Скачиваний:
37
Добавлен:
05.01.2023
Размер:
87.91 Кб
Скачать

33. Выявите особенности прозы в. Гаршина (на примере «Четыре дня», «Денщик и офицер», «Красный цветок», «Сигнал», «Лягушка-путешественница»).

Особенности прозы Гаршина:

1. Исповедь в прозе Гаршииа способствует глубокому проникновению во внутренний мир героя. В рассказе «Ночь» исповедь героя становится главной формой психологического анализа. В других рассказах («Четыре дня», «Происшествие», «Трус») ей не отведено центральное место, но она все же становится важной частью поэтики и взаимодействует с другими формами психологического анализа.

2. «Крупный план» в прозе Гаршина представлен: а) в виде развернутых описаний с комментариями оценочного и аналитического характера («Из воспоминаний рядового Иванова»); б) при описании умирающих людей, при этом обращается внимание читателя на внутренний мир, психологическое состояние героя, находящегося рядом («Смерть», «Трус»); в) в виде перечисления действий героев, совершающих их в тот момент, когда сознание отключено («Сигнал», «Надежда Николаевна»).

3. Портретные и пейзажные зарисовки, описания обстановки в рассказах Гаршина усиливают авторское эмоциональное воздействие tía читателя, зрительное восприятие и во многом способствуют выявлению внутренних движений души героев.

4. В повествовательной структуре произведений Гаршина доминируют три типа повествования: описание (портрет, пейзаж, обстановка, характеристика), повествование (конкретно-сценическое, обобщенно-сценическое и информационное) и рассуждение (именные оценочные рассуждения, рассуждения с целью обоснования действий, рассуждения с целью предписания или описания действий, рассуждения со значением утверждения или отрицания).

5. Прямая речь в текстах писателя может принадлежать как герою, так и предметам (растениям). В произведениях Гаршина внутренний монолог строится как обращение персонажа к самому себе. Изучение косвенной и несобственно-прямой речи показывает, что данные формы чужой речи в прозе Гаршина встречаются гораздо реже прямой. Для писателя важнее воспроизвести истинные мысли и чувства героев (которые гораздо удобнее передать с помощью прямой речи, тем самым сохраняя внутренние переживания, эмоции персонажей).

6. Рассказчик в прозе Гаршина проявляет себя в формах изложения событий от первого лица, а повествователь - от третьего, что является системной закономерностью в поэтике повествования писателя.

7. Психологизм и повествование в поэтике Гаршина находятся в постоянном взаимодействии. В такой сочетаемости они образуют подвижную систему, в пределах которой происходят структурные взаимодействия.

Первый же рассказ «Четыре дня», опубликованный в «Отечественных записках» в том же, 1877 году, сделал имя Гаршина знаменитым.

Секрет успеха рассказа «Четыре дня» таился не только в исключительно острой ситуации, составившей его сюжет. Уже в этом произведении ярко проявились характерные черты творческой манеры Гаршина – сочетание конкретного реализма, не пренебрегающего, когда это необходимо, сугубо натуралистическими подробностями, с обращением к символико-аллегорической образности.

В основу рассказа положен реальный факт, В письме к матери Гаршин рассказал о том, как был найден раненый: «Пять суток лежал он с перебитой ногой». В рассказе же речь идет о четырех днях. Эта деталь – четыре, а не пять дней, как было в действительности, – возможно, использована Гаршиным под влиянием библейского текста о четырехдневном Лазаре, воскрешенном Христом.

В этом рассказе Гаршин проявил и виртуозное владение пространственно-временной перспективой. Доминанта пространства в рассказе – вертикаль: земля – небо. Кругозор лежащего на спине рядового Иванова, героя рассказа, ограничен. Он видит перед собой кусты, тело убитого им вражеского солдата и небо. Пространственные детали все время меняются. Раненый смотрит на звезды, которые ярко светятся на черно-синем болгарском небе, потом перед ним является луна, она по-бабьи жалостливо смотрит на несчастного, наконец поднимается солнце. «Его огромный диск, весь пересеченный и разделенный черными ветвями кустов, красен, как кровь».

Чередование небесных объектов и позволяет автору передать движение времени. Одновременно здесь реализуется антитеза: высокое – низкое. Небу в прямом и переносном смысле противостоит нечто нестерпимо страшное – разложение огромного трупа, лежащего в пяти шагах от героя рассказа. Градуирующие этапы разложения трупа опять-таки фиксируют движение времени, становящегося все более страшным для раненого.

В этом рассказе художественный план находится в органическом единстве с трезвым анализом обстоятельств, заставляющих людей убивать друг друга. И не только «Четыре дня», но и его рассказы «Трус», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова» пронизаны пафосом неприятия войны как бесчеловечного способа разрешения социальных и политических конфликтов.

