Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Наука управлять

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
9.82 Mб
Скачать

-112-

НАУКА УП РАВЛЯТЬ

В. А. Емелина, а затем Т. Н. Сумарокова, Л. В. Дудкина, К. О. Барминский, Б. М. Душкин, Е. С. Маргулис, Г. К. Кирьянова, С. В. Куликова и многие другие составили костяк будущего отделения математического обес­ печения. Перечислить всех - от инженеров и техников до начальников отделов и главных научных сотрудников, нет возможности, хотя каждый из них, без всякого преувеличения, внес важный вклад в общее дело. Мож­ но только попытаться вспомнить основные этапы жизни коллектива мате- матиков-программистов НИИУМСа: основные работы, постоянное осво­ ение новых ЭВМ, создание и внедрение пакетов прикладных программ.

Математики института работали в тесном контакте с коллегами по разработке и внедрению автоматизированных и информационных систем - инженерами, экономистами, технологами, разработчиками информацион­ ных технологий. Достаточно назвать Н. И. Дмитриева, А. М. Миронова, Э. П. Кирьянова, В. К. Вахабова, И. Б. Мохиреву и многих других. В по­ стоянном освоении новых ЭВМ нашими коллегами и помощниками были специалисты вычислительного центра института - В. И. Попов, В. И. Чер­ нышев, В. В. Горст, Е. А. Прудников. Их работа заслуживает отдельного повествования.

Главной, основной задачей математиков НИИУМСа была разработка программ обработки экономической информациидля решения практических задач управления предприятиями в рамках автоматизированных систем управления (АСУ) и информационно-поисковых систем. С точки зрения математика - это совместная обработка больших массивов данных на ЭВМ, которая сводится к вводу, преобразованию и хранению массивов, выборке необходимых записей и фрагментов данных, проведению операций срав­ нений и формированию итоговых массивов (табуляграмм). Для решения этих задач в НИИУМСе еще в 1960-е годы были начаты разработки и применение стандартных программ, а потом и специализированных пакетов прикладных программ для автоматизации программирования информаци­ онных задач. В те годы это была одна из первых попыток автоматизации программирования АСУ. Разработанные пакеты существенно повысили производительность труда программистов и качество готового продукта, впервыедали возможность перейти к индустриальным методам прикладного программирования.

Наши разработки поддержали. В Союзсистемпроме был организован специальный научно-технический совет по автоматизации программиро­ вания. Подобные разработки в НИИУМСе и других институтах получили отдельное финансирование. Были разработаны и внедрены первые крупные полноформатные пакеты прикладных программ, в том числе банк данных «ПЕГАС». В это время появились первые ЭВМ с устройствами внешней памяти прямого доступа - дисками, что позволило создать базы данных промышленного значения.

При разработке семейства банков данных для разных ЭВМ, разных операционных систем основной вклад сделали математики Т. Сумарокова, Л. Дудкина, В. Коссо, И. Кузнецов, Т. Шкляева и другие; при разработке и внедрении пакета прикладных программ «ПЕГАС» для создания информа­ ционно-поисковых систем - Е. Маргулис, В. Зайцев, Н. Назарова, Р. Го­ луб, С. Винницкая, В. Вахабов и другие разработчики ОМО и ИПС. Ориги­ нальные разработки выполнила лаборатория Г. И. Васиной: транслятор с

ВСПОМИНАЮТ ВЕТЕРАНЫ

языка КОБОЛ и комплекс автоматизации экономических задач с ис­ пользованием языка высокого уровня - языка отношений. Для малых ЭВМ и включения их в сеть был разработан лабораторией К. О. Барминского комплекс программ.

Все разработанные пакеты были документированы, сданы предста­ вительным комиссиям, некоторые отмечались медалями ВДНХ и пре­ мией Совета Министров СССР.

