Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

4532

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
21.11.2023
Размер:
475.89 Кб
Скачать

21

области участвовало в политических кампаниях, которые после войны приобрели массовый характер и использовались властями в качестве эффективного орудия политического контроля над поведением советских граждан.

Политические кампании в СССР протекали в различных формах и преследовали различные цели. Некоторые были обусловлены политической борьбой за власть, как например, «ленинградское дело» или «дело Берия», другие – имели ярко выраженный антисемитский оттенок, например, «дело врачей».

Участие населения Горьковской области в этих политических кампаниях было неотъемлемой частью общественно-политической жизни того периода. Это создавало видимость поддержки народом политики партии, хотя реально суть кампаний сводилась к примитивному одобрению решения, уже принятому партийной элитой. Многочисленные собрания колхозников, рабочих и служащих Горьковской области единодушно поддерживали постановления партии и правительства по всем политическим вопросам, на них выступали заранее подготовленные докладчики, которые «клеймили врагов народа», еврейских космополитов и «врачей-убийц».

Самым ярким примером политической кампании, затронувшей Горьковскую область, можно назвать «ленинградское дело». Постановления ЦК ВКП(б) от 23 марта 1949 г. «О работе Горьковского обкома ВКП(б)» и 14 января 1950 г. «О первом секретаре Горьковского обкома ВКП(б)» фактически спровоцировали кадровую чистку почти во всех партийных областных структурах. В 1950 г. со своих постов были сняты первый и второй секретари Горьковского обкома партии С.Я. Киреев и В.В. Тихомиров. На 1/3 был обновлен аппарат обкома, более чем на 40% – аппарат Горьковского горкома, а также обновлено руководство ряда партийных, советских, хозяйственных органов. Ряд хозяйственных руководителей были исключены из партии. За десять месяцев 1950 г. Горьковский обком выдвинул на руководящую партийную, советскую и хозяйственную работу 709 человек, из которых более половины были молодыми членами партии с низовой работы. В дальнейшем смена руководства города и области продолжилась. Только в 1951 г. на ответственную партийную работу было выдвинуто 165 человек.

Особенностью «дела врачей» стало то, что оно единственное из всех послевоенных кампаний было предано широкой публичной огласке, в связи с чем руководство партии на местах стремилось обеспечить чуть ли не стопроцентное участие трудящихся на митингах и собраниях по обсуждению статьи в газете «Правда» от 13 января 1953 г. «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей». Основная масса выступлений поражает своими антисемитскими настроениями. На собраниях евреев обвиняли в предательстве и во всех бытовых проблемах. «Дело врачей» в Горьковской области сопровождалось увольнением ряда руководящих работников, а также медицинских кадров – евреев по национальности. Так, в январе-феврале 1953 г. из Горьковского медицинского института была уволена группа врачей. Еще

22

одной формой реакции населения на «дело врачей» был панический страх перед медициной. На митингах врачей-евреев обвиняли в распространении гриппа в г. Горьком, отсутствии необходимого количества лекарств в аптеках и даже в умерщвлении младенцев в роддомах.

Политические события 1953 г. продолжило «дело Берия», которое вызвало в Горьковской области большой общественный резонанс. Официально на собраниях рабочие и служащие поддержали решение партии и правительства, выявляли недостатки в работе местных парторганизаций и органах МВД на местах. Однако встречались единичные случаи непонимания, почему Берия работал 30 лет, а разоблачить его удалось только сейчас.

Не менее бурные дебаты в Горьковской области были вызваны обсуждением решения Июньского пленума ЦК КПСС «Об антипартийной группе Маленкова Г.М., Кагановича Л.М., Молотова В.М.». По данным на 6 июля 1957 г., партийные собрания прошли в 1202 первичных партийных организации, на которых присутствовало 49502 человек, записалось для выступления в прениях 4390 человек и выступило 4121 человек. Как и раньше власти формально встретили со стороны народа полную поддержку, но многие не понимали, почему такие авторитетные люди, как Молотов, Маленков и Каганович, пошли против ЦК партии. Постоянная «кампанейщина» породила в умах горьковчан непонимание некоторых партийных решений, которое порой высказывалось на митингах и собраниях, а большей частью обсуждалось кулуарно. Подобные мнения отслеживались и пресекались местными органами власти.

Третья глава «Начало процесса десталинизации в Горьковской области» раскрывает особенности процесса десталинизации в регионе.

В первом параграфе «Идеологическая работа горьковской партийной организации в 1946-1953 гг.» изучается деятельность местных органов власти в идеологической сфере, которая выражалась в поддержании общего идеологического наступления на творческую и научную интеллигенцию. Кампании против деятелей культуры и науки 1946-1953 гг. потрясли советскую интеллигенцию, ожидавшую после войны хоть какой-то либерализации командно-административного режима.

Горьковская область являлась крупным культурным и научным центром Советского Союза, поэтому послевоенные кампании в идеологической и научной сфере затронули Горьковскую область не меньше, чем столичную интеллигенцию.

