Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2018

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
21.11.2023
Размер:
248.79 Кб
Скачать

цессами. В теле Возрождения появилась еще одна форма энергии - культура деятельного тела. Онтология человека надолго и прочно связывается с гносеологической задачей. ХУ11 век закладывает рационалистские установки, фундамент абсолютизации идеи тела-когито. У Декарта тело подвергается дуалистическому расщеплению. Спиноза предлагает пантеистскую идею, в которой тело воплощает все в мире. Утверждается основание ранжирования тела: аристократичное, сакральное, и низовое, профанное, тело. В век Просвещения актуализируется гносеологическая проблема тела, тело выходит на эпистемологический уровень, объективируется. Иррациональное выступает как «текущий контекст», генерируя новые смыслы, расширяя гносеологический горизонт. В Х1Х в. наблюдаются два взаимообратных процесса: стремление тела к персонализации и массовизации. Функционально-инструментальное состояние тела создает диффузную парадигму культуры, в которой культурное пребывание совпало по смыслу с социальным способом существования, тело мыслилось как коллективный продукт. Вместе с тем получает развитие новая парадигма, особая реальность, - духовная. Тело, воспринимаемое в виде атомарного элемента культуры, выделяет в ней собой своего рода срез социального пространства. Формируется новая культурная форма - романтическое, импрессионистское тело.

В ХХ в. произошел разрыв с культурной традицией. В условиях системного разрыва разрабатывается феноменологическая онтология «человеческой реальности». М. Хайдеггер выводит формулу: человек есть феномен времени. Ж.-П.Сартр придает экзистенциализму гуманистическую направленность. Тело становится значимым предметом философских рефлексий. Феноменальное тело становится корпусом порождаемых знаний. Философия развертывает идею мыслящего тела, однако наталкивается на внутреннюю противоречивость используемых при этом понятий.

Само же тело стремится к синтезу материального и сознательного, становясь своеобразной границей пространственного бытия человека, оказывается

11

между стремлением к красоте и всеобщим осмеянием, детабуизацией, постгуманизмом и постпуританством нового времени.

Итак, с момента возникновения культуры тело служило источником саморефлексии человека. В процессе культурогенеза оно получало смыслопорождающие функции, связанные с культурной доминантой эпохи. Расширение области значений тела сопровождается трудностями и аномалиями, которые затрудняют концептуализацию тела. В этом процессе обнаруживается тесная связь философии тела с философией развития и потребностей общества. Вместе с тем в ходе культурной эволюции общества наблюдаются культурновозвратные формы тела, развивающегося неоднолинейно и часто «вспять» по отношению к другим компонентам культуры.

В разделе 1.2. «Образно-метафорическое пространство Тела» изучается процесс формирования, трансформаций культурного тела в художественном пространстве. Метафорическое рассмотрение тела означает методическую идею отрыва объекта анализа от законов существования живого организма и его «парадоксальную предикацию» в образно-художественной реальности. Тело как метафорическое образование служит объяснительным или аргументативным целям сферы культурологической интерпретации самого тела. Искусство интегрирует в себе особое знание, связанное с концептуальными инновациями в культурологии.

Миметическая, то есть отражательно-познавательная функция тела ярко выражена в искусстве первобытного реализма. Древнеегипетский образ воплощает уже идею разрыва смысла и существования человека.

В античном мифе тело выражает единство онтологического и поэтического начал. Миф становится первичным источником знаний, опора на которые позволяет человеку осознать себя как тело. Спорт и скульптура воплощают ра- зумно-созерцательный взгляд греков на мир, идею гармонии природного и духовного. В физическом теле совпали высший закон бытия и пластический закон взаимодействия жизни и смерти. Античное культурное тело и дискурс о теле объединяет общий ритмопластический характер.

12

Спартанское тело-канон предзнаменовало две культурные формы: тело победителя и тело-жертву. Скульптура Рима выразила телесные свойства определенной направленности: преувеличенное представление об имперском величии, трагизм телесного и душевного страдания, телесное уродство и физическую мощь.

В средние века тело идеологизируется и обесплочивается. Идеальное тело предстает как лишенное жизни начало. Определяется путь к развоплощению: вместо тела – идея тела.

Скульптура Возрождения освобождает внутреннюю энергию тела, представляя прогресс во всех телесных проявлениях. В наслаждении мыслится сущность бытия. Тело, понимаемое как нонфинальное, вариабельное, аутентичное начало, получает новое концептуальное содержание: идею бессмертия.

