Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!Корпоративное право 2023-2024 / Статья К упорядочению системы некоммерческих организаций (Н.RTF
Скачиваний:
13
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
284.85 Кб
Скачать

III. Возможные пути совершенствования законодательства

1. Перевод ряда организационно-правовых форм из

некоммерческих организаций в коммерческие

Как отмечалось выше, одним из недостатков действующего российского законодательства является не вполне последовательное проведение в нем принципа запрета на распределение прибыли, полученной некоммерческой организацией в ходе своей деятельности, между ее участниками. Это способствует нивелированию различий между некоммерческими организациями и коммерческими, делая в известной степени условной данную классификацию.

Так, согласно п. 5 ст. 116 ГК РФ, посвященной потребительскому кооперативу, отнесенному к некоммерческим организациям, доходы, полученные от предпринимательской деятельности, осуществляемой потребительским кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. Негосударственные пенсионные фонды, причисляемые Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" к некоммерческим организациям, на деле осуществляют деятельность по исключительно коммерческому использованию денежных средств граждан и распределению между ними полученных в результате доходов. Пункт 3 ст. 14 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" позволяет членам товарной биржи получать дивиденды, если это предусмотрено учредительными документами биржи.

В другом случае законодатель, хотя прямо и не предусматривая возможность распределения прибыли некоммерческой организации между ее участниками, фактически допускает такое распределение в иной форме. Так, согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях" члены некоммерческого партнерства вправе, если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами. Подобным же образом члены некоммерческого партнерства вправе получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства соответствующую часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами. Аналогичное право предоставлено п. 4 ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях" члену некоммерческого партнерства, исключенному из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами <24>.

--------------------------------

<24> Как справедливо указывает О.В. Ивкова, "принимая во внимание то, что имущество некоммерческого партнерства нередко формируется непосредственно за счет доходов от предпринимательской деятельности, это право является исключением из общего запрета распределения прибыли между участниками (членами) некоммерческих организаций" (Ивкова О.В. Критерии разграничения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации // Кодекс-info. 2003. N 7 - 8).

Имеется два возможных пути решения данной проблемы. Первый: установление запрета на распределение прибыли между участниками организации определенной формы, для которой такой запрет отсутствует, с сохранением ее статуса как некоммерческой. Второй: перевод такой организационно-правовой формы из разряда некоммерческих организаций в коммерческие с сохранением возможности распределения прибыли между участниками.

К примеру, казахстанский законодатель применительно к потребительским кооперативам избрал первый путь, установив в п. 4 ст. 108 Гражданского кодекса Республики Казахстан, что доходы, полученные потребительским кооперативом, не могут распределяться между его членами и направляются на уставные цели <25>. Однако такое законодательное решение вряд ли является оправданным, поскольку противоречит природе потребительских кооперативов и целям их создания, преследуемым членами таких кооперативов.

--------------------------------

<25> Этот подход получил поддержку и в отечественной цивилистической доктрине (см.: Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие. М.: Статут, 2003. С. 238).

С другой стороны, по тем же соображениям представляется ошибочным и сам подход (которого придерживаются как российский, так и казахстанский законодатель), заключающийся в принципиальном разведении производственных и потребительских кооперативов и отнесении первых к коммерческим организациям, а вторых - к некоммерческим. В литературе гражданского права высказывается обоснованное мнение о том, что у потребительских кооперативов гораздо больше общего с кооперативами производственными, нежели с остальными видами некоммерческих организаций. Основная цель любого кооператива со времени их появления в XIX в. и до наших дней состояла и состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей их членов. Достигаться данная цель может путем осуществления предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Но извлечение прибыли здесь является не самоцелью, а средством достижения другой цели - удовлетворения потребностей членов кооператива <26>. Прибыль, получаемая любым кооперативом от его деятельности, используется на развитие кооператива, вознаграждение его членов соответственно их участию в делах кооператива, жилищное и иное строительство, повышение образовательного, культурного уровня членов, их социальное обеспечение и на другие предусмотренные уставом цели. Именно поэтому предпочтительным является решение не казахстанского, а российского законодателя, допустившего распределение доходов потребительского кооператива между его членами (п. 5 ст. 116 ГК РФ).

--------------------------------

<26> См.: Абова Т.Е. Кооперативы как субъекты гражданского права // Субъекты гражданского права: Сборник статей / Под ред. Т.Е. Абовой. М., 2000. С. 64 - 65.

Такой подход к сущности кооперативов соответствует Декларации о кооперативной идентичности, принятой XXXI Конгрессом Международного кооперативного альянса (членом которого является и Россия в лице национальной кооперативной организации) в 1995 году в г. Манчестере. Согласно данной Декларации кооператив независимо от вида и формы - одно характерное социальное явление, представляющее собой "автономную ассоциацию лиц, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия" <27>.

--------------------------------

<27> Цит. по: Теплова Л.Е., Уколова Л.В., Тихонович Н.В. Кооперативное движение: Учебное пособие для кооперативных вузов. 2-е изд. М.: Издательство РДЛ, 2003. С. 20; см. также: Абова Т.Е. Указ. соч. С. 72.

