Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

10652

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
8.37 Mб
Скачать

20

В том, что архитекторы и строители, как и радиотехники, электроники, кораблестроители, авиаконструкторы, машиностроители и специалисты многих других отраслей техники, обратились к природе, ее строительному искусству, нет ничего случайного. Ведь архитектурно-строительная мастерская природы без устали работает, по крайней мере, 2700 млн. лет, в то время как у человека строительная практика исчисляется лишь несколькими тысячелетиями существования материальной культуры.

1.2.Современное состояние бионической архитектуры

вРоссии и за рубежом

Бионика в архитектуре это не просто искривленность очертаний форм, внешнее подобие раковинам моллюсков, птичьей скорлупе, пчелиным сотам, ветвям лесной чащи и т.д. Прежде всего, это более удобные, более гармоничные, более надежные пространства жизнедеятельности человека.

Развитие архитектурной бионики во многом предопределено временем. Можно сказать, что это одно из самых актуальных на сегодняшний день направлений. А связано это с общей идеей возврата к природе, прослеживающейся сегодня во многих сферах человеческой деятельности.

Технократическое развитие последних десятилетий почти полностью подчинило себе образ жизни человека. Это привело к тому, что постепенно, шаг за шагом, человечество вышло из своей экологической ниши обитания на планете. Фактически, мы стали жителями искусственной «природы», созданной из стекла, бетона и пластика, экологическая совместимость которой с жизнью живого организма неуклонно стремится к нулю. И чем сильнее искусственная природа захватывает живую, тем более явственной становится глубинная тоска человека по естественной природной гармонии. Тем более ярко проявляется желание переломить ситуацию, найти ту золотую середину, которая восстановила бы равновесие между техническим

21

прогрессом и человеком как явлением природы. Одним из таких способов восстановления равновесия, возврата к природе и стала архитектурная бионика.

Во все времена существовала преемственность природных форм в архитектуре, созданной человеком. Но, в отличие от формалистского подхода прошлых лет, когда архитектор просто копировал природные формы, современная бионика опирается на функциональные и принципиальные особенности живых организмов способность к саморегуляции, фотосинтез, принцип гармоничного сосуществования и т. д.

Бионика включает в себя и создание новых для строительства материалов, структуру которых подсказывают законы природы. На сегодняшний день существует уже множество примеров бионики, каждый из которых отличается удивительной прочностью своей структуры. Таким образом, можно получить новые дополнительные возможности для возведения сооружений различных масштабов.

Принимая во внимание все последние достижения этого стиля, может сложиться впечатление, что бионика в архитектуре предполагает лишь создание домов будущего, с явным отпечатком футуризма. Однако это совсем не так. Специалисты считают архитектурной бионикой не только те здания, которые повторяют природные формы, но и те, которые в своих конструкциях содержат элементы природы. То есть, таковыми считаются старинные храмы, овитые лианами и плющом. Растения крепко опутали весь корпус здания, став частью него - вот Вам и бионика. Деревеньки с домами, построенными из брёвен, и сараями с соломенной крышей, также относятся к бионике.

Таким образом, можно выделить условия, при которых создаются архитектурные сооружения с элементами бионики:

- архитектурная постройка должна органично вписываться в ландшафт, образовывать с ним одно целое. Даже необычное, контрастное здание

22

должно сочетаться с окружающей его средой. Справиться с этой задачей могут только действительно одарённые архитекторы;

-архитектурной бионике должна быть свойственна мимикрия. То есть, здание должно буквально парить, растворяться в природе, не выступая ярким акцентом. Несложно заметить, что это положение вытекает из первого и состоит с ним в тесной связи;

-сооружения данного стиля должны сочетать в себе природные и высокотехнологичные материалы;

-зданиям должны быть присущи природные формы. Силуэты сооружений должны быть плавными и обтекаемыми, реже строгими и с острыми углами, имитируя кристаллы;

-здания должны быть лаконичной формы. Удобство и энергоэкономика - это ещё не всё. Сооружение не должно быть перегружено ненужными деталями, режущими глаз. Иначе постройка будет выглядеть несуразно;

-в сооружениях этого стиля должна преобладать естественная цветовая гамма. То есть, уместными будут оттенки почвы, неба, снега, воды, зелени. Более того, они являются ходовыми оттенками. Также допускаются вкрапления красного или синего в той мере, в какой они существуют в природе.

