Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Механика композитных материалов 1 1979

..pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
9.58 Mб
Скачать

W (1 0 е М )

 

 

 

 

Порядок полосы, п

 

 

 

 

1

2

 

 

 

6

 

8

 

 

 

3

4

5

7

9

10

Темные полосы

0,132

0,304

0,476

0,648

0,820

0,992

1,164

1,336

1,508

1,680

Светлые полосы

0,211

0,383

0,555

0,727

0,899

1,071

1,243

1,415

1,587

1,759

Фотографии голограмм приведены на рис. 3. Интерференционные по­ лосы на фотоотпечатках голограмм показывают картину поперечных перемещений. Перемещения согласно работе6 определяли по формулам: для светлых полос

W= (- ^ + 0 ,0 3 5 6 2 )

2

( 1 )

 

 

COS ф+ cos ф

 

для темных полос

 

 

 

W =

{2п-1)Х

 

( 2)

0,04205 ]

COS ф + COS ф

 

8

 

где п — порядок полосы; %— длина волны излучения лазера; ф — угол освещения полулунного клапана; ф — угол фотографирования голо­ граммы. В формулах (1), (2) поправочное число в скобках имеет размер­ ность длины. Применение формул правомочно, так как по исследуемому сечению NN (см. рис. 3—в) кривизна мала.

Как следует из рис. 3—а, б при давлении до 7 мм рт. ст. имеется попе­ речное перемещение линий смыкания закрытого клапана аорты. Об этом судим по тому, что в области линий смыкания в центре клапана порядок светлых полос не равен нулю. При давлении более 7 мм рт. ст. эти пере­ мещения практически исчезают (см. рис. 3—в, порядок светлой полосы в области линий смыкания равен нулю).

На рис. 4 приведен график перемещений, где кривая 1 соответствует форме поперечного сечения створки полулунного клапана до нагрузки, кривая 2 — после воздействия давления.

Из рисунков 3 и 4 следует, что с увеличением давления в аорте про­ гибы резко возрастают к средней части створки полулунного клапана. Повидимому, такое изменение происходит вследствие уменьшения толщины к средней части основания клапана (толщина у контура створки в два раза больше, чем в средней части) и анизотропии полулунного клапана.

По данным результатов эксперимента о характере изменения напря­ жения в полулунном кла­ пане судить трудно, так как он представляет анизотроп­ ную оболочку сложной гео­ метрической формы с пере­ менной толщиной и испыты­ вает нелинейные дефор­ мации.

Рис. 4. График перемещении створок полулун­ ного клапана: 1 — форма поперечного сечения створки полулунного клапана до нагрузки; 2 — после воздействия давления.

В таблице приведены

числовые данные расшиф­ ровки для сечения NN (рис. 3—в). В данном слу­

чае максимальные переме­

щения СОСТаВЛЯЮТ №щах=

= 0,0018 мм.

120

Выводы. 1. Применение голографической интерферометрии в натур­ ных исследованиях клапана открывает новые возможности в изучении его устройства и функциональных особенностей работы.

2.Методом голографической интерферометрии получено распределе­ ние прогибов поверхности полулунного клапана аорты.

3.С увеличением давления прогибы резко возрастают к средней части створок клапана.

4.При возрастании давления в аорте происходит самозапирание

клапана.

СП И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1. Строганов Б. Б., Ливанов К. К-, Смурова Е. В. Расчет напряжения в створке протеза лепесткового клапана сердца. Механика полимеров, 1975, № 4, с. 753—755.

2. Chong К■ Р

Hwang N. Н., Wieting D. W. Stress

analysis

of normal human

aortic valve leaflets. — Proc. 24th Ann. Conf. Eng. Med. and

Biol. Las Vegas,

Nev.,

1971.

Vol. 13. 1971, p. 2.

of human aortic valve. — Comput. and Struct.,

1973,

vol. 3,

N 2,

3. Stress analysis

p.377—384. Aut.: P. L. Gould, A. Cataloglu, G. Dhatt, A. Chattapandhyay, R. E. Clark.

4.Peskin C. S. The differential geometry of heart valves. — I. Franklin Inst., 1974, vol. 297, N 5, p. 335—343.

