые зоны были соединены между собой.

Убедитесь сами, как прямо и рационально соединены один регион с другим. Например, единое направление соединяет Сиэтл и Эль Пасо, делая возможным беспрепятственное путешествие с северо-западной окраины США к их южным границам. Множество океанских портов Атлантики и Тихого океана теперь соединены напрямую, делая возможным трансконтинентальные транспортировки импортных и экспортных грузов. Ключевые промышленные центры соединены с портами. Магистрали никогда не пересекают города, хотя и находятся в максимальной близости от них. Самое напряженное направление, не затрагивая Бостон, Провиденс, Нью-Йорк, Филадельфию и Балтимор, подходит прямо к Вашингтону. Транспортные потоки движутся практически по прямой от Бостона до Нового Орлеана, не пересекая ни одного города. При этом ни один город с населением свыше 100 000 человек не удален от магистрали более чем на 50 миль, причем в отношении большинства из них это расстояние вдвое короче. При этом магистралям не приходится отклоняться от заданного курса, чтобы обойти стороной какой-либо город. Чикаго, Детройт, Лос-Анджелес и Нью-Йорк – все они находятся в удобной близости от этих трасс.

Взгляните на самую северную ветку, которая проложена с востока на запад через северные окраины штатов. Она начинается в 50 милях от Бостона. Она бежит на север через Центральный Нью-Йорк к Рочестеру, обходя с юга Буффало. Она пересекает Ниагару выше водопадов, не сворачивая, она спешит через провинцию Онтарио, пересекает озеро Сент-Клер к северу от Детройта, проходит в 35 милях от Гранд Рэпидс и направляется прямо к озеру Мичиган. В этом месте ширина озера составляет 5 миль. Ну и что? Это не повод сворачивать. Трасса пролегает прямо через озеро по длинному мосту. Когда она достигает другого берега, Милуоки уже остается позади на юге, а Шебойган – совсем рядом на севере. Она пересекает озеро и молочные берега Висконсина, уклоняясь к северу, чтобы достичь Твин-Ситиз. Солнечные пшеничные поля, раскинувшиеся вдоль дороги, говорят водителям о том, что они уже в Дакоте. Биллингс и Монтана простираются к югу, а Скалистые горы высятся впереди. Дорога еще ни разу не сворачивала с основного направления. Отдельные полосы дороги начинают медленно подниматься, извиваясь и закручиваясь в дикие места между Бьютт и Анакондой, но одна из веток устремляет свои 100 миль дорожного покрытия прямо вперед. Все ветки сливаются вновь у р. Коламбия Ривер. Она бежит над крутым берегом к Портланду. На подъезде к нему она пересекается с Тихоокеанской трассой, и далее две дороги следуют, постоянно пересекаясь. […]

Все направления этой Автодорожной системы (горизонтальные, вертикальные, диагональные) настолько удачно выпрямлены, что в сравнении с ней авиамаршрут лишь на 7 % прямее.

Результатом создания Национальной автодорожной системы стало то, что теперь передвижение на машине, автобусе или грузовом транспорте станет более быстрым, безопасным, комфортным и экономичным, а ширина трасс и количество полос обеспечит беспрепятственное движение транспортному потоку. Так провозглашается новая форма перемещение в пространстве. Принципы, лежащие в ее основе, выходят далеко за рамки текущей цели соединения частей страны наиболее рациональным и экономичным образом. Вот еще один принцип: подспудные изменения могут вылиться в нечто большее, чем простое преобразование поверхности земли. Горожанин сможет познакомиться с природой, житель Восточного побережья – с жителем Запада, горец увидит порты и море, горизонты расширятся, жизнь людей станет насыщеннее. Взаимообмен приведет к широкому разнообразию, а ведь разнообразие, - например, национальное или географическое, - главное наследие Америки. И из всего этого калейдоскопа разнообразия сможет родиться еще одна идея, которая, возможно, сегодня, в эру непонимания, конфликтов и войн, будет самой важной из всех. На этой идее была основана наша страна. Мы называем ее "единством". Но это единство, не навязанное сверху, как бывает при диктатурах, но единство, базирующееся на свободе и понимании.

Национальная автодорожная система приведет еще к одному немаловажному последствию. Она станет элементом инфраструктуры американской оборонной системы. Мобильность всегда была ключевым фактором в военных вопросах, а в наши дни, во времена тотально механизированной армии, этот фактор приобретает неоценимое значение. Эффективность военных машин напрямую зависит от качества дорог, по которым они маневрируют. По-настоящему эффективной армией может быть признана та, которая сможет прибыть к месту сражения в максимально короткое время. Любая задержка может стать решающей. Боевая артиллерия, которая не может быть доставлена в зону огня к нужному времени – бесполезная артиллерия. Национальная автодорожная система может обеспечить практически моментальную доставку живой силы и техники в любую точку страны на востоке, западе, севере или юге. Станет возможна переброска наших вооруженных сил из одной крайней точки страны в другую в течение дня или двух. Никакое быстрое и хорошо налаженное воздушное сообщение не в состоянии справиться с этой задачей, поскольку это было бы слишком дорого и поскольку подъем в воздух требуемого объема грузов сегодня невозможен. Оперативное железнодорожное сообщение также не подходит для этой роли, поскольку поезд несравним с автомашиной по гибкости и эффективности использования. Более того, скоростная автострада будет избегать соприкосновения с городами и мегаполисами, что не только будет способствовать ускорению мобилизации, но и поможет избежать опасной концентрации людей и техники, что всегда приводит к такой жуткой стороне современной войны, как массовая гибель мирных жителей. Действительно быстрая и застрахованная от случайных потерь передислокация войск станет пунктом № 1 национальной системы обороны.