В 70-80 годы XX века быстро менялись поколения вычислительных машин. Мы прошли через семейства ЭВМ «Урал», далее - «Минск», затем группа ЭВМ типа АСВТ, ЕС, малые ЭВМ различных типов, и, наконец, появились персональные компьютеры. Последние резко расширили возмож­ ности проектирования информационных и автоматизированных систем, совершили подлинную революцию в прикладном и системном програм­ мировании. Они сразу снабжались мощными операционными системами с совершенными методами доступа, имели скорость, объемы оперативной и внешней памяти на несколько порядков выше прежних ЭВМ, не говоря уже о малых размерах, потреблении энергии и высокой надежности.

Математики НИИУМСа быстро освоили новые современные компью­ теры, потому что были подготовлены к этой идеологии всей предыдущей работой, методами автоматизации разработок, которые широко использо­ вались в институте. В этом, пожалуй, самый главный итог многолетней истории становления и развития коллектива математиков НИИУМСа.

За 40 лет коренным образом изменились ЭВМ. Из экзотических гро­ моздких конструкций, занимающих сотни квадратных метров специальных машинных залов, требующих постоянного обслуживания, ремонта и на­ блюдения, работающих медленно и ненадежно, требующих тонны пер­ фокарт, километры магнитной ленты и сотни килограммов бумаги, они превратились в компактные, быстродействующие, надежные, с громадной памятью прямого доступа настольные и карманные приборы с телемонито­ рами, устройствами чтения и печати, возможностью многопрограммного использования сетевых связей, а теперь еще и сетью Интернет. Но годы работы на прежних ЭВМ, постоянные усилия программистов нашей страны, и НИИУМСа в частности, уложиться в жесткие рамки времени, памяти, внешней памяти привели к высочайшей квалификации наших програм­ мистов, которые и теперь ценятся во всем мире. Многие программисты, прошедшие школу НИИУМСа, сейчас успешно работают в крупных со­ временных системах в России и в других странах ближнего и дальнего зарубежья.

Одной из главных особенностей коллектива математиков НИИУМСа были теплые, товарищеские отношения всех сотрудников, от начальника отделения до инженеров и техников. Мы были вместе и на работе, и в самодеятельности, и на демонстрациях, и на уборке картофеля, и на сено­ косе, в праздники и будни. Мы вместе отмечаем юбилеи, и, к сожалению, вместе провожаем преждевременно ушедших коллег: помним Людмилу Васильевну Кобяк, Любовь Викторовну Дудкину, Татьяну Николаевну Батракову.

Сорок лет - это целая жизнь. Мы уверены, что она не прошла даром: то, что было заложено в коллективе математиков института, продолжается, развивается и повторится в новых поколениях, в наших детях и внуках.

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

V

«специфическое» мастерство, в чем-то граничащее с искусством. Заключа­ лось оно в умении «правильно» установить перфокарты в приемный карман «вводилки» - устройства ввода с перфокарт (УВВК). В связи с тем, что основ­ ные массивы данных на ЭВМ «Урал-116» вводились именно с УВВК (ввод с перфоленты составлял не более 2-3%), то от этого действительно много зави­ село. При «неправильной» установке (почему именно эта установка была неправильной, по-моему, до сих пор незнает никто) происходило замятие карт,

влучшем случае их нужно было установить заново, начиная с замятой карты,

авхудшем случае одна илидаже несколько карт оказывались порванными, и требовалось их заново набить. Замятие перфокарт было довольно частым явлением, и иногда из-за этого чуть ли не парализовывалась работа всего вычислительного центра. Интересные конфликты возникали при этом между математиками и техническим персоналом. Первые кричали, что машина не работает, а вторые обвиняли их в «неумении ставить карты». В вычислитель­ ном центре были признанные специалисты по установке перфокарт, и одним из лучших был, если не ошибаюсь, В. В. Горст, в то время старший инженер, ответственный именно за УВВК. Взяв колоду перфокарт в руки и установив ее на специальную подставку, он так мастерски «причесывал» их, что в 7580%случаев они проскакивали без всякой заминки. «Крыть» в таких случаях программистам было нечем, и они нехотя, иногда с ворчанием, отставали. Если же, несмотря на «прическу», карты все-таки заминались, то вина вроде бы перекладывалась на вычислительный центр, на что программисты с удо­ вольствием указывали. Мы, однако, не любили признавать свою вину и ста­ рались доказать, что причина в чем-то другом, а не в плохой работе устрой­ ства. Зачастую это удавалось, так как «замявшаяся» карта оказывалась на­ столько истрепанной, что при всем желании невозможно было обвинить «вводилку», не желавшую эту карту принимать.