5.Borza D. N. On the quantitative interpretation of fringes in time — average holographic interferometry of vibrating objects. — Rev. roum. phys. Bucurest, 1975, t. 20,

N 7, p. 691—695.

Тюменский индустриальный институт

Поступило в редакцию 04.05.78

Тюменский государственный медицинский институт

 

МЕХАНИКА КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ, 1979, № 1, 122—125

УДК 611.08:620

Ю. И. Пуриньш, В. В. Дзенис

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗВОНКОВ ЧЕЛОВЕКА ПО ДАННЫМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИЗГИБНЫХ ВОЛН УЛЬТРАЗВУКА*

Целью работы явилась оценка некоторых биомеханических свойств позвонков человека при использовании методики ультразвуковых измере­ ний экспоненциальными концентраторами на малых базах1’2. Экспонен­ циальными концентраторами измеряется изгибная волна (нулевая анти­ симметричная волна Лэмба), скорость распространения которой зави­ сит, во-первых, от структуры и упругих свойств костной ткани3,4 и, во-вторых, — от толщины компактной костной ткани h: чем больше К тем больше скорость изгибной волны (или меньше время распространения ультразвука на заданной базе измерения). Степень изменения скорости в зависимости только от толщины может быть проиллюстрирована сле­ дующим примером: при толщине слоя h = 5 мм изменение на 1 мм может вызвать изменения скорости распространения изгибной волны от 2%'для рыхлых малоупругих сред, до 4% для плотных упругих сред.

Испытанию подвергали отдельные изолированные и отпрепарирован­ ные от мягких тканей тела позвонков, взятых от трех трупов лиц муж­ ского пола в возрасте 22, 39 и 59 лет в первые часы после смерти. Всего было испытано 23 позвонка — по четыре грудных позвонка (4, 7, 10 и 12) от лиц в возрасте 22 и 39 лет и все пять поясничных позвонков от каж­ дого из трех трупов. После ультразвуковых и рентгеновских измерений позвонок помещали в специально созданный стенд, где на него с высоты 60 см падал груз массой 11 кг, после чего проводили повторные изме­ рения.

Для проведения ультразвуковых испытаний была выбрана следующая сетка измерений (рис. 1): позвонок в плане был разделен на девять зон (1—9), а по высоте — на три пояса (I—III). Таким образом, на каждом позвонке проводили измерения в 27 местах. Каждое измерение повторяли три раза, и общее число измерений на одном позвонке составило 162 — по 81 до и после удара. Как показано в1, в случае ультразвуковых изме­ рений на постоянной малой базе основным источником погрешностей при определении скорости ультразвука является точность определения базы измерения /, дающая тем большую ошибку, чем меньше I и больше упру­ гость испытываемого материала. Поэтому нами для точной фиксации базы измерения был создан стенд на основе штатива микроскопа с пред­ метным столиком и микро- и макроскопическими винтами. Предметный столик стенда был сделан подковообразным с двумя винтами для креп­ ления измеряемого объекта — позвонка. Экспоненциальные концентра­ торы были прикреплены к подвижной части штатива. Для борьбы с акус­ тическими наводками концентраторы изолировались прокладками из пробки и войлока. Расстояние между концами концентраторов в наших экспериментах было постоянным и равнялось 8 мм. На электронно-лу­ чевой трубке прибора ДУК-20 отсчитывалось время распространения ультразвукового импульса т в микросекундах, связанное со скоростью

распространения изгибной волны зависимостью С„=

[м/с]. Точность

_________

т —43

* Идею акустического исследования позвонков выдвинул в 1976 г. 1И. Ж- Пурины»!■

122

измерения времени прохождения ультразвука оценивали коэффициентом вариации vB, рассчитанным по данным параллельных измерений на одном и том же месте на позвонке. В среднем по всем позвонкам ив составило 0,40% до удара и 0,52% после него. Коэффициент вариации был практи­ чески одинаковым как для грудных, так и для поясничных позвонков; он несколько различался по поясам измерения: до удара — 0,42% для I пояса, 0,38% для II и 0,41% для III.

