Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1630

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
21.11.2023
Размер:
219.31 Кб
Скачать

19

-доминантой развития образования XIX века являлась борьба за школу и просвещение, между государством и общественностью, борьба за и против идей, которые несло с собой образование, борьба за использование силы образования, которую государственная власть могла бы употребить на служение своим целям;

-доминантой развития образования рубежа XIX - XX веков являлось усиление общественной инициативы, влияние общественного мнения на разработку программы народной школы и ее осуществления.

Определено, что анализ развития системы Российского образования П.Н. Милюков осуществлял, опираясь на прослеживающиеся на каждом этапе факторы, определяющие их взаимосвязь, и в тоже время своеобразие:

-влияние религии и церкви;

-влияние государства и его насущных нужд в целом, а так же личности государя и его устремлений в частности;

-влияние иностранного заимствования на своеобразие русской культурной традиции;

-влияние взглядов выдающихся деятелей культуры на пути развития образования и просвещения, взаимосвязи интеллигенции и народа.

Первым этапом назван период православных школ Древней Руси. Период наиболее сложный и противоречивый в рамках историко-педагогического исследования. П.Н. Милюков выделяет главную трудность при исследовании данного периода - недостаточность достоверных источников и, как следствие, формирование множества различных взглядов на образованность Древней Руси. Задачей, которую поставил П.Н. Милюков при анализе данного периода, было не изучение состояния образовании, а лишь уровень грамотности. Автор ограничивает исследование той частью населения, для которой грамотность была ремеслом, то есть духовенством.

Вразвитии образования Древней Руси системообразующей доминантой была профессиональная, религиозно-церковной направленность. Образование

20

развивалось в рамках религиозной парадигмы образовательной деятельности. В состав учеников должны были входить, главным образом, дети духовенства. Не возбранялось и «всем православным христианам» отдавать в эти училища своих детей. Но цель обучения оставалась прежняя, чисто профессиональная.

Следующим этапом в развитии системы образования является период, связанный с реформаторской деятельностью Петра Первого. Начало данного этапа было связано с процессом обучения самого молодого Петра.

Характерной чертой русской школы рассматриваемого периода П.Н. Милюков считает то, что она не ставит своей задачей получение воспитания и общего образования, а направлена, главным образом, на техническую выучку для профессиональных целей. Если ученик приходил добровольно, то школа обращалась с ним, как прежний мастер с нанимателем. Все эти факты приводят исследователя к заключению, что при Петре и его ближайших преемниках русское общество нуждалось преимущественно в элементарном образовании, и искало его, при скудости образовательных средств, где случится.

Огромный шаг в истории русского образования был сделан тогда, когда на смену узкопрофессиональной и сословной школы первой половины XVIII века явилась школа общеобразовательная и бессословная, преследовавшая чисто педагогические цели. Окончательно утвердилась у нас такая школа только к концу XVIII столетия.

Но уже и в рассмотренном периоде времени, вопреки общему характеру тогдашнего образования, некоторое основание общеобразовательной и «бессословной школе было положено. Происхождение ее можно даже вести от самого Петра. В конце царствования его отношение к образованию было несколько иное, чем, то, которое было в начале. Обсужденная еще при Петре, система первых в России общеобразовательных учреждений начала действовать год спустя после его смерти.

Новая попытка двинуть вперед общее образование или, как тогда выражались, «размножить науки в империи», была сделана в середине XVIII века

21

при более благоприятных условиях, и с несколько лучшим результатом, при Екатерине Второй. Открытие в Москве, в 1755 г. университета и при нем двух гимназий, одной для дворян, другой для разночинцев, стало одним из важных достижений данного периода.

Учредитель Московского университета, И.И. Шувалов, проектировал (1760) покрыть всю Россию сетью учебных заведений. В маленьких городах, это должны были быть элементарные школы - для обучения грамоте и арифметике; из них учащиеся направлялись в «знатные города», где планировалось устроить гимназии; а из гимназий выпускники должны были переходить в высшие учебные заведения обеих столиц.

