Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Брашгинский договорное право 1 том.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
25.03.2023
Размер:
1.85 Mб
Скачать
  1. Ответственность сторон в договоре простого товарищества

Поскольку простое товарищество не является юридическим ли­цом, ответственность могут нести только сами товарищи и только принадлежащим им имуществом, включая их доли в общем имуще­стве товарищей.

Кодексом предусмотрены различные решения вопроса об ответ­ственности в зависимости от того, возникает ли она из внешних или внутренних отношений. Имеется в виду, что в первом случае речь идет об ответственности товарищей перед третьими лицами, а во втором — друг перед другом.

Первому виду ответственности посвящена прежде всего ст. 1047 ГК. Уже в самом ее названии («Ответственность товарищей по об­щим обязательствам») усматривается, что речь идет об ответствен­ности внешней.

Решения в указанной статье определенным образом дифферен­цируются. Исходное значение имеет характер осуществляемой по договору простого товарищества деятельности: может ли она быть отнесена к числу предпринимательской. При отрицательном ответе на поставленный вопрос применению подлежит п. 1 ст. 1047. В нем содержатся различные решения, зависящие от того, основаны ли отношения между товарищами и третьими лицами на заключенном между ними договоре либо возникли из иного, недоговорного осно­вания. В первом случае ответственность товарищей является долевой: каждый из них отвечает по общим долевым обязательствам всем сво­им имуществом пропорционально стоимости их вклада в общее дело. В остальных случаях — когда отношения участников с третьими лица­ми носят недоговорный характер, ответственность товарищей по об­щим обязательствам носит солидарный характер.

Присущий предпринимательской деятельности особый риск (п. 1 ст. 2 ГК) нашел отражение и в п. 2 ст. 1047 ГК. В нем предусмотрено на случай, когда договор простого товарищества связан с осуществ­

лением участниками предпринимательской деятельности, их ответ­ственность по общим обязательствам независимо от оснований воз­никновения обязательства перед третьими лицами признается соли­дарной. Тем самым на товарищей перелагается риск того, что у ко­го-либо из них не хватит имущества на покрытие падающей на него ответственности.

В ГК выделен еще один случай, при котором наступает солидар­ная ответственность участников. Имеется в виду, что вне зависимо­сти от характера осуществляемой товарищами деятельности (явля­ется ли она предпринимательской или нет) их ответственность признается солидарной на случай прекращения договора простого товарищества. Подобная ответственность распространяется на все неисполненные к моменту прекращения договора общие обязатель­ства товарищей (п. 2 ст. 1050 ГК «Прекращение договора простого товарищества»).

Если ответственность товарищей перед третьими лицами при­знается солидарной, вступает в действие ст. 325 ГК с ее общими для солидарных обязательств положениями. Из нее следует, что при со­лидарном обязательстве на стороне товарищей за третьим лицом признается право требовать исполнения полностью, либо в части долга, адресовав это свое требование любому из товарищей либо всем вместе. В тех случаях, когда третьему лицу не удалось получить полного удовлетворения от одного из солидарно ответственных то­варищей, оно вправе заявить требование о взыскании недополучен­ного от остальных товарищей (любого из них). При этом обязатель­ства солидарных должников сохраняют силу вплоть до того, как об­щий долг будет погашен в полном объеме (ст. 323 ГК).

ГК предусмотрена еще одна гарантия для третьих лиц. На этот раз она призвана обеспечить реальную возможность обратить взы­скание по личным долгам товарища на соответствующую часть его имущества. Речь идет о закрепленном в ст. 1049 ГК праве кредито­ра товарища предъявлять требование о выделе доли в общем иму­ществе товарищества. Поскольку речь идет о доле в общем имуще­стве, соответствующая статья содержит отсылку к ст. 255 ГК («Об­ращение взыскания на долю в общем имуществе»). Имеется тем самым в виду, что по требованию кредитора участника вначале должно быть обращено взыскание на иное имущество товарища. И лишь если окажется, что этого недостаточно, — должна быть вы­делена (по требованию кредитора) доля должника в общем имуще­стве. При невозможности это сделать, равно как и в случаях, когда против этого возражают остальные участники, кредитор вправе потребовать продажи, притом с публичных торгов, должником своей доли остальными участниками по цене, соразмерной рыноч­ной стоимости доли796. Особо выделены правила, регулирующие от­ветственность участников, если простое товарищество продолжает существовать, несмотря на выбытие из него некоторых участников. Статья 1053 ГК («Ответственность товарища, в отношении кото­рого договор простого товарищества расторгнут»), опять же в ин­тересах третьих лиц, предусмотрела: если договор простого това­рищества не был прекращен в результате заявления кого-либо из товарищей об отказе от дальнейшего в нем участия либо был рас­торгнут по требованию одного из товарищей, тот из них, чье уча­стие в договоре прекратилось, продолжает нести ответственность перед третьими лицами по общим обязательствам, если только они возникли в период его участия в договоре. Ответственность в этом случае наступает так, как если бы такой товарищ вообще не выбы­вал из договора о простом товариществе. Это означает, что в зави­симости от характера совместной деятельности товарищей (являет­ся ли она предпринимательской или нет) ответственность выбыв­шего товарища по отношению к остальным будет соответственно долевой или солидарной.

Все то, о чем шла речь, относится к ответственности товарищей перед третьим лицом. Наряду с этим каждый из них как участник договора простого товарищества несет ответственность за наруше­ние договорных обязательств перед остальными товарищами. В этих случаях «специфика простого товарищества не перечеркивает со­держащегося в ст. 393 ГК РФ общего положения, согласно которому лицо, не исполнившее или ненадлежаще исполнившее свою обя­занность, несет имущественную ответственность перед другими сто­ронами. Это значит, что если убытки причинены простому товари­ществу одним из товарищей, они должны возмещаться неисправ­ным товарищем, а не распределяться между всеми сторонами»797. Такая ответственность регулируется общими нормами об обязатель­ствах. В зависимости от того, имело ли место неисполнение или не­надлежащее исполнение обязательства при осуществлении предпри­нимательской деятельности или нет, ответственность товарища на­ступает либо только при его виновных, либо не только при виновных, но также и невиновных действиях (ср. п. 1 и п. 3 ст. 401 ГК «Основа­ния ответственности за нарушение обязательств»). В первом случае используются для привлечения участника к ответственности субъек­тивные критерии. При этом, как в свое время отмечал В.Н. Шретер, специфика такой ответственности применительно к договору про­стого товарищества состоит в том, что «в товариществе требуется про­явление активности. Дело не в возможности исполнения, а в прояв­лении надлежащей заботливости. Принимая во внимание общность товарищеского дела, практика, несомненно, должна будет принять в таком случае во внимание признак заботливости, проявляемой уча­стником в собственных делах»798. Если же речь идет о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности, ответственность при отсутствии иного в законе или договоре носит объективный характер, т.е. на­ступает независимо от вины участника799.

Специальные правила действуют в отношении обязанностей участников, носящих фискальный характер. Так, в соответствии со ст. 180 Налогового кодекса налогоплательщики — участники дого­вора простого товарищества несут солидарную ответственность за неисполнение обязанностей по уплате налогов по операциям, ко­торые укладываются в рамки договора простого товарищества. Га­рантией исполнения соответствующих обязанностей служит обяза­тельность постановки участников простого товарищества на учет в налоговом органе800.