Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 курс / Нормальная физиология / Рогинский_Г_З_Развитие_мозга_и_психики.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
19.59 Mб
Скачать

73. Группа обезьян (гамадрилов) в вольере.

74 Кормлены обезьян а парке Сухумского питомника.

Обезьяна вовсе не «раб зрительного поля», как доказывал Келер". Шимпанзе достают приманку и в тех случаях, когда, цель и палка сразу находятся в разных зрительных восприятиях. Шимпанзе легко справились с зада­чами, которые, по мнению Келера, недоступны обезья­нам: из множества тесемок, расположенных за ре­шеткой в различных положениях, они выбирал» только те, которые прикреплялись к приманкам (рис. 75). Следовательно, шимпанзе улавливают некоторые свяэи и соотношения между предметами. В сравнительных опытах над собаками, кошками и крысами установлено, что эти животные не справ­ляются с аналогичными задачами.

Однако некоторые, очень простые, задачи оказа­лись и для шимпанзе необычайно трудными. Напри­мер, когда шимпанзе манипулировали палками с ручками, то они придвигали приманки не ручкой, и тыльной стороной палки (рис. 76). Они приме­няли такой менее удобный прием доставания, так как не имели навыков действовать палкой с ручкой. Точно так же ни одна обезьяна сразу не справилась с простой задачей подтягивания приманки сразу за два конца тесемки (рис. 77).

При использовании обходных путей к приманкам шимпанзе применяли (различные приемы, действуя руками, ногами и зубами, и часто проявляли боль­ший интерес к новым предметам (бумажкам, дере­вянным кубикам, игрушкам и т. п.), чем к пищевым приманкам. Это своеобразное «любопытство» к но­вому и игровые процессы в некоторых случаях больше помогали образованию навыков, чем под­корм.

75. Шимпанзе выбирает и подтягивает тесемку, привя­занную к приманки (опыты Рогинского).

76. Шимпанзе подтягивает приманку посредством палки «с ручкой (опыты Рогинского).

77. Решение задачи с подтягиванием приманки сразу за два конца тесемки оказалось недоступ­ным шимпанзе (опыты Рогинскою)

Для изучения вопроса о представлениях обезьян устанавливались 2, 3 или 4 ящика разной формы. Под один из ящиков закладывалась приманка, и за ширмой эти ящики передвигались на новые места. Обезьяны выбирали те ящики, под которыми нахо­дилась приманка. Следовательно, они сохраняли в памяти какие-то образы ящиков и скрытой в них приманки. В случаях, когда приманка за ширмой незаметно для обезьяны заменялась (например, вме­сто резиновой куклы укладывался кусок дерева), то обезьяна много раз заглядывала в ящик, нюхал з его, переворачивала и всем своим поведением произ­водила действия, направленные на поиски куклы, представление о которой она, очевидно, сохранила в своей памяти.

Интересное сравнительное наблюдение проведен® лад низшими обезьянами в кино.

Обезьянам, собаке и бурому медвежонку был по­казан фильм из жизни животных «Хищные». При первых резких движениях хищников на экране, обезьяны-зрители с визгом бросились на пол и за­крыли глаза. Некоторые стали выделять при этом кал и мочу. Медвежонок закрыл глаза как только в кино был выключен свет и на экран не смотрел.. Собака на фильм также не реагировала, а смотрела в противоположную сторону, прислушиваясь к шуму киноаппарата. Такие разные реакции - свидетель­ствуют о своеобразном поведении животных на раз­ных ступенях эволюции.

Новые исследования показывают, что обезьяны учатся не только путем «проб и ошибок». Они ре­шают, ориентируясь в обстановке, сравнительно про­стые задачи, избирая правильное решение из ряда возможных. Они по-разному комбинируют различ­ные приемы для решения специально усложненных задач. Опыты доказывают, что между психическими способностями низших и человекообразных обезьян нет того разрыва, который отмечен рядом исследо­вателей, и что низшие обезьяны по своей психике приближаются к человекообразным точно так, как последние родственны в этом отношении человеку. В соответствии с известным положением Энгельса, гласящем, что «изучая сравнительную физиологию, начинаешь от всей души презирать идеалистиче­ское возвеличение человека над всеми животными» (Ф. Энгельс. Письма К. Маркса и Ф. Энгельса), в свете, новейших данных науки заполняется также та пропасть, которую усматривали между обезьяной и человеком в области психологии.