П.Н. Милюков отмечает, что шуваловская школа послужила естественным переходом от петровской к екатерининской, где прежняя школа только учила, а новая школа должна была и воспитывать.

Таким образом, впервые в России школа брала на себя задачи воспитания, принадлежавшие до тех пор исключительно семье. С этим перенесением воспитания из семьи в школу должно было совершиться полнейшее изменение его приемов и целей. Цель Екатерины, по мнению П.Н. Милюкова, была «произвесть новое порождение, от которого прямые правила воспитания непрерывным порядком в потомство переходить могли». Другими словами, посредством новой школы она хотела создать новую семью.

Постепенно императрица охладела к идее воспитания новой породы. И воспитательные цели с этих пор перестают быть задачей Екатерины, вопросы обучения снова выступают для нее на первый план. Но от ее педагогических увлечений у нее остается прочное убеждение, что школа должна быть общеобразовательной, и что обучение должно преследовать педагогические, а не профессиональные цели.

Системообразующей доминантой развития образования XVIII века является, прежде всего, личность государя, его интересы и направленность деятельности в рамках создания системы светского образования. Хотя взгляд на

22

цель образования, в сущности, еще не изменился. Как и прежде, наука и школа должны были служить практическим потребностям государства. Только понимание этих потребностей изменялось. У Петра I «...вместо исправления церковных книг и охранения веры речь шла теперь о преобразовании армии и флота», а у Екатерины II «...дабы не науки токмо и художества умножились в народе, но и вкоренить в сердца добронравие», то есть реализация ее прочного убеждения, что школа должна быть общеобразовательной, и что обучение должно преследовать педагогические (воспитательные), а не профессиональные цели.

Следующий этап, выделяемый П.Н. Милюковым - это период связанный с развитием образования в XIX веке. В «Очерках» он озаглавил этот раздел «борьба за школу и просвещение»: борьба между властью и общественностью. До сих пор, подчеркивает П. Н. Милюков, это была борьба из-за школы, но целью этой борьбы было, по возможности, уклониться от пользования школой.

Эта цель в XIX веке исчезает не сразу, но уже с самого начала она дополняется другой борьбой - за идеи и против идей, которые неизбежно несло с собой образование. В течение XIX века эта борьба все более обостряется, и власть из наступления постепенно переходит к обороне. История школы и просвещения в XIX века, собственно, и есть замаскированная история этой борьбы. Четыре раза, в начале четырех царствований XIX века, русская высшая и средняя школа подвергались коренной перестройке. Уже по этой периодичности учебных реформ можно догадаться, что они вызывались далеко не одними только педагогическими соображениями. После устройства екатерининской школы общественное образование стало силой, которую государственная власть могла употребить на служение своим целям. Соответственно тому, как менялись эти цели, менялись и способы их достижения.

Проанализировав основные реформаторские направления рассматриваемого периода, П. Н. Милюков приходит к выводу, что системообразующей доминантой развития образования XIX века являлась борьба за школу и просве-

23

щение, между государством и общественностью, борьба за и против идей, которые несло с собой образование, борьба за использование силы образования, которую государственная власть могла бы употребить на служение своим целям. Четыре раза, в начале четырех царствований XIX века, высшая и средняя

школа подвергались коренной перестройке.

Либеральная учебная система Александра 1 (1804) была заменена, после 14 декабря и июльской революции, реакционной системой Николая I (1828 г.

для средней, 1835 г. для высшей школы), и та же смена систем еще раз повторилась при переходе от либеральных уставов 1863-64 гг. к реакционным уставам 1871 -го (для гимназий) и 1884-го (для университетов) годов. Пятая смена готовится, благодаря общественному оживлению, уже в конце 90-х гг. XIX века, но осуществляется она в революционные годы 1905-1917.

Основной чертой второй половины XIX века является усиление общественной инициативы в деле народного образования. Либеральные педагоги разрабатывают программу народной школы, земство кладет почин ее осуществлению, а освободительное движение расширяет ее рамки, содействует ее количественному росту и, наконец, привлекает к делу государственные ресурсы. При такой тесной связи между историей русской школы и политическими настроениями русской власти и общества, совершенно невозможно говорить об одном, не касаясь другого. История общественных настроений является так же отдельной темой «Очерков», и поэтому, при анализе развития образования, П.Н. Милюков ограничивается, по возможности, короткими напоминаниями об этой стороне дела для понимания перемен, совершившихся во внутреннем строе, средней и высшей школы на протяжении XIX и начала XX веков.