Содержание и обеспечение некоторых сторон нашей системы обороны считаются сейчас чем-то вроде обременительной необходимости, так как они не несут никакой мирной, позитивной функции, они не обеспечивают нас едой, лучшими условиями обитания, не улучшают наше здоровье и условия труда, не гарантируют экономической безопасности. В действительности деньги, расходуемые на армию, могли бы быть вложены в социальные проекты. Национальная система автомагистралей выполнят обе функции – это и эффективный инструмент системы обороны, и конструктивная помощь в решении внутренних задач страны.

Мы все надеемся, что Америка не будет вовлечена в трагическую войну в Европе. Давайте же построим в Америке автострады, которые помогут нам выстоять и одновременно станут важным ресурсом для мирного использования.

[...]

Из резолюции совещания при Правлении ССА СССР

по вопросам маскировки186

1942

Совещание констатирует, что за год Отечественной вой­ны при широком участии архитектурной общественности со­вершенно заново создано дело маскировки тыловых объек­тов. Сотни квалифицированных архитекторов, привлеченные Союзом советских архитекторов, в тесном сотрудничестве с военными специалистами работали над проектированием и осуществлением маскировочных мероприятий по ряду круп­нейших городов и ведущих промышленных предприятий Со­ветского Союза. За это время созданы квалифицированные кадры маскировщиков из числа наиболее способных архитек­торов, включившихся с энтузиазмом в работу на этом важном оборонном участке.

Крупнейшие научные организации нашей страны — Ака­демия наук, Академия архитектуры и др. работали над разре­шением важнейших проблем теории и практики маскировки. Так, например, проработаны актуальнейшие вопросы о заме­нителях дефицитных красящих веществ, методы борьбы с де­шифрованием маскировочных окрасок, сконструированы и выпущены приборы и таблицы для определения световых и цветовых характеристик фонов и т. д.

Первые месяцы войны показали большую эффективность серьезной и продуманной маскировки как одного из сильней­ших средств пассивной обороны.

Кроме маскировки тыловых объектов, архитекторы-маски­ровщики выполнили большую работу по маскировке оборо­нительных рубежей, аэродромов и др. военных объектов. На­копившийся опыт и отдельные работы, выполненные с боль­шой изобретательностью, могут быть основой для развития этой отрасли маскировки.

Однако наряду с положительными итогами Совещание отмечает значительные недостатки, которые необходимо сроч­но ликвидировать для улучшения работы...

В целях улучшения дела маскировки Совещание считает необходимым провести следующие мероприятия:

а) установить жесткий порядок прохождения проектов с обязательным утверждением в первую очередь общей идеи решения маскировки всего города в целом...

б) строго ограничивать список предприятий, подлежащих маскировке. В ряде случаев можно ограничиваться уменьше­нием заметности объекта соответствующей окраской;

в) маскировать лишь те объекты, маскировка которых может быть достаточно эффективна, избегая бесцельной за­траты средств на маскировку объектов, находящихся в небла­гоприятной ситуации – демаскирующихся неустранимыми при­родными ориентирами и особенностями структуры города;

г) расширить практику создания ложных сооружений, ими­тирующих объекты, простейшими, практически осуществимы­ми средствами. Также расширить применение ночных свето­вых дублеров, сочетающих соответствующие световые эффек­ты с элементарными объемными сооружениями;

д) разработать мероприятия по максимальному внедрению заменителей дефицитных материалов, использованию деше­вых подручных материалов и местных сырьевых ресурсов;

е) для дальнейшего обобщения опыта работы и разра­ботки нерешенных вопросов Совещание считает необходимым создать Научно-исследовательский центр при Всесоюзной Ака­демии архитектуры. В ближайшее время уточнить программу и организационную структуру этого научно-исследовательско­го центра;

ж) необходимо поднять квалификацию кадров маскиров­щиков. Наряду с проводимыми конструктивными совещаниями нужно обеспечить периодическое издание материалов обоб­щения опыта маскировки.

В первую очередь необходимо издать подробную инст­рукцию по маскировке и справочник маскировщика, а также выполнить работу по обобщению опыта маскировки оборони­тельных рубежей и аэродромов.

Великая Отечественная война вступила в решающую фазу своего развития.

Всем архитекторам, художникам и инженерам, работаю­щим в области маскировки, необходимо напрячь все свои силы, мобилизовать всю свою творческую изобретательность и накопившийся опыт с тем, чтобы добиться максимально эффективных решений на этом важном участке оборонной работы...