Особо хотелось бы рассказать о процедуре поиска неисправностей и ремонта ЭВМ. Мы с братом работали на машине «Урал-116» всего один год, поэтому кроме АЦПУ нам приходилось заниматься ремонтом только лентопротяжных механизмов (ЛПМ), о которых будет отдельный разговор. Самая ответственная ситуация возникала тогда, когда из строя выходил либо «центр», либо «куб памяти». В обоих случаях соби­ рался «мозговой центр» ВЦ в составе начальника машины В. А. Труби­ на, ведущего инженера В. И. Чернышева, старших инженеров С. С. Кпимовицкого (именно он отвечал за работу центра) и В. В. Горста. Во втором случае к ним присоединялась специалист по памяти Е. С. Кручинина. На столах раскладывались функциональные схемы, открывались задние стенки, чтобы обеспечить доступ к контактам ячеек, настраивал­ ся осциллограф (в ВЦ, кроме обычных советских осциллографов, было два импортных Duoskop, к которым относились особенно бережно, пото­ му что они существенно превосходили отечественные по своим пара­ метрам). С. С. Климовицкий садился за пульт инженера и после про­ гона соответствующего теста пытался создать «упрощенную модель» ситуации, другими словами, зациклить часть программы, при кото­ рой неисправность проявлялась бы. После этого шло обсуждение. Самуил Саулович обычно рассказывал алгоритм обработки данных, реализуемый командой (иногда речь шла о группе команд, тогда дела­ лись необходимые уточнения), так как в деталях, кроме него, этого

ВСПОМИНАЮТ ВЕТЕРАНЫ

-117-

никто не знал. Намечался план поиска, находилась нужная функциональ­ ная схема, настраивался осциллограф. После определения первого «по­ дозреваемого» элемента кто-то из инженеров (только не Сема - С. С. Климовицкий) искал нужную ножку ячейки на панели и зацеплялся за нее «лучом» осциллографа. Впервые услышал я слово «засинхронизируйся» и далеко не сразу понял, что это такое и как это сделать. А сделать это порой было действительно непросто, так как, с одной стороны, ка­ чество приборов было не самым высоким, с другой же стороны, иско­ мые сигналы (или сигналы, используемые для синхронизации) могли быть весьма слабыми или нестабильными. Поиск неисправности мог длиться от получаса до нескольких дней, в зависимости от сложности ситуации (факторов, определяющих сложность, было достаточно мно­ го). Один или два раза на моей памяти выходил из строя куб памяти, машина в этих случаях простаивала несколько дней, при этом приходи­ лось разбирать его и производить чуть ли ни ювелирную работу.

1970 год. Пришло известие о том, что НИИУМСу выделена новая ЭВМ из самых последних разработок. Даже название у нее было нео­ бычным - АСВТ М2000, что расшифровывалось как агрегатная систе­ ма вычислительной техники. Разговоров было «выше головы». В то вре­ мя в институте уже были установлены две ЭВМ: «Урал-116», стоявшая на третьем этаже первого лабораторного корпуса и занимавшая сдво­ енную комнату площадью 72 м2, и «Минск-22», стоявшая в нынешнем демонстрационном зале УКД на 2 этаже. Естественно, ЭВМ тех времен очень сильно отличались от современных, так, например, «Уралочке» было очень тесно на 72 м2, и в жаркие летние дни комната так нагрева­ лась, что машина начинала «сбоить».

АСВТ была по своему исполнению ЭВМ 2-го поколения, то есть пост­ роенная на полупроводниковых элементах: транзисторах, диодах, резисто­ рах и т. п. Однако, по архитектуре и системным параметрам ее можно было отнести уже к 3-му поколению, поскольку идеология ее построения была взята (позаимствована) у американской фирмы IBM, причем мы, естествен­ но, не можем гарантировать, что было получено согласие фирмы на по­ добное «заимствование».