Новейшие исследования над человекообразными обезьянами — шимпанзе — доказывают, что они ре­шают сложные задачи, свойственные им в их обыч­ной обстановке, и не справляются с легкими, но чуждыми им задачами. Современные обезьяны, хотя и происходят от общего с человеком предка, но они прошли также сложный путь эволюции и приспосо­бились к лесной жизни.

Поэтому вместе со сходными чертами в развитии психики человека и обезьяны выявляются и их су­щественные различия.

Происхождение и развитие человека обусловлено трудовой деятельностью. Основоположники мар­ксизма неоднократно это подчеркивали. Коренным отличием человека от животных является то обстоя­тельство, ч*о «животное, в лучшем случае, доходит до собирания средств существования. Человек же производит их» (Ф. Энгельс. Диалектика природы; ГИЗ, 1930, стр. 44).

«Труд...— первое основное условие человече­ского существования, — и это в такой мере, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» (Ф. Энгельс. Диалектика при­роды. ГИЗ, 1930, стр. 61). 2 Решительный шаг для перехода от обезьяны к че­ловеку был сделан в связи с переходом наших древ­нейших предков от хождения на четвереньках и лазания к прямой походке. Новый способ передвиже­ния раскрепостил руки, которые стали совершен­ствоваться в «ловкости и мастерстве», причем, «ру­ка, таким образом, является не только органом труда, она также ею продукт» В трудо­вой деятельности развилась членораздельная речи и общественная жизнь человека, вместе с которыми, как говорил Энгельс, мы вступаем в область истории. Если психика животных обусловлена только биоло­гическими законами, то человеческая психика является результатом общественного развития и воздействия.

МОЗГ ЧЕЛОВЕКА

Строение головного мозга человека гораздо слож­нее, чем строение мозга животных.

Поверхность больших полушарий мозга покрыта глубокими бороздами и извилинами. Рисунок по­верхности полушарий, расположение борозд и Изви­лин у разных людей не совпадают строго между собой, хотя подчинены общему плану.

Борозды делят каждое полушарие на 4 доли:

1) лобная доля занимает переднюю часть полу­шария до роландовой борозды;

2) теменная доля заключается между роландовой и сильвиевой бороздами;

3) височная доля лежит внизу от сильвиевой борозды;

4) затылочная доля занимает заднюю часть по­лушария.

Средний вес головного мозга человека разен 1 тысяче 400 граммам.

По абсолютному весу мозга, человека превосходят только крупнейшие животные: вес мозга кита со­ставляет 2 тысячи 500 граммов и слона — 5 тысяч граммов. Самое высокое место занимает человек и по относительному весу головного мозга (по сравнению с весом тела) и по сложности его внешнего и внут­реннего строения. Общая поверхность коры челове­ческого мозга равна 2 тысячам квадратных санти­метров; две трети поверхности коры находятся в глу­бине борозд между извилинами.

По сравнению с мозгом высших обезьян, у чело­века отмечается увеличение и усложнение борозд и извилин и значительное развитие лобной и теменной; областей коры. Кора больших полушарий, в зависи­мости от расположения и развития отдельных слоев и от строения клеток, делится на ряд отдельных уча­стков, или полей. Эти поля отличаются не только по своему строению, но и по функциям (рис. 78).

78. Схема локализации некоторых двигательных и чувствительных функ­ций в коре головного мозга.

79. Карта локализаций функций в коре головного мозга (по Бродману).

6O. Кривые колебаний электрическом тока с разных участков коры мозга: А — двигательного, В — зрительною к С —слухового (по Саркисову и Ливанову).

Бродман насчитывает у человека 52 различных корковых поля, Экономо и Коскинас выделяют около 100 таких полей (рис. 79).