ХУ11 век сакральным и профанным телом определил развитие идеи тела в двух направлениях: эндогенеза (внутреннего) и экзогенеза (внешнего). Изменения в социобиологической плоскости и эволюционные принципы представлений о теле определяют культурный контекст эпохи. Культурное тело потребовало мастерства двойной игры. Понятие культурной нормы повлекло за собой мощную дискурсивную волну, стало инструментом изучения тела человека на соответствие идеалу. Декоративность тела становится самоцелью. Игра, анализ, ирония создают дистанцию между культурным телом и способами его воплощения.

Романтизм Х1Х в. активизировал развитие самосознания личности в двух направлениях. Тело стало воплощать аристократизм духа с одной стороны и персоналистский характер - с другой. В новой личностно-креативной парадигме культуры открываются иные культурно-морфологические свойства Я-тела: внутреннее благородство, утонченность чувств, поэтизация мира, тончайшие нюансы переживаний. Дополнительно к этому формируется телесная форма модернизма. Идеи модернизма как воплощения противоречий массового и индивидуального сознания выражаются телом-товаром и танцующим праздным телом. Ницшенство, марксизм и фрейдизм существенно повлияли на интерпре-

13

тацию тела в изменившемся социокультурном пространстве. Появляются концепции искусственного, сформированного по новым канонам тела, закрепляются каноны соответствия тела экономической реальности, эстетизируются изъяны природы тела. Именно такая концептуализация тела станет преобладающей в ХХ-ХХ1 вв.

Иррациональная сфера страстей проявляется в я-теле эпохи авангарда, когда реальное растворяется в пространстве нереального. Труп становится главным художественным «открытием» сюрреализма. Дегуманизация искусства проявляется в резкой деформации тела, в художественных трактовках самоуничтожения человека.

Экзистенциализм создал образный мир, основанный на психологических координатах, субъективизме, символике. Сращение его с психоанализом задает иную антропологическую траекторию, соединяющую субъективные импульсы и объективные «предписания» природы и социальной среды.

Тело Новейшего времени постулируется как культурный текст, обнаруживает девальвацию самоценности жизни; телесная декорация мыслится и как начало процесса утраты этики тела.

Постмодернизм объявил тело важнейшей и единственной ценностью современности.

В первой главе приведен обзор культурно-исторических концепций и художественных воплощений тела, отражающих диалектику взаимоотношений человека и его времени. Тело в культуре определяется соотношением надприродного и природного начал, а также завершенностью биологической и содержательной его сторон в образно-метафорическом пересоздании.

Сущность культурного тела состоит в выражении оценки и стимулировании определенного типа поведения. Однако специфика системы телесных воплощений заключается в том, что они являются надкультурными явлениями, поэтому их невозможно интерпретировать только в искусствоведческом или только в философском плане. Представления и воплощения тела являются многоаспектными связями с миром, природой, социумом. Тело представляет опре-

14

деленные модели, с которыми сообразуется поведение человека, социум комментирует и корректирует его поступки, а философские максимы руководят деятельностью в целом.

При постановке проблемы тела как варианта-инварианта в культурной ретроспекции под инвариантным состоянием понимается совокупность всех возможных смысловых, образных реализаций, целый класс ситуаций, потенциально содержащихся в теле (мода, спорт, гигиена и др.); под вариантом – кон- кретно-биологическая принадлежность тела индивиду (пол, возраст, вес и т.д.). Связь тела-варианта с телом-инвариантом сохраняется постоянно. Тело человека, созданное философией и искусством, становится фактом самореализации и самосознания культурного индивида. Взаимосвязь между пространственновременной структурой и телом особенно наглядно проявляется в сфере искусства, в образном воплощении тела.

В связи с вышеизложенным можно говорить о проблемах паремиологии тела, изучающей историю и теорию устойчивого высказывания тела, смысловое содержание которого раскрывается в определенных условиях. Тело как паремия, идиолект, невербальная формула обладает метафоричностью, открытостью и вместе с тем как культурная форма - завершенностью. Закономерности существования культурного тела выявляются в статике и динамике, в историческом закреплении и генетическом изменении.

Во второй главе «Структурно-семантическая модель Тела» рассматривается тело сквозь призму общей теории знаков и способов коммуникации между людьми посредством «телесного языка» в широком понимании. В главе предпринята семантическая интерпретация тела. Основоположник структурализма и семиотических методик гуманитарного анализа Я. Мукаржовский сформулировал вывод, с полным правом относящийся к «бытию тела в культуре»: смыслообразование определяется имманентным развитием самого тела и культуры и сдвигами в плане общественного бытия.