Человечество всегда стремилось к созданию комфортабельного жилья. Для нас было важно, чтобы место, где мы живем, работаем, отдыхаем, соответствовало нашему внутреннему мироощущению. Но, к сожалению, в силу определенных обстоятельств советская стройка не могла дать нам желаемого. Только недавно, а именно 10-15 лет назад, наше общество смогло убедиться, что «хрущевки», «корабли» и «свечки» – это далеко не предел мечтаний. Сегодняшний день отчетливо показывает, насколько тогда наша страна отставала от мирового строительства. И только теперь появилась возможность с легкостью воплотить мечты об идеальном доме в жизнь.

23

Бионическая архитектура появилась в России совсем недавно, хотя биоморфные элементы осваивали многие архитекторы. Достаточно вспомнить дом Константина Мельникова в Москве, форма и расположение окон которого напоминают пчелиные соты.

Одним из ведущих архитекторов современной России является петербургский архитектор Борис Левинзон, главный архитектор ООО

«Бионика Строй». Он решил в своих творениях соединить человеческое жилье, созданное по «последнему слову прогресса», и гармонию природы. Его дома это не то, что мы представляем себе при слове «дом». Это настоящие произведения высокого искусства. Их форма подчинена законам природы, живой и неживой. Дом сливается с пейзажем, плавно в него перетекая, продолжая его. Он, как и все в природе, развивается: прорастает в землю бассейном и гаражом; стелется по земле садами с беседками, лавочками и оградами; покоряет воздух балкончиками и террасами. Поражает воображение построенный в 1999 году дом «с глазами» в Сестрорецке.

Рис.1.8. Дом "с глазами". Арх. Борис Левинзин, Сестрорецк, Россия, 1999 г.

Действительно, окна похожи на зоркие глаза, осматривающие небо, землю, деревья, которые являются их продолжением. Другой проект дом «Бионика» навевает мысли о морском побережье. Архитектурные детали, плавно переходящие друг в друга; обилие стекла; скругленные формы; сине- белая гамма цветов. Внутренний интерьер дома создан по законам студии: в

24

одном большом помещении находятся и кухня, и обеденная зона, и гостиная. Через стеклянную стену-окно, отделенную от общего интерьера зимним садом, в зал врывается поток дневного, солнечного света. Окна похожи на соты. Необычная архитектура стен, потолков, дверных проемов все приближено к «бионическому» стилю, природной гармонии.

В 2003 году в Санкт-Петербурге по проектам архитектора Бориса Левинзона был построен «Дом Дельфин».

Рис.1.9. Дом - "Дельфин". Арх. Борис Левинзона, Санкт-Петербург, Россия, 2003г.

Необычная форма здания требовала особой технологии строительства. «Дельфин» – настоящий дом-скульптура. «Скелет» из металла одет в бетон, который заливался в деревянную форму. И уже готовое «тело» довели до совершенства отделкой. Учитывая сложные плавные линии строения, штукатурка, помимо экологичности, износостойкости и декоративных качеств, должна была обладать высокой пластичностью, особенно когда речь шла о сложных участках, где наносился четырехсантиметровый слой без армирования.

25

Рис.1.10. Проект частного жилого дома, похожего на жука. Арх. Борис Левинзон

Эти загородные дома вызывают крайне противоположные точки зрения

от восторга до полного неприятия. Такое отношение понятно. В архитектуре Советского Союза не было органической архитектуры, а бионика развивалась в основном на проектно-теоретическом уровне. И в то же время дома Бориса Левинзона не являются полной новацией. Они имеют свою предысторию и свои истоки в международной практике органической архитектуры. Понимание этих истоков, безусловно, будет способствовать правильной и объективной оценке российской ветви этого направления.

Каждое строение бионического стиля не просто уникально бионика предполагает союз человека, природы и новейших технологий, органично вписывающийся в ландшафт дом, оснащенный автономной системой самообеспечения и уже одним своим видом снимающий стресс от бешеного потока бурлящих будней.

Идеи бионической архитектуры успешно воплощены в разных странах мира, например: Сиднейская опера в Австралии, здание правления NMB Bank

Нидерланды, учебный центр Rolex и музей плодов в Японии и др.

Рис.1.11. Музей фруктов. Арх. Ицуко Хасегаве, г. Яманаши, Япония, 1882г.

