Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

11004

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
26.93 Mб
Скачать

Палитра перелёта

***

Света стояла на обочине дороги не в силах перейти на другую сторону – машины безжалостным, едко пыхтящим потоком неслись, подсекая одна другую, в деловой потребности куда-то срочно успеть. «Как они спешат – надо ждать. Не перейти!» Дома громадными остекленелыми частоколами вонзались в морозное небо Москвы. «Пора уезжать – осталось три дня». ВРЕМЯ КОНЧИЛОСЬ.

Граница вздоха. Граница ступени. Граница перелёта. Что ЗА…? ЗА ней. ЗА смыслом. ЗА ответом.

Начало нового вопроса.

ЗА – земление. ЗА – рождение. ЗА – вязка. Закостенелость затворяется засовом.

Запредельность зазывается звоном. Призыв. Приказ продержаться:

промыслив проделанное, пережить, перекрыть прочувствованное полнотой познания. Постижение подвига подъёма.

Память пульса.

Программа подчинения пере-ходу.

Всё. Машины застопорились на дальнем светофоре, заблокировав свою копошащую суетливость в мыторную длинную пробку. «Переходим…»

41

Таисия Чевская

***

Предстояло вернуться к временно покинутым студентам. Света частенько вспоминала о них в разговорах с Иваном. Он читал философию в нескольких московских университетах, в одном из них заведовал кафедрой. Иван иногда ворчал, сетуя на зависимость от начальства, собирался оставить заведование:

- Мне достаточно одного лекционного дня в неделю для самовыражения.

А Света обычно пропадала на работе от зари до зари, не мысля себя без общения с молодёжью. Кроме лекций и занятий по математике, её стихией были студенческий клуб, поэтический театр, даже летом она не расставалась со своими подопечными – организовывала походы на природу. Только кардинальная смена обстановки могла вынудить её остановиться и оглядеться.

Может ли для женщины работа (не то чтобы карьера, а просто работа в значении «служба») быть смыслом? Мужчинам явно проще: для них оправданием легко может служить и работа, и «спетая» компания, и даже просто безделье – как способ воплощения философствующего сознания. А вот женщина обречена социумом на обретение осмысленности жизни только через отражение в глазах мужчины, готового ей служить. Хотя внешне вроде бы она ему служит (в земном бытовом ракурсе). Но он служит ей смыслом, способом её самоутверждения. Кто женщина без мужчины?

У Светы был великолепный повод восхищаться Ильёй, пока она сама считала увлечение математикой главной особенностью своей натуры. Если бы он, внимая данному Богом таланту (что, как известно, всегда есть поручение), не уставал двигаться к новым интеллектуальным вершинам, возможно, он мог и далее привлекать Светлану. Но как раз в то время, когда сначала Илья, а затем Света стали преподавать в вузе, служение

42

Палитра перелёта

науке перестало быть престижным и хорошо оплачиваемым занятием. Илья проявлял истинное мужество, изыскивая способы достойно прокормить семью. В этих условиях Света с неумолимой правдивостью (что считала, конечно, проявлением силы духа) имела совесть упрекать Илью:

-Будь у меня твоя голова, я не искала бы, чем заниматься, несмотря ни на что, вопреки всему! Для тебя это так очевидно с детства – путь указан!

-Я так не могу. Мне важна семья и просто жизнь. Продемонстрировав приверженность семейным

ценностям, Илья тем не менее отказался после рождения Серёжи от идеи второго ребёнка, которую Света пробовала продвинуть. Это стало основной его ошибкой, если считать, что Илья, действительно, хотел удержать Свету. Наступило время, когда он пытался препятствовать её решению развестись, то почти доходя до бешенства, то впадая в депрессию. Но было уже поздно – выбор был сделан его собственной жизненной позицией, определённой когда-то давно. А если придерживаться мнения, что мужчина внутренне ведом женщиной, то это был выбор Светы.

Появление Игоря знаменовало период расцвета женской страстности Светланы, не вычерпанной тем не менее им до дна, но явно преобразованной и, по её ощущениям, наполненной теперь, рядом с Иваном, чем-то совершенно новым.

***

Два месяца Света не разрешала себе думать о Москве: Серёжа готовился к тестам, дважды писал их в институте по русскому и математике. Вместе с выпускными ему за весну и лето предстояло сдать двенадцать экзаменов. Одиннадцатый класс – лихой период жизни. Если бы она могла, она сама

43

Таисия Чевская

прошла бы не единожды любые экзамены – насколько легче самой! «Но должен идти он – мой мальчик!»