Подготовка к приему новейшей техники началась с определения по­ мещения и комплектования обслуживающего персонала. Для своего раз­ мещения АСВТ требовала не менее 200 кв. м площади и, кроме того, специального машинного зала, оборудованного кондиционерами и фальшполом для прокладки кабелей. Было решено поместить ее рядом с «Минск-22», которая занимала в большом зале (230 м2) кусочек не бо­ лее 50-ти метров, оборудовав в нем для этой цели фальшпол.

Поскольку имеющиеся в то время ЭВМ «Урал» и «Минск» были абсо­ лютно непохожими по своему исполнению и построению узлов, то было необходимо содержать две бригады инженеров-электронщиков для их по­ вседневного технического обслуживания и проведения профилактических и ремонтных работ. Вновь получаемая машина еще более отличалась от них, даже по своей архитектуре. И это требовало укомплектования осо­ бой бригады инженеров и программистов и их специального обучения. На­ чальником машины был определен ведущий инженер Владимир Черны­ шев, возглавлявший до этого бригаду «Урал-11б». Бригаду «Минска»

-118- НАУКА УПРАВЛЯТЬ

возглавлял в то время Володя Трубин, а вот с «Уралом» возникла проблема. Естественно, что все инженеры хотели работать с новой машиной, и, при условии выполнения их желаний, «Урал» оставался бесхозным. Практичес­ китогда можно было (после определения начальника АСВТ) выбирать толь­ ко из двух специалистов: Валентина Горста и Самуила Климовицкого (ав­ торы этих строк были в то время еще совсем молодыми инженерами и не имели даже законченного высшего образования). Так как Климовицкий к тому времени все больше и больше склонялся к программированию, а с прибытием АСВТ уже самым серьезным образом вставал вопрос о систем­ ном программировании, то выбор остановился на Горсте. Для Валентина Викторовича такое решение не было радостным, хотя это давало ему повы­ шение вдолжности и значительное по тогдашним меркам увеличение оклада.

В те времена для получения новой ЭВМ было необходимо иметь штат специалистов-электронщиков, прошедших обучение на специальных кур­ сах, как правило, при заводе-изготовителе. Этот завод находился на Укра­ ине в городе Северодонецке Ворошиловградской (ныне Луганской) облас­ ти. Курсы имели продолжительность от двух до четырех месяцев, в зависи­ мости от сложности устройства. Поскольку тогда существовали правила, по которым в командировке можно было находиться не более одного месяца (иначе не выплачивались суточные - 2 руб. 60 коп. в день), то и на курсах всех типов это было учтено. Четыре недели занятий, затем одна неделя - перерыв, чтобы все слушатели из разных мест, в том числе и очень далеких, съездилидомой, выписали новую командировку и вернулись обратно. Деньги были «казенными», и их никто не считал. Перелет группы из 10 человек по маршруту Северодонецк-Москва-Пермь и обратно никого не смущал. За время курсов это делалось до трех раз. А ведь Пермь еще не самый дальний (от Северодонецка) пункт России!

Бригада была сформирована, срочно набраны новые инженеры, и в июне мы вылетели к месту назначения во главе с начальником вычисли­ тельного центра Василием Ивановичем Поповым. Причем в эту первую командировку поехали и Чернышев, который дней через 10-15 должен был вернуться в Пермь по личным обстоятельствам, и Горст, который хо­ тел тоже получить хоть некоторое практическое представление о новой ЭВМ. «Урал» остался под присмотром Володи Трубина, который хорошо знал его устройство. В первую командировку поехали также С. С Климо­ вицкий, Е. С. Кручинина-специалист по оперативной памяти, В. С. Вшив­ ков - эл. механик, Г. Струкова - по устройствам связи, авторы этих строк - по накопителям на магнитных лентах, а также вновь принятые М. С. Ко­ ролев - сразу на центральные устройства и В. В. Ховрин - эл. механик. Итого 11 человек.