«Язык тела» обнаруживает такие механизмы, которые стирают границы между планом содержания и планом выражения и становятся источниками

15

новых информаций о человеке. Статика телесной конструкции разбивается динамикой культурных изменений, что ведет к смене структурных концепций тела, сохраняющего свою первооснову. Неустойчивое равновесие, в котором пребывает человеческое тело, затрудняет прямое определение закономерностей культурного влияния на него, тем не менее изучение общих вопросов тела под углом зрения культурологической проблематики позволяет наметить некое пространство телесного языка от воплощения им вполне конкретных действий до совершенно абстрактных понятий культуры.

Вразделе 2.1. «Модусы бытия тела в культуре» используется понятие культурной формы, которая не является культурной универсалией, но принадлежит сложным сегментам культуры, имеющим развитую структуру. За основу исследования берется положение о том, что сознанию предшествует фундаментальный опыт тела. Тело как феномен получает экзистенциальную характеризацию, а телесный опыт предстает как интенциональное бытие тела в культуре, отраженное в модусах человеческого существования.

Воснове представленного исследования лежат идеи феноменологии (Э. Гуссерль) о связи сознания с живым телом-событием, о способности тела влиять на конкретную ситуацию, а через нее – на окружающий мир (М. МерлоПонти), о наделении телесным субъектом различных событий смыслом.

Таким образом, тело, соединяющее рефлексивное и иррефлексивное содержание, определяет горизонт экзистенции человека. Оно предстает активным началом конституирования человека и мира и своими коннотативными смыслами, ситуативными характеристиками задает определенный взгляд на себя и мир, каждый раз воспринимается как новое, всегда пребывает в смысловой перспективе.

Тело является границей меняющихся факторов, внутреннего-внешнего. Ацентризм как отказ от презумпции выделенных в теле точек характеризует телесность как децентрированное пространство. Тело выступает дифференцированным единством всеобщих форм, между которыми существуют устойчивые взаимоотношения, образующие закономерности, определенную знаковую сис-

16

тему.

В диссертации обосновывается концепция тела как совокупности знаковых систем и культурных форм, для обоснования которой предложена схема анализа, включающая универсальные модели порождения смыслов, обозначенных в работе как «культурное тело» (КТ), «тело-канон» (ТК), «тело Другого» (ТД), «физическое тело» (ФТ), «Я-тело» (ЯТ) и «трансцендентное тело» (ТТ).

История тела позволяет выявить логику смыслообразования различных его форм:

ФТ (физическое тело) есть данность, живой материал природы; КТ (культурное тело) существует в ощущениях и образах, в актах эмо-

ционально-интеллектуального напряжения, как первопринцип культурного развития социума;

ТК (тело-канон) формируется как социальная единица в поле волевого напряжения на фоне самоорганизующегося социума.

ТД (тело Другого) проявляет особую форму ценностного сознания - духовность.

ЯТ (Я-тело) утверждается как личностно-персоналистская форма бытия человека.

ТТ (трансцендентное тело) предстает как чистая сущность, субстанция, присутствующая вне времени и пространства.

Как целостная система анонимных «функций», тело сводит частные ситуации в общую проекцию. В диссертации обосновывается идея о том, что культурное тело представляет собой механизм взаимодействия форм, сложившихся в результате культурно-исторической эволюции. В таком случае формула целостного человеческого тела может иметь следующий вид: Тело = ФТ + КТ (ЯТ + ТК + ТД + ТТ). Представленная формула охватывает весь комплекс форм в динамике, а не свидетельствует о механическом суммировании компонентов. Осознание тела как высшей ценности, созданной человеческим духом из пластичного, готового к изменениям биологического материала, способствует созданию культурного пространства, синтезирующего физико-химические

17

(здоровый биоматериал, генофонд), социальные (организация плюрализма), знаково-информационные ценности (актуализация современных способов существования человека). Культурная деятельность создает тело-синтезатор материального, духовного и художественного. Ряд вопросов, связанных с такого рода перспективой развития тела, составляет проблемное поле данной главы.

Анализ смысловой структуры тела неизбежно выходит на проблему чувства собственного тела, иррационального содержания. Отсюда как значимый модус культурной формы следует рассматривать сферу Я-тела - тела Другого. Включение тела Другого в сферу культурной формы позволяет переформулировать понятие тела-когито, сознания в контексте взаимоотношений бытия и мира.

