Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 2023-2024 / конкуренция-монополия (2).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
343.26 Кб
Скачать
  1. Антиконкурентные соглашения и характеристика

Понятие соглашения дано в п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции, которым под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласованность выражения воли означает:

- осведомленность каждого из участников о намерении каждого другого участника действовать определенным образом;

- намерение каждого из участников действовать сообразно с известными ему предполагаемыми действиями других участников.

Таким образом, конкурентное право понимает под соглашением именно договоренность, при этом понятие договоренности законодательством не раскрывается. Судебная практика разъясняет, что соглашение в конкурентном праве нетождественно понятию гражданско-правового договора. При этом антиконкурентные соглашения являются правонарушением и не могут соотноситься с понятием договора ни по форме, ни по своему содержанию.

Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

Данным Обзором подтверждено, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Таким образом, соглашение по смыслу антимонопольного законодательства не равнозначно понятию гражданско-правового договора. Отсюда, в свою очередь, следует, что для разрешения тех или иных вопросов, связанных с соглашением, пользоваться нормами ГК РФ недопустимо.

В этой связи следует признать, что регулирование соглашения в действующем законодательстве крайне скудное. Фактически законодатель вообще ничего не говорит о соглашении, кроме тоо, что это договоренность. Отталкиваясь от соглашения как договоренности, полагаем, что соглашение в антимонопольном праве не может быть ничем иным, как согласованным выражением воли двух или более участников. Согласованность выражения воли означает, во-первых, осведомленность каждого из участников о намерении каждого другого участника действовать определенным образом. Во-вторых, согласованность воли невозможна без намерения каждого из участников действовать сообразно с известными ему предполагаемыми действиями других участников.

Пунктом 18 ст. 4 установлено, что соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме. Письменная форма имеет место тогда, когда договоренность выражена в одном или нескольких документах. Судебная практика свидетельствует о том, что соглашение может быть заключено также и в форме конклюдентных действий

соглашения в том или ином виде опосредуют практически весь существующий на рынке гражданский товарооборот. Поэтому большинство соглашений, заключаемых хозяйствующими субъектами на товарных рынках, представляет собой разновидность легального, правомерного поведения, которое в целом способствует развитию товарных рынков и обеспечивает справедливую и добросовестную конкуренцию.

Вместе с тем хозяйствующие субъекты могут договариваться о таком поведении на товарном рынке, которое в конечном счете способно привести к ограничению конкуренции. Поэтому ограничение конкуренции и монополизация товарного рынка могут быть результатом не только одностороннего поведения доминирующего на товарном рынке хозяйствующего субъекта, но и достижения соглашений между хозяйствующими субъектами, если в результате таких соглашений данные хозяйствующие субъекты отказываются от конкуренции и, действуя согласно единому интересу, монополизируют товарный рынок, подменяя его своими соглашениями в части определения условий обращения на нем товара и причиняя существенный вред потребителям.

Стоит отметить, что п. 10 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» относит соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, к монополистиче-скои деятельности, которая, в свою очередь, не допускается в силу ст. 34 Конституции РФ.

При этом антиконкурентные соглашения могут быть потенциально опасными для потребителей, поскольку случаи, когда их контрагентом является доминирующий на товарном рынке хозяйствующий субъект, отличаются от случаев, когда они взаимодействуют с участником антиконкурентного соглашения, а значит, о монополизации товарного рынка могут даже не догадываться. Это связано с тем, что факт наличия антиконкурентного соглашения, как правило, тщательно скрывается его участниками от других лиц, в том числе потребителей.

Поэтому антиконкурентные соглашения зачастую являются довольно серьезной угрозой для конкуренции и товарного рынка. Следовательно, в системе конкурентного права должен быть сформирован достаточно эффективный механизм борьбы с этим негативным явлением.

По аналогии со многими странами с развитой рыночной экономикой в России предусмотрены запреты на антиконкурентные соглашения, которые призваны обеспечить развитие товарных рынков в условиях добросовестной конкуренции.

Стоит отметить, что для конкурентного права не имеет значения форма заключения антиконкурентного соглашения. Антимонопольное законодательство признает соглашением договоренность в письменной форме, содержащуюся в одном или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»). При этом, как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 21 декабря 2010 г. № 9966/10, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. При этом Суд отметил, что оценка наличия соглашения согласно нормам антимонопольного законодательства не может производиться с позиций порядка и правил заключения договоров, предусмотренных гражданским законодательством (ст. 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Запрещая заключение соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольное законодательство дифференцирует такие соглашения, определяя их особенности и устанавливая различия в юридической ответственности за их заключение.

В связи с этим все соглашения, ограничивающие конкуренцию, можно условно разделить на три группы:

  • 1) «горизонтальные», т. е. заключаемые между конкурентами;

  • 2) «вертикальные»;

  • 3) иные.

Каждая группа указанных антиконкурентных соглашений имеет особенности в квалификации, расследовании и определении случаев допустимости.