Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Актуальные проблемы гражданского права_Вып. 1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
2.19 Mб
Скачать

Элементы права удержания в договорах хранения и комиссии

Завершая рассмотрение истории права удержания в советском гражданском праве 30-40-х годов, необходимо кратко остановиться на рассмотрении вопроса применения права удержания в таких договорах, как поклажа (хранение) и комиссия.

Что касается договора поклажи, то в литературе встречались различные точки зрения на вопрос о возможности придания иму-

1 См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания СССР / Под ред. к.ю.н. А.Л. Маковского. М.: Транспорт, 1973.

2 См.: Гражданское право: Учебник. Часть 2 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1997. С. 386.

ществу, отданному на хранение, обеспечительного для поклажепринимателя свойства. Если обратиться к русскому дореволюционному законодательству, то можно обнаружить отрицательное отношение юристов к такой возможности. Так, Г.Ф. Шершеневич писал, что приемщик «не вправе задерживать вещи под предлогом неплатежа ему условленного вознаграждения, потому что требование возвращения основывается не только на обязательственном праве, но и на вещном праве покладчика1. Подобное задержание влечет за собой все последствия, соединенные с отказом возвращения»2. Вместе с тем товарные склады имели определенные права по отношению к складированному товару. В соответствии с Уставом торговым (статья 784) требования склада в отношении платы за хранение и другие операции обеспечивались ценностью товара3. Хранящиеся на складе товары зачастую служили обеспечением для получения кредита, и в случаях, когда по требованию залогодержателя товар продавался, то прежде всего из вырученной суммы удовлетворялись претензии склада4. При этом склад имел преимущественное перед другими кредиторами право на удовлетворение своих претензий5 Из анализа всей совокупности статей Устава торгового, включая положения статьи 783, согласно которой товарный склад выдает принятый им для хранения товар не иначе, как по внесении в склад платы, причитающейся ему за хранение и другие операции, можно прийти к выводу о наличии некоторых элементов права удержания, предоставленного товарному складу. В то же время некоторая неясность этого положения содействовала тому, что Комиссия по составлению Гражданского уложения предоставила это право хра-

1 Здесь необходимо отметить неубедительность данного довода, ибо удержание, как правило, применяется против владельца вещи, а значит, выступает и против вещного права владельца вещи.

2 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 385.

3 См.: Устав торговый с разъяснениями по решениям 4-го Судебного, Гражданского Кассационного Департаментов и Общих собраний Правительствующего Сената / Составил присяжный поверенный Я.М. Гессен. СПб., 1914. С. 475.

4 См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 234.

5 См.: Удинцев В.А. Русское торгово-промышленное право. С. 251. 72

нителю1. В отличие от этого в советской юридической литературе высказывалось мнение, что товарный склад обладает именно законным залоговым правом, причем лишенным права следования2

В заключении необходимо вкратце коснуться правомочий комиссионера в договоре комиссии. Отчасти этот вопрос уже рассматривался выше. Здесь же еще раз следует отметить, что еще в дореволюционной юридической литературе указывалось, что на основании статей 54 , 54 Торгового устава комиссионер в обеспечение сумм, причитающихся с комитента по исполнению поручения, имеет право удержания на находящиеся в его руках товары и деньги комитента, имея при этом преимущественное право удовлетворения перед другими кредиторами. Однако это право преимущественного удовлетворения далеко не равносильно праву удержания, и оно отступает перед правами других кредиторов, имеющих также право преимущественного удовлетворения, то есть правами залогодержателя-3. Что же касается удержания денежных средств, то здесь может скорее иметь место зачет. Некоторыми исследователями также подчеркивалось, что указанное выше правомочие принадлежит комиссионеру и по торговому обычаю, что подтверждается судебной практикой дореволюционных судов4.

С принятием ГК РСФСР 1922 г. (а вернее, с принятием дополнений к нему5) вопрос о правомочии комиссионера был разрешен законодательством. Так, в соответствии со статьей 275-р6 комиссионер, в обеспечение сумм, причитающихся ему с комитента по исполнению всех данных ему поручений, а равно выданных им в связи с исполнением поручения авансов, векселей или принятых на себя перед третьими лицами иных обязательств,

1См.: Журналы редакционной комиссии... С. 46.

2 См.: Карасе А.В. Цит. соч. С. 9.

3 См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 211.