После принятия ЦК ВКП(б) постановлений 1946-1948 гг. «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», «О репертуарах драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» деятельность учреждений культуры Горьковской области была полностью перестроена. Театры г. Горького и области вынуждены были пересмотреть свои репертуары и давать больше спектаклей на «современную тематику». Идеологическому прессу подверглись многие представители горьковской творческой интеллигенции. Это, к примеру,

23

горьковские писатели Г. Федоров, В.И. Костылев, горьковский композитор А.А. Касьянов и другие.

Соответствующая массово-политическая работа была проведена со всем профессорско-преподавательским составом учебных заведений г. Горького и области. С критикой и самокритикой вынуждены были выступить многие представители научной интеллигенции. В связи с кампанией по борьбе с тлетворным влиянием Запада в разряд антинаучных и идеологически враждебных марксизму попали ряд перспективных направлений науки. Крупнейшие профессора, работавшие в вузах г. Горького, такие как профессор С.С. Четвериков, профессор Г.С. Горелик, профессор А.Г. Майер и другие, вынуждены были отказаться от своих взглядов или уйти с работы.

Кампания «по борьбе с низкопоклонством перед Западом», которая продолжалась все послевоенные годы вплоть до смерти Сталина, на деле свелась к осуждению общественных и личных контактов с зарубежными странами, пренебрежению к заграничной культуре, отрицанию ряда достижений мировой науки. Ее итогом стала временная изоляция советской науки и культуры от мировых достижений, потеря ряда перспективных направлений отечественной науки.

Частичная реабилитация в сфере культуры и идеологии произошла только после смерти И.В. Сталина в 1953 г. Так, в мае 1958 г. ЦК КПСС пересмотрел принятое в 1948 г. Постановление «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели». Творчество Г.Мясковского, С.Прокофьева, А.Хачатуряна, Д.Шостаковича отныне официально не считалось «формалистическим». Однако, идеологические установки сталинского наследия так и продолжали оставаться ориентирами в культуре.

Второй параграф «Изменения общественной атмосферы в Горьковской области после смерти И.В. Сталина. Реакция населения на борьбу с «культом личности» посвящен общественно-политическим событиям в Горьковской области после смерти И.В. Сталина в 1953 г. Это событие стало настоящим потрясением для жителей всего СССР и Горьковской области в частности. Несмотря на то, что страна была в трауре по ушедшему «вождю», встречались и такие, кто скептически отнесся к значимости его смерти, а то и воспринял эту новость с облегчением. Отношение к Сталину у населения Горьковской области после 1953 г. практически не изменилось, доказательством чего стали мероприятия, посвященные годовщине его смерти в 1954 г., а также выборы того же года, где лозунги в честь партии Ленина-Сталина звучали неоднократно. Однако изменения командно-административной системы стали заметны уже в 1953 г., когда был принят ряд соответствующих постановлений, провозглашавших принципы демократизации общества, изменения условий труда и быта, реабилитацию политических заключенных, ослабление идеологического пресса в сфере культуры.

Еще одним событием середины 50-х гг., потрясшим население региона, был доклад Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС «О культе личности И.В. Сталина», который, по сути, привел к расколу общества на «сталинистов»

24

и «антисталинистов». Следуя идеологической линии партии, официально на собраниях, прошедших в области преобладали мнения, осуждающие «культ личности», однако не все оценки были однозначными. Авторитет И.В. Сталина, хотя и был поколеблен критикой «культа личности», все же продолжал оставаться выше авторитета всех последующих советских вождей. Огромное количество вопросов, заданных на собраниях в Горьковской области, говорит о том общественном резонансе, который внес этот доклад. События 1956 г. пошатнули устои, на которых страна развивалась несколько десятилетий. Народу надоела политическая трескотня о светлом коммунистическом «завтра», кампанейщина, плохие социально-бытовые условия. В итоге это привело к сомнениям относительно правильности линии КПСС.

Последующее закрытое письмо ЦК КПСС «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов» стало, по сути, отходом от продолжения курса ХХ съезда. В ходе его обсуждения на собраниях в Горьковской области началась критика не только вождей, но и отдельных элементов социалистического строительства. С этого времени можно говорить о вступлении социалистической системы в перманентный кризис, который закончился ее крахом в 1991 г.

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы. Общественно-политическое развитие Горьковской области в период с 1946-1960 гг. проходило в русле общесоюзных тенденций и отличалось лишь региональной спецификой. Область всегда рассматривалась руководством КПСС как опорная, поэтому различного рода политические и идеологические мероприятия всегда встречали поддержку со стороны местных органов власти. Часто стремление местных властей проявить лояльность к линии партии приводило к тому, что «праведный гнев» против врагов народа превосходил

аналогичные порывы столичных митингов.

Великая Отечественная войны в корне изменила общественное сознание советских людей. Однако, надежды горьковчан, что после Победы их материальное положение резко улучшится, не оправдались. Повседневная жизнь населения Горьковской области продолжала оставаться тяжелой. Учитывая, что все социально-экономические мероприятия в стране исходили из логики борьбы двух противоположных систем, ВПК стал приоритетной отраслью развития экономики. Поднятие жизненного уровня населения явно не являлось приоритетной задачей власти.

