Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2018

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
21.11.2023
Размер:
248.79 Кб
Скачать

визуальные свойства культурного телесного пространства. Установка на худо- жественно-эстетическое восприятие меняется на аналитикоинтеллектуалистическую деятельность. Портрет эпохи вырисовывается как ментальное образование, воплощенное телесной метафорой. Тело предстает не как образ, а как картина мира, фиксирующая облик вещей в единстве со смысловым полем, сложившимся в данной культуре. Опыт телесностиментальности поменялся местами: тело перешло во внутренний, ментальность – во внешний план содержания. Телесность стала доминантой подлинности происходящего. Понятие «смысл» получило статус ключевого в концептуальном анализе тела.

Концепты тела позволяют выявить качественно новый аспект исследования культуры в рамках философии, позволяют обнаружить в теле собственно культурный аспект, в котором тело на онтологическом и гносеологическом уровне существует как элемент культурно-символического ряда. Тело мыслится как способ существования человека в сфере функционирования культуры, существования смысла в символе. Поиск культурных форм становится бесконечным процессом, в котором стадии разрушения пластических реализаций тела осмысливаются не только как потери, но и как символический вызов времени, новый способ абстрагирования от материи. Для производства научных знаний в аспекте телесности необходима разработка понятия культурной формы тела, ибо телесные феномены не столько естественные состояния, сколько присваиваемые человеком культурные и ментальные концепции. Эта цель открывает телесность как способ реализации определенного культурного концепта, основание культурных модусов бытия тела. Телесность не является продуктом одного лишь тела: эта реальность - и результат деятельности триединой природы человека, и технологии способов его достижения. Социальный, психологический и культурный контекст телесности постоянно меняется. Соответственно этим изменениям подвижны концептосфера и семиосфера тела. Культурная модель, представляя собой широкую взаимосвязь, обладает определенной объективной значимостью.

21

Тело в ходе эволюции культуры стало источником порождения взаимосвязанных концептов, каждый из которых становится самостоятельной формой смыслообразования. Тело использует свои собственные части для символического выражения мира, благодаря чему человек понимает его, наделяет значениями. Созерцаемые части тела входят в структуру визуально воспринимаемого тела.

Культурологический концепт синтезирует в себе методы точных наук,

философию, эстетику, лингвистику. В наших исследовательских целях мы из-

брали концепт как

формально-логическую идею части общей структуры тела.

Акцент перенесен

на процесс

формирования этой идеи

в аналитико-

интеллектуальном плане. Тогда

концепт вовлекает в сферу своего истолкова-

ния факты культуры, ассоциации, исследовательские догадки и даже эмоции.

Концепты тела создают разомкнутое телесно-концептуальное пространство в

культуре.

Лицо как важная составная культурного тела человека является значимым элементом подобного пространства; выражая внутренний мир человека, оно является мощным концептом, порождающим множество смысловых стратегий. Лицо как средство самопознания, самовыражения и смыслообразования породило «технологические» явления в культуре (зеркало, автопортрет, взгляд Другого). Глаз как культурно-символическая форма предполагает радикальное из-

менение общепризнанной манеры видения. Рука в семиотико-

культурологической интерпретации есть онтологическое условие осуществления мысли и слова. Любая часть тела в ходе культурогенеза перестает быть только физическим органом.

Итак, эволюция платоновской концепции тела как «темницы души» со-

провождается появлением идеи тела как начального «культурного мира», сотворенного человеком, наполненного предметными и смысловыми знаками, которые могут иметь системный характер в виде концептосферы. Методологические основания культурно-антропологического измерения человека, базовые принципы его философского изучения, внутренняя логика самопостижения, со-

22

отнесенная с бытийными проблемами человечества, обогащают теорию тела и создают новые культурные перспективы.

В разделе 2.3. «Идеология и этос тела» анализируется проблема социокультурных функций тела, которая открывает новое пространство для теоретических и эмпирических исследований. Идеология, понимаемая как «власть идеи», имеет широкое понятийное поле. Идеологическое состояние общества требует эквивалентного телесного развития своих индивидов, идеологические установки ведут к физическим трансформациям. Идеологизация телесного пространства неразрывно связана с догматизацией его важнейших направлений, с канонизацией определенных телесных форм, санкционированных социальными институтами. Негативные тенденции развития человеческого тела проявляются в ряде состояний, вызванных насилием и диктатом идеи.