«В обеспечение всех своих требований комиссионер по торговому обычаю может удержать как самый товар, так и полученные за него деньги». - Удинцев В.А. Конспект лекций по торговому праву. Киев, 1900. С. 97. 1 См.: Постановление ВЦИК и СНК от 6 сентября 1926 г. // Собрание узаконении. 1926. № 59. Ст. 451.

См., практический комментарий Гражданского кодекса РСФСР / Под ред. Ф.М. Нахимсона. М., 1931. С. 451. 73

имеет залоговое право на товары, ценные бумаги и иное имущество комитента, состоящее согласно договору комиссии в распоряжении комиссионера. Поэтому с практической точки зрения этот вопрос можно было считать решенным. Однако в литературе отмечалась особенность данного залогового права. В частности, указывалось, что право залога комиссионера сохраняется за ним до продажи его третьему лицу и поэтому право залога существует лишь пока товар, переданный комитентом комиссионеру, состоит во владении последнего. При этом за комиссионером, покупающим товар по поручению комитента, признавалось право удержания как средство понуждения комитента к уплате причитающихся с него комиссионеру получении и как средство обеспечения требований последнего. В последнем отношении право удержания могло иметь значение при том условии, если комитент выразит желание принять товар. В противном случае комиссионер может или оставить товар за собой и взыскивать причиненные убытки, или требовать принятия товара и взыскивать свои требования с этого же товара1.

Другие авторы, также отмечая отсутствие права «следования» по залоговому праву у комиссионера, указывали на то, что это правомочие комиссионера более относится к праву удержания, нежели законному праву залога2. Эта двойственность правомочий комиссионера отмечалась в литературе путем указания на то, что правовые системы устанавливают два способа обеспечения требований комиссионера - удержание и залог, причем и тот и другой находят свое основание не в договоре, а в законе3.

Итак, рассмотренная выше история института права удержания в России позволяет сделать однозначный вывод о том, что данная конструкция была достаточно хорошо известна россий-

1 См.: Краснокутский З.А. Договор комиссии. М., 1925. С. 36-37.

2 Один из немногих советских юристов В.И. Шретер, рассматривая в своей работе институт права удержания, в частности, писал: «Наш закон знает право удержания пока лишь для обеспечения претензий комиссионера к комитенту». - Шретер В. Советское хозяйственное право. М.;Л., 1928. С.254-255.

3 См.: Бахчисарайцев Хр., Граве К., Эйбушитц П. Вопросы законодательства во внутренней торговле. М., 1925. С. 227. 74

ской доктрине гражданского права. Появление этого института имеет несколько «корней»: во-первых, это римское право с институтом jus retentionis; во-вторых, обычное право (как крестьянское, так и торговое), в-третьих, заимствование из других правопорядков (Германия, Швейцария) и, в-четвертых, законодательство «присоединенных» губерний (Финляндии и в особенности Прибалтики).

Еще со времен составления Свода законов Российской Империи институт права удержания, стараниями кодификаторов, пытался проникнуть в действующее российское законодательство. Однако впоследствии он так и остается действующим лишь в отдельных местностях или в отдельных институтах гражданского законодательства, да и то в крайне ограниченных и иногда не четких границах. Кульминацией развития института права удержания могло бы стать Гражданское уложение Российской Империи, если бы оно было принято. Попытки внедрения права удержания в кодифицированные акты (Торговый свод СССР, Кредитный устав СССР) так и не имели успеха. Отдельные разрозненные элементы права удержания, содержащиеся в советском гражданском законодательстве постепенно были сведены на нет, а к институту удержания советское право относилось крайне отрицательно1.

В настоящее время, как известно, право удержания имущества должника закреплено в действующем новом Гражданском кодексе. В связи с этим перед наукой встают непростые задачи доктринального толкования, выработки практических навыков применения этого института и решения тех многочисленных проблем, которые безусловно возникнут в реальной жизни в связи с действием этого достаточно специфического института.

1 Рассматривая правомочия наймодателя по удержанию вещей нанимателя в случае неоплаты наемной платы, И.С. Перетерский, в частности, писал: «Само собой разумеется, что Гражданский кодекс подобных полномочий наймодателям не представляет, и претензии, вытекающие, из невзноса наемной платы, не занимают привилегированного положения, а удержание наймодателем, для обеспечения внесения наемной платы, имущества нанимателя должно быть признано неправомерным и самоуправным действием». -Данилова Е.Н., Перетерский И.О., Раевич С.И. Советское хозяйственное право. М.;Л., 1926. С. 34. 75