Скачиваний:
30
Добавлен:
05.01.2023
Размер:
95.17 Кб
Скачать
  1. Черты новаторства в «панаевском цикле» стихотворений н.А. Некрасова.

Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна” («Мы с тобой бестолковые люди...»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н.Скатова, он “не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу”.

Авдотья Алексеевна Панаева — главный адресат интимной лирики Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Сам Некрасов видел в своих стихах не просто стихотворное обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти стихи в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. “Панаевский цикл” — пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нём мы почти не найдём социальных мотивов, присущих всей лирике Некрасова. Стихи цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев. Что можно сказать об этих двоих? Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о нём мало что известно. В центре “панаевского цикла” — она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он “дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать”.

Основные мотивы “панаевского цикла” - ссоры («Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя...», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей...»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно — отвергнутый тобою...»); писем («Сожжённые письма») и др. “Панаевским” стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год — сломил меня недуг...» и «Тяжёлый крест достался мне на долю...», «Прости» и «Прощание»).

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; “нервность” интонации, передающая почти “достоевские” страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

  1. Жанровое своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья в поэме.

Поэма - итог поэтической деятельности поэта. Этому произведению Некрасов отдал 11 лет своей жизни. Он начал работать над поэмой в 1863 году и не закончил работу, умер. Жанр произведения — а исследователи называют его обычно эпической поэмой или поэмой-эпопеей — достаточно необычен для 19 века. Эпичность поэмы проявляется и в композиции, и в неспешном движении сюжета, и в пространственной широте изображенного мира, и в многочисленности населяющих поэму героев, и в огромной временной, исторической протяженности, и, главное, в том, что в поэме Некрасов смог уйти от своей лирической субъективности и рассказчиком и наблюдателем здесь становится сам народ. Даже неоконченность поэмы, конечно непредумышленная, кажется частью замысла. Пролог, обнажая главную идею — найти счастливого, задает такую долговременность событий, что поэма может расти как будто сама по себе, прибавляя все новые части и главы, объединяемые рефреном: «Кому живется весело, / вольготно на Руси?» Первые же слова: «В каком году — рассчитывай, / В какой земле угадывай...» — задают масштаб места — это вся Русь, и масштаб времени —не только настоящее (определение мужиков как «временно обязанных» дает временной ориентир — вскоре после крестьянской реформы), но и недавнее прошлое, о котором вспоминает и поп, и помещик, и Матрена Тимофеевна, и еще более дальнее — молодость Савелия, и еще дальше — народные песни из «Пира на весь мир» не имеют определенной временной приуроченности. Вопрос, о котором спорят герои, тоже эпический, потому что это центральный для народного сознания вопрос счастья и горя, правды и кривды. Решается он всем миром: поэма многоголосая, и каждый голос — своя история, своя правда, найти которую можно только совместно.

Поэма писалась уже тогда, когда реформа по освобождению крестьян была произведена. видел, что окончательного освобождения не произошло, Основной темой всего творчества тема родины, тема тяжелого положения народа. И всегда волновал Некрасова вопрос, может ли быть счастлив русский человек. Основное содержание поэмы состоит в гневном воспроизведении русской действительности пореформенного периода. Внешне композиция поэмы проста. Она состоит из самостоятельных частей, объединенных единой сюжетной линией. Путешествие крестьян-странников, ищущих того, кому на Руси жить хорошо, дает возможность поэту нарисовать ряд характерных картин. Поэма утверждает, что крестьяне счастливы быть не могут. Об этом говорят даже названия деревень: Заплатово, Дырявино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Крестьяне ненавидят помещика и попа, понимают, что разорвавшаяся цепь крепостного права "ударила одним концом по барину, другим -— по мужику". у". В главе "Счастливые" предстают назвавшие себя счастливыми, чтобы получить чарку. Что же за счастье у людей? Хороший урожай репы на огороде у старухи. Хорошие заработки каменотеса. Битый палками, но не убитый в сражениях солдат. Наевшийся хлеба крестьянин. Выслушав всех счастливых, мужики делают верный вывод, что в среде народной счастливого нет. Среди образов крестьян мы видим многих, достойных уважения. Это и Яким Нагой, и богатырь Савелий, и другие.

