Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

volochaeva_of_politicheskie_protsessy_v_sovremennom_informat

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
27.10.2020
Размер:
1.86 Mб
Скачать

221

войны все кое-как утрясете, устроите. И мы бросим все, что имеем… золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей».1

В настоящее время мы наблюдаем ослабление самобытности духовной культуры россиян вследствие усиления внешнего информационного воздействия, которое следует рассматривать в качестве угрозы российской национальной идентичности.

Современные средства массовой информации изобилуют киберобразами или подобиями людей, воссоздают гипертрофированную реальность, преподносят приукрашенную картинку изобильного западного общества потребления, одновременно накачивая читателей угрожающей информацией борьбы цивилизаций, распространении глобального терроризм и вооруженной борьбе за передел территорий. В массовом сознании усиленно укореняются понятия ущербности советского менталитета, нагнетаются чувства страха и безысходности перед грядущими техногенными катастрофами и военными конфликтами, вытесняя творческие, созидательные устремления, подавляя личностный рост. Нацеленность информационной атаки на гуманистические национальные ценности ослабляет объединяющие общенациональные тенденции, способствует человеческой изоляции, размывает созидательные порывы, превращает людей в эгоистичных, нервных, озлобленных личностей. Психологи бьют тревогу, отмечая критический уровень негативного влияния СМИ на рядовых граждан. В комплексе манипулятивные приемы в СМИ, акцент на гиперболизации планов вместо результатов социально-экономического развития, отсутствие в газетах и на телеэкранах реальной жизни современного человека подрывают демократические преобразования и авторитет существующей власти.2

1Доклад Председателя ЦС РУСО академика РАСХН В.С. Шевелухи на Втором Пленуме РУСО «Проблемы безопасности России». – М. – 25 декабря 2005 г. // http://www.onfront.ru/KnBez.htm.

2http://www.otechestvo.org.

222

Сегодняшние российские средства массовой информации используются как инструменты психологической обработки массового сознания в интересах небольшой группы людей, пытаясь внедрить в общественное и индивидуальное сознание ложные идеи и установки, ценности и ориентиры, чуждые духовно богатой личности и нравственно здоровой социальной общности. Зачастую обычному человеку в огромном информационном потоке трудно оценить качество и правдивость подачи материала и осознать степень угрозы собственной идентичности. Объект воздействия добровольно отказывается от духовной самостоятельности, теряет четкую социальную ориентацию и подчиняется чужим интересам.

Современные средства массовой информации обладают громадным манипулятивным потенциалом, который используется представителями правящей элиты в качестве средства контроля над массовым сознанием, инструмента для «промывания мозгов», орудия политического пиара, а также средства для навязывания угодных им ложных потребностей.

Теория ложных потребностей была выдвинута Г. Маркузе, определившим понятия истинных и ложных потребностей: ««Ложными» являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления… Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно (и у данного, и у других индивидов) сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате - эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежат к этой категории ложных потребностей».1

Реальную внешнюю угрозу российской духовности и идентичности представляет информационная и духовно-психологическая экспансия ряда

1 Маркузе Г. Одномерный человек. – М. – 1994. – С. 6-7.

223

зарубежных СМИ, в первую очередь американских. Они действуют посредством российских средств массовой информации, насыщая своими ценностями российское культурное поле. При помощи отдельных телепрограмм они осуществляют широкомасштабную духовную агрессию, нацеленную на изменение сложившегося национального менталитета, деформацию национального сознания и размывание основ российской культуры.

Таким образом российские средства массовой информации участвуют в пропаганде западной продукции и идеологии, во многом чуждой российскому менталитету, отрицательно влияющей на массовое сознание, подрывающей патриотические чувства граждан.