Хотя за последние десятки лет собрано много> материалов об изменениях психической деятельности при разных опухолях, гнойниках и ранениях мозга, хотя в этой области производятся сложнейшие опе­рация по изучению мозга животных и человека, од­нако функции многих полей коры еще мало изучены.

С конца прошлого столетия для изучения функ­ций разных участков коры мозга начали применять электро-физиологическую методику. В настоящее время установлено, что в коре головного мозга, как и в других органах тела, возникают слабые электри­ческие токи, гак называемые биотоки. Биотоки мозга регистрируются при помощи специальных чрезвы­чайно чувствительных приборов. Установлено также, что колебания биотоков в разных участках коры мозга различны (рис. 80). При психических пережи­ваниях наблюдается резкое изменение биотоков. Современные данные науки устанавливают единство психических процессов и деятельности мозга. На­пример, разрушение зрительных центров приводит к слепоте, удаление слуховых центров вызывает глу­хоту и т. д. Опухоли в области двигательных цен­тров вызывают резкие изменения обычных движе­ний. После хирургического удаления этих опухолей восстанавливаются нормальные движения.

81. Рентгенограмма кровеносных сосудов головного мозга человека.

Доказано, что удаление отдельных участков коры приводит к выпадению определенных функций.

Но через некоторый промежуток времени в отдельных: случаях исчезнувшие функции могут быть восстано­влены. Невидимому, сохранившиеся центры заменяют собой разрушенные, и организм приспосабливается.

Интереснейшие материалы для изучения строения: и функций мозга дают рентгеновские снимки крове­носных сосудов мозга. Такие снимки (рентгенограммы) получаются при введении в сонную арте­рию специальных растворов, непроницаемых для рентгеновских лучей (рис. 81). :

Совершенно необоснованны стремления некоторых ученых объяснить различную степень развития умственных способностей и характера человека особенно­стями внешнего строения мозга или черепа. Давным-давно сдано в архив истории заблуждений учение Галля о выпуклостях мозга и черепа, будто бы вы­являющих умственные способности, характер и ин­тересы личности.

82. Схематический срез коры головного мозга (клеточное строение).

Современная наука с разных точек зрения ис­следует мозг. Много внимания уделяется изучению, внутреннего устройства коры. Общий тип -строения, характерный для большей части коры, — шестислойный. Главные элементы этих слоев — зернистые и пи­рамидные клетки (рис. 82). Нервные отростки этих клеток идут в разных направлениях. Волокна зерни­стых клеток разветвляются в коре вокруг клеток, других слоев. Волокна нервных клеток направляются в белое вещество к нижележащим отделам или свя­зывают между собой разные участки коры. Такое строение коры делает возможным соединение или слияние нескольких разных раздражений. Схемати­чески взаимосвязь коры с организмом можно пред--ставить следующим образом: возбуждение от орга­нов и с поверхности тела передается по чувстви­тельным волокнам в задние корешки спинного мозга. Поднимаясь по столбам спинного мозга, возбуждение направляется к полушарию противоположной стороны тела. Большие пирамидные клетки коры передают двигательные возбуждения через перекрест проводящих путей в продолговатом мозгу к передним корешкам спинного мозга и по соответствующим дви­гательным нервам возбуждают мышцу.

У высших животных количество клеток коры во много раз превышает количество клеток во всех остальных, вместе взятых, отделах нервной системы. У человека число клеток коры равно приблизительно 15 миллиардам.

Опыт показывает, что развитие нервных клеток находится в зависимости от их функций. У слепорож­денных при вскрытии обнаружено недоразвитие кле­ток зрительных центров коры, у глухих — недостаточное развитие клеток соответствующих центров слуха. Чрезвычайно показательными по этому поводу являются опыты Бергера.