Таким образом, для решения проблемы места организационно-правовой формы потребительского кооператива в системе юридических лиц должен быть использован второй путь, то есть отнесение ее к разряду коммерческих организаций <28>. Это позволит объединить нормы ГК РФ о производственных и потребительских кооперативах и выделить из них общую часть, относящуюся к регулированию обеих разновидностей. Юридико-технически это бы состояло в закреплении в § 3 гл. 4 Кодекса ГК РФ унифицированной организационно-правовой формы кооператива.

--------------------------------

<28> Наиболее четко коммерческая сущность проявляется применительно к потребительским обществам, на что указывают в цивилистической литературе, характеризуя потребительское общество, несмотря на его название, как разновидность производственного кооператива (см.: Гражданское право: Учебник. В 4 т. Т. 1. Общая часть / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 337 (авторы главы - Е.А. Суханов и Н.В. Козлова); см. также: Козлова Н.В. Указ. соч. С. 278).

Предложенное законодательное решение органично вписывается в используемую Кодексом базовую классификацию юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Напротив, нельзя признать обоснованным предлагаемое в научной литературе законодательное выделение кооперативов в особый род юридических лиц, не относящихся ни к коммерческим, ни к некоммерческим организациям <29>, поскольку такой подход подрывает саму классификацию, избранную российским законодателем в качестве базовой. Норма п. 1 ст. 50 ГК РФ о том, что основная цель деятельности коммерческих организаций - извлечение прибыли, не препятствует отнесению к ним кооперативов, поскольку данный признак, как было отмечено выше, не является определяющим для разграничения коммерческих и некоммерческих организаций. Эту роль выполняет вторая составляющая критерия прибыльности - запрет на распределение прибыли некоммерческой организации между ее участниками. В пользу отнесения потребительских кооперативов к коммерческим организациям свидетельствует и существование в таких юридических лицах внутренних инвесторов, что выражается в наличии основного капитала - паевого (уставного) фонда, а также в возможности отчуждения членом кооператива своего пая иному лицу.

--------------------------------

<29> См.: Абова Т.Е. Указ. соч. С. 65.

Предпринимательский характер деятельности негосударственного пенсионного фонда, определяемого законодателем как "особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения" (ст. 2 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах"), является очевидным. Поэтому совершенно логичным было бы законодательно предусмотреть обязанность преобразования существующих негосударственных пенсионных фондов в какую-либо из имеющихся форм коммерческих организаций.

Товарные биржи, напротив, создаются обычно не с целью извлечения прибыли и распределения полученных доходов между участниками биржи. Основной целью деятельности таких организаций является организация оптовой торговли между предпринимателями, которая сама по себе дохода, как правило, не приносит, а потому требует финансирования со стороны членов биржи <30>. Из этих соображений в правовой литературе отмечается, что товарной бирже (которая формально согласно действующему законодательству является самостоятельным видом некоммерческой организации) более всего соответствует форма некоммерческого партнерства <31>. Вместе с тем было бы, наверное, неправильным препятствовать созданию участниками торгового оборота товарных бирж именно коммерческой направленности, если эти лица все-таки преследуют своей целью получение биржей прибыли и распределение между собой полученных от ее деятельности доходов в виде дивидендов (ср. п. 3 ст. 14 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"). Поэтому в отношении товарной биржи оптимальным видится предоставление возможности создания таких юридических лиц в форме как коммерческих, так и некоммерческих организаций, что имеет место в настоящее время применительно к фондовым биржам, которые согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" могут иметь форму как некоммерческих партнерств, так и акционерных обществ. Таким образом, представляется целесообразным устранить из российского законодательства самостоятельную организационно-правовую форму товарной биржи путем подведения соответствующих юридических лиц в зависимости от намерений их участников под конструкцию соответственно либо некоммерческого партнерства, либо акционерного общества. Тем самым будет не только четко соблюден общий запрет распределения прибыли некоммерческой организации между ее участниками, лежащий в основе базовой классификации юридических лиц, но и созданы условия для свободного выбора учредителями товарной биржи той организационно-правовой формы, которая наиболее соответствует их интересам.

--------------------------------

<30> См.: Гражданское право: Учебник. В 4 т. Т. 1. Общая часть / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. С. 353 (авторы главы - Е.А. Суханов и Н.В. Козлова).

<31> См.: Абросимова Е.А. Место и роль некоммерческих партнерств в структуре товарного рынка // Актуальные проблемы коммерческого права: Сборник статей / Под ред. проф. Б.И. Пугинского. М.: ИКД "Зерцало-М", 2002. С. 80 - 82.

В отношении организационно-правовой формы некоммерческого партнерства следует законодательно устранить упомянутую выше возможность получения членами некоммерческого партнерства части его имущества либо его стоимости в установленных законом пределах при прекращении отношений членства (выхода или исключения члена из партнерства, ликвидации некоммерческого партнерства), предусмотренную п. 3 ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях", поскольку данная норма позволяет легко обходить общий запрет на распределение прибыли некоммерческой организации между ее участниками, делая его иллюзорной формальностью.

Соседние файлы в папке !Корпоративное право 2023-2024