Через СМИ, кино-продукцию, рекламные сюжеты и Всемирную паутину активно насаждается модель, пропагандирующая стремление к обогащению и успешной карьере любой ценой. Неопределенность и не выраженность базовой системы ценностных ориентиров, которые объединяют россиян в единую историко-культурную и социальную общность, отсутствие взаимного доверия между отдельными людьми, а также доверия к бизнесу и государству, сложившееся в "лихие 90-е", помноженное на отсутствие веры в себя, привело к формированию образа России как непривлекательной для жизни страны не только за границей, но и в глазах значительной части собственных граждан.

Именно поэтому в нашей стране на современном этапе проблемы культурной политики приобретают государственную важность и напрямую связываются жизнеспособностью нации.

По мнению А.Н. Чумакова в такой культуре проще и легче выживать, если поступаешь и думаешь "как все". "Именно в такой культуре качества усредненного» человека - как и его сознание, не обремененное личными сомнениями и поисками собственной идентичности - являются хорошим

224

материалом для политических, идеологических, потребительских и иных манипуляций".1

Таким образом излишнее увлечение западными ценностями и придание им нормативного статуса приводят к отрицанию собственной национальной культуры, а это уже прямая угроза национальной безопасности. Правительства современных государств в условиях глобализации не способны оградить своих граждан от воздействия колоссального информационного потока, содержащего разнообразнейшие сведения о различных народах и об их методах решения социально-экономических и иных проблем. Таким образом западно-культурные цивилизационные модели интегрируются в образ жизни и менталитет других цивилизаций.

Вусловиях глобализации в XXI в. на массовое сознание будет влиять не только развитие ситуации в собственном государстве, но и информация, поступающая из внешнего мира. Это является отражением принципиально новой гуманитарной ситуации, которой не было аналогов в предыдущей истории человечества.

Внастоящее время можно говорить о «войне» против русского языка - носителя генотипа отечественной культуры. Язык и сознание тесно связаны между собой. Язык наделяет сознание действительностью, реальным существованием как для самого человека, так и для себе подобных. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как великий русский язык необоснованно засоряют иностранными терминами, сленгом, присущим каким-либо замкнутым социальным группам и жаргонными выражениями. Вследствие этого русский язык подвергается существенным деформациям и постепенно деградирует. В то время как бережное отношение к родному языку способствует сохранению уникальной национальной культуры.

Работая над новым форматом российской государственности важно принимать во внимание исторически сложившуюся специфику России. Так в

1 Чумаков А.Н. Массовая и элитарная культура как продукт глобализации // Россия: многообразие культур и глобализация. М. – 2010. – С. 325.

225

выступлении Д.А. Медведева на втором Гражданском форуме «Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке», состоявшемся 22 января 2008 г., отмечалось, что разрешение социальных, экономических и правовых противоречий, имеющих место в Российской Федерации, следует учесть традиционные нравственные и ценностные ориентиры россиян, так как «без этого не может жить ни одно уважающее себя государство, тем более такая страна, как Россия с ее исторически обусловленной ролью и с той ответственностью, которую наша страна несет перед мировым сообществом. А главное – с той ответственностью перед сегодняшними и будущими поколениями российских граждан, поколениями, которые придут им на смену».1

Отметим, что в декабре 2014 года Президентом РФ были подписаны Основы государственной культурной политики. По этому поводу В.В. Путин сказал, что «проект строится на новой мировоззренческой концепции, предлагая переосмыслить роль культуры, которую привыкли воспринимать как часть социального блока, чаще всего как сферу услуг, досуга и развлечений. Такой узкий, отраслевой подход не соответствует, конечно, ни задачам развития страны, ни запросам общества, ни требованиям времени2». О значимости культуры говорится и в майских указах 2012 года и в Послании президента Федеральному собранию 2014 года.

В Основах государственной культурной политики нашло отражение к культуре «как к миссии, как к общественному благу и историческому наследию, как к системе ценностей и нравственных идеалов»3. Кардинальным образом меняются приоритеты: на первый план выходит просвещение граждан, особенно детей и молодежи, воспитание патриотизма, создание по всей России качественной культурной среды.

1Кулинченко В., Коровникова Н. Национальная идея как «легитимная идеология» современной России // Власть. – 2008 - № 11.