Опыты* показали, что время распространения ультразвука по позвон­ кам сильно различается, что указывает на большую акустическую неод­ нородность исследуемого объекта. Средние значения времени распростра­ нения ультразвуковых колебаний тп и коэффициент вариации vn для каждого позвонка в зависимости от его расположения в позвоночнике показаны на рис. 2. Видно, что для грудных позвонков средние значения различаются мало, тогда как для поясничных позвонков эти различия вы­ ражены сильно, что косвенно указывает на их большую индивидуаль­ ность. Самые большие значения времени распространения ультразвука наблюдаются у позвонков с биологическим возрастом 22 года, причем в этом случае все поясничные позвонки имеют значительное (на 4%) уве­ личение значения времени по сравнению с грудными. Для возраста 39 лет наблюдается иная закономерность — время распространения наимень­ шее, причем для нижних поясничных позвонков оно достигает минималь­ ного значения. Для возраста 59 лет время распространения ультразвука в поясничных позвонках опять увеличивается, приближаясь к значениям времени для возраста 22 года. Таким образом, по этим данным косвенно можно заключить, что упругие и прочностные свойства компактной кост­ ной ткани поясничных позвонков достигают максимума около 35—45 лет.

Другой закономерностью, вытекающей из наших экспериментальных данных, является увеличение акустической неоднородности позвонков в зависимости от биологического возраста, о чем убедительно свидетельст­ вует увеличение коэффициента вариации (см. рис. 2—б). Это согла­ суется с данными1 по исследованию большеберцовых костей, где было установлено, что с биологическим возрастом кости сильно увеличиваются различия в скорости ультразвука в разных местах большеберцовой кости.

6

Чп°/о

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис.

1. Схема ультразвуковых измерений на позвонке.

Рис. 2. Средние значения времени распространения ультразвука на позвонке (а) и коэф­ фициент вариации времени распространения (б) в зависимости от места расположения позвонка в позвоночнике. 1 — биологический возраст 22 года; 2 — 39 лет; 3 — 59 лет.

* В опытах участвовали М. Ф. Ректнньш, А. М. Татаринов и Э. Пукитис.

123

а

б

Рис. 3. Время распространения ультразвука по зонам измерения на позвонках с биологи­ ческим возрастом 39 лет: a — средние значения по четырем грудным позвонкам; б — то

же по пяти поясничным.

Рис. 4. Значения коэффициента вариации vn по зонам измерения на позвонках с биологи­ ческим возрастом 39 лет. 1 — средние значения по четырем грудным позвонкам; 2 — то же по пяти поясничным.

На рисунках 3 и 4 показаны экспериментальные данные по распреде­ лению времени распространения ультразвука по зонам и поясам позвон­ ков с биологическим возрастом 39 лет. По этим усредненным данным вы­ являются закономерности, заключающиеся в том, что наименьшее время т наблюдается в передних зонах (3—7) позвонков, что указывает как на увеличенную упругость и прочность костной ткани в этих зонах, так и на значительное утолщение в этих местах передней стенки позвонка. Наи­ более сильно эти изменения выражены в среднем — II — поясе. Однако для каждого отдельного позвонка может существовать индивидуаль­ ная закономерность, отличная от усредненной — на это указывают боль­ шие значения коэффициентов вариации по зонам (см. рис. 4). Наиболее однородными, по этим данным, являются грудные позвонки в зонах 3—5.

Для изучения влияния удара на время распространения ультразвука по всем экспериментальным данным отдельно для каждого биологиче­ ского возраста и вида позвонков строились гистограммы, которые были описаны законом нормального распределения (рис. 5, табл.). Четко про­ явилось увеличение неоднородности костной ткани позвонков с возрастом.

Статистические характеристики нормального распределения времен распространения ультразвука в позвонках

Биоло­

 

 

 

Математи­

Среднее

Коэффи­

Коэффи­

гиче­

Вид по­

МЬмент

Объем

квадрати­

ческое

циент

циент дест­

ский воз­

звонков

испыта­

вы­

ожидание

ческое от­

вариации

рукции

раст,

 

ния*

борки

х х , МКС

клонение

%

k R

годы

 

 

 

S x , мкс

2

2

Грудные

д

108

55,9

2,27

4,06

0 , 6 8

 

 

 

п

108

56,2

3,30

5,80

 

 

 

Поясничные

д

135

60,5

2,54

4,20

0,80

 

 

 

п

135

61,0

3,13

5,12

 

39

Грудные

д

108

54,6

3,20

5,85

0,79

 

 

 

п

108

55,6

3,94

7,05

 

 

 

Поясничные

д

135

53,4

3,11

5,85

0,87

 

 

 

п

135

54,6

3,47

6,36

 

59

Поясничные

д

135

55,3

3,82

6,90

0,85

 

 

 

п

135

56,0

4,40

7,84

 

* Д — до удара; П — после удара.

