Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 курс / Гигиена / Профессия_и_гипертония_Цфасман_А_.rtf
Скачиваний:
1
Добавлен:
23.03.2024
Размер:
4.82 Mб
Скачать

5.2.3.11. Снотворные препараты с позиций возможности применения у водителей в межрейсовый период

Ведение лиц с гипертонической болезнью в сочетании с расстройствами сна (его недостаточности) включает в себя как существенную составляющую нормализацию последнего. Примерно каждый пятый из всех работающих машинистов локомотивов субъективно страдает недостаточностью сна, а объективно в небольшой степени подавляющее большинство. В возрастах старше 40–45 лет процент лиц с данными нарушениями существенно нарастает. Из экзогенных воздействий, ведущих к бессоннице той или иной степени, в этом случае существенны напряженная психоэмоциональная деятельность и работа в самое разное время суток, что сбивает суточные ритмы. Эти же моменты имеют место у многих водителей других видов транспорта, прежде всего шоферов, авиапилотов. Многие из водителей, имеющие данные нарушения сна, вынуждены принимать снотворные препараты в межрейсовый период.

Специфика вопроса у водителей состоит в следующем. Большинство традиционных снотворных препаратов действуют тормозяще на реакции ЦНС достаточно продолжительное время. После 7‑9‑часового сна, когда человек чувствует себя выспавшимся, их тормозящее действие, судя по соответствующим тестам, может продолжаться. Это подчас приходится на время очередной рабочей смены. Отсюда необходим подбор коротко действующих снотворных, не имеющих скрытого тормозящего резидуального действия. С данных позиций изучены феназепам и золпидем (ивадал).

Выбор феназепама связан со следующим. Он обладает широким спектром транквилизирующего действия при различных формах и вариантах невротических расстройств. Сравнительное изучение клинического действия достаточно эффективных транквилизаторов при нарушениях ночного сна показало наибольшее нормализующее действие феназепама. По силе своего анксиолитического действия, выраженности других характерных для транквилизаторов показателей клинической эффективности, он также превосходит ряд других препаратов этого ряда. Отсюда вывод: терапевтическое воздействие транквилизаторов на расстройства засыпания и интрасомпические нарушения, которые проявляются при невротических расстройствах, находится в тесной взаимосвязи с собственно транквилизирующим их действием.

Субъективная оценка улучшения сна под воздействием феназепама подтверждается данными электрополиграфического исследования. Увеличивается общая длительность сна, в основном за счет значительного прироста первой стадии медленного сна, сокращаются сроки засыпания.

Действие феназепама в дозе 0,5 мг изучено с указанных позиций у машинистов локомотивов. По субъективным отчетам, препарат приводил к увеличению продолжительности и крепости сна, улучшению самочувствия после 8‑часового сна (в сравнении с таковым после сна без приема феназепама). Это отметили все принимавшие препарат. Показатели ГЭД через 10 часов после однократного приема на ночь указанной дозы феназепама по средним показателям были такими же, как и при фоновом исследовании (табл. 5.12). Исходные по всей группе средние показатели и через 10 часов после приема препарата характеризовали ГЭД как хорошую. Анализ по подгруппам в зависимости от исходных показателей ГЭД дает следующую картину. У лиц с исходно средней ГЭД (плохой в этой подгруппе не было) имело место некоторое улучшение средних показателей. В подгруппе лиц с исходно хорошей ГЭД этот показатель существенно не менялся (0,141±0,04 и 0,144 ±0,07 с.). Индивидуальные качественные показатели практически не менялись, оставаясь хорошими или средними.

После курсового приема феназепама в течение 7 дней по 0,5 мг ежедневно и через 10 часов после последнего приема картина была практически такой же, как после разового приема (табл. 5.12).

Иная картина через 6 часов после приема тех же 0,5 мг препарата. Это исследование проведено у 9 человек. Исходно у 5 была хорошая ГЭД, у 4 средняя. После приема препарата она в это время осталась хорошей только у 2 человек, у 3 была средней и у 4 оказалась плохой. Среднегрупповой показатель изменился с 0,18±0,04 с до 0,28±0,08 с (р<0,05).

Таким образом, феназепам, принятый на ночь в обычной терапевтической дозе 0,5 мг, вызывает, если судить по самоотчетам, улучшение сна. Сон становится крепче, продолжительнее и дает большую бодрость.

Таблица 5.12 Динамика среднегрупповых и индивидуальных качественных показателей готовности к экстренному действию (ГЭД) у машинистов локомотивов (п=30) через 10 часов после приема феназепама

Через 6 часов после приема препарата имеет место значимое угнетение профессионально важных функций машиниста. При этом у части лиц они снижаются до такой степени, что машинисты переходят в группу профнепригодных для работы в данной профессии (ГЭД становится плохой). Но через 10 часов после приема феназепама профессионально значимые функции полностью восстанавливаются или даже улучшаются.

___________________________________________________

Золпидем (ивадал) представляет собой снотворный препарат с быстрым всасыванием, относится к серии психотропных соединений – имидазолопиридинам. В дозе 10 мг препарат не вызывает эффектов отмены и тахифилаксии, а побочные явления мало отличаются от эффектов плацебо. Прием еды, алкоголя и кофеина, а также время приема в течение дня не изменяют его фармакокинетических параметров. Возможность применения ивадала в дозе 10 мг для коррекции сна у машинистов локомотивов показало: улучшение качества сна в группе после приема ивадала отметили 25 из 33 человек. 3 человека отметили дискомфорт. Выраженных побочных явлений не было ни у одного человека.