Понятие «этика» в рамках проблемы тела необходимо для определения различных поведенческих норм. Культурологический анализ «нагого» тела выявил значимость этой категории в этической плоскости. Современная нагота предстает в качестве ядра культурологической концепции. За счет включения в бытие мифических сил, по В. Виндельбанду, происходит социологическое расширение жизни. Нагота как мегамиф определяет поведение на личностном уровне, что составляет основу телесного Этоса.

Понятие «телесное состояние» как философская категория в процессе поиска априорных структур существования обнаруживает особую роль культурной формы. Философско-антропологическое состояние хаотичности преодолевается культурной формой, которая понимается нами как некое структурное упорядочение онтологической, исторической, психической реальностей, как некая завершенность и вместе с тем механизм, порождающий неисчерпаемую энергию, всегда открытый текст. Культурная форма тела не только культурный продукт, но и способ удовлетворения потребностей человека, введенный в коммуникативное поле как текстуализированный объект, имеющий смысловое прочтение в определенном культурном контексте.

23

Сегодня ограниченное этическими установками безвольное тело замыкается в себе. Самолюбие, нарциссизм, агрессия, плотскость обостряют конфликт тела с внешним миром. Телесно-этический парадокс современной культуры состоит в том, что, сориентированное на Другого, тело индивида как раз мнение Другого и не учитывает. Без силы духовного содержания теряется связь между телесными «инсинуациями» и культурной формой. Тело осознается как свое и чужое одновременно, перестает быть познающим, связывающим объекты в пределах своей экзистенции. Инерционное состояние тела позволяет этосу времени навязывать стандарты. Современный человек оказывается в большей зависимости от тела, сформированного культурой, искусством, философией, идеологией, этосом времени, чем от физического тела. Власть культурного тела может быть не только конструктивной, но и деструктивной по своим последствиям.

На основании изложенного можно заключить, что тело служит своеобразным ориентиром в процессе освоения и преобразования мира благодаря комплексу личностных смыслов. Умение выстраивать их в соответствии с гуманистическими требованиями – важнейший культурный навык, который вырабатывается всей культурной деятельностью человека. Тело в таком значении

– это проявление отношения человека к миру и к самому себе. Образователь- но-этическая система значений тела позволяет рассматривать его как важнейшую культурологическую единицу.

Третья глава «Тело в современной цивилизации» посвящена анализу тела цивилизации в праксиологическом аспекте. Исходными являются понятия культуры и цивилизации. Культура здесь понимается как система норм, ценностей, определяющих направленность человеческой деятельности, смысл, символику, которые проявляются в культурных формах деятельности, а цивилизация – как деятельностно-практическое отношение к феноменам культуры, как совокупность разнообразных социальных практик. В такой интерпретации снимается антагонизм культуры и цивилизации, и, напротив, вскрывается их взаимосвязь, которая особенно очевидна при анализе тела. Персоносфера и социо-

24

сфера приобретают «стыковую» зону, заполняемую проблемами человеческого

тела.

Вразделе 3.1. «Пограничные состояния тела» представлена проблема обусловленности культурных состояний тела пограничными ситуациями. В центре внимания - состояние, связанное с болью, которое в условиях нового гуманизма требует своего объяснения, преодоления или даже эстетизации.

Вразделе исследуется пороговая зона здоровья, болезни, патологии тела. Тело, сохраняющее социокультурную информацию, деструктивный опыт пережитых состояний идеологизации, стагнации, иерархии, становится диссонирующим, саморазрушающимся. Кроме того, оно не переносит катастрофических трансформаций. Новейшее время полностью освободило бессознательное.

Вэтой ситуации следует сделать акцент на развитии чувства собственного тела, самоорганизации, на необходимости включения волевого акта.

Культурологи объясняют возникновение больного тела дигитальным характером экзистенции и ризоматической природой тела, блокирующей способность к самоидентификации. Больное тело по природе импульсивно, в период бифуркаций его интенции непредсказуемы, активность резко возрастает.

Впограничной ситуации неустойчивость тела обретает парадоксальную форму «дезадаптивной адаптации», которая диктует реорганизацию на всех уровнях: физическое деформируется, тело-канон утверждается в эстетизации жестокости и «профессиональном кретинизме», тело Другого модифицируется в вуайеризме, трансцендентное лишается локуса. Общий патоморфоз отражается на вере, морали, воле, интеллекте, перцептивных, логических способностях человека. Избыточность рационального или иррационального порождает мощную волну предельных состояний. Состояние бунта как предельное, вариабельное, трансгрессивное приводит к отказу от реальности. Купируется чувство собственного тела. Многоголосая концептуализация тела создает ситуацию фрустрации, обнаруживается так называемая мазохистская тенденция. Истерийное тело инспирирует фанатизм, идоломанию.

