Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Karapetov_Savelyev_tom_1.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
79.96 Кб
Скачать
  • Этические предпосылки принципа свободы договора

Таким образом, транслируя базовые установки доминирующих на данный момент в экономике и этике представлений и социально-экономических реалий непосредственно в сферу частного права, мы получаем следующие принципы, в самом общем виде определяющие политико-правовые основания и пределы принципа свободы договора:

1) полностью дееспособные участники оборота по общему правилу вправе по собственному

усмотрению и добровольно заключать любые контракты с любыми контрагентами по любым ценам и с любыми иными условиями;

2) государство по общему правилу должно предоставлять таким сделкам судебную защиту и

воздерживаться от каких-либо ограничений;

3) опровержение двух вышеуказанных презумпций возможно в порядке исключения в тех случаях,

когда это убедительно обосновано более весомыми политико-правовыми (экономическими, этическими или иными) аргументами, чем та очевидная общественная польза, которую, как правило, свобода договора приносит, и та важнейшая этическая ценность, которой эта свобода обладает;

4) бремя доказывания необходимости отступления от презумпций договорной свободы и судебной защиты договорных обязательств возлагается на того, кто это предлагает.

  • Раздел 4 – Политико-правовые основания ограничения договорной свободы

  • Глава 1. Общие вопросы

  • 1) под основанием введения ограничения договорной свободы мы понимаем не тот признанный в позитивном праве инструмент, который позволяет ограничить свободу договора (например, ex ante императивная норма или применение судом ex post принципа недопустимости злоупотребления договорной свободой), а причину введения в позитивное право или применения такого инструмента.

  • 2) Во многих странах в гражданских кодификациях присутствуют нормы, дающие суду право на признание сделки недействительной в случае ее противоречия основам общественной нравственности (Россия) или добрым нравам (Франция, Германия).

  • 3) Практически во всех странах нарушение принципа добросовестного поведения может влечь ряд правовых санкций, например отказ в защите права. Практически во всех странах мира право допускает ту или иную форму ограничения свободы договора, если речь идет о явно недобросовестных условиях или сделках (в том числе и ничтожность договора или отдельных его условий).

Что такое добросовестность при заключении договора и определении его условий, установить научно бывает очень сложно.

  • Зачастую ссылка на нарушение принципа добросовестности означает моральное осуждение некого поведения участника оборота, нарушающего представления о должной деловой этике и справедливости. Как правило, речь идет о негативной оценке этичности тех или иных аспектов процедуры заключения договора, которая проявляется в ряде специальных норм о введении в заблуждение, нераскрытии релевантной информации, об обмане, о злоупотреблении неравенством переговорных возможностей и т.п.

  • Но при этом критерий недобросовестности, как правило, учитывает и содержание договорных условий, проявляясь здесь в качестве синонима явной несправедливости условий контракта.

  • При этом, как правило, эти проявления процедурной и содержательной недобросовестности переплетаются.

Так, суд вряд ли признает введение в заблуждение поводом для признания сделки недействительной, если контрагент от своего заблуждения только выиграл.

Другой пример: право большинства стран считает недобросовестным и ограничивает эксплуатацию неравенства переговорных возможностей (например, использование юридической или финансовой неграмотности потребителя) или навязывание кабальных условий стороне, оказавшейся в тяжелом положении, но только тогда, когда эта недобросовестная деловая практика приводит к включению в договор явно несправедливых условий.

!!! Вывод: По сути же не ошибемся, если констатируем, что ссылки на недобросовестность или

злоупотребление правом, с одной стороны, и несправедливость договорных условий - с другой, в контексте вопроса о содержательной свободе договора зачастую используются в зарубежном праве в качестве своего рода синонимов.

  • 4) Добрые нравы

  • Другой этический стандарт, оказывающий серьезное ограничивающее воздействие на автономию воли сторон, - это принцип недопустимости нарушения основ общественной нравственности (добрых нравов).

  • Этот стандарт тесно переплетается со стандартом справедливости и добросовестности, но делает акцент на недопустимости согласования условий, попирающих фундаментальные принципы общественной морали. Причем в отличие от критерия справедливости использование стандарта добрых нравов может аннулировать сделку, в исполнении которой может иметь место заинтересованность обоих контрагентов.

Например, когда право блокирует договоры на продажу родительских прав, оно не столько

защищает справедливость, сколько просто проводит в жизнь укорененные в христианской этике представления о человеке как субъекте, но ни в коем случае не как объекте гражданских

правоотношений. То же можно сказать и о массе иных ограничений договорной свободы в области семейных, сексуальных и иных подобных отношений.