Попав на сельскую ярмарку, они бросают просто в толпу клич: "Эй! Нет ли где счастливого? Явись!" На этот необычный призыв откликнулось немало людей. Но по-настоящему ли они счастливы? Первым пришел "дьячок уволенный" и стал уверять странников, "что счастие не в пажитях, не в соболях, не в золоте", а в "благодушестве": он чувствует себя счастливым, если погреться на солнышке да пропустит "косушечку". По другой причине счастлива "старуха старая, рябая, одноглазая": у нее на небольшой огородной гряде "родилось реп до тысячи". Но их счастье - это маленькое, убогое счастье. Больше права назваться счастливым имеет "солдат с медалями", ведь он уцелел в 20, неоднократно был бит палками "за провинности, великие и малые", но все-таки остался жив. И странники согласны с ним: На! выпивай, служивенький! С тобой и спорить нечего: Ты счастлив - слова нет! Чувствует себя счастливыми "каменотес-олончанин": он счастлив своей богатырской силой, тем, что может работать с раннего утра и до полуночи, наколачивая в день щебенки "на пять серебром". Но это счастье преходяще, как и его сила. По-своему счастлив крестьянин-белорус, ведь теперь он может досыта поесть "ржаного хлебушка"! Но это народное счастье -"счастие мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями". Совсем по-другому понимает счастье дворовый человек князя Переметьева. Он счастлив тем, что был у князя "любимый раб", а его жена "раба любимая", что болен "болезнью благородную" чувствует себя почти что дворянином. Но это холуйское счастье, счастье раба, и мужики с презрением прогоняют его. Называют счастливой и Матрену Тимофеевну Корчагину. Этого почета она удостоилась за то, что ей действительно однажды повезло в жизни: пожалела ее добрая губернаторша, сжалилась над нею и ее детьми, помогла вернуть из рекрутов несправедливо взятого мужа. Но сама Матрена Тимофеевна не считает себя счастливой, слишком много горя и людской несправедливости пришлось ей перенести. Она таки говорит мужикам-странникам: А то, что вы затеяли Не дело - между бабами Счастливую искать! Так кто же по-настоящему счастлив, есть ли такой человек в поэме? Или все же "от счастия народного ключи давно потеряны"?

На этот вопрос отвечает образ Гриши Добросклонова. Гриша происходит из самой народной гущи. Его отец - бедный деревенский дьячок, мать - "батрачка безответная", и сам Григорий с малых лет знал народную жизнь, мужицкие радости и беды. Он чувствовал свою неразрывную, кровную связь сродной "вахлачиной", часто тосковало ней в семинарии. С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлачине Слилась, - и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет. Он решил посвятить свою жизнь борьбе "за счастие народное", и поэтому чувствовал себя по-настоящему счастливым. Его ждал особый путь в жизни, "путь славный, имя громкое народного защитника, чахотка и Сибирь". Многие близкие друзья Некрасова прошли этим путем, и только такой трудный, тернистый путь борьбы за народное счастье мог принести человеку ощущение значимости собственной жизни, недаром фамилия Гриши перекликается с фамилией Н.А. Добролюбова, посвятившего свою жизнь служению народу. По первоначальному замыслу Некрасова в поэме не было ни одного счастливого героя, кроме мужика-пьяницы, пропивающего в кабаке последнюю копейку и поэтому на время забывающему свои горести, но затем замысел писателя изменился. Он решил показать, что только человек, живущий ради блага всего народа, а не только ради своих маленьких, эгоистичных желаний и стремлений, может быть счастлив по-настоящему. И неслучайно поэтому поэма завершается песней Гриши, посвященной России и ее народу: Ты убогая, Ты и обильная, Ты могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! Сила народная, Сила могучая— Совесть спокойная, Правда живучая! И Гриша, придумавший эту песню, слышит в своей груди "силы необъятные", он поет "воплощение счастия народного", и странники вполне могли бы отправиться домой, потому что проблема народного счастья находит своё разрешение в поэме через образ единственно счастливого человека —Григория Добросклонова.

Соседние файлы в предмете История отечественной литературы