Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6 курс / Эндокринология / Детская_эндокринология_Юсупова_Ш_Қ_2019.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
9.53 Mб
Скачать

Лечение низкорослости

Возможность коррекции роста при низкорослости зависит от вероятно­сти устранения ее причины и степени отклонения «костного» возраста от паспортного. Так, у больных с опережением «костного» возраста окон­чательный рост зависит от эффективности терапии основного заболевания и возраста начала лечения. Гораздо более перспективной явля­ется стимуляция роста у части больных с отставанием «костного» возраста от хронологического. Всем детям данной группы назначают физиологическое питание с добавлением витаминов, микроэлементов, кальция, железа в дозах, соответствующих возрасту и физическому развитию. Показаны занятия физ­культурой (плавание, гимнастика, игровые виды спорта). Необходимо обе­спечить полноценный сон. При наличии соматической патологии проводят лечение основного заболевания; в случае его эффективности скорость роста увеличивается и даже развивается феномен «догоняющего» роста, позволя­ющий достигнуть нормальных показателей длины тела и полового развития (феномен реканализации). Следует помнить, что без компенсации основно­го заболевания невозможен не только спонтанный, но и стимулированный, например препаратами ГР, ростовой эффект.

Нормализация роста при низкорослости, обусловленной недостаточно­стью необходимых для роста гормонов, возможна при правильно прово­димой, обычно в течение длительного времени, заместительной терапии.

Для лечения гипопитуитаризма применяют препараты рекомбинантного человеческого ГР с последовательностью аминокислот, полностью идентич­ной ГР человека (табл. 2.6.).

В настоящее время общепринятым является ежедневное подкожное вве­дение препарата в суточной дозе 0,033 мг/кг массы тела (недельная доза - 0,18-0,25 мг/кг). В период спонтанного или индуцированного пубертата пред­лагают суточную дозу препарата увеличить в 1,5 раза. Основные эффекты на первом году лечения - так называемый «догоняющий рост», когда скорость роста значительно превышает возрастную норму; снижение жировой массы,

Таблица 2.6 Препараты рекомбинантного человеческого ГР

Название препарата

Фирма

Генотропин

«Pfizer», США

Сайзен

«ARES-SERONO», Швейцария

Хуматроп

«Eli Lilly», США

Нордитропин

«Novo Nordisk», Дания

Растан

«Фармстандарт», Россия

уровней холестерина и ЛПНП в крови. В последующем скорость роста снижа­ется и соответствует возрастным нормам, прекращается снижение, а в ряде случаев происходит увеличение жировой, мышечной и костной массы. Лече­ние с целью стимуляции роста продолжают до достижения «костного» воз­раста 14-15 лет у девочек и 16-17 лет у мальчиков или снижения скорости роста до 2 см в год. Перед возобновлением заместительной терапии в мета­болических дозах (0,003-0,01 мг/кг/сут.) необходимо подтвердить наличие ДГР инсулиновым тестом после 1-3-месячного перерыва в лечении препа­ратами ГР (диагностический стимулированный уровень ГР ниже 3 нг/мл). В проведении редиагностики не нуждаются пациенты с множественным дефицитом гормонов гипофиза, приобретенными повреждениями гипо- таламо-гипофизарной области (операция, облучение), пороками развития гипофиза, дефектами генов системы ГР-ИФР-1.

Осложнения терапии препаратами ГР (аллергические реакции, отеч­ность на лице и голенях, доброкачественная внутричерепная гипертензия, артралгии и миалгии) встречаются редко и проходят после отмены препарата или снижения дозы. По данным отчета международного исследования KIGS (1994) - 59:1000 лет терапии, а по данным OZGROW (база данных пациен­тов, получающих препараты ГР в Австралии и Новой Зеландии) - 23:1000 лет терапии. Возможность применения препаратов ГР у больных с опухолями ЦНС и лейкозом в настоящее время изучают. До начала ГР-терапии интра­краниальные опухоли должны быть инактивированы, а противоопухолевая терапия завершена. Отсутствие роста внутричерепной опухоли или отсут­ствие ее рецидива должно быть документировано в течение 6-12 мес. до нача­ла лечения ГР (доброкачественная опухоль) или 24 мес. (злокачественная).

В клинической практике препараты ГР-РГ пока применения не имеют, но при нечувствительности к ГР (синдром Ларона) с успехом использу­ют комбинированный препарат человеческого рекомбинантного ИФР-1 и ИФРСБ-3.

При доказанном дефиците ТТГ назначают препараты тиреоидных гор­монов, а при недостаточности гонадотропинов и достижении «костно­го» возраста 12 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков - половые гормоны. При клинически выраженной кортикотропной недостаточности применя­ют гидрокортизон в суточной дозе 8-10 мг/м2 или преднизолон 2-2,5 мг/м2/. поверхности тела в 2-3 приема. Показанием для применения препаратов антидиуретического гормона (Минирин) является несахарный диабет.

Препараты рекомбинантного человеческого ГР применяют и при дру­гих формах низкорослости, хотя эффект его в этих случаях заметно ниже, чем при гипопитуитаризме. Имеется опыт лечения детей с синдромом Шерешевского-Тернера, Прадера-Вилли, другими наследственными синдромами, хронической почечной недостаточностью, идиопатической низкорослостью, первичной низкорослостью, скелетными дисплазиями. Во всех случаях уско­рения роста добивались введением в 1,5-2 раза более высоких доз препа­рата (0,05 мг/кг/сут.).

Коррекция роста при задержке роста и полового развития конституци­онального генеза в большинстве случаев не требуется, поскольку оконча­тельный рост этих пациентов средний или выше среднего. Однако при пси­хологическом дискомфорте у мальчиков-подростков эффективным являет­ся лечение препаратами ГР в течение 6-12-18 мес. или депо-тестостерона (Sustanon, Omnadren, тестостерона энантат) внутримышечно по 50-100 мг 1 раз в 3-4 нед. в течение 3-4 мес.

Прогноз. Своевременно начатая и адекватная по дозе заместительная терапия позволяет добиться социально приемлемого конечного роста и физического развития пациентов. Дети, не получавшие лечения, стано­вятся инвалидами в силу крайне низкого роста и физического развития. В раннем детском возрасте имеется риск угрожающих жизни гипогликемические состояния, но в целом прогноз для жизни благоприятный.