Приехав в Северодонецк, мы с большим трудом попали в гостиницу, потому что тогда без брони устроиться было очень сложно. Кроме того, гостиницы неохотно предоставляли места на длительные сроки. Поэтому нас предупредили, что мы должны будем максимум в течение недели под­ ыскать себе частное жилье. Этот «бизнес» считался тогда допустимым, даже существовало соответствующее государственное бюро по расселению, так что проблема была в принципе решаемая. Основным недостатком было то, что все мы оказались раскиданы по разным местам, а город достаточно протяженный.

ВСПОМИНАЮТ ВЕТЕРАНЫ

' J ) _ . -4 9 ......

 

4у-/

Первая хозяйка, к которой попали авторы этих строк, оказалась весь­ ма своеобразной. Она сразу же заявила, что жильцы не должны пользо­ ваться ванной и холодильником, потому что, дескать, это «ее личные» (как мы позже назвали - персональные) ванна и холодильник. Такса за жилье была определенная - 70 коп. с человека в день. Это было не так уж и мало. Поэтому мы постарались при первой же возможности поки­ нуть квартиру с «пер-ванной». Хотя новая квартира была на окраине, ее хозяйка оказалась очень душевным и порядочным человеком, и мы про­ жили у нее почти три месяца с недельными перерывами на переоформле­ ние командировки. К тому же рядом было озеро, а дни стояли жаркие, практически ни облачка на небе. Занятия начинались, в основном, после 11 часов, а иногда и после обеда, так что с утра пропадали на озере.

Первые занятия были для всего потока: общее устройство ЭВМ, структура элементов, система электропитания и т. п. Затем уже проис­ ходило разделение по группам в соответствии с типом изучаемого уст­ ройства. И вот здесь нам несколько не повезло. Дело в том, что занятия включали в себя как теоретическую часть, так и практическую подго­ товку непосредственно на заводе. А устройства, на которые мы были определены - магнитные ленты - изготовлялись не в Северодонецке, а в Киеве на заводе ВУМ. Поэтому курсы для нас ограничивались одной лишь теорией. На ЭВМ тех времен магнитная лента была основным и фактически единственным внешним запоминающим устройством, поэто­ му накопители на магнитной ленте (НМЛ) были практически столь же важны, как и центральный процессор или оперативная память. При вы­ ходе НМЛ из строя ЭВМ становилась неработоспособной.

В результате невезение обернулось обратной стороной. Было принято решение командировать нас в Киев для прохождения практики непосред­ ственно на заводе, что нас несказанно обрадовало. Приехав в Киев, мы, что называется, ринулись на завод. Вот тут-то и возникли проблемы, которые в настоящее время весьма трудно поддаются пониманию. Оказалось, что мы-представители заказчика, то есть покупателя, который платит деньги, никому на заводе не нужны. Завод был военным, с особым режимом и пропускной системой, и нас начали «гонять по инстанциям». Мы самым добросовестным образом являлись с утра и занимали очередь в очередной кабинет. Нас, как говорится, «выставляли в дверь», а мы «лезли в окно». Учитывая, что мы близнецы и «чуть-чуть» похожи один на другого, мы очень быстро примелькались, и, несмотря на нашу настырность, вызывали больше симпатии, чем антипатии, но вот решить проблему никто так и не мог. Таким образом, мы потеряли около недели. Неизвестно, чем бы все это закончилось, но тут на заводе произошло одно событие, которое по­ могло нам. Необходимо было сдать в эксплуатацию какое-то устройство, или малую ЭВМ, и в соответствии с этим была создана государственная комиссия. От НИИУМСа, как одной из ведущих организаций в области вычислительной техники, в нее был включен В. И. Попов. Будучи пред­ ставителем принимающей стороны, Василий Иванович переговорил с глав­ ным инженером завода, тоже членом комиссии, но сдающей стороной, и на следующий день мы прошли таки на завод.

Эта стажировка в течение двух недель дала нам даже больше, чем почти трехмесячное пребывание в Северодонецке, где курсы были орга-

Соседние файлы в папке книги