2Владимир Путин призвал расширять влияние России в мире через культуру // http://www.rg.ru/2014/12/24/gossovet-site.html

3Владимир Путин призвал расширять влияние России в мире через культуру // http://www.rg.ru/2014/12/24/gossovet-site.html

226

Культурная политика современного демократического государства концентрируется на:

формировании концептуального представления о месте и роли культуры в общественной жизни и о приемлемом состоянии национальной культуры, основанного на общественном согласии;

определении приоритетов культурного развития;

составлении целевых программ;

воплощении этих программ с использованием имеющихся в арсенале ресурсов.

Обобщая ранее сказанное, можно утверждать, что перед современной

Россией стоят несколько проблем:

налаживание воспроизводства и трансляции собственной ценностно-нормативной системы;

защита ее от культурно-идеологической экспансии;

последовательная потеря Россией информационных позиций за рубежом. Отметим, что в даже в Армении, государстве,

максимально пророссийском, существуют проблемы с выходом в российский домен интернета.

Решать данные проблему необходимо не столько во внешнеполитическом, сколько во внутриполитическом российском пространстве.

Время Перестройки, период социально-политических трансформаций дискредитировали и в большей степени разрушили ценностно-нормативную систему советского времени. В настоящее время наблюдаются попытки создать ценностный гибрид, ценностно-нормативную кентавр-систему из царских и советских элементов, разбавленных проблематикой постмодерна. В эту новую систему входят православие, российско-советское понимание «имперскости», максимальная централизованная и вертикально выстроенная государство-политическая власть, патриотизм.

227

Считаем, что противодействие внешней культурно-идеологической экспансии по советскому типу, связанному с системой обширных запретов, не эффективна. Допуская частичный контроль за информационнокоммуникативным пространством, необходимо применять и иные механизмы конкурентной борьбы.

Представляется, что в ходе информационно-культурного противодействия культурно-идеологической экспансии РФ не должна создавать препятствия процессам модернизации, выступать на позициях "изоляционизма" под прикрытием конкурентной борьбы в ценностноидеологической сфере.

Итак, угрозу для духовно-культурной сферы национальной безопасности несут как внутренние, так и внешние процессы, явления и условия существования общества и государства, отличающиеся деструктивным потенциалом. Они способны негативно влиять на ценностную общественную иерархию, принуждают социальные и политические институты затрачивать дополнительные усилия, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям. В настоящее время культурный фактор образует «новые риски», которые являются главным фактором социальных трансформаций, и угрожают социальной, политической стабильности как локального, регионального, так и национального пространства. Для уменьшения опасности этих «новых рисков» большую роль способны сыграть невоенные методы, обладающие огромным потенциалом для предотвращения угроз, опасностей и страхов, ими порождаемых. Одним из таких средств является культурный фактор, выступающий способом минимизации риска посредством изменение поведения людей.

228

3.2. Национальный уровень информационного обеспечения культурнодуховной составляющей национальной безопасности: компаративный анализ российской и зарубежной практик

Появление факторов, нарушающих общепринятый или легитимный порядок, баланс различных, часто разнонаправленных интересов, мирно сосуществующих между собой, позволяющих накопившейся социальной напряженности перейти в разрушительную стадию конфликта, составляет угрозу национальной безопасности.

В настоящее время в ходе расширения глобализационных процессов, благодаря перманентным локальным этническим и религиозным конфликтам, постоянно возникают и углубляются вызовы и риски, угрожающие и национальным культурам, и культуре всего человечества. Угрозы культурно-духовной сфере представляют отдельный интерес в процессе обсуждения проблем национальной безопасности. Ведь существующие в российском обществе такие негативные явления как социальная апатичность населения, правовой нигилизм, коррумпированность на всех уровнях власти, усиление цинизма и безнравственности, являются следствием деформации духовной сферы. Именно в этой сфере кроются значимые на сегодняшний день вызовы национальной безопасности Российской Федерации.

