Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 курс / Общая хирургия и оперативная хирургия / Рак толстой кишки. Ганичкин А.М.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.28 Mб
Скачать

Токсико-анемическая форма

Эта форма клинического течения названа так ввиду нали­чия симптомокомплекса общих расстройств в организме боль­ного. Среди начальных клинических проявлений у больных, входящих в разбираемую группу, выступают такие симптомы, как недомогание, слабость, быстрая утомляемость, потеря сил и работоспособности, повышение температуры, бледность кож­ных покровов и развитие прогрессирующей анемии. Бледность покровов с развитием заболевания постепенно нарастает; цвет лица больного приобретает землистый оттенок. В таких случаях общее состояние и внешний вид больного указывают на нали­чие тяжелого заболевания.^Нарастание симптомов общих рас­стройств, наличие длительного субфебрилитета, прогрессирова-ние анемии вызывают подозрение у врача на септическое состояние, эндокардит или заболевание крови типа пернициоз-ной гипохромной анемии. С подозрением на всевозможные дру­гие заболевания такие больные нередко длительно находятся на обследовании в лечебных учреждениях, но мысль о наличии злокачественной опухоли толстой кишки обычно высказывается с большим опозданием.

Весьма демонстративным в этом отношении является сле­дующее наблюдение.

Больной О., 54 лет (история болезни №1396), переведен в хирургическую клинику 4/VIII 1953 г. из терапевтической клиники. Больным себя считает с осени 1952 г., когда впервые появились головные боли, головокружение, об­щая слабость, быстрая утомляемость и понижение трудоспособности. В ян­варе 1953 г. при оформлении посылочного листа на курорт была ВЫЯВЛЕНА анемия (гемоглобин — 33%). Госпитализирован в терапевтическое отделение заводской больницы, где находился на протяжении 2 месяцев с диагнозом гипохромной анемии. Лечился переливанием консервированной крови, введением камполона, препаратов мышьяка, витаминов, но, несмотря на это. гемо­глобин не поднимался выше 35%. В связи с ухудшением общего состояния с марта по апрель находился на лечении в терапевтической клинике. Отмеча­лось ухудшение состояния, нарастание общей слабости, усиление головных болей и головокружение. За последние три месяца он потерял в весе 6 кг, резко понизился аппетит, появились тошноты и периодические приступооб­разные боли в животе. Приступы болей стали теперь почти ежедневными. Боли держатся 2—3 мин и самостоятельно проходят. При обследовании в за­водской больнице и терапевтической клинике изменений со стороны внутрен­них органов выявлено не было. Были произведены многочисленные анализы желудочного и дуоденального содержимого, анализы мочи, анализы крови анализы кала на содержание яиц глистов. Изменения выявлены только со стороны крови. Анализ крови: НЬ от 25 до 36%, эр. от 2700000 до 3 100000, цветной показатель—от 0,5 до 0,7, л. от 6200 до 8100. Лейкоцитарная фор­мула: базофилы от 0,5 до 1%, э, от 11,5% до 17,6%, п. от 3 до 5%, с. от 35,5 до 41,2%, лимф. от 21 до 39%, мои. от 4 до 8,5%, РОЭ от 30 до 40 мм в час. Выраженный анизо-пойкилоцитоз. Гипохромия. Много лейкоцитов с разо­рванными ядрами. Нормобласты 2 : 200. Биохимические анализы крови на содержание сахара с нагрузкой и без нагрузки, на общий белок и белковые фракции, остаточный азот, холестерин и желчные пигменты не выявили от­клонений от нормы.

При трехкратном рентгенологическом обследовании жслудочно-кишечного тракта ограничились введением контрастной массы через рот. При такой ме­тодике рентгеноскопии изменений со стороны желудочно-кишечного тракта обнаружено не было. Исследований толстой кишки посредством контрастной клизмы и анализов кала на скрытую кровь произведено не было.

В мае 1953 г. больной находился на обследовании и лечении в институте в гор. Ялте. С подозрением на опухоль почки подвергся тщательному уроло­гическому обследованию, но изменений со стороны почек обнаружено не бы­ло. В четвертый раз в институте было произведено рентгенологическое обсле­дование желудочно-кишечного тракта, которое ограничилось осмотром пище­вода, желудка, двенадцатиперстной кишки и верхних отделов тонкой кишки. Обследование толстой кишки и анализ кала на скрытую кровь произведены не были.

В июле 1953 года, через 9 месяцев от начала заболевания и через 7 ме­сяцев после почти непрерывного нахождения в лечебных учреждениях, боль­ной поступил в другую терапевтическую клинику. В этой клинике больному произведена ирригоскопия толстой кишки и обнаружен дефект наполнения размером 5Х6 см, циркулярно суживающий просвет восходящей кишки с перестройкой рельефа слизистой по типу ракового поражения. В нескольких анализах кала на скрытую кровь реакция оказалась положительной. Диагноз рака восходящей кишки подтвержден на операции и гистологическими иссле­дованиями послеоперационного препарата. Больному произведена правосто­ронняя гемиколэктомия с хорошими непосредственными и отдаленными ре­зультатами. Больной в настоящее время жив и считает себя здоровым.

Приведенное наблюдение характеризует симптомокомплекс начальных клинических проявлений токсико-анемической формы рака восходящей кишки. С развитием заболевания отмечается нарастание других клинических симптомов и, в частности, появление тошнот и периодических приступообразных болей в животе. Несмотря на нарастание тяжести заболевания и выра­женности симптомов токсико-анемической формы, характер заболевания длительное время оставался нераспознанным. За­поздалое распознавание объясняется ошибочной оценкой к.ш-нического симптомокомплекса со стороны врачей и отсутствием

целенаправленного полноценного обследования. Приведенная история болезни указывает на медленное течение токсико-ане­мической формы рака толстой кишки и на возможность прове­дения радикального оперативного вмешательства даже при выраженных клинических формах с благоприятным исходом.