25

Подход к больному телу как к культурологической проблеме непосредственно связан с этикой касания: телом чувствовать другое человеческое тело - значит чувствовать его как социокультурное, в комплексе причин, мотивов, источников боли. Сегодня технологии гаптического восприятия становятся наиболее перспективными в сфере телесной практики. В науке идет поиск способов полной элиминации патоморфологической массы из организма путем развоплощения так называемого «внутреннего покойника» (мед.) в теле индивида. Духовно-психосоматическая патология, проявляя жизненную пустоту на языке тела, становится категорией феноменологии, различающей клиническое и неклиническое больное тело. Бесчувственное, лишенное энергии тело стало реальностью, построенной визуальной культурой в парадигме тотальной анестезии.

Культурное тело безумия как инобытие природы дезавуирует субстрат.

Но безумие как опыт предельного напряжения, продуцируя множественность аффективных граней, приобретает силу особой позитивности, освобождает от болезни, становится каналом высшей познавательной ценности. Синергетический подход к решению проблемы «пороговости» позволяет мыслить саморегулируемое тело. Один из способов снятия противоречий – контакт тела с миром, возвращение здоровой потребности в общении. И в этом поле открытости увеличивается энергетический потенциал тела.

В разделе 3.2. «Тело как часть искусственного мира» рассматривается соотношение: тело-машина-химия. Тело специфически реагирует на проблемы, порожденные научно-техническим прогрессом. Один из факторов трансформаций тела - утилизация, задающая монофункциональность тела техносферы. В процессе атрофии структурно-анатомических свойств автоматически задеваются и свойства духовно-телесного порядка. Электронная и коммерческая среда

разрушают единство тела и духа: машина «сканирует» сознание, рынок ис-

пользует тело. Информационное и материальное бытие рассогласовываются во всех аспектах. Создается новая парадигма мышления исключительно искусственной реальности. Практика пластических операций превращает тело в ана-

26

лог одежды. Проектированием тела манифестируется культурная стратегия некрофилии, инициирующая культуру жестокости. Философия тела становится философией насилия над телом. В ситуации секвестрации самоконтроля и способности делать правильный выбор стираются границы между подлинным и мнимым. Тело-материал кардинально меняет отношение к содержанию самой

жизни, уничтожается сочувствие к живому.

В разделе 3.3. «Тело как средство воплощения социальности» пред-

ставлены современные социальные модели тела. В процессе социализации тело обретает культурологические значения естественных выделений тела: социаль-

ный и коммуникативный жест статуса. Как основа социализации осмыслива-

ется понятие «чистоты». Идея сакральной чистоты стоит за современной индустрией гигиенических средств. И здесь гигиена приобретает семиотическое толкование.

Массовое внедрение повседневных навыков гигиены делает тело публичным, выносит его за пределы личного пространства. Эстетизируется стерильное репрезентативное тело-экспонат, которое маркирует социальный статус, финансовые вложения. Ухоженность тела сегодня стала главным условием успеха и красоты. Эстетизация тела сформировала два феномена: культ «среднего человека», потребность «быть как все», и «синдром сильной женщины». Сегодня массовая эстетизация получила парадоксальный элитарно-эгалитарный характер. Разработка технологий совершенствования тела и создания имиджа создает новое основание ранжирования - культуру гламурного тела. Гламур как эстетическая форма отличается яркостью и простотой, как идеология - силой воздействия на массовое сознание. Утилитарная схема глэма означает управляемое тело, управляющее сознанием. Глэм-образ внедряет антигуманную парадигму. Полое тело-кукла, создаваемое новой культурной формой, - образец ХХ1 века.

Имидж как социальный феномен моделирует поведение, формирует устойчивое отношение к миру. Один из способов его создания – макияж. Эта продуманная система знаков имеет стратегический характер, элиминирует за-

27

коны природы, вовлекает человека в процесс игрового декорирования. Предостережения С. Кьеркегора сегодня более чем актуальны: гипертрофия эстетизации может привести человека к самоуничтожению.