Такая политика партии негативно сказывалась на жилищно-бытовых условиях населения Горьковской области. Можно констатировать явное несоответствие того вклада, который вносила Горьковская область в укрепление обороноспособности страны, уровню жизни ее населения. Жилищно-бытовая неустроенность, плохое снабжение продовольствием характеризовали обстановку в Горьковской области в течении нескольких послевоенных пятилеток.

25

Неотъемлемую часть советской повседневности после Великой Отечественной войны составляли избирательные и политические кампании. И те, и другие, в первую очередь, имели целью укрепление политической и идеологической основы режима. Безальтернативность и формальность избирательных кампаний в течение исследуемого периода вызывали нарастающее недоверие со стороны различных слоев населения Горьковской области.

Деятельность местных органов власти в идеологической сфере сводилась

кподдержанию общего идеологического наступления на творческую и научную интеллигенцию. Кампании против деятелей культуры и науки 19461953 гг. затронули горьковскую интеллигенцию не меньше, чем столичную.

Общественно-политическая жизнь Горьковской области после смерти И.В. Сталина в 1953 г. развивалась в русле общесоюзных событий. Отношение

к«вождю народов» у значительной части населения Горьковской области после 1953 г. практически не изменилось, хотя в дальнейшем формально все одобрили генеральную линию ЦК КПСС по развенчанию «культа личности». Изменения командно-административной системы, происшедшие после 1953 г., положительно отразились на повседневности горьковчан. Улучшилось снабжение товарами народного потребления, началось массовое жилищное строительство. Тем не менее, с этого периода можно говорить о кризисе социалистической идеологии и всей системы, выражавшемся в сомнениях основной массы населения СССР и Горьковской области в частности, относительно правильности политики КПСС и неверии в возможность построения коммунизма.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Публикации в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендованных ВАК:

1. Филипчук, И. В. (Лосева, И. В.). Политические кампании сталинской эпохи в российской провинции. «Дело врачей» в Горьковской области / И. В. Филипчук // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. – СПб., 2008. – № 12. – С. 70-73.

2.Филипчук, И. В. (Лосева, И. В.). Массовые политические репрессии в российской провинции : «Ленинградское дело» в Горьковской области / И. В. Филипчук // Вестник Московского государственного областного университета.

– М., 2009. – № 2. – С. 100-103.

3.Филипчук, И. В. (Лосева, И. В.). Кризис продовольственного снабжения 1946 – 1947 гг. в Горьковской области / И. В. Филипчук // Вестник Челябинского государственного университета. – Челябинск, 2009. – № 37. – С. 120-123.

26

Публикации в иных научных изданиях:

4.Филипчук, И. В. (Лосева, И. В.). «Дело врачей» и его отражение в Горьковской области / И. В. Филипчук // Человек в российской повседневности : история и современность : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / Пенз. гос. с.-

х. акад. – Пенза, 2008. – С. 158-161.

5.Филипчук, И. В. (Лосева, И. В.). Идеологические кампании 1946 г. в Горьковской области / И. В. Филипчук // XX век в истории России : актуальные проблемы : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / Пенз. гос. с.-х. акад. – Пенза, 2008. – С. 111-113.

6.Филипчук, И. В. (Лосева, И. В.). Политические кампании 1950-х гг. в Горьковской области. «Дело Берии» / И. В. Филипчук // Общественная мысль, движения и партии в России XIX – XXI вв. : сб. ст. науч. конф. – Брянск, 2008.

– С. 113-115.

7.Филипчук, И. В. (Лосева, И. В.). Денежная реформа 1947 г. и ее реализация на местах (на материале Горьковской области) / И. В. Филипчук // Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе : сб. материалов науч.- практ. конф. / Арзамас. гос. пед. ин-т. – Арзамас, 2008. – Вып. IV. – С. 123-129.

8.Филипчук, И. В. (Лосева, И. В.). Роль культурно-просветительных учреждений в общественно-политической жизни Горьковской области в первую послевоенную пятилетку (1946-1950 гг.) / И. В. Филипчук // Россия в ХХ веке : межвуз. сб. ст. / ред. Г. Ш. Сагателян. – Арзамас, 2008. – С. 70-81.

9.Филипчук, И. В. (Лосева, И. В.). Первые послевоенные выборы 1946 г. в Горьковской области / И. В. Филипчук // Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе : сб. материалов науч.-практ. конф. / Арзамас. гос. пед. ин-т. – Арзамас, 2009. – Вып. V. – С. 190-195.

10.Филипчук, И. В. (Лосева, И. В.). Кампания по борьбе с «культом личности» И. В. Сталина и реакция на нее населения Горьковской области / И. В. Филипчук // Историки размышляют и спорят : межвуз. сб. ст. / ред. С. К. Сизов.

– Арзамас, 2009. – С. 221-232.

11.Филипчук, И. В. Влияние международной обстановки после Великой Отечественной войны на общественное сознание населения Горьковской области / И. В. Филипчук // Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе : сб. материалов науч.-практ. конф. / Арзамас. гос. пед. ин-т. – Арзамас, 2010. – Вып. VI. – С. 214-220.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]