Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / YuK_ustupka_izmenenia.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
172.03 Кб
Скачать

Интересный вопрос

Каковы последствия, если уступка совершена вопреки запрету, установленному законом: она ничтожна или оспорима?

Имущественные права отнесены к понятию имущества (ст. 128 ГК РФ). Следовательно, уступку имущественных прав требования можно рассматривать как распоряжение имуществом. Последствия распоряжения имуществом вопреки запрету или иному ограничению предусмотрены в статье 174.1 ГК РФ. Если запрет вытекает напрямую из закона, то сделка, совершенная вопреки этому запрету (в том числе уступка права), ничтожна. Если же запрет наложен в судебном или ином установленном законом порядке в пользу кредитора или иного управомоченного лица (например, суд в качестве обеспечения иска ввел запрет на распоряжение), то сделка не ничтожна. Последствия будут зависеть от осведомленности приобретателя (цессионария) о запрете.

Иначе должник может рассчитывать только на общую норму о том, что сторона, нарушившая обязательство, должна возместить контрагенту убытки (ст. 393 ГК РФ).

Новое специальное правило для уступки денежных требований. Для предпринимательских отношений предусмотрены другие последствия нарушения запрета на уступку права требования денежного долга (или иного ограничения уступки). Прямо установлено, что такое ограничение не лишает уступку силы (а значит, не является основанием для оспаривания цессии, даже если новый кредитор знал о запрете) и не может служить основанием для расторжения договора, из которого возникло уступленное требование. Единственное, на что может рассчитывать должник в связи с нарушением запрета (или иного ограничения) на уступку, – это привлечение кредитора (цедента) к ответственности за нарушение соглашения о запрете (или ином ограничении) уступки (п. 3 ст. 388 ГК РФ). Но и то, конечно, только если соглашение о запрете или ином ограничении уступки содержит одновременно условие об ответственности за его нарушение. Иными словами, в отношении денежного требования, которое возникло в рамках предпринимательских отношений, должник фактически не может воспрепятствовать смене кредитора (то есть не может ограничить оборотоспособность денежных прав требования), а может лишь высказать «пожелание» кредитору не уступать требование к нему другим лицам. Если кредитор согласится с этим пожеланием, то стороны могут включить соответствующее ограничение в договор, а чтобы оно не было чисто декларативным, его можно подкрепить мерами ответственности кредитора в случае нарушения данного условия.

Правило для уступки неденежных требований. Специальное правило действует лишь в отношении уступки денежных требований. А для уступки неденежных требований установлено правило, общее как для предпринимательских, так и непредпринимательских отношений: уступку можно запретить или ограничить в договоре (п. 4 ст. 388 ГК РФ), и тогда должник сможет оспорить уступку, совершенную вопреки запрету, если новый кредитор знал о запрете (п. 2 ст. 382 ГК РФ).

Даже если никакого ограничивающего условия в соглашении между должником и кредитором нет, для уступки неденежного требования специальное ограничение предусмотрено законом: кредитор может уступить такое право без согласия должника, только если уступка не делает исполнение обязательства значительно более обременительным для должника (п. 4 ст. 388 ГК РФ). Следовательно, если должник докажет, что в результате уступки неденежного требования исполнение этого требования стало для него значительно более обременительным и при этом у него не спросили согласия, то он может оспорить уступку на основании статьи 173.1 Гражданского кодекса (недействительность сделки, совершенной без необходимого в силу закона согласия третьего лица). В этом случае тоже надо доказать, что новый кредитор знал о том, что для уступки требовалось согласие должника (то есть знал, что перемена кредитора делает для должника исполнение более обременительным) и что должник не давал согласия на сделку (п. 2 ст. 173.1 ГК РФ).

Лучше не ограничиваться изучением договора, из которого возникло уступаемое требование, на предмет наличия ограничений, а запросить у цедента письменное подтверждение того, что между ним и должником не было никаких соглашений о запрете цессии. Тем самым цессионарий получит доказательства своей добросовестности.

Как применять новую редакцию. В новых условиях оборотоспособность прав требований в коммерческих отношениях возрастет. Теперь правовые риски цессионариев в части возможности оспаривания цессии должниками из-за соглашений между ними и первоначальными кредиторами об ограничении цессии снижаются. В случае уступки денежных требований эти риски вообще равны нулю. В случае уступки неденежных требований цессионарию для предотвращения рисков необходимо, во-первых, оценить цессию с точки зрения создания сложностей должнику и при малейшем их наличии потребовать от цедента получить согласие должника, во-вторых, сделать все возможное, чтобы убедиться в отсутствии соглашения о запрете цессии .

Заключая договоры любого вида, предполагающие денежные платежи со стороны компании, теперь необходимо помнить, что наличие в этом договоре запрета или иного ограничения уступки права требования само по себе не будет иметь практического значения. Если для компании важно ограничить возможность кредитора уступить право требования к ней другому лицу, то в этих целях необходимо одновременно устанавливать ответственность кредитора за нарушение данного ограничения (в частности, неустойку). Такая мера будет единственным сдерживающим фактором для кредитора, если он пожелает нарушить запрет на цессию.

Положения новой редакции применяются к правоотношениям, возникшим после дня ее вступления в силу, то есть после 1 июля 2014 года п. (1, 3 ст. 3 Федерального закона от 21.12.03 № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса »). Следовательно, цессии, совершаемые начиная с указанной даты, подчиняются уже новой редакции. Однако возникает некоторая неясность со случаями, когда цессия совершается после вступления в силу новой редакции, но запрет на ее совершение был установлен в договоре между первоначальным кредитором и должником до 1 июля 2014 года. Получается, что стороны, устанавливая этот запрет в договоре еще в период действия старой редакции Гражданского кодекса, исходили из ее положений и судебной практики, сложившейся на тот момент, и рассчитывали на иные последствия запрета (на то, что уступка требования, совершенная вопреки договорному запрету, будет считаться незаконной и ее можно будет оспорить). Возможно, в таких ситуациях есть основания применять прежнюю редакцию Гражданского кодекса, исходя из того, что правоотношения по установлению договорного запрета возникли в период действия прежней редакции. Окончательную ясность в эту ситуацию должна внести судебная практика.

Соседние файлы в папке !!Экзамен зачет 2023 год