Следующий этап, выделяемый П.Н. Милюковым - рубеж XIX-XX веков, связан напрямую с революционными тенденциями в России. Характерно, что революционные настроения, прежде всего, проявляются именно в среде, связанной со школой. В высшей школе учащаются студенческие волнения и все чаще переходят из чисто академических в смешанные с политикой. Профессо-

24

pa, вынуждаемые и поощряемые обострившимися отношениями к власти, начинают все более настойчиво добиваться самоуправления в высшей школе. Со стороны низшей школы, в то же время, постоянно усиливается напор прогрессивных элементов, земского и городского самоуправления и все лучше организующегося учительства.

По мнению П.Н. Милюкова, борьба с правительственной школьной политикой ведется на всем протяжении между двумя революциями, 1905 и 1917 годов, при посредстве целого ряда всероссийских съездов, с трудом разрешавшихся правительством и с еще большим трудом удерживавшихся в пределах «благонамеренности». Таких съездов, связанных с вопросами педагогики и народного образования, можно насчитать за 1908 - 13 гг. целых двенадцать.

Съезды высказывались за всеобщее образовательное обучение и за общеобразовательный характер школы, против профессионализма, за наглядность преподавания и за сближение его с жизнью, за упрощение программ и за сообразование их с местными условиями, за сокращение преподавания грамматики и за упрощение правописания, за допущение в начальный период родного языка учащихся, при сохранении, однако, обучения русскому языку с самого начала, за принятие ряда мер физического воспитания и образования; наконец, за повышение образовательного ценза и улучшение материального положения учителей.

П.Н. Милюков указывает, что большее внимание в данный период было обращено на высшую и среднюю школу, чем на начальную. Это выразилось в открытии ряда новых учебных заведений, в улучшении материального положения профессоров и учителей, в смене лиц. Но общая система управления, с попечителями, директорами, инспекторами училищ, формально оставалась прежняя, хотя фактически она переставала действовать. Передача церковноприходских школ министерству просвещения натолкнулась на сопротивление на местах. Несомненный успех имело только введение нового упрощенного правописания. Автор указывает, при общем распаде второй половины 1917 го-

25

да, в области образования царило полнейшее самоуправство на местах и, как следствие созданных войной разрушений, далеко пошел материальный упадок школы.

Таким образом, системообразующей доминантой этапа развития образования рубежа XIX-XX веков являлось усиление общественной инициативы, влияние общественного мнения на разработку программы народной школы и ее осуществления. Бюрократический строй школы, с ее религиозномонархическими тенденциями, уступает место строю, основанному на все более широком участии общественной инициативы, с тенденциями светскими и демократическими.

Историко-педагогический анализ, произведенный II.Н. Милюковым, был для своего времени самым передовым исследованием. Благодаря анализу широкого круга источников и научных исследований, он сумел выделить и раскрыть основные характерные признаки и доминанты развития русской образовательной традиции в рамках российской культуры. Изучение историкопедагогических взглядов П.Н. Милюкова дает основание сделать вывод, что разработанной им подход изучения истории российского образования в контексте отечественной культуры становится сегодня важным источником для понимания вопроса о месте, роли и цели образования и воспитания в современной России.