Социальность осуществляется в движении тела. Телесно-двигательные качества человека формируются на основе новых норм социальности. Движение становится синтезом разных культурных форм. ХХ1 век - эпоха конституирования новых типов людей с новой семиотикой, сознанием, социальностью, телесностью, движением. Сегодня технологические проблемы тела определены задачей формирования чувства базового доверия к миру. Идея социально заинтересованного индивида переводится в инструментальный план исполнительства. Образ тела танцора-акробата выражает максимально интенсифицированное движение. Движение в танце имеет своим источником высокую духовную культуру. Современная танцевальная драматургия представляет собой и зрелище тела, и работу с духом, и идею диалога с миром. Движение как «излучение» светлой энергии разрушает новые догмы эстетизации, ювенилизации,

стандартизации. Дионисийская модель устанавливает динамический по-

рядок. Идея детерминированного хаоса воплотилась в спортивно-танцевальной форме. Движение природного тела обрело собственно человеческий характер.

Итак, исследование тела как средства воплощения социальности показывает, что телесные техники – это не что иное, как общественное время, история человеческого сообщества, а тело как интегратор телесных техник, создающее основания для определенного стиля социального поведения человека, имеет ярко выраженную социальную детерминацию.

В заключении диссертации изложены основные итоги проделанной работы и намечены вопросы, нуждающиеся в более глубоком изучении.

Проблема телесности в современной культуре отражает переход от бестелесного субъекта философского анализа и корпорального изучения его в качестве объекта медицины к интегративному истолкованию человека, предстающего на стыке природного и культурного начал современного мира. Накопление знаний о человеческом теле сопровождалось трансформацией различных

28

представлений о нем. Взаимодействие тела и сознания обусловило содержание всей гуманитарной сферы, проникло в медицинские технологии, в область социального, в эволюцию технических средств обслуживания человека, в его взаимоотношения с другими людьми. Корпоральная коммуникативистика, нравственные законы телесного бытия, образный язык тела – эти и подобные вопросы входят сегодня как важнейшие в область культурологической антропологии.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

В изданиях, включенных ВАК в перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации:

1. Тимошенко, М.А. Культурно-историческая эволюция понятия «телесное сознание» [Текст] / М.А. Тимошенко // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. «Социальные науки» (философия, культурология). - Н. Новгород, 2008. – Вып. 3 (11). - С.70-73.

Остальные издания:

2.Тимошенко, М.А. Реконструкция тела человека и стратегии его развития в городском пространстве постантропологической эпохи [Текст] / М.А. Тимошенко // Культурное многообразие: от прошлого к будущему : сб. материалов Второго Российского культурологического конгресса. – СПб : Эйдос, Астерион, 2008.- С. 534.

3.Тимошенко, М.А. Процесс автономизации концепта чистоты в контексте культурогенеза [Текст] / М.А. Тимошенко // Альманах современной науки и образования: научно-теоретический и прикладной журнал: в 2-х ч. - Тамбов: Грамота, 2007.- №7. Ч.2. - С. 165-166.

4.Тимошенко, М.А. Динамика взаимодействия коллективного и персоналистского тела в городском социокультурном пространстве // Роль системы образования в обеспечении устойчивости города: материалы науч.-практ. конф., 12 декабря 2007 г. – Н.-Новгород : Изд-во «ВВАГС», 2008.- С. 184-194.

29

5.Тимошенко, М.А. Человеческое тело от античности до постмодернизма [Текст] / М.А. Тимошенко // Добролюбовские чтения: сб. материалов науч. конф.– Н. Новгород: Гладкова О.В., 2009.- С. 52-54.

6.Тимошенко, М.А. Социокультурная идентификация как способ преодоления экзистенциального вакуума [Текст] / М.А. Тимошенко // Художественный текст: варианты интерпретации: тр. Х11 Всерос. науч.-практ. конф. Бийск, 18-19 мая 2007 г. / БПГУ им. В.М. Шукшина.- Бийск, 2008.- Ч. 2. – С. 270-272.

7.Тимошенко, М.А. Процессуальность иррационального в концептах боли, страха и смерти [Текст] / М.А. Тимошенко // Альманах современной науки и образования: научно-теоретический и прикладной журнал: в 3-х ч.- Тамбов: Грамота, 2008.-№ 2 (9). – Ч.1.- С. 200-202.

8.Тимошенко, М.А. Соотношение исторического знания и исторического сознания средневековья и современности [Текст] / М.А. Тимошенко // Современные проблемы науки, образования и производства: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 14 апр. 2007г. / НФ УРАО. – Н. Новгород, 2007.- Т. 2.-С. 248249.

30

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]