Самый известный и самый характерный рассказ Гаршина – Красный цветок, первый из длинного ряда русских рассказов, посвященных сумасшедшему дому (вторым по времени был рассказ Чехова Палата № 6). В нем болезненное и напряженное нравственное чувство Гаршина достигает апогея. Это рассказ о безумце, одержимом желанием истребить зло в мире. Он делает открытие, что все зло сосредоточено в трех цветках мака, растущих в больничном саду, и ему удается, применив всевозможные хитрости и уловки, обмануть сторожа и сорвать эти цветы. Он умирает от нервного истощения, но умирает счастливый и уверенный в том, что осуществил свою задачу. Рассказ этот – сильный и мрачный. Удручающая атмосфера сумасшедшего дома передана с впечатляющим мастерством. Конец приходит как облегчение, как смерть мученика, но и тут таится жало горькой иронии.

Нельзя сказать, что Гаршин великий писатель. Его манера слишком связана с годами упадка русской литературы. Техника недостаточна; даже в Красном цветке читателя сердят встречающиеся несоразмерности. Но со всем тем стиль его – чистый, сдержанный и искренний, и даже случайные неловкости предпочтительнее, чем бойкая риторика и картонный драматизм андреевской школы.

Гаршин обнажает сферу подсознательного, когда им анализируются неосознанные движения души героя, не закрепленные сознанием. В рассказе «Денщик и офицер» прошлое возникает в памяти Никиты на уровне подсознания. Мысли, думы, которые не дают ему покоя днем, материализуются в трагической картине сна. Причем индивидуальное сознание героя не отъединено от общей родовой целостности народного сознания, и потому сон у него вбирает в себя голоса множества, он полифоничен, и при всей индивидуальности является как бы голосом «всеобщего».

В этом рассказе противопоставлены два типа людей из разных социальных слоев. Один – денщик Никита, простой парень, «низенький человек с несоразмерно большим животом, унаследованным от десятков поколений предков, не евших чистого хлеба, с длинными, вялыми руками, снабженными огромными черными заскорузлыми кистями», которого упекли в армию только потому, что по неграмотности его отца он не был усыновлен формальным порядком. Другой - офицер Стебельков, который ничем не занят в армии, кроме как долгим сном и балами до утра. Офицер этот особенно ничтожен в сопоставлении с Никитой, если сравнить их сны.

Обычно нам снится то, что нас больше всего беспокоит. Ночью во время снежной бури Никите видится, что он снова дома, но там никого почему-то нет. Затем вся изба заполняется деревенскими, которые сообщают страшную весть «Здравствуй, Никита, - говорят ему, - Твоих, брат, никого нету, всех бог прибрал! Все померли…» И видит Никита всю свою семью среди толпы, и вдруг он понимает, что они умерли, и все деревенские тоже мертвые. Возможно, это вещий сон. Но что снится и беспокоит офицера? В своем сне он видит, что он генерал, и все ему прислуживают, и даже майор подводит к нему свою дочь, о которой Стебельков давно мечтал, но тут начинают греметь пушки, звучит марш, и все куда-то движется, и Стебельков тоже вместе со всеми, а потом к нему со всех сторон бегут чудовища, и он зовет Никиту! Конечно, этот офицер не может обойтись без Никиты. И пусть Никита на уроках словесности не может дать определения, что такое знамя и солдат, но в душе он очень хорошо знает эти понятия и готов исполнить свой солдатский долг и отдать свою жизнь за знамя. А готов ли Стебельков… Неизвестно.

Для Гаршина война — это трагедия вселенского масштаба еще и потому, что он был уверен в неповторимости и бесценности каждой человеческой личности, независимо от того, на какой стороне баррикады сражается человек. В уникальности человеческой жизни Гаршин видел высшую ценность, высшую реальность бытия, ниже которой — все иные реальности. Где и когда личность приносится в жертву другой личности, обществу, человечеству, там и тогда гибнет человечество, общество, человек, — этой мыслью пронизано все творчество Гаршина.

Непрерывный ряд нравственных страданий испытывают многие герои произведений Гаршина. Все они, как правило, заложники обстоятельств, побороть которые не в силах. Никита («Денщик и офицер»), совершенно не приспособленный к военной службе, вынужден оставить семью, дом и несколько лет прозябать в полном бездействии, теряя остатки человеческого облика. Он не на своем месте: совсем недавно он был работник «лучше родного сына», по на долгие годы стал «рожей», «болваном», «дураком». Житков («Из воспоминаний рядового Иванова») ушел на войну, оставив дома пятерых детей.

B paccкaзe «Cигнaл» гepoи нe пишyт кapтин, нe oбcyждaют филocoфcкиx пpoблeм и нe мoгyт oпpeдeлять cyдьбы чeлoвeчecтвa. Oни мaлeнькиe люди, живyщиe мaлeнькими интepecaми: гpядкa кaпycты, жaлoвaньe, пpитecнeниe нaчaльcтвa — дaльшe иx интepecы нe идyт. Ho в cвoиx paзгoвopax oб этиx пpeдмeтax Ceмeн и Bacилий cтaвят тoт жe вoпpoc, чтo и Гeльфpeйx, coздaвший cвoю кapтинy oб Ильe Mypoмцe.

