Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Интраоперационное обезболивание (готово).ppt
Скачиваний:
0
Добавлен:
04.04.2024
Размер:
3.32 Mб
Скачать

Даже при глубоком наркозе определенная

порция ноцицептивной импульсации из операционной раны может поступать в ЦНС и активировать вегетативный аппарат, что вызывает спазм сосудов, нарушение периферической циркуляции, уменьшение артериовенозной разницы по кислороду, рост лактата и метаболического ацидоза, торможение диуреза.

Данные изменения постоянно встречаются при операциях, проводимых под общей анестезией, и расцениваются как «недостаточность анестезии».

Антиноцицепция может быть предпринята на любом этапе распространения и восприятия повреждающих импульсов (Рис. 2).

Предпочтительно блокировать эти импульсы уже на этапах зарождения (трансдукция) или проведения (трансмиссия).

К сожалению, это удается не всегда, прежде всего потому, что повреждающие импульсы могут не быть ограниченными четко очерченной зоной локализованной иннервации Тогда приходится прибегать к обезболиванию на более высоком уровне распространения ноцицептивной импульсации, т. е. на уровне модуляции и/или перцепции.

Ещё Л.А.Орбели говорил, что первым звеном, на которое должно быть обращено внимание, является самый аппарат болевой чувствительности. «Если не создать условий для выключения раздражающего агента, вызывающего болевые ощущения, то ничего достигнуть нельзя. Однако во многих случаях этого может оказаться недостаточно, надо воздействовать на симпатические узлы».

Взгляды выдающегося отечественного физиолога стали прочным достоянием современной науки.

Так, Ю.Н.Шанин (1982) отмечает, что сильная избирательная и управляемая анальгезия является сердцевиной анестезиологического пособия, залогом защиты структуры и функции жизненно важных систем во время и после операции.

Говоря о длительной перидуральной блокаде, автор отмечает её уникальную способность вызывать не только избирательное обезболивание, но и торможение излишней эфферентной симпатической импульсации, особенно нарушающей кровообращение в малом круге и моторику кишечника, угнетающей реактивность организма и создающей тем самым почву для инфекционных осложнений.

Однако, перидуральная и спиномозговая анестезия, блокирующие как афферентную, так и эфферентную импульсацию, также не лишены некоторых недостатков и осложнений.

Основной из них – мозаичность

инервации и кровообращения в зоне и вне зоны анестезии, что вызывает многие следственные осложнения (спазм и парез сосудов, гипотония, депонирование крови, метаболический ацидоз, озноб и др.)

Многие авторы полагают, что адекватность анестезии, в смысле полноценности изоляции внутренней среды от возмущающего влияния операционной травмы, целиком определяется выраженностью антиноцицептивного эффекта наркотических веществ.

С этим можно согласиться только частично, т.к. действуют ещё ваго-вагальные рефлексы и гуморальная регуляция в ответ на травму органов и тканей, кровопотерю, ацидоз, биогенные амины, гипоксию, на накопление цитокинов, кининов, гистамина, серотонина, ферритина. Все это может гуморально вызывать стимуляцию САС и надпочечников,

расстройства гомеостаза

К примеру, ацидоз и без шока способен вызывать легочную вазоконстрикцию и освобождение катехоламинов

Во время операции существует много причин для ацидоза (операционная травма, кровопотеря, переливание крови и плазмозаменителей, гипоксия и др.), а значит не только боль, но и эти факторы, вызывая ацидоз, способствуют выбросу катехоламинов и развитию стрессорной реакции

*(В.Ф.Хоменко с соавт.,1974; В.В.Королев с соавт.,1977; И.Теодореску Ексарку, 1972; П.К.Лунд, 1975;

А.В.Облывач, 1978;И.П.Назаров, 1999).

Анализ многочисленных данных литературы, а

также собственных исследований, позволил А.В.Вальдману (1981) утверждать, что раз возникнув, болевой патологический синдром не обусловлен афферентным притоком из зоны ирритации, а имеет гораздо более сложные механизмы.

Очевидно, одной блокады ноцицептивной импульсации и центральной анальгезии недостаточно, чтобы предупредить гиперреакцию САС и надпочечников, а также неблагоприятные ответные реакции со стороны метаболических процессов, органов и систем оперированных больных

Поэтому, наивен тот врач, который думает, что создав хорошую антиноцицептивную блокаду, он может получить идеальную защиту от хирургической агрессии.

Нужны дополнительные методы защиты!