Таком образом, по результатам проведенного исследования, проблема которого заключалась в выявлении сущности и содержания научнопедагогических взглядов П.Н. Милюкова на анализ развития российского образования, можно сделать следующие выводы:

- научно-педагогические взгляды П.Н. Милюкова на анализ развития российского образования базируются на понятии образования как области культуры, в целостном ее понимании, предполагающем комплексное изучение различных ее областей, характеризующих отдельные стороны процесса общественного развития;

26

- становление и развитие системы образования России прошло четыре взаимосвязанных этапа: этап становления системы образования (X - XVII века); этап формирования светского характера образования (XVIII век); этап государ- ственно-политического реформирования системы образования (XIX век); этап общественно-педагогических образовательных инициатив (кон. XIX - нач. XX века);

- в основе построения, на определенном историческом этапе, системы отечественного образования лежит системообразующая доминанта: в Древней Руси - это профессиональная, религиозно-церковной направленность; в XVIII веке - это личность государя, его устремлений в рамках образования и воспитания; в XIX века - это борьба за школу и просвещение, между государством и общественностью; на рубеже XIX - XX веков это явления демократизации и общественный интерес к проблемам народного образования.

- анализ развития системы образования на каждом выделяемом этапе включает в себя совокупность факторов, определяющих их взаимосвязь, и в тоже время своеобразие: влияние религии и церкви; влияние государства и его насущных нужд в целом, а также личности государя и его устремлений в частности; влияние иностранного заимствования на своеобразие русской образовательной традиции; влияние взглядов выдающихся деятелей культуры на пути развития образования и просвещения, взаимосвязи интеллигенции и народа.

Современный этап модернизации образования нуждается в комплексных исследованиях в области истории и философии образования. Для того, чтобы сфера образования заняла уровень, который соответствовал бы ее действительной значимости на современном этапе развития российского общества, необходимо осуществить поиск ее места в системе социальных отношений, в контексте деятельности всех социальных институтов, исследовать социальные, культурные, экономические процессы в их взаимосвязи с перспективными изменениями системы образования. Поэтому опыт П.Н. Милюкова по анализу развития российского образования в контексте целостного понимания образо-

27

вания, как области культуры, возможно и необходимо использовать и в совре-

менных условиях.

Основные положения диссертации отражены в следующих публика-

циях автора:

1.Гласнова, В. П. История и традиции Российского образования : учеб.- метод, пособие / В. П. Гласнова. - Ульяновск : УлГУ, 2004. - 36 с.

2.Гласнова, В. П. Проблемы становления и развития образования в Древней Руси в «Очерках по истории Русской культуры» П. Н. Милюкова / В. П. Гласнова // Интеграция образования и науки на основе научнообразовательного комплекса: Сб. тр. участников Всероссийск. науч.- практич. конф. 15-16 декабря 2005 г., г. Ульяновск : В 2 ч. - Ч.2 (IV-VI разд.). - М. - Чебоксары - Ульяновск : УлГУ, 2005. - С.207 - 209.

3.Гласнова, В. П. П. Н. Милюков: педагог и просветитель / В. П. Гласнова, И. Д. Митина // Теоретические и эмпирические аспекты социальногуманитарных наук и технологий / Под ред. Н. Б. Шмелевой. - Самара :

ООО «Адепт», 2005. - С. 51 - 54.

4.Гласнова, В. П. Философско-педагогические взгляды П. Н. Милюкова на развитие просвещения и образования в России / В. П. Гласнова // Формирование культуры здоровья студентов : проблемы и перспективы. - Казань: КГУ, 2005. - С. 36 - 39.

5.Гласнова, В. П. Педагогическая и просветительская деятельность II. Н. Милюкова на рубеже XIX - XX веков / В. П. Гласнова // Вестник социальной работы. - Вып. 7. - Ульяновск : УлГУ, 2006. - С. 33 - 36.

6.Гласнова, В. П. Этапы становления и развития образования в Древней Руси в научном наследии П. Н. Милюкова / В. П. Гласнова // Вестник социальной работы. - Вып. 7. - Ульяновск : УлГУ, 2006. - С. 46 - 48.

28

7.Гласнова, В. П. Образование как сфера культурной и духовной жизни русского народа в «Очерках по истории русской культуры» П.Н. Милюкова / В. П. Гласнова, И. Д. Митина // Социокультурная миссия университета в современном обществе / Под редакцией С.Н. Митина. - Ульяновск : УлГУ, 2006.-С. 146-150.

Подписано в печать 22.05.06 Формат 60X901/16 Бумага газетная

Печать офсетная Объём 1,5 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 14

Отпечатано в полиграфическом центре Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,

603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]