124

Рис. 5. Гистограммы и кривые нормального распределения времени распространения ультразвука в поясничных позвонках с биологическим возрастом 22 года (а), 39 (б)

и 59 лет (в) до удара (1) и после удара (2).

Влияние механического удара на позвонки может выражаться двояко: во-первых, отдельные участки костной ткани будут уплотняться и в этих местах время распространения ультразвука должно уменьшаться и, вовторых, под влиянием напряжений, вызванных ударной нагрузкой, будут образовываться микро- и макротрещины, что, в свою очередь, вызовет увеличение времени т. Анализ результатов показывает, что во всех группах позвонков время прохождения ультразвука т увеличивается в среднем на 1%. Это свидетельствует о том, что большее влияние оказы­ вает второй фактор — образование трещин. Кроме того, под влиянием механического удара происходит существенное (в среднем на 20%) уве­ личение коэффициента вариации vx. Для комплексного учета влияния удара на акустические свойства позвонка был введен коэффициент де­ струкции

U _ Т(л;)дУ(х)д «Д- T(*)nU(x)n>

где Т(зс)Ди ^ д — время распространения ультразвука и коэффициент ва­ риации до удара; Т(Х)Пи V(Xyn то же после удара. Как показывают данные таблицы, &д значительно больше для грудных позвонков. Это объясня­ ется, по-видимому, их меньшим поперечным сечением, по сравнению с поясничными, ввиду чего при падении груза на них действуют большие напряжения, вызывающие дефекты структуры.

СП И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1.Применение поверхностных волн ультразвука для изучения свойств большеберцо­ вых костей человека. — Механика полимеров, 1975, № 4, с. 674—679. Авт.: В. В. Дзенис,

А.А. Мертен, В. К■Бернхард, В. В. Шумский.

2. Исследование влияния физических нагрузок на состояние большеберцовых костей

человека по данным ультразвуковых измерений. — Механика полимеров, 1976, № 6,

с.1079—1083. Авт.: А. А. Мертен, В. В. Дзенис, В. К■Бернхард, Г А. Янковский.

3.Кнетс И. В., Дзенис В. В. Корреляции между скоростями поверхностных волн ультразвука и характеристиками механических свойств костной ткани человека. — Меха­

ника полимеров, 1975, № 5, с. 906—910.

4. Исследование неоднородности акустических свойств большеберцовой кости че­

ловека. — Механика полимеров,

1974, № 5, с. 892—901. Авт.: Ю. К. Вилкс, Ю. Ж. Саул-

гозис, А. А. Балодис, И. В. Кнетс, X. Я. Янсон.

Рижский медицинский институт

Поступило в редакцию 08.06.78

Рижский политехнический институт

начально воспринимают основную нагрузку. Остистые отростки в этот момент изгибаются, не нарушая целостности, а ребра вращаются в су­ ставных головках. При этом тела позвонков и поперечные отростки за­ метно не деформируются. Остистые отростки, воспринимая нагрузку, ис­ пытывают деформацию изгиба. При достижении нагрузки примерно 2,94—3,53 кН возникают переломы их в точках, расположенных на рас­ стоянии около 2/3 от свободных концов. Обычно переломы остистых от­ ростков представляются извилистой линией, идущей косопоперечно, с мелкозазубренными краями. Сломанный участок придавлен к нижеле­ жащему остистому отростку. В этот момент ребра ротируются в сустав­ ных головках, появляются разрывы связочного аппарата. Межреберные мышцы растягиваются из-за увеличения межреберных интервалов, но не разрываются.