26

В 2006 году по проекту мексиканского архитектора Хавьера Сеносьяна был построен дом, напоминающий раковину моллюска наутилуса. Черты наутилуса повторяются не только во внешней форме дома, но также в его спиралеобразном внутреннем устройстве. В 2007 году под его же руководством в Мехико был закончен дом «Змея»— здание в виде длинной трубы, плавно огибающей неровности ландшафта. Свои профессиональные взгляды Сеносьян изложил в книге «Биоархитектура». Он считает, что нужно строить небольшие соразмерные человеку дома в местах с красивой природой, используя при этом природные материалы местного происхождения.

Рис.1.12. «Дом змея». Арх. Хавьер Сеносьян, г.Мехико, Мексика, 2007г.

Именно привлечение в архитектуру знаний бионики сделало возможным начало реализации самого, пожалуй, грандиозного строительного проекта современности, шанхайского «Города-башни». По заявлениям архитекторов, примерно к 2023 году в Шанхае должна быть сооружена содержащая все объекты городской инфраструктуры «башня», население которой составит не менее 100 тысяч человек. «Город-башня» приобретёт форму кипариса высотой более 1200 метров с шириной основания 133 на 100 метров (в самой широкой точке - 166 на 133 метров). Здание будет насчитывать 300 этажей, расположенных в 12-ти вертикальных кварталах по 80 этажей. Между кварталами перекрытия-стяжки, которые

27

играют роль несущей конструкции для каждого уровня-квартала. Внутри кварталов разновысокие дома с вертикальными садами. Тщательно продуманная конструкция аналогична строению ветвей и всей кроны кипариса. Стоять башня будет на свайном фундаменте, рассчитанном по принципу гармошки, точно так же, как развивается и корневая система дерева. Устойчивость верхних этажей к воздействию ветра будет обеспечена тем, что воздух должен будет проходить сквозь конструкцию башни, не встречая сопротивления. Для облицовки башни будет использован специальный пластичный материал, имитирующий пористую поверхность кожи.

Рис.1.13. Небоскреб-кипарис в Шанхае, Китай. Арх. Мари Роза Севера и Хавьер Пиоз, с 2008г на стадии строительства.

Европейскими учеными разработан проект в виде плавучего сада- амфибии, работающего на основе применения биотехнологий. Он легко решит вопрос очистки европейских судоходных рек. Это уникальное строение-корабль будет вставать на якорь в наиболее полноводных реках, возвращать воде естественную природную чистоту и при этом генерировать электроэнергию никаких вредных выбросов, чистая польза. Вдохновил создателей особый вид медузы Physalia physalis это название переводится как «португальский кораблик». Согласно планам авторов

28

концепта, Physalia сможет курсировать по Дунаю, Волге, Рейну, Гвадалквивиру, а также Тигру и Евфрату. На крыше судна, помимо множества зеленых растений, найдется место и для панелей солнечных батарей, в то время как в нижней части будут установлены гидротурбины, которые превращают энергию течения речной воды в электричество. Корпус Physalia будет выполнен из алюминия и стали и покрыт TiO2 фотокатализатором, способствующим очистке воды. Кроме того, Physalia сможет абсорбировать химические и карбонизированные отходы, оставляемые другими судами и промышленными предприятиями. В этом поможет огромный сад, высаженный на борту судна растения будут способствовать поглощению выбросов, возникающих в процессе судоходства.

Рис.1.14. Проект Плавучего сада амфибия. Автор Венсан Каллебо. Бельгия.

Также архитектором Венсан Каллебо и его командой из Vincent Callebaut Architects разработаны проекты по всему миру: это плавучие города, башни, символизирующие борьбу с курением, башни, от символики переходящие к выработке кислорода для Гонконга, музеи для Тарту и Женевы и другие интересные проекты.

Целью концепции было создать безопасную конструкцию, где могли бы разместиться 50 000 человек, скот и теплицы для выращивания растений. В центре комплекса есть резервуар для сбора дождевой воды, где она фильтруется и подается для нужд проживающих. Подобный автономный город станет идеальным местом, где в будущем человечество сможет спасти свою жизнь.

29

а)

б)

в)

Рис.1.15. Проекты Автора Венсан Каллебо а) Плавучие города; б) башни; в) Музеи

Среди имен современных зодчих, работающих в направлении архитектурной бионики, Норман Фостер, Сантьяго Калатрава, Захи Хадид, Николас Гримшоу, Кен Янг, Винсент Калебо и т. д.

Современное развитие архитектурной бионики тесно связано с экологическими проблемами. Сегодня, в условиях загрязненной отходами жизнедеятельности человека окружающей среды, а также проблемы невосполняемости ресурсов, стали активно подниматься вопросы так называемой «зеленой» или органической архитектуры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]