B мoлoдocти Ceмeн был нa вoйнe, cлyжил дeнщикoм и яpкиxпoдвигoв, кoтopыe мoгли бы oпpeдeлить иcxoд cpaжeния, yжe пo cвoeй дoлжнocти coвepшить нe мoг. Ho для Гapшинa Ceмeн — чeлoвeк бoльшoй дyши, и пoдвиг eгo зaключaeтcя в тoм, чтo oн нe oзлoбилcя нa жизнь и людeй, xoтя имeл для этoгo вce ocнoвaния.

Пpaвдa, в eгo oтнoшeнии к жизни явнo зaмeтны пaccивнocть и фaтaлизм. Boт эти чepты и paздpaжaют eгo coбeceдникa Bacилия. «He тaлaн-cyдьбa, — вoзpaжaeт Bacилий Ceмeнy, — нaм c тoбoю вeк зaeдaeт, a люди. Heтy нa cвeтe звepя xищнee и злee чeлoвeкa». Пoзиция Bacилия — этo пoзиция чeлoвeкa, нe жeлaющeгo пoдчинятьcя cyдьбe и пoтoмy вcтyпaющeгo в бopьбy c людьми и oбcтoятeльcтвaми. Ho для Гapшинa в зaкoнax бopьбы ecть cвoя cypoвaя диaлeктикa: чeлoвeк oзлoбившийcя, yтpaтивший вepy в людeй, дaжe в cпpaвeдливoм гнeвe cвoeм пpoтив винoвникoв злa мoжeт cтaть пpичинoй гибeли нeвинныx людeй. 3дecь Ceмeн и Bacилий мeняютcя мecтaми. Ceмeн aктивнo выcтyпaeт нa бopьбy co злoм, cпacaя пoeзд c людьми, нe пoдoзpeвaющими o гpoзящeй им oпacнocти, и Bacилий пpизнaeт eгo пpaвoтy и нeпpaвeднocть пyти, нa кoтopый oн вcтaл. Ho aктивнocть Ceмeнa ocoбoгo poдa. B ocнoвe ee лeжит caмoпoжepтвoвaниe, и ecли oн и пoднимaeт кpacный флaг, тo этoт флaг cмoчeн eгo coбcтвeннoй кpoвью.

Boпpoc o тoм, чтo ecть дoбpo и злo, cтaвитcя в этoм paccкaзe нecкoлькo yпpoщeннo и oднoзнaчнo, в дyxe тoлcтoвcкoй мopaли нeпpoтивлeния злy нacилиeм, нo блaгoдapя пpocтoтe фaбyлы и блaгopoднoй гepoичecкoй жepтвeннocти eгo глaвнoгo гepoя paccкaз пpoизвoдит cильнoe эмoциoнaльнoe вoздeйcтвиe. Имeннo к этoй цeли и cтpeмилcя Гapшин, тaк кaк пpeднaзнaчaл eгo для нapoдa.

Для Гapшинa мopaль вceгдa былa пpocтa, зaтo бecкoнeчнo cлoжeн был вoпpoc, пoчeмy этa пpocтaя мopaль нe мoжeт ocyщecтвитьcя в жизни людeй. Гapшин в кaждoм cвoeм paccкaзe c бoлeзнeннoй ocтpoтoй cтaвил вoпpoc o пpaвдe и нeпpaвдe, o paзнooбpaзныx пpoявлeнияx и фopмax coвpeмeннoгo злa, и пoтoмy eгo мaлeнькиe paccкaзы нaпoлнялиcь бoльшим и глyбoким coдepжaниeм.

Характерно, что закончил Гаршин свой недолгий путь в литературе весёлой сказкой для детей «Лягушка – Путешественница». Трагизм - доминанта творчества Гаршина. Исключение составляет лишь исполненная жизнелюбия, сверкающая юмором «Лягушка-путешественница». Утки и лягушки, обитательницы болота, в этой сказке - совершенно реальные существа, что не мешает им быль сказочными персонажами. Замечательнее всего то, что фантастическое путешествие лягушки выявляет в ней чисто человеческий характер - тип этакого честолюбивого фантазера. Интересен в этой сказке и прием удвоения фантастического образа: забавную историю здесь сочиняет не только автор, но и лягушка. Свалившись по собственной вине с небес в грязный пруд, она начинает рассказывать его обитателям сочиненную ею историю о том, «как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у нее были собственные утки, которые носили ее, куда ей было угодно, как она побывала на прекрасном юге...». Он отказался от жестокого конца, его героиня остаётся жива. Ему весело писать о лягушке и утках, насыщать сказочный сюжет тихим и тонким юмором. Знаменательно, что последние слова Гаршина были обращены к детям на фоне других произведений, грустных и тревожных, эта сказка как бы живое свидетельство того, что радость жизни не исчезает никогда, что «свет во тьме светит».

Соседние файлы в предмете История отечественной литературы