Переживший раскол матери и отца, Серёжа не по-детски сочувствовал Светлане в болезненных перипетиях её личной жизни, как будто уважая неземную суть её тоски.

Сизов почему-то не звонил. Неожиданно появилась боль в ноге, то ослабевая, то резко усиливаясь при любом движении. Вспомнив давнюю рекомендацию подруги, Света обратилась к специалисту по разным видам массажа Петру Викторовичу. На приёме он дал понять, что с позвоночником шутить нельзя, что в её возрасте не дело играть в лихие тренировки. Света даже начала прислушиваться к его советам: что надо пойти к врачу и пройти обследование, и вообще пора учиться думать о себе, заниматься собой.

«Конечно, пора! После ближайшей поездки в Москву первый визит – к врачу. Всё успела! Контрольные проверены, статья сдана в редакцию. Завтра – глоток свободы и начало новой жизни».

***

Чуть прислонившись в электричке к плечу Ивана, Света вздохом ощутила притягательный, едва уловимый родной запах, и мгновенно впала в состояние упоительного блаженства. Ей предстояло сделать новый шаг в мир Ивана – он вёз её на дачу.

Весеннее Подмосковье завораживало магией пробуждения. Под ногами шуршал гравий. По обе стороны от дорожки по-московски зажиточно благоустроены огороженные толстыми кирпичными или плотными деревянными крашеными заборами личные земельные угодья, иногда напоминавшие небольшие поместья: отдельный коттедж для хозяев, дом для прислуги и охраны, отдельно – кухня, детская площадка, бассейн. Около строений возились пропылённые смуглые

44

Палитра перелёта

гастарбайтеры, терпеливо продолжавшие опредмечивать денежные накопления владельцев. Не по-майски щедро разыгралось солнце – от него уже хотелось укрыться.

- Угадай, на какой стороне наш дом.

В перспективе улицы ближе к лесу, по одной стороне помпезность построек снижалась, уступая место зелени и цветам.

-Слева.

-Верно, мы уже почти пришли.

У калитки Света остановилась. Очарование! Небольшой участок, на котором был продуман каждый уголок. В центре – открытая беседка, от неё – дорожки к кухне, лужайке, бане и к двухэтажному деревянному дому, открывающемуся ладным резным крыльцом. Всё в цветах.

«Как хорошо! Как благодатно!» Света мгновенно приняла внутреннюю жизнь дома, дух его. Внезапно обретённый островок уюта. Она не была здесь хозяйкой и не чувствовала, что будет – она просто входила, бережно и деликатно наполняя пространство своим присутствием и женскими хлопотами.

Мерно сыпались звёзды потоком в окно из ковша,

Когда ты меня нежностью трепетно прятал в объятье.

Развернувшись, наполнилась звоном небесным душа –

Серебром от Луны заиграла в Божественной стати.

45

Таисия Чевская

***

Трепетность весны распустилась огненным зноем лета. Света снова приехала к Ивану. Поутру томно благоухали пышные шапки белых, сиреневых и нежно-розовых флокс; кусты зрело распустивших лепестки роз сверкали капельками влаги. Она пыталась проснуться пораньше, чтобы успеть вдохнуть свежесть утренней прохлады. Её уже ждали выстроившиеся вдоль дорожек красные блюдца цинний, весёлые бархотки и львиный зев, чуть покачивались при дуновении астры, георгины и высокие гладиолусы.

Иван к этому часу успевал уже прогуляться по лесу и облиться холодной водой. Они завтракали на ещё не прокалённой солнцем веранде, обмениваясь спокойными фразами, никак не разрушавшими очарования за окном.

Почему мы любим цветы? Раскрывшиеся лепестками совершенные формы. Они – прекрасные и скоро опадающие – символы счастья.

Счастье – это состояние, в котором человек ничего не ждёт. Он абсолютно растворён в настоящем – он обрёл. На мгновение, часы или годы. Он пришёл туда, где ему хорошо. Он пришёл в себя – в подлинность присутствия в себе. Как правило, благодаря обстоятельствам – сбывшимся мечтам.

Но не опасно ли долгое пребывание ТАМ? Если утрачены ожидания, то утрачены мотивы стремления к изменениям. А это уже застой. Это уже китайское проклятие: «Чтобы сбылось всё, чего хочешь». Жить тогда зачем?

46

Палитра перелёта

В чём мудрость? В неугомонности стремления к вечно удаляющейся мечте или в практике «присутствия в сиюминутности» в отбрасывании никчемных ожиданий?

Извечность устремления к покою. Призыв к бездействию.

Обретение отсутствия – отсутствие привязок.