Этот исследователь зашил глаза у половины но­ворожденных щенят одного помета, других же он оставил зрячими. Затем, через несколько месяцев он умертвил животных и подверг их мозг микроско­пическому изучению. Оказалось, что у животных, не имевших зрительных ощущений, нервные клетки н зрительной области коры больших полушарий недоразвиты. Точно так же плохо развиваются клетки коры в случаях умственной отсталости. У идиотов, например, наблюдается не только недостаточное раз­витие клеток коры, но и плохое развитие борозд и извилин при небольшом весе головного мозга.

83. Сравнение строения мозга нормального человека и идиота (фото Е. Я. Гилинского).

Соответственно этому проявляется и умственная дея­тельность. Например, один идиот, который очень плохо ориентировался в окружающей обстановке, мало и плохо двигался, не говорил и на внешние раздражения реагировал без всякой системы, имел мозг весом в 430 граммов, почти без борозд и извилин (рис. 83) (по Гилинскому).

Деятельностью коры головного мозга обусло­влены высшие психические функции и индивидуальный опыт человека.

Эдингер наблюдал ребенка, лишенного коры головного мозга и прожившего 4 года. Этот ребенок имел глаза и слуховой аппарат, но был слепым и глухим. Он много кричал и двигал руками,, но не проявлял никаких выразительных движений и не был способен к усвоению простейших навыков. Поведение этого существа было исключительно авто­матически рефлекторным.

84. „Обезьянья борозда" на мозге выдающеюся деятеля науки (фото Г. 3. Левина).

Мозг современного человека является результатом длительного исторического развития. Поэтому он сохраняет отдельные черты, свойственные более ранним ступеням развития.

Огромный материал по этому поводу собрали про­фессор Л. Я. Пинес и Г. 3. Левин. На основании изучения сотен мозгов они приходят к выводу, что, во-первых, нет никаких оснований утверждать, будто мозг некоторых народов отличается более простым строением, что, во-вторых, самые признаки, выдви­нутые как признаки низкого развития (малый вес, наличие «обезьяньей борозды» (рис. 84) и другие), вовсе не характеризуют уровня развития мозга и что, в-третьих, эти признаки встречаются на мозгах людей разных рас и национальностей. Они свой­ственны и мозгам выдающихся деятелей науки ;; искусства.

85. Таблица веса мозга выдающихся людей.

Большой интерес в плане изучения мозга имеет вопрос об умственной одаренности выдающихся людей. Причину выдающихся способностей пытались объяснить большим весом мозга и сложностью раз­вития борозд и извилин. Действительно, у некото­рых выдающихся людей мозг имел большой вес, на­пример у Тургенева—2012 граммов, у Байрона — 1807 граммов. Однако у многих выдающихся людей вес мозга ниже средней величины (1400 граммов): у Либиха—1362, а у А. Франса — 1017 граммов (рис. 85). Такие же разнообразные данные полу­чены при описании борозд и извилин мозга выдаю­щихся людей.

Нельзя судить об одаренности человека только по весу мозга или по развитию его борозд и извилин. Мозги выдающихся людей отличаются множеством признаков, которые связаны между собой. У некото­рых из них отмечено необычайное усложнение микро­скопического строения коры, у других мозг выде­ляется богатством кровоснабжения, у третьих—хими­ческим составом (рис. 86, 87).

86. Препарат кровеносных сосудов головного мозга (по Гиндце).

В некоторых случаях у гениальных художников обнаруживали сложное развитие затылочной доли мозга, у музыкантов — соответственное развитие ви­сочных долей, у ораторов — речевого центра мозга.

Развитие строения отдельных участков коры го­ловного мозга взаимосвязано с разветвлением крове­носных сосудов этих участков и с другими особенно­стями. Современные исследователи мозга всесторонне анализируют эти особенности в их развитии и взаи­модействии.

Мозг же в целом также не изолирован. Он свя­зан с организмом. Регулируя деятельность отдельных органов и организма, мозг сам находится под их по­стоянным воздействием (рис. 88, 89, 90). Сложное развитие мозга часто находят не только у выдаю­щихся людей, но и у людей, ничем особенным себя в жизни не проявивших. Невидимому, у этих людей были задатки, но по условиям жизни они себя не проявили.