На протяжении многовековой истории человечества военная сила и военное превосходство над противником использовались государствами для защиты и нападения. Но ситуация современного мира связана с тем, что невоенный захват, информационное и культурное проникновение становятся основными угрозами национальной безопасности. Постепенное внедрение в умы граждан вкупе с идеологической обработкой способствуют стиранию восприятия чужой культуры и ее носителей в качестве потенциальных или явных врагов.

229

Сконца XX в. можно говорить об уравнении в эффективности военных

иневоенных методов борьбы, и даже о некотором превосходстве последних. Невоенные методы в настоящее время активно применяются в подготовке, развязывании войн и вооруженных конфликтов, а также в подрыве и ослаблении военной мощи, разрушении вооруженных сил противника со стороны нападающей стороны. Невоенные средства успешно способствуют укреплению военной безопасности отдельных государств, усилению их международного положения, приобретению сильных союзников. Они также позволяют выстроить систему отношений, срывающую планы государстваагрессора, ослабить его, выиграть драгоценное в таких условиях время, заморозить назревающие конфликты, а в некоторых случаях даже предотвратить гражданские войны. Это позволяет мирным путем достигать тех целей, ради которых в прошлом развязывались кровопролитнейшие войны1.

Как отмечает В.В. Серебрянников "к невоенным средствам обеспечения безопасности можно отнести все, чем располагает государство за вычетом военной силы, а также международные факторы, на которые можно опереться в противодействии военным угрозам"2.

Во-первых, это комплекс политических, экономических, научнотехнических, духовно-культурных, информационных, гуманитарных факторов, способствующих интеграции государства в мировую политику и экономику, развитию всесторонних связей с целью укрепления доверия, налаживания сотрудничества, снижения военного противостояния и значения силовых методов.

Во-вторых, это совокупность миротворческих элементов международной политической системы, соответствующих глобальных

организаций и движений, политико-правовых и нравственных норм,

1Бабакишвили В.Т., Парамонова М.А. Невоенные средства обеспечения военной безопасности государства // Сборник научных статей факультета политологии МГУ

«SCHOLA 2009». – М. – 2009. – С.207.

2Серебрянников В. Дипломатический, бескровный арсенал // Национальная безопасность

// http://www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=6959.

230

мирового общественного мнения, которые способствуют мирному развитию военно-политических межгосударственных отношений и недопущению войн и военных конфликтов. Особенно высока в этой связи роль миротворческого потенциала ООН.

В-третьих, значение имеет восприятие международного авторитета, опыта и положения отдельных государств в мировом сообществе, их духовно-нравственные ориентиры.

Однако, по нашему мнению, В.В. Серебрянников, не учел один из важных моментов – уровень культурного развития, поскольку от культурного уровня страны, включая степень влияния элитарной культуры, популярность в обществе лучших образцов народной или классической культуры, зависит эффективность защитных механизмов от угроз в культурно-духовной сфере.

Мы согласны с М. Гариуп, которая считает, что культура имеет большое значение для решения многих вопросов безопасности1, хотя еще М. Вебер доказывал, что одной из причин падения древнего Рима был упадок его культуры2. Произошло то, о чем Ю.М. Лотман позже писал: «внешняя культура для того, чтобы вторгнуться в наш мир, должна перестать быть для него «внешней». Она должна найти себе имя и место в языке той культуры, в которую врывается извне»3. Все это подтверждает, что культура является одним из мощных невоенных факторов обеспечения национальной безопасности государства.

В настоящее время культурный фактор образует «новые риски», которые участвуют в социальной трансформации и несут угрозу региональной, социальной и политической стабильности.

Чтобы нивелировать воздействие этих «новых рисков» в современном мире, представляется обоснованным шире применять невоенные методы,

1Gariup M. European. Security. Culture. Language, Theory, Policy. – 2009. - P. 22.

2Вебер М. Социальные причины падения античной культуры. В кн. Избранное. Образ общества. – М. – 1994.

3Лотман Ю.М. Семиосфера. - С.-Пб.: «Искусство-СПБ», 2000. - С. 146.