Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 курс / Нормальная физиология / Федотов_А_Ю_Особенности_высшей_нервной_деятельности_человека.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
364.54 Кб
Скачать

7. Первая и вторая сигнальные системы. Функциональная система речи

7.1. Две сигнальные системы действительности

В 1935 г. И.П.Павлов писал о “чрезвычайной прибавке к механизмам нервной деятельности”, которая произошла в развивающемся животном мире в процессе становления человека.

У животного афферентные импульсы сигнализируют о явлениях и событиях, непосредственно воздействующих на рецепторы организма. Такая непосредственная сигнальная система действительно присуща и человеку. Однако есть и другая, специально наша, человеческая сигнальная система действительности. У человека “появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов – в виде слов, произносимых, слышимых и видимых” (Павлов И.П.). Таким образом, человеку присуща двойная сигнализация действительности: 1) общая с животными система непосредственных сигналов действительности и 2) специальная система опосредованных, речевых сигналов.

Первая сигнальная система – способ регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, непосредственно регистрируются сенсорными системами.

Вторая сигнальная система – способ регуляции поведения человека в окружающем мире, свойства которого воспринимаются и познаются человеком посредством знаковой системы языка.

Речевые сигналы лежат в основе особого принципа, особой формы отражения действительности. Они могут не только заменять непосредственные сигналы, но и обобщать их, выделять и абстрагировать отдельные признаки и качества предметов и явлений, устанавливать их связи и взаимную зависимость, а также процессы их становления и изменения. Именно эта система сигналов определяет важнейшие особенности высшей нервной деятельности человека и делает возможным “специально человеческое, высшее мышление” (Павлов И.П.), приводящее к безграничной ориентировке в окружающем мире, к развитию науки и ее практического отображения – техники.

Замечательная особенность второй сигнальной системы – быстрота образования условных связей: достаточно человеку один раз что-либо услышать или прочитать в книге, чтобы в коре больших полушарий появились новые условные связи. Иногда они настолько прочны, что сохраняются на долгие годы, не нуждаясь в подкреплении.

7.2. Функциональное единство двух сигнальных систем

В период становления человека вторая сигнальная система, то есть система речевых сигналов, сложилась на основе первой сигнальной системы в процессе общественно трудовой деятельности и стала самым постоянным регулятором в жизненных отношениях. Однако это вовсе не значит, что первая сигнальная система отступила на задний план. Вторая сигнальная система имеет значение только через первую и в связи с ней. Поэтому высшую нервную деятельность человека нельзя рассматривать как состоящую из двух частей – животной (первосигнальной) и человеческой (второсигнальной). Нет особой животной, или биологической, части высшей нервной деятельности человека. При всех условиях высшая нервная деятельность человека едина.

Не существует специальных речевых рецепторов, на которые действовали бы только второсигнальные (речевые) раздражения. Одни и те же воспринимающие клетки слухового органа приходят в состояние возбуждения под влиянием определенной серии звуковых тонов и шумов независимо от того, складываются они в слова или нет. Речь на непонятном иностранном языке будет таким же первосигнальным раздражением, как и другие непосредственные звуковые раздражители. Эта же речь после изучения иностранного языка приобретает второсигнальное значение, но действует не на какие-либо иные, а на те же рецепторные клетки.

Соответственно и для импульсов, возникающих в рецепторах под влиянием речевых раздражителей, нет ни специальных проводящих путей, ни непосредственно связанных с ними специальных корковых клеток. Иными словами, импульсы, возникающие под влиянием раздражителей обеих сигнальных систем, приходят к одним и тем же воспринимающим клеткам коры. Однако в человеческой коре процессы протекают неизмеримо сложнее, чем у животных. Достаточно сказать, что речевая деятельность обусловлена огромным количеством дополнительных условных связей, которые вовлекаются в корковые процессы и тогда, когда человек не говорит, не читает, не пишет и не слышит речи. Следовательно, вторую сигнальную систему нельзя отождествлять с внешними проявлениями речи, ибо тогда пришлось бы отрицать существование этой системы у слепоглухонемых.

Речевой раздражитель обычно вызывает преимущественно второсигнальную деятельность, а непосредственный – преимущественно первосигнальную. Но лишь преимущественно. Действие любого непосредственного раздражителя всегда в той или иной степени вызывает и второсигнальную деятельность коры. Если это новый, незнакомый раздражитель, то включение второсигнальной деятельности выявится в речевой ориентировочной реакции. Знакомый непосредственный раздражитель всегда имеет речевое обозначение. Одно это уже обеспечивает включение второсигнальной деятельности. Проявиться это включение может в тех мыслях или речевых реакциях, которые возникли в связи с действием непосредственного раздражителя, и, наконец, в осмысленных действиях, протекающих при участии второсигнальной деятельности.

Специфика человеческой высшей нервной деятельности не только в наличии второй сигнальной системы, но и в ее обязательном участии во всех корковых реакциях. Второсигнальная деятельность далеко не всегда отражается в сознании, особенно если судить об отражении в сознании на основании последующей беседы. Но это не означает, что она отсутствует.

Следовательно, у человека образование положительных и отрицательных условных рефлексов всегда происходит в условиях двухсигнальной деятельности коры больших полушарий, выявляя два принципа отражения действительности – непосредственно-чувственного и опосредованного, обобщенного. Однако степень вовлечения первосигнальной и второсигнальной деятельности может быть очень различной.