Динамика среднегрупповой ГЭД представлена в табл. 5.13, из которой в целом следует: через 9 часов после приема ивадала значимого снижения ГЭД не происходит. При этом разброс индивидуальных данных при приеме ивадала больший в сравнении с данными при приеме плацебо. Существенно, что ни в одном случае через указанное время после приема ивадала ГЭД не стала плохой.

Таблица 5.13 Динамика среднегрупповых показателей готовности к экстренному действию (ГЭД в с.) у машинистов локомотивов через 9 часов после приема ивадала и плацебо

Динамика времени переключения внимания через 9 часов после приема ивадала и плацебо представлена в табл. 5.14.

Таблица 5.14 Динамика индивидуальных показателей времени переключения внимания у машинистов локомотивов через 9 часов после приема ивадала и плацебо

Из таблицы следует, что изменение времени переключения внимания через 9 часов после приема ивадала не хуже, чем в группе, принимавших плацебо.

Динамика индивидуальных показателей времени простой и сложной зрительно‑моторных реакций через 9 часов после приема ивадала и плацебо представлена в табл. 5.15, из которой следует, что различий в действии ивадала и плацебо не выявляется.

Таблица 5.15 Динамика индивидуальных показателей времени простой (ПДР) и сложной (СДР) двигательной (зрительно‑моторной) реакции у машинистов локомотивов через 9 часов после приема ивадала и плацебо

Динамика средних показателей времени зрительно‑моторной реакции без предупреждения и с предупреждением через 9 часов после приема ивадала и плацебо также не имела значимой отрицательной направленности.

Тем самым, динамика различных зрительно‑моторных реакций через 9 часов после приема ивадала также не указывает на его тормозящее действие в этот период.

Специальные исследования о влиянии золпидема на наличие у него резидуальных проявлений (в плане отрицательного влияния на профессионально значимые функции водителей) после ночного сна обычной продолжительности изучалось также у авиапилотов (Sicard В.А. et al., 1993) и шоферов (Восса M.L. et al., 1999). Дозировка препарата была обычной – 10 мг. Авиапилоты (летчики‑истребители морской авиации – n=12) получили препарат в 1 час ночи и исследовались через 6,5 часа с применением визуально‑аналоговой шкалы, тестов на скорость психомоторной реакции и записью ЭЭГ. По всем этим тестам золпидем через указанный промежуток времени не имел резидуальных эффектов (различий с группой принимавших плацебо не установлено).

У шоферов (n=16) определялось наличие резидуальных проявлений у золпидема тестами: вождение автомобиля на тренажере и определение некоторых зрительных функций. Через 10–12 часов после приема препарата (это время было выбрано контрольным для тестирования) резидуальных проявлений в отношении изучаемых профессиональных качеств не отмечено.

Кроме того, что феназепам и ивадал не имеют резидуальных проявлений как максимум после 9–10‑часового сна, они еще наиболее подходят как корректоры нарушений сна у водителей транспорта в связи с типом нарушений сна у большинства лиц этой профессиональной группы.

Тем самым, поскольку для водителей транспортных средств с типичными для них расстройствами сна нередко нужны корректоры [54] , седативно направленные по механизму и с отсутствием резидуального действия, фенозепам и ивадал являются здесь приемлемыми препаратами (если очередная смена предстоит уже через 10 часов [55] после приема препарата в обычной дозе).

Приложение

Сводная таблица антигипертензивных препаратов с указанием возможного отрицательного побочного действия на профессионально значимые функции водителя

Нижеследующая таблица предваряется следующими пояснениями:

– в таблице суммированы сведения о побочных эффектах антигипертензивных препаратов, взятые из справочных изданий: Drugs, The PDR Pocket Guide – 2003; Энциклопедия лекарств. – 12 вып. / Гл. ред. Г.Л. Вышковский. – М.: 2005; Справочник Видаль. – 2011; М.Д. Машковский, Лекарственные средства. – М.: 2007, фирменных аннотаций к препаратам и наших целенаправленных исследований. При этом надо учитывать, что фирменные аннотации и указанный американский справочник построены по принципу перестраховки ответственности, а также нацелены на то, чтобы пациент был насторожен и как можно ранее обращался к врачу, а последний был ориентирован и в раритетах;

– если исходить из возможности всех осложнений «буквально», то все или почти все антигипертензивные препараты нельзя применять у водителей транспортных средств. Однако на практике дело обстоит иначе. Большинство указанных антигипертензивных препаратов водителями де‑факто принимаются. Задача состоит в отборе более приемлемых и, главное, исключить явно неприемлемые в данном случае препараты;

– часть приводимых побочных эффектов возникает при употреблении больших доз препарата, в то время как у работающих водителей в поддерживающей терапии используются малые и средние дозы;

– немало приводимых побочных явлений связано с разнообразием индивидуальных реакций (непереносимостью), что подчас трудно предсказать заранее. Отсюда необходимость при назначении нового антигипертензивного лекарственного средства (и существенного увеличения дозы) водителю предварительного (вне работы) и далее периодического врачебного наблюдения за переносимостью и эффективностью препарата;

– некоторые осложнения возникают только при предшествующей явной или клинически скрытой сопутствующей патологии, что относится к общим клиническим противопоказаниям и не относится к рассматриваемому профессиональному аспекту у водителей;

– водитель, принимающий антигипертензивный препарат (препараты), должен быть предупрежден о возможности побочных эффектов и ориентирован в действиях в случае их появления.

Таблица 5.16 Возможные побочные действия основных антигипертензивных препаратов