Тело-когито, вышедшее на эпистемологический уровень, интегрировало знания о мире. Однако реальный человек, разумный по определению, не научился владеть своим телесным потенциалом. Значит, следует заново поставить вопрос о соотношении когитального и аффективного в теле человека, которые в принципе не могут быть «чистыми», свободными друг от друга. В теле встречаются речевой сogito с безмолвным, телесным сogito, обогащенным ситуациями телесного опыта. Мышление и тело взаимно проникают друг в друга и представляют одно целое – «телесное сознание», проявляющееся в различных модусах бытия тела в культуре.

Бесконечное множество микропроцессов культурного тела потребовало ввести в феноменологию тела некую объединяющую константу, понятие «телесность», утверждающую интенциональность тела. Телесные интенции (восприятие, движение) получают активный характер. Телесность осмысливается как живая биодинамическая ткань, пронизанная аффективно-когитальной тканью. Понимание телесности как особой структуры продуцирует феномен одушевления тела и отелеснивания души. Интенциональное тело соединяет в себе повседневное существование с теоретическим знанием, создает условие перехода знания в жизнь, становится источником приращения смысла и критерием

18

обоснования нового знания, создает объекты общей культуры (ментальной, художественной, технической).

Обсуждение проблемы границ культуротворческих возможностей человека начинается с изучения чувствительности кожи, компоненты структуры тела, существующей на пределе, повернутой и вовне, и внутрь. Понятие «кожа» в такой трактовке обнаруживает интенциональность тела. Жест, поза, мимика артикулируют невидимые процессы, порождая смыслы, служат выражению интеллектуальной сигнификации телесных интенций. Тело как речь создает ситуативный осмысленный мир, определяет способность человека к познанию и право на собственное видение, ощущение мира.

Чувственность тела проектирует среду и реализует культурную форму ее существования. Культурное тело получило в процессе развития характерные для культуры модусы: тело-часы, тело-химический реактор, тело-комплекс фенилэтиламинов, тело-знак религиозных, философских, этических, научных сущностей. Система модусов специфицируется, разветвляется, уточняя и расширяя полисемантическое пространство культуры. Культурное тело как кон- цептуально-знаковая форма знаменует существенный прирост смысла.

Культурное тело переместилось в зону исследования диффузных понятий, таких, как «взволнованность», «душевные аффекты» Я-тела. Инициированное экзистенциализмом перемещение приводит к выводу о том, что свойства образа тела не являются всеобщими; они уникальны, неповторимы. Единичные проявления вводятся в структуру опыта тела, определяющую смысловую структуру мира как способ видения. Объектом исследования становится и тело ребенка, и тело примитивного человека, и тело больного в качестве модусов существования человека в культуре, проясняющих значения самого культурного тела.

Интерсубъектные отношения конвенциональны по сути, так как строятся в общем жизненном мире. Механизм взаимодействия всех телесных форм рассматривается в тесной связи индивидуальных состояний тела с историческими, социальными, культурными процессами. Универсальность тела, обозначающая

19

культурный опыт человечества, диктует необходимость освещать значимые элементы его структуры, и в этом смысле тело трансактивно, поскольку оно обогащается смысловыми оттенками за счет их соотнесения с первоосновой — природным телом человека.

Вразделе 2.2. «Концептосфера телесного сознания» уточняются взаимоотношения структурных единиц тела в процессе концептуализации его частей. Концептосфера сознания есть некая совокупность концептов-состояний, сконцентрированных вокруг частей человеческого тела, и представляет собой весь психоэнергетический комплекс сознания, переплетение в нем ноэтоса и эстетоса. Концептосфера трактуется как сфера концептуальной культуры интерпретации актуально-значимой информации. Телесная концептосфера в процессе референции преображается в семиосферу знаковой деятельности. Концептуальная и семиотическая культура тела вместе составляют культурную деятельность человека, где доминирующим понятием является «телесность».

Телесность как целостность, некий corpus, механизм взаимодействия культурных форм тела, движущаяся, пластичная среда формирования системы концептов тела создает смыслы. Если концепт тела подвергается влиянию меняющихся оценок, то телесность, появляясь на стадии обобщения существующих знаний, обретает характер чувственной абстракции.

Вразделе делается попытка синтезировать знания о теле и предложить обобщенный взгляд на него. Основанием такого взгляда является методология концептуального искусства, которая заново открыла единое культурное пространство науки, философии, искусства. В изменившейся когнитивной ситуации тело как метафорическое образование направлено и на уточнение, и на расширение смысловых ресурсов. Определились и новые отношения тела и понятия. Тело стало идейно-чувственной конструкцией, орудием мышления, проникающим в глубину концептуального поля и открывающим доступ к понятиям.

Концепт в виде формализованной идеи, проекта объясняет моделирующую функцию тела. Интеллектуальное осмысление создает концептуально-

20

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]