При статической нагрузке 4,7—5,1 кН после значительного разрыва связочного аппарата в области головок ребер и перелома остистых от­ ростков начинается второй этап повреждений. Силовое воздействие те­ перь воспринимается поперечными отростками, дужками и сохранивши­ мися участками остистых отростков. Кинематика нагружения элементов позвоночника на данном этапе такова, что дужки позвонка подвергаются совместной деформации изгиба и кручения. Переломы поперечных от­ ростков располагаются трансверсально в области перешейков. На дор­ зальной поверхности их костная ткань испытывает растяжение — в силу этого края зияют. На вентральной поверхности отмечается сжатие кост­ ной ткани. Одновременно возникают переломы латеральных участков ду­ жек. Сломанный ее участок продавливается в полость спинномозгового канала, просвет которого резко уменьшается. Возникают размозжение и выдавливание спинного мозга.

Статическая нагрузка около 9,81 кН приводит к деструкции тел позвонка — третий этап повреждений. При этом наблюдается полное раз­ рушение остистых и поперечных отростков, а также дужек. Просвет спин­ номозгового канала закрывается за счет костных фрагментов. По высоте тел позвонков закономерно образуются глубокие трещины, идущие со сто­ роны спинномозгового канала, где края переломов зияют. Механизм об­ разования последнего перелома тел позвонков объясняется передачей статических усилий через ножки поперечных отростков на латеральные стороны. Овальная форма, вогнутость дорзальной и выпуклость вен­ тральной поверхностей тел позвонков создают условия концентрации на­ пряжений в средней части дорзальной поверхности тела позвонка. Этим объясняется возникновение и дальнейшее развитие повреждений тела позвонка со стороны спинномозгового канала.

В целом процесс деформации тел позвонков заключается в первона­ чальном повреждении губчатого вещества. Компактный слой вдавлива­ ется в губчатый, затем разрушается. Большие силовые воздействия при­ водят к полному разрушению всех структурных элементов позвоночника, а их тела сплющиваются.

Для создания расчетной схемы деформирования позвоночника были использованы результаты экспериментов. Описанная картина разруше­ ния позвонка позволяет создать для каждого этапа свою расчетную модель.

Ввиду отсутствия сводных данных о размерах отдельных анатомиче­ ских элементов позвонка, их диаметра в различных сечениях нами про­ веден ряд исследований. Штангенциркулем были измерены на одном и том же уровне высота, толщина и ширина остистых и поперечных от­ ростков, дужек и тел скелетированных грудных позвонков с последующей статистической обработкой цифровых данных.

Сведений о прочности ткани остистого отростка при статических на­ грузках в литературе нами не найдено. Тождественность антропометри­ ческих измерений с ребрами позволила при расчетах допустить, что

127

предел прочности материала остистого отростка равен пределу прочности реберной ткани6. При расчете деформации и разрушения дужек позвон­ ков мы приняли, что предел прочности материала дужек близок к 9,12 кН/см27. При расчете прочностных свойств тел позвонков были ис­ пользованы числовые данные8 о прочностной характеристике костной ткани позвонков в зависимости от возраста и пола, найденные при испы­ таниях на сжатие.

Расчет модели позвонка. При теоретическом расчете реальный позво­ нок моделировался набором взаимосвязанных стержней. Остистый отрос­ ток и дуги представлялись прямыми стрежнями, а тело позвонка вместе с поперечными отростками — кривым стержнем большой кривизны. В на­ чале деформации при неповрежденном остистом отростке конструкция позвонка представляется достаточно жесткой, благодаря опиранию верх­ него позвонка на нижний через межпозвоночные суставные поверхности.

При расчете остистый отросток представляется консольной балкой с жестко заделанным в дужку концом, расположенной примерно под углом 30° к оси позвоночника (рис. 2—а). Эксперименты показывают, что опасным является сечение, расположенное примерно на 2/3 длины остис­ того отростка от свободного конца.

Исходя из указанной схемы, определим минимальную разрушающую остистый отросток нагрузку. Поперечное сечение его представляем в виде эллипса с большой полуосью в сагиттальном направлении. В качестве примера найдем разрушающую нагрузку для остистого отростка при сле-

Рис. 2. Расчетная схема остистого отростка и дужки позвонка: а — эпюра изгибающих моментов в остистом отростке; б — схема нагружения дужки позвонка; в — эпюра из­ гибающих моментов в дуге позвонка; г — эпюра крутящих моментов в дуге позвонка.

128