Зов смысла. Взгляд внутрь.

Выброс определённости.

Душе нужны впечатления, остающиеся звёздами в сознании. Душа ценит полноценность проживаемых минут, открывающих новые ступени движения к счастью.

***

Время удалилось с небольшого островка огромной Земли – островка цветов и стихов, где остановили свой бег по жизни двое – двое вдохновлённых друг другом, сблизившихся до растворения всего суетного счастливых людей.

Сколько может длиться отсутствие времени? Они не знали. Но постепенно Света стала ощущать, что невесомость парения в искристой беззаботности чем-то нарушалась.

«Что изменилось?» Какая-то едва уловимая небрежность иногда проскальзывала поверх слов, взглядов и жестов Ивана. «Что это?» Глядя, как он самозабвенно поливает любимые цветы, Светлана пыталась анализировать. Человеку свойственно устремление к одиночеству – это естественно. Что тревожило? Она взяла книгу и, удалившись на лужайку, делала вид, что читает. В таком состоянии нельзя было готовить обед.

47

Таисия Чевская

Иван долго ничего не замечал. Проникаясь постепенно новым настроением, он наварил некрупной картошки и, разогрев рыбу, позвал, наконец, Свету в беседку, укрывавшую от жары обвивающими её листьями и фиолетовыми цветами клематиса. Она молчала.

- Послушай, я изменил концовку стихотворения, которое мы начинали в твой прошлый приезд:

Я в одиночестве беспечен, Без сна безумствуя строкой,

Когда к тебе спешил навстречу – На пир любви попал к другой.

Света вздрогнула:

-Как это «на пир любви попал к другой» – я не

понимаю.

-Ну, вот так – попал к другой!

-Я не понимаю.

-Подумаешь, моралистка какая! «Если нет у поэтов свиданий, значит нет у них и стихов…»

-Очень поэтично! Очень… Главное, ново…

Казалось, стихотворение стало формой выражения возникавшей холодности. Нет, не холодности – просто отдаления. Шаг назад или в сторону, всего один шаг. «Но зачем? Не надо так близко? Не надо так долго? Но разве долго? Но разве плохо? Остановись! Остановись!»

Почему люди отдаляются? Важно, очень важно быть одному – в себе самом, в глубине. Чтобы никто не касался. Никто! Даже я. Даже он. «Не бойся, Света, не бойся. Всё будет хорошо. Всё уже хорошо».

48

Палитра перелёта

***

Перед отъездом не спалось. В тишине медленно просветлялся лес. Прохлада уходящей ночи предваряла нарождающуюся истому июльского дня. Ничего нет вдохновеннее рассвета! Но только для созвучной ему души, растворяющей преграды наболевшего, нежно принимающей радость света.

О, рассвет, приходящий ветром, Нежным, чутким, едва заметным, Боль и страх отдавая вздохом, Наполняющим тишину Опустелых родных ладоней, Безвозвратных чужих событий, Задержавшихся сожалений И молитвенных слёз вослед.

Они пришли на перрон задолго до отправления поезда и стояли молча, держась за руки. Казалось, он что-то хотел сказать ей, но не мог верно выразить.

Горячее желание разобраться, помочь ему и себе обрести смысл и ясность распускалось в сердце, как цветок. Цветок был нежный, благоухающий, сильный и ранимый одновременно. Этот цветок жаждал, чтобы его лелеяли, и властвовал над всей душевной жизнью Светы своим неминуемым захватом, притягивающим, медленно, но неуклонно разгорающимся неземным светом. Разрастаясь и укрепляясь, цветок втягивал Светлану внутрь себя, заставляя её тоже светиться то внезапной беспричинной улыбкой, то искристой тёплою слезой

49

Таисия Чевская

Глядя в глаза Ивана, беспомощно открыто умоляюще обращённые к ней, Света ощущала только одно – неимоверную жалость. Это было желание прижать, приласкать, успокоить – унять его страстную самопорождающуюся внутреннюю боль. «Что с ним? Что я могу сделать для тебя, дорогой?»

Наша любовь – покаяние, причащение и Голгофа. Наша любовь – распятие добровольное самих себя во имя вознесения к собственной Сути,

к заложенному смыслу бытия, рождающемуся сердцем подвигу

отречения – обретения – взлёта. Взмахом огненных крыл сердца –

к пониманию Замысла.

Ты будешь самым дорогим Мне гостем в этот час.

Зажжётся пламя трех свечей, Благословляя нас.

Несётся вдаль, забыв покой, Душой рождённый свет.

Иэто будет наш призыв

Ибудет нам ответ.

50

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]